Программа внеурочной деятельности Крым - моя родина (5 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД № 15»

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

«Рассмотрено» «Утверждено»
на заседании Директор МБОУ СОШДС № 15
педагогического совета ____________ И.В. Потемкина
МБОУ СОШДС № 15 Приказ №____ от «___»_____2015 г..
Протокол №____от «____»_______2015г.

«Согласовано»
зам. директора по УВР
__________ В.В. Мясников
« ___ » _______ 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по духовно-нравственному направлению

« Крым - моя Родина»

для 5 классов

на 2015 - 2016уч. год





Составители:
Стукан О. А., Минакова С.В.,
Ногавицина О.С., Онуфриева О.А.









Симферополь

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочного курса «Крым - моя Родина» создана в соответствии ФГОС ООО.

Курс введен в часть базисного образовательного плана для учащихся пятого класса, реализуемого МБОУ СОШДС №15 г. Симферополя, в рамках внеурочной деятельности духовно-нравственного направления (1 час в неделю).

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года N 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года N 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный No 19993.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • Обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;

  • ориентация образовательного процесса на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;

  • формированием общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;

  • формированием Я-концепции, включающей культурную и этническую самоиндентификацию.

Цель программы: привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества на основе изучения истории и культуры родного края.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:

- изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, своего народа;
- формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
- воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье, родному краю, интереса к прошлому и настоящему родного края;
- развитие бережного отношения к своему краю (достопримечательности, культура, природа);
- формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;
- обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
- освоение историко-обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, города, рода);
- умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу);
- развитие воображения как основы для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;
- формирование культуры общения и поведения в социуме;
- воспитание положительной привычки учащихся пятых классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
- воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;

- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, происходит прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Виды личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, инсценированные представления, экскурсии, краеведческие викторины, ребусы, кроссворды, сканворды, создание презентаций, видеороликов, оформление фотоальбомов, создание видеофильмов. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Предлагаемый внеурочный курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
- доступность: содержание внеурочного курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Знакомство с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
- наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
- научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, площадей, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
- интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
- краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.
- фольклористика: внеурочный курс включает в себя различные направления народного творчества.
- уникальность: наш край по - своему уникален - историческая планировка города, застройка, сетка улиц, ансамблей, природный ландшафт и памятные исторические места.
- экологизация: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.

При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения:

- тематические праздники;
- художественное творчество учащихся;
- экскурсии и походы по родному краю;
- устные журналы, беседы;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- походы;
- участие в конкурсах по краеведению;
- встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий;
- музейные уроки.

Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач - развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

Настоящая программа рассчитана на 1 год занятий, объем занятий -34 ч. Программа предполагает как проведение внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю), так и возможность организовать занятия крупными блоками.



п/п

Содержание учебного

материала

Требования к уровню

подготовки учащихся


План

Факт

1

Вводный урок. Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой программы.

Формы и методы самостоятельной, в т. ч. исследовательской, работы учащихся


Знать цели, задачи и структуру программы, формы и методы самостоятельной, в т. ч. исследовательской, работы





Раздел I. «Географическая среда» (5 часов)


2



3

Топонимика - наука о географиче-ских названиях. Происхождение то-понимов. Историческая ценность топонимов. Как изменяются геогра-фические названия.

Топонимы Крыма и моего региона. Роль географических названий в практической жизни.

Знать не менее 10 топонимов своего региона. Уметь рассказать об их происхождении и привести при-меры топонимов, связанных с историей разных этносов Крыма.



4-5

Поискова-исследовательской деятельность.

Методика (алгоритм) проведения

исследовательской работы по изучению топонимики ближайших окрестностей.

Уметь презентовать обзор топо-

нимики своего населенного пун-

кта или района, или провести

топонимическую экскурсию, или

написать заметку в газету, или

сделать сообщение на данную

тему.



6

Презентация проекта.






Раздел II. «История» (9 часов)


7

История Крыма в названиях моего региона.

О чем говорят наши имена и фамилии. История моей семьи в истории Крыма и моего региона.

Для чего нужно знать историю своего этноса, рода, семьи.

Знать историю своей семьи. Рас-

сказывать семейные предания о

происхождении фамилии и име-

ни. Уметь объяснить, для чего

нужно знать историю своего этноса, рода, семьи.



8

Наука генеалогия. Мое родословное древо.

Что можно передать по наследству

Знать, что изучает наука генеало-

гия. Знать, уметь составить и пре-

зентовать свое родословное де-

рево. Характеризовать свою

роль и обязанности в семье.

Выказывать уважение к семье,

роду, родственникам.



9

«Азбука родства». Понятия «род»,

«фамилия», «семья», «родные»,

«двоюродные». Иерархия семей-

ных связей: 1-я и 2-я степени

родства.

Характеризовать иерархию се-

мейных связей. Называть на род-

ном языке термины 1-й и 2-й сте-

пеней родства



10

Что значит мое имя. Имена моих

друзей

Знать толкование своего имени и

имен своих друзей. Иметь пред-

ставление о традициях имянаре-

чения и об обрядах приобщения к религии у этносов Крыма.



11- 12

Методика (алгоритм) проведения

исследовательской работы по

созданию истории своей семьи,

составлению и презентации

своей родословной и сбору мате-

риалов по терминологии родства

1-2-й степеней.

Составлять план работы над проектом.

Сделать мини-альбом или составить мини-летопись «История моего рода (фамилии)», «Я и мои родственники», «История моей семьи в истории моего города» и

др. Уметь рассказать о своей семье, сделать рисунок «Семейное древо». Уметь презентовать термины родства 1-2-й степеней на своем языке и «языке соседа».



