- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему
Классный час на тему
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова И.В. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Ирбитского муниципального образования
«Знаешь ли ты государственную
символику России?»
сценарий массового мероприятия -
игра «Крестики-нулики»
Технология информационно - коммуникационных технологий
Автор:
Макарова Ирина Витальевна
Учитель начальных классов,
I квалификационная категория
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
Ознакомление с важнейшими государственными символами - гербом и флагом нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. В современных программах воспитания и образования школьников говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины. Приобщение детей к Государственной символике РФ - одна из приоритетных задач.
Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, к школе, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике - флагу, гимну, гербу. Дети приходят в школу, имея различную степень подготовленности, различные уровни знаний, умений и навыков. Некоторые из них могут иметь четкие представления о том, как выглядит герб и флаг нашей Родины, зачем нужны государственные символы стране, что означают цвета российского флага, какой смысл имеют образы российского герба.Другие, напротив, только на уроке в школе впервые познакомятся с государственными символами России. Поэтому целесообразно использовать разные формы работы: уроки, игры, викторины, кроссворды, внеклассные мероприятия и.т.д. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.
Тема:Знаешь ли ты государственную символику России?
Форма: Игра «Крестики-нулики»
Класс: 3- 4 класс.
Цель: Обобщение элементарных представлений о происхождении и функциональном назначении государственных символов России.
Задачи:
-
возродить утраченный интерес к государственной символике;
-
воспитывать уважительное отношение учащихся к символам и эмблемам своего государства;
-
формировать у учащихся важнейшие духовные ценности отражающие специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, понимания ответственности за судьбу России;
-
развивать воображение и творческие способности, умение обосновывать свою точку зрения и делать вывод с изученного материала;
-
формировать у учащихся высокое чувство патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев.
Оборудование: плакаты с изображением флага, гимна и герба РФ, фото Президента России Путина В.В., карта России, флаги разных стран, мультимедийный проектор, игровое поле, карточки с заданиями.
Музыкальные клипы: «Гимн Российской Федерации»
Описание игры. Основой игры является классическая игра «Крестики-нулики». В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая - «Нулики». Каждая команда выбирает капитана, который берет на себя руководство своей командой, поддерживает дисциплину, организует работу над заданиями. Для игры используется презентация. На слайде с изображением игрового поля в клетках записаны названия конкурсов. Капитан команды «Крестики» получает право выбрать конкурс. По щелчку на выбранной клетке игрового поля открывается слайд с заданиями для данного конкурса. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее справилась с заданием. Победившая команда получает право закрепить свой знак («Х» или «О») на плакате с пустым игровым полем и выбрать следующий конкурс. В игре побеждает та команда, которой удалось поставить три своих знака в один ряд или, если ни одной из команд это не удалось, поставить на поле 5 своих знаков.
Практическая значимость: данную игру можно провести на внеклассных мероприятиях, классных часах и в качестве закрепления нового материала на уроках окружающего мира по данной теме, как учителями, так и классными руководителями, педагогами дополнительного образования.
Ход игры:
-
Вступительное слово ведущего
Ведущий. Добрый день, участники и гости нашей игры!
Сегодня мы с вами собрались, чтобы еще раз поговорить и проверить свои знания по символике России. Тема нашей игры - «Знаешь ли ты государственные символы России?», а пройдет она в форме известной игры «Крестики-нулики». Выбор именно такой темы далеко не случаен. Вы живете в России. Называлась наша страна по-разному в разные времена. Современное ее название - Российская Федерация. Как и другие государства мира, Россия имеет свои символы: герб, флаг, гимн. Вы на различных уроках уже изучали возникновение и преобразование государственных символов нашей Родины. А сегодня, в ходе игры, мы воспроизведем в памяти наши знания и выявим знатоков по символике России.
-Я вижу, что все ребята готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в символах нашего е государства, но для начала нам нужно разбиться на две команды.
(Проходит жеребьевка. Образуются две команды: «Крестики», «Нулики»)
-Каждая команда выбирает капитана, который берет на себя руководство своей командой, поддерживает дисциплину, организует работу над заданиями.
(Каждая команда выбирает капитана)
-Послушайте условия игры. На слайде с изображением игрового поля в клетках записаны названия конкурсов. Капитан команды «Крестики» или «Нулики» получает право выбрать конкурс. По щелчку на выбранной клетке игрового поля открывается слайд с заданиями для данного конкурса. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее справилась с заданием. Победившая команда получает право закрепить свой знак («Х» или «О») на плакате с пустым игровым полем и выбрать следующий конкурс. В игре побеждает та команда, которой удалось поставить три своих знака в один ряд или, если ни одной из команд это не удалось, поставить на поле 5 своих знаков.
