Родительское собрание «Насилие в семье: формы, виды, последствия»

Задачи родительского  собрания «Насилие в семье: формы, виды, последствия» - познакомить родителей с основными причинами и последствиями жестокого обращения с детьми в семье, сформировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.      Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.      Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира. Особую озабоченность прогрессивной общественности оно стало вызывать, начиная с ХIХ века. Более углубленное изучение проблемы жестокого обращения с детьми, начавшееся в 70-е годы ХХ века, подтвердило его широкую распространенность. Проведенные в различных европейских государствах (Великобритания, Франция, И... .
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание:

«Насилие в семье: формы, виды, последствия»

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители - пример ему».
(Народная немецкая пословица)

Задачи собрания:

  • Познакомить родителей с основными причинами и последствиями жестокого обращения с детьми в семье.

  • Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся "Насилие и дети" (см. Приложение 1).

Ход собрания

Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Насилие в семье: формы, виды, последствия».

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.

Вступление

Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира. Особую озабоченность прогрессивной общественности оно стало вызывать, начиная с ХIХ века. Более углубленное изучение проблемы жестокого обращения с детьми, начавшееся в 70-е годы ХХ века, подтвердило его широкую распространенность. Проведенные в различных европейских государствах (Великобритания, Франция, Италия и др.) обследования показали, что ежегодно пять детей из каждой тысячи становятся жертвами жестокого обращения. В целом, согласно оценкам экспертов ("Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире" ВОЗ М.. 2003 г.), в странах Евросоюза каждый год от насилия страдают 600 000 детей и, по крайней мере, 5 млн. детей ежегодно подвергаются риску насилия. Так, в Нидерландах, стране с достаточно высоким жизненным уровнем и устоявшимися демократическими традициями, получены следующие данные:

  • 35% родителей используют телесные наказания (вплоть до ожогов, нанесения детям колотых ран);

  • 20% - заставляют выполнять половые действия или совершают их с детьми;

  • 26% - предъявляют повышенные требования, издеваются, унижают детей;

  • 15% - используют иные формы насилия.

Ученые из Чешской Республики считают, что хотя точных сведений относительно количества детей, испытывающих на себе жестокое обращение, нет, но теоретически не существует ни одного ребенка, который хотя бы раз не подвергся насилию того или иного рода. Такой вывод был сделан специалистами на основании следующих данных: с домашней тиранией, семейными скандалами и разводами встречается треть всех детей, с детской дедовщиной и жестокостью - каждый пятый ребенок, а каждый десятый страдает от насилия иных взрослых знакомых и незнакомых. Более того, по утверждениям европейских и американских исследователей, количество проявлений жестокого обращения с детьми в последние годы неуклонно растет.
О распространении насилия над детьми в России можно судить также, по высказываниям ученых. Так, известнейший социолог, доктор философских наук, академик Г.Г. Силласте утверждает, что до 80% маленьких граждан страны страдают от различных видов жестокого обращения. А конкретно по поводу домашнего насилия один из ведущих специалистов в этой области, доктор психологических наук Н.Ю. Синягина заявляет, что в настоящее время родительская жестокость стала обычным явлением и имеет место приблизительно в 45 - 49 % семей. Последствия ее впечатляют: до 10 % жертв родительской нелюбви погибает, у остальных появляются отклонения в эмоциональной сфере, физическом и психическом развитии. По другим данным, из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы.
Что же касается официальных статистических данных, то они крайне скупы. Так, в третьем периодическом докладе РФ о выполнении положений Конвенции о правах ребенка сказано только, что в связи с нарушением прав несовершеннолетних было подано 11492 протестов, внесено 20740 представлений, направлено 25420 исков в суд; возбуждено 536 уголовных дел. Упомянуто также, что в 2001 г. было зарегистрировано 16 преступлений, связанных с похищением и торговлей несовершеннолетними; а в 2002 г. - 10; всего же за два года давали показания 53 жертвы торговли несовершеннолетними. Наконец, подчеркнут факт увеличения случаев изготовления и распространения детской порнографии (в том числе через Интернет), зарегистрировано 442 таких преступления.
Для сравнения скажем, что в отчетных материалах нашей страны проблеме насилия над детьми в последние годы стали уделять большое внимание. Одновременно следует признать, что размах насилия, равно как государственного вмешательства с целью пресечения жестокого обращения с детьми, с годами возрастает. Так, в 1998 году в судах, органах охраны детства, правоохранительных и других инстанциях Беларуси 199 раз слушались и рассматривались вопросы о защите несовершеннолетних от физического и психологического насилия, жестокого или грубого отношения. В том числе относительно 54 ребят стал вопрос о защите их от сексуальной эксплуатации и домогательств, а 6 детей были убиты в результате совершенного над ними насилия.
В 2003 же году в суды в защиту прав детей было подано 1762 иска; рассмотрены вопросы о защите от физического и психического насилия 118 детей, от сексуальной эксплуатации и сексуальных домогательств - 18 детей. В правоохранительных органах и органах охраны детства рассмотрены вопросы о защите 142 детей от физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного отношения, о защите от сексуальной эксплуатации и сексуальных домогательств - 11 детей.
Наконец, по данным Министерства внутренних дел только за последние 6 месяцев 2004 года в Беларуси жертвами преступлений стали 4,3 тысячи детей (из которых более 600 в возрасте до 12 лет), убиты 58 несовершеннолетних (30 в возрасте до 12 лет); от сексуального насилия пострадал 137 детей (23 в возрасте до 12 лет) и от умышленного нанесения тяжких телесных повреждений - 67 детей (7 в возрасте до 12 лет).
И это притом, что в среднем известным становится только один из пятисот актов насилия над ребенком, поскольку, по общему признанию, достоверной статистики о количестве избитых, изнасилованных и униженных детей не существует. Не удивительно, что Комитет ООН по правам ребенка, начиная с 2000 года, практически всем государствам-участникам по итогам защиты национальных докладов рекомендует исследовать в своей стране проблему распространения насилия и возможностей его преодоления.

Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей - ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.

1. Проблема жестокого обращения с детьми: основные причины и

последствия

Типы жестокого обращения родителей с детьми (по С. Фрайд, П. Хоулт, В. Гиллхам и др.)

«Ребенок-мишень» - ребенка считают слишком пассивным, либо очень активным и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.

«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) - потеря работы,

разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения.

«Отсутствие навыков отцовства и материнства» - родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.

«Необразованный родитель» - отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности

детской психики.

«Модель домашнего насилия» - жестокое поведение часто отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.

«Изоляция от внешнего мира» - нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки его нарушить.

«Семейные стереотипы» - нарушение традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушения традиций семьи, этические нарушения и т.п.).

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое (эмоциональное) - это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

4. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест - сексуальные отношения между кровными родственниками.

5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2. Изоляция - постоянный контроль над тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, а женщина - плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

Внешние причины насилия:

  • распространение в обществе алкоголизма, наркомании;

  • кризис морали;

  • кризис культуры;

  • влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье:

  • материальные трудности; наличие в семье безработного;

  • нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи;

  • наличие наркоманов в семье;

  • неполная семья;

  • отчим или мачеха в семье;

  • ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем;

  • нежеланный ребенок;

  • трудный ребенок;

  • снятие многих моральных запретов;

  • семейные конфликты;

  • самоутверждение за счет слабых;

  • культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

Последствия семейного насилия для ребенка

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества? Они преподают ребенку урок насилия.

Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.

Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.

Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

Ребенок узнает:

  • что он не заслуживает уважения;

  • что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);

  • что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

  • что насилие - это проявление любви;

  • что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;

  • что от взрослых нет защиты.

Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого "воспитания".

Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

Практикум «Оценка ситуации»:

Родителям предлагается определить, является ли способ поведения родителей проявлением жестокого обращения с ребенком. Если да -предложить альтернативный вариант решения.

Примеры ситуаций для анализа:

1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц (да)

2. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его

приходится насильно (да)

3. Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и

долго. За каждую полученную двойку ему запрещают играть в компьютерные игры. (нет)

4. Девочка накануне экзамена пошла в гости к подруге без разрешения

родителей, за что была наказана тем, что без завтрака и обеда должна была сидеть в своей комнате и неотрывно готовится к экзамену. (да)

5. Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным), имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу. (да)

6. Мама, ругая сына-третьеклассника за то, что он вместо того, чтобы

готовиться к контрольной работе весь вечер играл в компьютерные игры, поставила его в угол на 20 минут. (нет)

7. Девочка-подросток любит спортивный стиль одежды и брюки. Мама

очень старательно следит за тем, чтобы дочь в школу носила только платья и юбки и всегда сама выбирает ей вещи. (да)

8. Ребенок 6 лет. Не хочет идти в детский сад и каждое утро после собственной истерики слышит от родителей фразы: «Такой непослушный ребенок мне не нужен! Как же ты меня бесишь! Не будешь слушаться - не заберу тебя из садика, оставлю здесь!» (да)

Рекомендации для родителей:

Как избежать жестокого обращения с ребенком в собственной семье?


  • Знать о том, что является жестоким обращением с ребенком и особенно о последствиях такого обращения с детьми.

  • Признаться себе, что это происходит в ваших отношениях с ребенком.

  • Понять: почему это происходит? Отчего? («Как меня наказывали в детстве? Как я наказываю?»)

  • Пробовать применять альтернативные методы, применять советы и рекомендации психологов. Решить свои проблемы, если они в основе жестокого обращения с ребенком.

2. Стратегии взаимодействия родителей с детьми

Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми без насилия

и агрессии:

  • Не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для

начала возьмите себя в руки и успокойтесь. Отстранитесь от ситуации и постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Все решения принимайте в спокойном состоянии.

  • Вспомните о своих интересах, уделите себе внимание. Успокоившись и

расслабившись сами, Вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком.

  • Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым.

  • Будьте последовательны в своих действиях.

  • Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах,

которые Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием. Применяйте технику Я-сообщения.

  • Позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий.

  • Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.

  • Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов.

Но те, которые существуют, нарушать нельзя - ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание.

  • Учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать

понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется.

  • Если Вы чувствуете, что вы не правы - имейте мужество признаться

ребенку в этом.

Профилактика конфликтов с детьми

Рекомендации для родителей:


  • Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается

времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.

  • Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.

  • Выбирайте наказание, адекватное проступку.

  • Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».

  • Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.

  • Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

  • Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

  • Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

  • Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов экстренной психологической помощи, «телефона доверия» для детей и подростков. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?

Приложение 1.

Анкета для подростков

«Насилие и дети»


1. Ваш пол: мужской женский

2. Возраст ___________

3. Допускал ли кто-нибудь по отношению к вам насилие?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

4. Испытывали ли вы насилие по отношению к себе от сверстников в школе?

Да физическое;

эмоциональное;

сексуальное

Нет

5. Испытывали ли вы насилие по отношению к себе в школе со стороны учителей?

Да физическое;

эмоциональное;

сексуальное

Нет

6. Испытывали ли вы насилие по отношению к себе дома?

Да физическое;

эмоциональное;

сексуальное

Нет

7. Пытались ли вы защитить себя?

Да

Нет

8. Кому вы смогли бы рассказать о случившемся насилии над собой?

Друзьям

Родителям

Учителю

Брату или сестре

Психологу в школе

Социальному педагогу в школе

Медицинскому работнику школы

Никому

Затрудняюсь ответить



© 2010-2022