Педагогическая модель воспитания толерантности у учащихся

Процессы, протекающие сегодня в мире, отличаются противоположной направленностью. С одной стороны, каждая страна, народ и каждый человек стремится найти своё место в мире, исходя из своего самосознания и уникальности, и сохранить свою национальную идентичность. А с другой стороны, мир идёт к объединению, ищет пути к пониманию через общечеловеческие ценности, диалог культур. Необходимость сообща решать глобальные проблемы, приходить к взаимопониманию предъявляет высокие требования к человеку трет...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ

учащихся и студенческой молодежи

«Созидание и творчество»


Номинация: культурно-просветительские проекты


НАЗВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ:

Педагогическая модель воспитания толерантного сознания подростков в поликультурном пространстве Краснодарского края


Веник Инесса Андреевна

Ейский педагогический колледж,

г. Ейск, IV курс ГБОУ СПО ЕПК КК


Педагогическая модель воспитания толерантности у учащихся

Научный руководитель:

Олейникова Н.В.,

Преподаватель ГБОУ СПО ЕПК КК


Ейск, ГБОУ СПО ЕПК КК, 2013 г.

Содержание


Введение……………………………………………………………

3-4

Цели и задачи проекта…………………………………………..

5

Содержание, основные этапы реализации проекта…………

Календарный план работ……………………………………….

6-15

16

План реализации проекта………………………………………..

17

Механизм реализации проекта………………………………….

18

Критерии оценки эффективности проекта…………………….

19

Конечные результаты проекта………………………………….

20-21

Список литературы……………………………………………….

22



Введение

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Необходимость укрепления целостности и многообразия современного мира, обострение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, агрессивно-человеконенавистнического действия международного терроризма выдвинули на первый план сложную и долговременную задачу формирования толерантной общественной атмосферы. В современном глобализированном мире наблюдаются нарушения политической стабильности, рост напряженности в социальных, этнических и межконфессиональных отношениях, которые становятся скорее правилом, чем исключением.

В России в последние десятилетия проблема межнациональных конфликтов не теряют своей остроты. Любой бытовой или коммерческий конфликт, ссора футбольных фанатов, случающиеся в нашей повседневной жизни, могут перерасти в конфликты межнациональные.

Краснодарский край по своему составу является многонациональным. Более ста народов проживают на его территории. Сохранение национального мира, взаимопонимания - важнейшая задача построения межэтнических отношений в крае.

В решении данной проблемы необходимо особое внимание обратить на воспитание подростков, которые в силу психологических и социальных особенностей, входят в зону потенциальных рисков распространения настроений ксенофобии и экстремизма.

Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Данный феномен рассматривается в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще, принятии иного, «непохожего на тебя» (принятие человека безотносительно к его культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям - представителям иных культур-цивилизаций (этнических, конфессиональных, субкультурных) групп, то есть в целом, в различных проявлениях осознание права быть иным.

Важную роль в приобщении учащихся к различным этническим культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, этнической картины региона, в котором живут учащиеся, что приобретает особую важность для формирования истинных мировоззренческих знаний, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Объект исследования проекта: воспитание ценностного отношения школьников-подростков к другим людям в полиэтнического пространства современного социума.

Предмет исследования проекта: воспитательная деятельность педагога как средство формирования толерантного отношения школьников-подростков к представителям иных культур, этносов.




Цели и задачи проекта

Цель проекта: выявить условия формирования толерантности у школьников-подростков и определить систему и порядок их реализации в процессе воспитательной деятельности педагога.

Задачи проекта:

1. Охарактеризовать сущность понятия «толерантность» как феномена гуманитарных ценностей современности и донести до сознания учащихся его смыл и актуальность формирования толерантного сознания в современном обществе.

2. Выявить влияние психологических, личностно-социальных возрастных особенностей подростков на процесс воспитания толерантности в условиях усиления полиэтничности и поликультурности современного социума.

3. Разработать модель педагогических условий формирования толерантности у школьников-подростков и системы воспитательных мероприятий в данной сфере.

4. Экспериментально апробировать разработанную модель в процессе воспитательной деятельности педагога по формированию толерантности у школьников-подростков.


Содержание проекта


Предполагается система воспитательных мероприятий: классные часы, родительское собрание, психологические тренинги, игровые занятия. Для сопровождения данных мероприятий, создания наглядных образов разработаны презентации.

Основные этапы реализации проекта

Для реализации данного проекта предполагается разработка ряда мероприятий.