Игровое поле.
Секретное послание
Третий лишний
Угадай
Флаг России
Кто быстрее?
Герб России
Конкурс капитанов
Подумай! Сообрази!
Найди ошибку
-
Представление команд
-
Проведение игры
Секретное послание
Каждая команда получает секретное послание. Вместо точек записать слова из гимна России.
Задание: Допиши слова из Гимна России.
Гимн России
Россия - ………… наша ……….,
Россия - …………. наша страна.
Могучая ………, …………. слава -
Твоё …………. на все ……….!
Славься, …………. наше свободное,
…………….. народов союз вековой,
Предками данная ……….. народная!
Славься, страна! Мы …………. тобой!
Ответ:
Гимн России
Музыка А. Александрова, Слова С. Михалкова
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Угадай!
Каждой команде раздаются карточки. Ученики должны сопоставить государствам свои флаги, соединив страну и флаг стрелочкой.
Задание: Сопоставь государствам свои флаги. Проведи стрелочки.
Россия
Соединенные Штаты Америки
Германия
Румыния
Литва
Китайская народная республика
Ответ:
Россия
Соединенные Штаты Америки
Германия
Румыния
Литва
Китайская народная республика
Флаг России
Каждой команде раздаются карточки с флагом России. Игроки должны раскрасить и написать значения цветов флага.
Задание: Раскрась Флаг России и напиши значение цветов.
Ответ:
Белый - цвет чистоты, невинности, веры. На флаге он обозначает божественный мир. Синий - цвет неба, воды, мира. На флаге он обозначает мир небесный. Красный - символ мужества, силы и преданности. На флаге он обозначает физический мир - мир земли.
Подумай! Сообрази!
Проявите смекалку и ответьте на вопросы. Вопросы задаются на листочках и даются каждой команде.
З
Сколько правящих династий было в истории России? __________________________
Когда впервые официально в России появляется трехцветный флаг? _____________
Как звали первого князя Руси? _____________________________________________
Какой святой изображен на гербе России? ___________________________________
Назовите авторов современного гимна России.________________________________
Что держит в лапах геральдический орел на гербе РФ? _________________________
Кто из князей провозгласил Киев столицей Руси? _____________________________
Назовите имя первого человека на Руси принявшего христианство? _____________
988 год - …______________________________________________________________
Назовите имена и прозвища средневековых князей - воинов Руси, причисленных к лику святых? ____________________________________________________________
При каком князе у России появляется герб? __________________________________
Назовите 2 династию в России? ____________________________________________
Как звали последнего императора России, свергнутого в 1917 г.? ________________
Кто из Президентов России подписал Указ «О государственном гербе»?__________
адание: Проявите смекалку и ответьте на вопросы.
О
Сколько правящих династий было в истории России? (2)
Когда впервые официально в России появляется трехцветный флаг?(1896)
Как звали первого князя Руси? (Рюрик)
Какой святой изображен на гербе России? (Георгий Победоносец)
Назовите авторов современного гимна России (Музыка - А. Александрова, слова - С. Михалкова)
Что держит в лапах геральдический орел на гербе РФ? (Державу и скипетр)
Кто из князей провозгласил Киев столицей Руси? (Олег)
Назовите имя первого человека на Руси принявшего христианство? (Ольга)
988 год - …(Принятие христианства Русью)
Назовите имена и прозвища средневековых князей - воинов Руси, причисленных к лику святых (Александр Невский, Дмитрий Донской)
При каком князе у России появляется герб? (Иване III)
Назовите 2 династию в России. (Романовы)
Как звали последнего императора России, свергнутого в 1917 г.? (Николай II)
Кто из Президентов России подписал Указ «О государственном гербе»? (Б. Ельцин).
тветы.
Герб России.
Каждой команде дается Герб России.
Задание: Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуйте прочесть герб РФ.
Ответ.
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца - заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытом.
Найди ошибку
Командам предлагается найти ошибку. В первом столбике написаны фамилии президентов России, во втором столбике - время их правления. Стрелками указать правильные ответы.
Задание: В первом столбике написаны фамилии президентов России, во втором столбике - время их правления. Укажи стрелками правильные ответы.
Борис Ельцин
2008 - 2012 годы
Владимир Путин
1991 - 1999 годы
Дмитрий Медведев
2000- 2008 годы
Ответ:
Борис Ельцин
1991 - 1999 годы
Владимир Путин
2000- 2008 годы
Дмитрий Медведев
2008 - 2012 годы
Третий лишний
Каждой команде выдаются карточки с заданием, где нужно убрать из трех слов «лишнее».