13

Презентация проектов.

Уметь с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



14 -15

Наука геральдика. Гербы наших населенных пунктов и регионов.

Фамильные гербы. Тамга - знак

принадлежности к определенному роду.

Придумаем герб своей семьи,

класса, школы.

Знать, что изучает геральдика.

Иметь представление о символике изображений, цвета и формы герба. Знать значение слова «тамга» и уметь приводить примеры крымских тамг. Знать герб своего

населенного пункта, уметь придумывать гербы своей семьи, класса или школы и истолковывать их.





Раздел III. «Традиционная и современная культура» (7 часов)


16

Музыка в жизни людей. Балканские и восточные музыкальные инструменты. Инструменты славянского оркестра.

Оркестр народных инструментов

Крыма. Ансамбли и оркестры

народной музыки в Крыму.

Знать 5-6 названий музыкальных

инструментов народов Крыма и

уметь их описать. Уметь различать

музыкальные инструменты сла-вянского и балканского народных

оркестров. Иметь представление о

современных ансамблях и оркест-

рах народной музыки в Крыму.



17

Музыкальный фольклор Крыма.

Певцы-сказители на крымской

земле (ашуги, акыны и др.).


Знать стихи, песни, легенды,

предания разных этносов, насе-

ляющих полуостров, о Крыме и о

своем регионе.



18

Как появилась игра. Почему играют люди. Подвижные игры народов Крыма. Игры моего двора, моей улицы, моих друзей.

Уметь вырабатывать правила

игры. Знать 3-4 подвижные игры

народов Крыма



19

20

Театральное искусство. Театры Крыма.

Культпоход в театр.

Знать о театрах Крыма. Участие деятелей культуры Крыма в ВОВ



21

Государственные праздники Крыма.

Знать государственные праздники Крыма, осознавать их роль в формировании гражданской позиции.



22

Экскурсия в этнографический музей Симферополя.





Раздел IV. «Язык соседа» (4 часа)


23

Родной язык. Языки моих друзей

и соседей. Роль родного языка и

языка общения

Знать, что такое родной язык и

язык общения. Иметь представле-

ние об их роли и значении в жизни

конкретного человека, общины и

общества. Бережно и уважительно

относиться к языкам своих соседей.



24

Наш друг - словарь. Как пишутся

словари. Какие бывают словари.

Словари языков и диалектов этносов Крыма

Уметь работать со словарем. Раз-

личать типы словарей. Понимать

роль словарей в сохранении куль-

турного и духовного наследия

малочисленных этносов Крыма.



25

Наука ономастика. Традиционные имена в фольклоре народов Крыма.

Иметь представление о том, что

изучает ономастика, называть

старинные и современные имена

жителей Крыма.



26

«Словарик дружбы»: этикетная лексика, терминология 1-й степени родства, лексика, связанная с дружбой и соседством, этикетные

обращения к незнакомым людям разного пола и возраста. Элементарные диалоги.

Знать не менее 20 слов и выра-

жений на 2-3 языках, уметь их

использовать в общении со

взрослыми и сверстниками.





Раздел V. «Аксиология» (3 часа)


27

Что такое ценности. Семейные ценности.

Иметь представление о том, что

такое семейные ценности. Уметь

приводить примеры ценностей

собственной семьи.



28

Взаимоотношения в семье. Отношение к родителям. Взаимоотношения с близкими и дальними родственниками

Иметь представление о том, что

такое семейные ценности. Уметь

приводить примеры ценностей

собственной семьи.




29

Взаимоотношения поколений и полов в разных культурах. Отношение к старшим. Отношение к младшим. Отношение к сверстникам.

Приводить примеры позитивного

и негативного отношения к стар-

шим, младшим, сверстникам, к

представителям противополож-

ного пола и уметь их характери-

зовать и оценивать. Понимать

важность уважительного отноше-

ния к опыту старших, заботливо-

го и ответственного отношения к

младшим, дружественного отно-

шения к сверстникам. Уметь

выделять и характеризовать цен-

ности своих сверстников.




Раздел VI. «Конфликтология» (3 часа)


30

Осознание уникальности своего этноса и себя как представителя своего народа. Групповое взаимодействие. Ответственность каждого за конфликтные ситуации.

Уметь презентовать свой народ и себя как представителя своего

народа. Владеть навыками группового взаимодействия. Понимать ответственность каждого за конфликтные ситуации.




31

Что такое конфликт. Его позитивные и негативные стороны и возможность его разрешения ненасильственным путем. Какие бывают конфликты. Как распознавать

конфликты и предупреждать их.

Иметь представление о том, что

такое конфликт, приводить при-

меры конфликтной ситуации, ее

позитивные и негативные сторо-

ны. Уметь распознавать возник-

новение конфликтной ситуации.




32

Развитие навыков группового взаимодействия. Развитие навыков самопрезентации. Речевые игры по практике эффективного общения.

Знать о возможности предупреж-

дения конфликта или разреше-

ния его ненасильственным путем

Уметь презентовать себя, свой

класс, свою школу, свою семью.

Уметь организовать обсуждение

проблемы, игру, общее дело.




33-34

Итоговые занятия.




Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.



Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: о правилах продуктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений в общении с другими людьми, стремление к коллективной творческой деятельности.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: приобретение опыта участия в социально-экономических проектах, опыта действий «командой» в преодолении конкурсных испытаний, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей, влияний (последствий) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. У учеников сформируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

Литература:

  1. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Работаем по программам «Программы внеурочной деятельности»: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение», 2011.- 87 с.

13


© 2010-2022