Во время психолого-педагогической практики в МОУ СОШ № 7 по организации воспитательной работы моим руководителем практики классному руководителю класса, в котором я проходила практику, было предложено включить мероприятия по воспитанию толерантного сознания младших школьников.

На первом вводном мероприятии в начале учебного года был проведен классный час по теме «Что значит быть толерантным? Кубань -многонациональный край».

Цель классного часа: познакомить учащихся с содержанием понятия «толерантность», актуальностью формирования толерантных отношений в многообразном современном мире, в котором живут люди различных национальностей, культур, взглядов, религий, традиций, обычаев и др.

Во время рассказа о толерантности демонстрируется презентация.

В ходе реализации плана мероприятия учащимся дается информация о многонациональном составе Краснодарского края.

Также запланировано анкетирование учащихся о том, как они понимают суть толерантных отношений к людям других национальностей.

Психологический тренинг:

Девять ситуаций:

1) Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

Шумные детские игры переношу с трудом

Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

2) Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник

Меня раздражают любители поговорить

Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу

Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры

Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня

3) Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды)

Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством

Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне

Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем

4) Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем

Мне неприятны самоуверенные люди

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте

5) Я имею привычку поучать окружающих

Невоспитанные люди возмущают меня

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо

Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания

Я люблю командовать близкими

6) Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах

Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка

Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня

Я проявляю нетерпение, когда мне возражают

Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так как мне этого хочется

7) Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам

Меня часто упрекают в ворчливости

Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю

Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки

Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него тем не менее обижусь

8) Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку

Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях

Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)

Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей

9) Обычно мне трудно идти на уступки партнерам

Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер

Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе

Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми

Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав

Максимальное количество балов в данном тесте составляло 135. Чем выше количество балов тем личность нетерпимее к окружающим и наоборот чем ниже тем человек терпимее относится ко многим типам партнеров, во многих ситуациях, т.е. толерантнее.

Приложение №1. Презентации №1, №2,№ 3

Классный час "«Возникновение казачества и Запорожской Сечи"

Цели:

Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России.

Оборудование: презентация

Содержание: Сущность возникновения казачества как этнической культуры является фактором формирования межэтнической толерантности школьников и ее регулятивная функция. Диалектика общечеловеческого, национального и социально-группового в культуре родного края является источником формирования межэтнической толерантности школьников

Презентация № 4

Классный час "История Кубани - часть истории России"

Цель классного часа: повторение и углубление знаний учащихся по истории края, полученных на уроках кубановедения и истории, обращение к важнейшим событиям становление края, этнического состава населения;

формирование осознания тесной связи всех народов, проживающих на территории края как единой семьи, которых сближает общность истории, сопричастность судьбе малой и большой Родины

Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России.

Презентация №5

Классный час: Родной край

Задачи: Познакомить учащихся с историей края.

Развивать познавательный интерес к родному краю, бережное отношение к родной земле. Выступать перед аудиторией своих сверстников.

Оборудование: выставка рисунков

Содержание:

Краснодарский край - самый южный регион России.

Кубань - древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека. Открытые на территории края стоянки древних людей позволяют проследить практически все археологические эпохи. Древняя Кубань имеет очень бурную историю. Какие только племена и народы не ступали на эту землю: основывали свои города-колонии древние греки, вторгались полчища гуннов, хазар, печенегов, половцев и монголо-татар. Были и колонии итальянских купцов, поддерживающих тесные связи с адыгейскими племенами. Позже турки смогли распространить на Кубань свое влияние.

Первое славянское поселение появилось еще в Х веке, после основания на Таманском полуострове русского города Тмутаракани, просуществовавшего до монголо-татарского нашествия. В настоящее время на таманском полуострове создана и функционирует этнографическая станица Атамань единственный в России музей под открытым небом.

Сформировать у учащихся представление о толерантности; сформировать у учащихся представление о толерантности; развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

Презентация №6

Родительское собрание

Цель: Формирование умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

Содержание:

Проблемой обсуждения с родителями является вопрос «Как воспитать толерантного человека?». Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

Тест для родителей: «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте,

каких ответов больше всего - А, Б, В.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и разбираетесь с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:

а) начнете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете

рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:

а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,

что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

А - это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б - это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В - тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Классный час: «Традиции и обычаи народов Кубани»

Цели:

регулятивная функция и эффективность этнической культуры как фактора формирования межэтнической толерантности у школьников

Содержание:В основу учебно-воспитательного процесса положены следующие факторы:

-выявлять основные тенденции, закономерности и принципы формирования толерантности у школьников в процессе изучения культуры народов Кубани;

-реализуется структурная и педагогическая модели формирования межэтнической толерантности у школьников на основе изучения этнической культуры народов региона, где проживает ребенок;

-формирование межэтнической толерантности у школьников в полиэтнических регионах Российской Федерации осуществляется на основе разработанных технологий, этапов и психолого-педагогических условий.