Задание: Уберите «лишнее» слово в каждой строчке слов.
Медведев, Федоров, Ельцин.
Герб, Флаг, Эмблема.
Невский, Жуков, Донской.
Рюриковы, Романовы, Ивановы.
Ответ.
Медведев, Федоров, Ельцин - Федоров бывший президент Чувашии.
Герб, Флаг, Эмблема - Эмблема не относится к символам России.
Невский, Жуков, Донской - Жуков - герой ВОВ.
Рюриковы, Романовы, Ивановы- Ивановы не относятся к числу правящих династий в истории России
Кто быстрее?
Каждой команде выдается пустой чистый листочек, на котором необходимо написать названия городов России. На работу дается 1 минута.
Задание: Напишите как можно больше городов РФ в течение 1 минуты.
Конкурс капитанов
Капитанам предлагается отгадать загадки про символы России. Кто больше и правильнее отгадает, тот и приносит команде свой знак.
-
Кукла - символ материнства
И семейного единства.
Сарафан - её одёжка,
Вся из дерева...(МАТРЁШКА!)
-
Дерево-красавица,
Белым станом славится.
Льют по дубу слёзоньки
Русские ...(БЕРЁЗОНЬКИ!)
-
Зверь в России проживает,
Самый северный* он кот,
Что законом охраняем -
Красной книгой, круглый год.
Зверь - любитель хищных игр,
Он - амурский царский... (ТИГР!)
-
Он - огромный хищник леса,
Гнев его страшнее беса.
Любит яростно реветь
Толстопятый зверь...(МЕДВЕДЬ!)
-
Из камня усыпальница,
Гробница для вождей,
Что средь туристов славится -
Московский ... (МАВЗОЛЕЙ!)
-
Бронзовый памятник -
Вам не игрушка,
Он ведь - орудие,
Это - ...(ЦАРЬ-ПУШКА!)
-
Символ мудрости и власти,
Отгоняющий напасти,
Что крылА свои развёл...
Он - двуглавый птах - ...(ОРЁЛ!)
-
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный ...(ФЛАГ!)
-
Итог игры
Ведущий.
-Наступает торжественный момент, когда мы объявим команду-победительницу игры «Знаешь ли ты государственную символику России?».
-Независимо от того, кто лучше и выиграл, а кто проиграл, мы с свами сегодня вспомнили главные символы нашего государства. Надеюсь, эта игра помогла вам не только проверить, но и расширить свои знания о символах России.
Теперь мы знаем, символы государства - герб, флаг и гимн - есть непреходящие ценности, и поэтому они должны уважаться и оберегаться каждым человеком, независимо от возраста, национальности и вероисповедания. Ведь современные символы имеют долгую историю, они прошли тяжелый путь, но в трудностях лишь подтвердили свое предназначение: воспитывать в человеке патриотизм, гордость за землю своих предков, поднимать веру в себя и свой народ, помогать строить светлое будущее своей страны, а значит и будущее каждого человека в отдельности. Россия - наша Родина, мы - россияне и обязаны знать ее символы, ведь уважение к государственным символам - это уважение к своей стране. Эти государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем зависит только от нас.
Ведущий
Страны ты патриотом будь,
Легендой выстлан был наш путь.
Историю ты не забудь,
Победы страны большие.
И для себя сумей понять,
С кого пример для жизни брать.
Жизнь со строки начни писать:
«Отчизна моя - Россия».
IV. Рефлексия.
-Ребята, у вас на столах лежат геометрические фигуры. Выходя из класса возьмите одну из них и прикрепите на лист ватмана.
Если вы хорошо себя чувствовали, открыли для себя много интересного, у вас все получилось, то прикрепите круг.
Если вы испытывали затруднения, волнение, то выберите квадрат.
Ну а если на вам было неуютно, не интересно, то прикрепите треугольник.
-Спасибо за игру!
Литература:
-
В. Васькин. Детская энциклопедия «Российская Государственная символика», 2002.
-
Е.К.Ривина. «Герб и флаг России». Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами. 2003.
-
О.Н.Баранникова. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду».
-
Журнал « Начальная школа» №7 , 2001 год (с. 3-8.) Т.С.Голубева «Государственная символика России»
-
Е.В. Пчелов.Государственные символы России. Герб, флаг, гимн (Пособие для 5-9 классов.- М.: «Русское слово»- 2002 г.
-
Романовский В.К. Пособие для учителя: - Символы Российской государственности. Герб, флаг, гимн. - М.: «Русское слово»- 2002 г.
-
Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина - Россия. - М.: «Триада-фарм», 2002.
-
Соколов Я.В.. Наше государство и его символы: Книга для учащихся. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010. - (Я - гражданин России).