- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработка классного часа на тему Психологическое здоровье. Мое Настроение
Разработка классного часа на тему Психологическое здоровье. Мое Настроение
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никандрова Ю.Н. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мероприятие по месячнику психологического здоровья
Классный час: 7-а класс «Психологическое здоровье. Мое настроение.»
Цель: формирование убеждения о значении настроения в психическом здоровье человека, необходимости уметь произвольно контролировать и регулировать свое настроение.
Задачи:
- пробудить стремление контролировать и произвольно регулировать свое настроение;
- сформировать представление о том, что настроение человека - не только результат внешних обстоятельств человека, но и его собственных усилий;
- обучить навыкам использования простых способов регуляции настроения, сформировать привычку справляться с раздражением и плохим настроением.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Вводная часть.
Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека.
Первый признак - это позитивное (хорошее) настроение, в котором находится человек. Основу этого настроения могут составлять по меньшей мере следующие, не зависимые друг от друга состояния:
а) полное спокойствие (например, когда человек ничем особенно не занимается, а как бы отдыхает "телом и душой");
б) уверенность в своих силах (это характерно для человека, перед которым стоит ясная и конкретная рабочая цель);
в) вдохновение (данное состояние, как правило, человек испытывает в творческой работе).
(ребята пытаются сами это определить)
Второй признак - это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьезных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами - с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.
С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. Такое умение, как правило, вырабатывается в процессе специальной психологической подготовки, особого психотренинга.
Самоанализ.
"Как ты себя чувствуешь?"
-
Ребята заполняют в тетрадях таблицу своего настроения.
Ситуация
Мое настроение
Положительная эмоция
Отрицательная эмоция
Таблица заполняется постепенно: сначала работаем с двумя первыми колонками. Ситуации можно придумывать вместе с ребятами.
Настроение выбирают с помощью раздаточного листа "Мое настроение".
Ситуация
(примерный перечень ситуаций)
Мое настроение
Утром проснулся…
Утром проснулся и вспомнил, что сегодня понедельник - надо идти в школу…
Иду в школу на первый урок…
Утром проснулся и вспомнил, что сегодня начались каникулы…
-
Обсуждение с ребятами какие из эмоций листа "Мое настроение" положительные, а какие отрицательные, какие могут быть и положительными и отрицательными. Обратить внимание, что некоторые эмоции могут иметь как положительную, так и отрицательную окраску. В соответствии с этим заполняются оставшиеся колонки
Ситуация
Мое настроение
Положительная эмоция
Отрицательная эмоция
Утром проснулся…
радость
+
Утром проснулся и вспомнил, что сегодня понедельник - надо идти в школу
огорчение
+
3. В конце подсчитывается количество (преимущество) положительных и отрицательных эмоций. Обсуждение итогов. Почему так получилось?
Продолжение темы.
Под настроением (в широком смысле слова) понимается жизненный тонус человека, его отношение к жизни вообще и к своей в частности. В более строгом (научном) смысле настроение - это устойчивое продолжительное сложное душевное состояние, выступающее в виде психического фона жизнедеятельности человека, представляющее сплав из его побуждений, эмоций, чувств, воли, ума и мышечного тонуса.
Практическая часть.
Формирование представления о том, что можно произвольно влиять на собственное настроение. Упражнения "Вверх по радуге", "Якорь". Подчеркнуть, что у каждого человека в течение жизни формируются собственные способы контроля своего настроения.
"Вверх по радуге" (Самоукина Н.В., 2000)
Учащихся просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они вбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторятся еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи раз. Учащимся указывается назначение этого упражнения - для регуляции собственного эмоционального состояния.
"Якорь" (Самоукина Н.В., 2000)
Учащимся предлагается, приняв удобную позу и расслабившись, вспомнить реальную ситуацию, вызвавшую ощущение радости. Затем воспроизвести ее в своем воображении очень подробно, запомнить чувства, которые при этом возникли. Соединить крепко большой и указательный палец. Повторить несколько раз. Ведущий объясняет, что в дальнейшем, сжимая пальцы в кольцо, учащиеся смогут вызвать у себя ощущение радости и подъема.
Заключительная часть.
Обсуждение личных стратегий преодоления плохого настроения. Учащимся предлагается продолжить высказывание: "Для того чтобы справится со своим плохим настроением, я обычно…"
Итоги:Подвести к пониманию того, что самоконтроль и саморегуляция являются важным свойством зрелой личности. Продолжить фразу "Мне необходимо держать себя в руках для того, чтобы…"Рефлексия занятия.