Эссе Мой класс Мысли и чувства о работе

 Эссе "Мой класс" было написано на конкурс "Самый классный, классный" и заняло первое место. В нем были высказаны мои чувства, рассказано о моих успехах как классного руководителя. У меня было три выпуска, очень разных, но каждый запомнился чем-то своим. О каждом я вспоминаю в отдельности. Ведь каждый класс - это что-то особенное, незабываемое. Ошибки при работе с первым классом стали опытом в дальнейшей работе с детьми. Они разные, а значит и подходы, и методы надо подбирать другие. Главное, чт...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Ребенок может научить взрослого трем вещам:

радоваться без всякой причины,

всегда находить себе занятие

и настаивать на своем.»

Паоло Коэльо

Мой класс… Когда я начинаю размышлять на эту тему, в памяти всплывают мои ребята, с которыми мы вместе шли по школьной жизни до выпускного вечера. Не один класс, а три. Три выпуска. Каждый - по-своему особенный и запоминающийся.

Мой класс… Мой первый класс был мне знаком с начальной школы. Они пришли в первый класс, а я начала свою педагогическую деятельность. Вместе с ними и их заслуженным учителем я провела две недели в доме отдыха «Валентиновка». Уже тогда я почувствовала, что они мои, с ними будет интересно, хотя и не совсем просто. Семь лет пролетели быстро. Именно с ними я училась тому, что не может дать ни одно высшее образование. Совместные походы, участие в школьных соревнованиях сплачивали коллектив сильнее всяких бесед. Им пришлось ждать меня, когда я решила стать мамой. Встреча после расставания была настолько теплой и радостной, что было ясно, оставшиеся три года мы будем идти плечом к плечу. Они взрослели, и вместе с ними росла я. Влюбленность девочек, упрямство мальчиков мешало учебе, но вместе мы смогли все преодолеть.

Они многому научили меня. И главный из этих уроков - стараться быть с ними на равных, не возносить себя только потому, что я - учитель. Мы все решали вместе, советовались друг с другом, защищали друг друга. Вот это стало основным правилом на все последующие годы классного руководства. Писатель и педагог Януш Корчак очень точно сказал: «Вы говорите: «Дети меня утомляют». Вы правы. Вы поясняете: «Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься». Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.»
Мой класс… Мой второй выпуск. На школьной линейке 2002года я старательно вглядывалась в лица пятиклашек, а они с интересом посматривали на меня. Да, с ними тоже было не совсем просто. Но спасибо моим «первенцам», они научили меня искать и находить подход к ребятам. В классе были свои отличники, которые с достоинством участвовали в школьных и районных олимпиадах. Были палочки-выручалочки, на которых можно было опереться, которые принимали активное участие в школьной жизни. Добрые традиции есть в каждой семье, и на одном из первых классных часов мы решили, что они будут и у нас. Поздравить именинника, преподнести интересный подарок, стать самым сильным классом в школе, не пропустить ни одного мероприятие -это была наша жизнь. Огромное спасибо моим надежным единомышленникам: первая учительница ребят и большая часть их родителей оказали неоценимую помощь. Такое бывает редко, но мне повезло. Все 7 лет родительский актив был рядом. Мы работали единым коллективом, радуясь успехам и преодолевая трудности. Когда был налажен контакт, между нами установились отношения взаимопонимания и поддержки, ребята начали проявлять себя с разных сторон, часто приятно удивляя.

Конечно, у нас не раз возникали проблемы и сложности, но они как-то быстро затухали в общем потоке интересной жизни. Решая все школьные вопросы сообща, ребята быстро определились на своих местах в классном коллективе, и я почти всегда знала, кто мне поможет в том или ином деле. 7 лет жизни этот мой выпуск держал меня в боевой форме и не давал скучать.

Ребята откликались на любое предложение. Занимались уборкой территории, посадками, И обязательным было участие в митингах и возложении венков в День Победы. Совместные мероприятия с родителями помогали детям посмотреть на близких с другой стороны. Игра «Звездный час», проведенная по всем правилам телевизионной программы, заставила ребят увидеть, что их родители необычные люди, они умеют бороться и умеют сопереживать. Встречаясь с этими ребятами сейчас, я вижу в их глазах благодарность за уроки доброты и взаимопонимания.

Мой класс… С ребятами из третьего моего выпуска я была знакома с первого класса. Если честно, после второго выпуска мне хотелось взять небольшую передышку, поэтому эти ребята мне достались в шестом классе. С этими мальчишками и девчонками мне предстояло прожить маленькую жизнь длиной в 4 года. В первый год было нелегко. Во-первых, потому что среди моих подопечных было немало сложных ребят, к каждому из которых нужно было подобрать свой ключик; во-вторых, успеваемость отдельных ребят вызывала сильное беспокойство. Сумела ли я все исправить? Нет. Это только в фильмах отрицательный герой на двадцатой минуте осознает свои ошибки и становится положительным. Конечно, проблемы у нас были не только в начале пути. Случались и драки, и непонимание, и слезы из-за прозвищ, и сложности первой влюбленности, и прогулы, и конфликты. И я часто задаюсь вопросом: все ли правильно я делаю?

