Статья из опыта работы на тему Духовно-нравственное воспитание

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание условий для формирования базовых национальных ценностей(из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№50»Курска Лыковой Л.Г.)

Все старые, разбитые скрижали вокруг,

А также новые, наполовину исписанные …

Когда же настанет мой час?

Фридрих Ницше. «Так говорил Заратустра»

Система школьного обучения переживает сегодня период модернизации, что даёт возможность реализации авторского подхода в формировании базовых национальных ценностей. Известно, что культурные ценности «не изнашиваются», не стареют, и я считаю, что задача учителя - вместе со своими учениками «совершить первое путешествие к культурным ценностям родной страны». Нам суждено жить и работать на Курской земле , здесь нести добро, добру служить…

Благодатная Курская земля - это щедрый кладезь духовности, несущий из недр своих нравственные ценности современному человеку. Здесь живут потомки прославленных в « Слове» воинов, здесь, на Курской земле, батюшка Серафим Саровский впервые соприкоснулся с великой тайной Божьей милости, здесь созрело его решение встать на путь духовного подвига во имя людей. Курская земля - родина знаменитого ученика Нестора, Феодосия Печерского. Здесь, на Курской земле, была обретена икона Знамение Божьей Матери, именуемая Курская Коренная, святыня, почитаемая во всем мире. Курская земля - это поистине Живоносный источник нравственности. Как показать подрастающему поколению путь к нему? Как открыть истинные ценности, за которыми не нужно идти за тридевять земель, которые всегда рядом с нами? Как способствовать духовному саморазвитию школьника? Что нужно сделать, чтобы Курская земля стала не только биологической, но и духовной родиной для современной молодежи, родиной, способной формировать базовые национальные ценности, а значит и нравственные принципы жизни. Я предлагаю один способ, на мой счет, самый сильный, самый эффективный - это слово, его образное звучание способно разбудить зачерствевшие души, способно сформировать внутренний мир маленького человека и показать путь к переоценке системы ценностей и саморазвитию нравственных качеств личности.

На уроках русского языка использую чтение отрывков из древнерусской литературы: отрывки из «Слова о полку Игореве», из житийной литературы. К любому уроку можно взять в качестве эпиграфа слова из Жития Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия: «Се братья в одной упряжке были, одну бразду тянули, и азъ на ряду падаю, течение скончав, ты же не оставляй учение языков словенских...».Это не только завещание младшему брату, но и духовное письмо всем славянам. В канву уроков включаю исторический комментарий и этимологический анализ слов и фразеологизмов, имеющих древнерусское происхождение: потылица, разъяриться, речь - порекло- наречие, не лезь на рожон. Особое внимание школьников привлекают фразеологизмы евангельского происхождения: внести лепту, путеводная звезда, глас вопиющего в пустыне, нищие духом, не хлебом единым жив человек. В результате такой работы обучающиеся составляют индивидуальные словарики, которые используются как дополнительное средство обучения. Некоторые из них были опубликованы. Благодаря этимологическому анализу и историческому комментарию слов старославянского происхождения, чтению текстов на древнерусском языке у учащихся появилась замечательная возможность - проникнуть в святая святых происхождения русского слова, что позволяет осмыслить глубину мировоззрения наших предков. Так на уроках русского языка рождались идеи для лингвистических проектов. Лучшие из них: «Родным войти в родной язык». «Устройство древнерусской избы», «Слова древнерусского воина» были представлены на заседании научного общества обучающихся «Диалог».

Немалый интерес у учащихся вызывает двухгодичный курс «Буквица славянская», который составлен учителями русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50» в рамках программы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся 5-8-х классов. Изучение Поэтической истории азбуки с азами церковнославянской грамоты позволяет совмещать богодуховную и собственно грамматическую цель гуманитарного образования. Знакомство с происхождением и древним рисунком букв воспитывает эстетическое и морально-этическое отношение к буквам нашего алфавита; чтение отрывков из Евангельских текстов, духовных стихотворений русской классической литературы, исследование этимологических связей слов, лексических и грамматических особенностей церковнославянских и собственно русских слов - всё это способствует формированию языкового чутья, речевой культуры, поднимает уровень нравственного самосознания школьников. Окончание факультативного курса ознаменовывается Праздником славянской письменности и культуры Внеклассную работу по духовно-нравственному воспитанию начинаю с экскурсии по храмам г. Курска. Учащимся особенно интересно слышать , как их предки берегли святыни в постреволюционный период, как просили защитить от беды во время Великой Отечественной войны. По-особому ведут себя они в Знаменском соборе: ставят свечки, жертвуют на храм, пытаются разобрать старославянские буквы, а в трапезной - благодарят за «хлеб насущный». После такой экскурсии дети проявляют особый интерес к славянской культуре: пытаются писать на бересте, плести венки, находят древнерусские книги, приносят в школу рушники.