Презентация №7

Классный час: «Культура адыгов»

Цели:

познакомить учащихся с бытом и культурой адыгов и казаков; уметь находить взаимосвязь между современной жизнью Кубани и историческими корнями; воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре адыгов.

Содержание:

Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, определим основные идеи формирования толерантности:

- согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде - в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);

- образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера);

- образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах

Презентация №8

Классный час: «Культура армян»

Цель: веротерпимое отношение к этой нации

Презентация №9

Классный час: «История татар»

Содержание:

Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность учет интересов всех населяющих Россию народов и культур приобретает в современных условиях, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов

Поэтому необходимо школьникам прививать толерантное воспитание к этим народам

Презентация №10

Классный час: «Традиции и обычаи белоруссов»

Цели:Воспитать школьника к терпимости к белоруссам.

Содержание:

Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание может и не менять этого отношения, даже если оно негативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию сосуществования; воспитание же толерантности призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации.

Презентация № 11

Классный час: «Традиции Украины»

Содержание: Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Перед педагогами стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира.

Презентация №12

Классный час: «Кубань казачья»

Цели: воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение прошлого и настоящего своего края, истории и традиции казачества; формирование положительного отношения к казачьим традициям.

Содержание:

Сформированность гражданских навыков:

· умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

· умение принимать и защищать свои решения;

· готовность к участию в общественных делах;

· готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

патриотизм и любовь к Родине, родному краю;

символика Российской Федерации, Кубанского казачества;

национальное самосознание;

уважение чести и достоинства других граждан.

Презентация №13

Календарный план работ

с 1 сентября 2013 по 29 декабря 2013 года

Наименование мероприятия

Сроки проведения

1

Классный час «Что значит быть толерантным.Кубань-многонациональный край»

Психологический тренинг по теме

«Правила, которые говорят, как нужно относиться к людям другой национальности»

сентябрь

2

Классный час «Возникновение казачества и Запорожской Сечи»

сентябрь

3

Классный час «История Кубани-часть истории России»

сентябрь

4

Классный час «Родной край»

сентябрь

5

Педагогическая модель воспитания толерантности у учащихся

6Педагогическая модель воспитания толерантности у учащихся

7

Педагогическая модель воспитания толерантности у учащихся

8

Педагогическая модель воспитания толерантности у учащихся

9

Педагогическая модель воспитания толерантности у учащихся

10

Педагогическая модель воспитания толерантности у учащихся

11

Педагогическая модель воспитания толерантности у учащихся

12

Педагогическая модель воспитания толерантности у учащихся

13

Родительское собрание .Тест

«Традиции и обычаи народов Кубани»

«Культура адыгов»

«Культура армян»

«История татар»

«Традиции и обычаи белоруссов»

«Традиции Украины»

«Кубань казачья»

«Фестиваль народов»

октябрь

октябрь

октябрь

октябрь


ноябрь


ноябрь


ноябрь


ноябрь

декабрь

План реализации проекта

Проект предполагается реализовать в срок с 1сентября 2013 года по 29 декабря 2013 года, и содержит в себе следующие этапы:

1. Планирование классных часов.

2. Проведение мероприятий и оценка их эффективности в ходе опросов и наблюдения.

3. Подведение итогов реализации проекта, выявление динамики путем обработки полученных социологических данных.

План информационного сопровождения проекта: организационные (создание социальных сетей), информационные (социальная реклама, теле-, радио-, Интернет сопровождение)




Механизм реализации проекта

В рамках реализации данного проекта предполагается разработка ряда классных часов, направленных на создание условий, способствующих разработке толерантной личности школьника.

Педагогическими условиями формирования толерантного сознания подростков должны быть различные формы воспитательной работы: организация просветительского теоретического познания сути проблемы, проблематизация отношений школьников к представителям иных культур; организация специальных дискуссий, позволяющих им соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами и мнениями сверстников, создание условий для практического применения знаний по проблеме, обсуждения острых ситуаций.