Я решила провести серьезный классный час, прочитать мораль, привести жизненные примеры. Но получился разговор «по душам». Появилась возможность высказаться и выслушать. К счастью, ребята услышали и друг друга, и нас - взрослых. Класс попытался справиться с проблемой. Я вижу, что они стараются, и радуюсь самым маленьким успехам. Мальчики перестали «огрызаться» на замечания девочек, мальчики стараются учиться, мальчики стали следить за своим внешним видом. На первый взгляд, это нюансы, но для меня это были маленькие, но уверенные шажки. И еще один момент в нашей школьной работе смущает меня. Мои ребята - очень активные по жизни, никогда не откажут в помощи пожилым людям, участники всех трудовых процессов в школе и поселке, но не всегда желают включаться в школьную жизнь. Возможно, они чувствуют себя самодостаточными в своем небольшом коллективе, и для них это важнее. Над этой проблемой я продолжаю работать и сейчас.

Их беда, как мне кажется, в том, что им не хватает полноценного общения. Что я имею в виду?.. Будучи детьми своего времени, девятиклассники много времени проводят за компьютером, «зависают» на сайтах, в контактах. Чтение книг, размышление о важном в жизни, об истинных ценностях - это не является главным в их юношеском существовании, в общении между собой. Я им часто говорю: «Ребята, мне вас искренне жаль! Вы сейчас теряете больше, чем можете и должны приобретать!» Они не всегда понимают меня, но задумываются над моими словами. А на классных часах я им часто предлагаю: «Давайте просто поговорим». И мы говорим. Говорим обо всем: учебе, проблемах старшего и младшего поколения, особенностях отношений между юношей и девушкой, об ответственности в жизни, или просто о моде, о фильмах и о ценности шпаргалок в школьной жизни. По-моему, это и есть доказательство нехватки нормального полноценного общения. Но я уверена, что наше общение поможет моим ребятам заполнить этот пробел и взглянуть на мир другими глазами.

«Неужели дело воспитания так легко, что стоит только принять на себя звание воспитателя, чтобы постигнуть это дело во всей его полноте?» -на такой вопрос пытался дать ответ великий русский педагог К.Ушинский.

С этим своим классом я живу общей жизнью. Не только советую, помогаю, направляю. Я вместе с ними создаю жизнь класса, выполняю часть общего дела: сажаю деревья, выступаю на сцене, «болею» до хрипоты на соревнованиях. Ребятам это нравится, они чувствуют интерес к себе и это им помогает. Трудный 6-й класс остался позади, а усилия того периода принесли пусть небольшие, но свои плоды. Проблемы не могут уйти разом и навсегда. Но когда в классе есть такие помощницы, как Даша и Рита, с трудностями можно бороться. Мои девочки, красавицы и умницы, во всем мне помогают, участвуют в краеведческих чтениях, в различных областных и районных конкурсах и олимпиадах. Рита заняла призовое место в областном конкурсе сочинений «Дружба народов», в районном конкурсе, проводимом налоговой инспекцией. Даша - лидер нашего класса, тот паровозик, который тянет за собой остальных. Она активная участница различных конкурсов, постоянно в курсе всех школьных дел и новостей. Саша, который не любит учиться, отлынивает от обязанностей, но как он может высказать свое мнение на уроке литературы, как умеет схватывать сказанное учителем на занятиях. Петя - наш молчун, из него не вытянуть слова, но если он пошутит, класс помнит долго. Учеба не его конек, но он надежный мальчик, если его попросишь помочь, можно быть уверенным, что он обязательно сделает. Алексей - задиристый ежик, с непростой судьбой. Его воспитывает бабушка, хотя рядом живет мама. К нему нужен свой ключик. Пусть учебные дисциплины даются ему с трудом, но когда что-то просишь и делаешь вместе с ним, то это совершенно другой человек. Порой ему не хватает внимания со стороны родных, поэтому я стараюсь почаще интересоваться его делами и элементарно хвалить за успехи. Данила, который кажется, на первый взгляд, легкомысленным и ленивым. Но поговоришь с ним об учебе, о домашних делах и понимаешь, что это напускное, юношеский максимализм. Он не любит ставить перед собой цель, но когда у него что-то получается, то этим я незамедлительно пользуюсь, показывая, что ему под силу достичь успеха.

Именно с третьим выпуском я в полной мере осознала и трудности, и радости того, что значит быть классным руководителем.

Мне кажется, что каждый из нас, учителей, вспоминая своих учеников, задает себе вопрос: не напрасны ли были все мои усилия? Часто задаю себе этот вопрос и я. На мой взгляд, не напрасны. Большинство из моих ребят нашли свое место в жизни, состоялись как личности. Очень греет душу, когда раздается телефонный звонок и слышишь знакомый голос ученика: «Здравствуйте, Арина Ихтияровна. Как дела? Как ваши новые подопечные?»

Хочется верить, что и этот выпуск, покинув школьные стены, не забудет взять с собой весь багаж знаний.

Любовь и мудрость, профессионализм и творчество, улыбка и хорошее настроение - кредо воспитательной работы любого учителя, который стал или станет классным руководителем.

© 2010-2022