В течение нескольких лет провожу общешкольный конкурс чтецов «Славянское слово». Учащиеся читают отрывки древнерусских текстов, русскую классику, авторские произведения, духовную литературу. В составе жюри- председатель регионального отделения фонда Славянской письменности и культуры-Макарова Ольга Владимировна, наш частый гость, клирик Троицкого монастыря, отец Сергий. Он благословляет детей перед конкурсом, сам поет колядки на украинском языке. Мероприятие заканчивается совместным чаепитием, что оставляет добрый след в душе каждого участника. Победители школьного конкурса выступали на городском празднике Славянской письменности и культуры, который проходит ежегодно на Театральной площади города. Для нас это большая честь. Мы гордимся тем, что занимали призовые места в городском конкурсе «Звучащее слово».

В канун Великой седмицы в школе была организована замечательная встреча с Содружеством православной молодежи, которое выступило с проектом «Пасхальные традиции». Школьники узнали много нового о сути великого поста, о значении каждой его недели для истинного христианина. С особым вниманием смотрели учащиеся, как разливается Благодатный огонь. Эта встреча заставила подростков задуматься о том, что жить можно намного интереснее и в жизни есть не только материальные ценности.

В течение четырнадцати лет в нашей школе празднуется День славянской письменности и культуры. Это своеобразный итог работы за год детского объединения «Буквица славянская», это торжество русского слова, это праздник всех, кто любит русский язык и православную культуру. Последние два года мероприятие вышло за рамки лингвистического вечера. Благодаря сотрудничеству школы с региональным отделением Фонда славянской письменности и культуры учащиеся, родители, социальные партнеры смогли услышать древнее песнопение. В такие минуты в зале царит полная тишина. По сложившейся традиции праздник открывают первоклассники, забирая эстафету у выпускников. Маленькие филологи представляют гостей, вручают им хлеб-соль в знак духовной пищи: ведь зерно умирает, чтобы вновь возродиться. Гимн Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в исполнении школьного хора сплотил всех участников торжества в едином патриотическом порыве. На празднике презентуются лучшие исследовательские проекты, победители конкурса чтецов читают стихи. В 2009 году впервые на празднике стартовала новая акция «Скажи сквернословию НЕТ!» Все участники мероприятия получили листовки с призывом к чистой и красивой речевой деятельности. Данная акция стала ежегодной, и мы гордиться тем, что школа №50 - это территория без сквернословия!!!

«Художнику от Бога дается душа. Моя работа, как молитва, где есть исповедь перед Богом»,- эти слова принадлежат нашему земляку, знаменитому скульптору, народному художнику России, основателю Международного Фонда славянской письменности и культуры, Вячеславу Михайловичу Клыкову. Что должен чувствовать ребенок, стоящий у памятника Г.К.Жукову на Красной площади, знающий, что этот памятник выполнен его земляком. Редко кто из школьников посещал родные места великого скульптора, не знают они и того, что в Мармыжах есть церковь, построенная им с целью возрождения родного села, что здесь в алтарной части покоится душа настоящего патриота. К сожалению, Турция и Египет для многих оказываются доступнее. Мной осуществлено две поездки на родину В.М.Клыкова. Поклонный крест, крест на могиле родителей (такой же, как символ Фонда Славянской письменности и культуры - все это помогает ребятам почувствовать ту незримую нить ,связывающую воедино несколько поколений, передающую завет предков - сохранить духовное наследие славян, накопленное веками. О чем думали дети у могилы В. М. Клыкова? Трудно сказать. Наверное, это будет позже, тот эмоциональный отклик, которого мы взрослые так ждем. Ведь духовность как особое отношение к миру проистекает из осознанного убеждения в том, что в мире есть нечто высокое, чем материальные ценности. Так и возник замысел уроков памяти В.М.Клыкова, которые проводят старшеклассники для школьников среднего звена, а исследовательский проект «Воин добра и красоты», посвященный скульптору занял третье место в городской конференции .