Критерии оценки эффективности проекта


Реализуя данный проект, его эффективность можно проследить по следующим результатам:

В конечном итоге цель будет достигнута посредством включения в образовательный и воспитательный процесс новых подходов с использованием социально-культурных технологий. В процессе реализации проекта будут применены: технологии самодеятельного художественного творчества, рекреативные, анимационные, театральные, информационно-просветительные технологии и технологии социально-культурной реабилитации, которые будут не только способствовать просвещению данной категории подрастающего поколения и их родителей, но будут являться первоосновой социализации в личностном становлении личности ребенка.







Конечные результаты проекта

В подведении итогов проводится «Фестиваль народов».

Яркие, колоритные выступления, которыми порадовали артисты младших, средних и старших классов, вызвали у зрителей непередаваемый восторг.

Тепло и с огромным интересом принимал зал всех участников фестиваля, которые представили такие страны, как: Россия, Украина, Белоруссия. Ребятам удалось в дружественной атмосфере с юмором и неподдельным задорным настроением показать национальные культурные традиции стран-участниц фестиваля, рассказать о самых значимых местах и достопримечательностях, продемонстрировать красочные костюмы, народные песни и танцы. И, конечно же, преподнести традиционные блюда кухни стран участниц, которые после фестиваля смогли продегустировать все желающие, а таких оказалось большинство. Все презентации сопровождались видеорядом с подробными описаниями и наглядными иллюстрациями, что позволило особо полно и колоритно представить особенности каждой страны.

Довольные и счастливые ученики выразили искренний восторг от прошедшего «Фестиваля Народов Мира», который, безусловно, помог в воспитании интереса у ребят и толерантности к «другим» культурам как основы взаимного уважения и понимания между народами.

В процессе разработки педагогической модели системы воспитания толерантной личности сделаны следующие выводы.

1. Толерантность является важнейшим феноменом гуманитарных ценностей, входящих в разряд приоритетных на современном этапе. Образовательно-воспитательный процесс призван помочь подросткам осознать значимость толерантных моделей поведения, готовность реализовать личностными действиями, направленными на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющих различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

2. Рассмотрены психологические, личностно-социальные условия воспитания и формирования толерантной личности. Определены особенности подросткового возраста, влияющие как позитивно (интерес подростков к образу жизни других людей, внимание к вопросам собственной культурной идентичности, стремление заявить о своем мнении по волнующим взрослых проблемам, определение своей позиции в сфере человеческих отношений, развитие рефлексии и чувства социальной ответственности), так и негативно (повышенная конфликтность, эгоизм, инфантилизм некоторых подростков) на формирование толерантности у школьников.

3. Важное и особое место в системе данной работы занимает воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, края, что приобретает особую значимость для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

4. Разработаны практические рекомендации, планы-конспекты различных форм воспитательных мероприятий, на которых реализуется поставленная проблема. Выявлены педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков, к которым относятся: организация встреч подростков с иными культурами; проблематизация их отношений к представителям иных культур; организация дискуссий для соотнесения их мнений в отношении иных культур; организация рефлексии этих отношений; оказание помощи школьникам в овладении ими умениями критически мыслить, анализировать свои и чужие мнения, вести диалог; а также особенности позиции педагога, работающего с подростками.

Толерантность является важнейшим феноменом гуманитарных ценностей, входящих в разряд приоритетных на современном этапе. Образовательно-воспитательный процесс призван помочь подросткам осознать значимость толерантных моделей поведения, готовность реализовать личностными действиями, направленными на достижение гуманистических отношений

Таким образом, данная работа подтверждает актуальность воспитания толерантного сознания в современных условиях, важность его в процессе социализации подростков. Наиболее сложной в круге рассматриваемых проблем является задача выработки навыков поведения, практических действий в духе толерантности.

Список литературы:

  1. Алан Дж. Ландшафт детской души/ Пер.с англ. СПб.; Минск, 2008.

  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс, 2011.

  3. Практика по арт-терапии/ под ред. А.И. Копытина. СПб., 2012.

  4. Андреева Т.В. Семейная психология . СПб.: Речь, 2009.

  5. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. - 2011.

  6. Волкова Е. М. Трудные дети и трудные родители. - М.: Профиздат, 2009.

  7. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2010.

  8. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: «КСП», 2009.

  9. Елизаров А. Н. Коррекция родительско-детских отношений в случае дивиантного поведения подростка. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2011.

  10. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2008.

  11. Ковалев С. В. Психология современной семьи . - М.: Просвещение, 2010.

  12. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005.

22

© 2010-2022