Учащиеся нашей школы собирали средства на восстановление храма Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни, осуществлена детская паломническая миссия в Свято-Никольский монастырь города Рыльск, участвовали в городских конкурсах. Но самый главный наш итог - это участие детского объединения «Буквица славянская» во Всероссийском образовательном Форуме «СЕЛИГЕР -2009», где мы представили свой проект , основанный на изучении славянской культуры, формировании толерантности через образное звучание русского слова, изучение традиций русского народа. Проект вошёл в число тридцати лучших проектов смены «Россия для всех». Авторы проекта были приглашены в Москву на Всероссийский форум победителей «Прорыв». Конечно, особое впечатление произвела на нас встреча с Президентом России, Дмитрием Анатольевичем Медведевым. «Мы любим Россию и наша задача - сделать её ярче, щедрее», - это напутствие мы реализуем на нашей родной Курской земле, где сама природа создает условия по сути для апостольского служения в формировании и сохранении базовых национальных ценностей. В 2013 году праздник Славянской письменности и культуры «Глаголь добро» прошел несколько ярче, с участием украинской, белорусской диаспор. Запомнилась презентация русского костюма 16 века, представленная клубом исторической реконструкции «Эвалон».

В настоящее время детское объединение «Буквица славянская» работает над реализацией проекта «Мы славяне», суть которого в установлении контактов со школьниками стран славянского содружества. Хочется надеяться, что наш город с его тысячелетней культурой станет духовной родиной и для украинских, и для белорусских детей, детей из Болгарии, Сербии, «землёй оттич и дедич»... В 2013 году в сотрудничестве с Детским центром мира был создан детский миротворческий клуб «Радуга». У славянского содружества сейчас много проблем, и миротворческая деятельность как никогда актуальна Миротворцы с интересом изучают историю, культуру Сербии, в частности города - побратима Курска -Ужице. Нам дорог сербский город Ниш, ведь именно здесь в смутное время была укрыта от варварства и вандализма икона Курская Коренная. Члены клуба разрабатывали символику объединения, писали письма в Ужице, в них с любовью рассказывали о своем городе, своей школе, своих традициях. В канун дня города Курск «Радуга» принимал гостей из Сербии и Англии. Эта встреча запомнилась надолго, ведь изучение национальных ценностей другой страны помогает по - другому взглянуть на свою культуру, ценить и уважать свой язык, гордиться своей родиной. «Старая азбука» - так называлось одно из заседаний «Радуги». Многовековая славянская азбука - это общая святыня, объединяющая славянские народы. В годы Великой Отечественной войны она звала в бой и русских, и сербов, а в девяностых звучала в молитвах и сербских, и русских матерей, чьи сыновья гибли в Косово и на Северном Кавказе.

2014год - знаковый в истории нашей страны, дорогой России. Новым открытием стал для нас Крым. Трудно было сдержать эмоции детей, победивших во Всероссийском проекте «Крым детям России». Предстояло интереснейшее путешествие по земле, где проповедовал Андрей Первозванный, где зарождались азы славянского алфавита, где князь Владимир принял христианство, где полегли мужественные защитники Севастополя. Президентская программы, цель которой показать молодому поколению всю красоту огромной страны, включала в себя не только отдых и прекрасное времяпрепровождение, но и познавательные экскурсии. Участники программы познакомились с ратными подвигами жителей Севастополя, посетили Ялтинский зоопарк «Сказка». Подъем на Сапун-гору, посещение Диорамы - все это было очень интересно и незабываемо. Мои юные миротворцы побывали в Херсонесе, увидели раскопки древнегреческого города. Восторг и восхищение произвел на детей Алупкинский Воронцовский дворец, в котором бывал сам Александр Сергеевич Пушкин. Совершили несколько увлекательных морских прогулок и получили массу эмоций со знаком плюс. Музыку волн, музыку Крыма, атмосферу уюта, реальное чувство патриотизма, радость от присоединения к России, к своей исконной Родине, некий социальный мостик между Россией и Крымом, ставшим в одночасье таким близким и родным - вот, что подарила нам эта поездка.

За время своего существования члены клуба «Радуга» изменились, ибо невозможно остаться прежним, занимаясь миротворческой деятельностью. Я иногда задаю себе вопрос: а почему детский миротворческий клуб? Ведь возраст определяется моральным наполнением…


© 2010-2022