«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Введение    Глава 1.    Профессия (определение)             1.1  Профессия для человека             1.2  Факторы выбора профессии             1.3  Правила выбора профессии            1.4Формула выбора профессии   Глава 2.     Моя профессия сегодня, завтра                            2.1.  Основная часть (практическая)             2.2.   Анкетирование             2.3.  Типы профессий   Заключение Используемая литература  Приложение  Рекомендации: 10-самых востребованных профессий будущегоЦель ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»




«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»






Выполнила:

Теунаева Альбина Салиховна,

ученица 9 «Б» класса


Руководитель:

Кипкеева Рита Асхатовна,

Педагог-психолог, тьютер по выбору профессии


2013

Содержание


Введение

Глава 1. Профессия (определение)

1.1 Профессия для человека

1.2 Факторы выбора профессии

1.3 Правила выбора профессии

1.4 Формула выбора профессии

Глава 2. Моя профессия сегодня, завтра

2.1. Основная часть (практическая)

2.2. Анкетирование

2.3. Типы профессий

Заключение

Используемая литература

Приложение

Рекомендации: 10-самых востребованных профессий будущего

Цель исследовательской работы - изучить основания выбора профессии старшеклассниками. Из цели вытекают следующие задачи исследования:

  • проанализировать имеющуюся литературу по данной теме;

  • провести анкетирование среди выпускников гимназии;

  • на основе полученных данных сформулировать правила как правильно выбрать профессию.

Предметом исследования являются правила по выбору профессии,

объектом исследования - ученики гимназии.

В качестве основных методов исследования будут использоваться следующие: поиск и изучение литературы, анкетирование, анализ и обобщение полученных результатов.

Литературы по данной теме не так много. В исследовательской работе в качестве основного источника информации мы использовали работу

С.Н. Чистяковой «Твоя профессиональная карьера». Также часть информации мы брали из Интернета.




Введение

Я интересуюсь своим будущим, потому что

собираюсь провести в нём всю

оставшуюся жизнь.

/Ч.Кеттерлинг/

В жизни каждого человека появляется момент, когда он должен задуматься о своём будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из главных, судьбоносных, так как задаёт «тон» всему дальнейшему жизненному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако, не всем сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии», стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Спланировать, спроектировать трудовой путь сложнее, чем создать автомобиль или построить жилой дом. И было бы даже нелепо и неумно пытаться всё обдумать заранее, чтобы после, во что бы то ни стало осуществить задуманное. Ведь в дальнейшем будут возникать новые возможности, и человек будет прокладывать свой жизненный путь всё более самостоятельно, творчески обдуманно, то есть, перебирая варианты, ища ответы на постоянные вопросы и делая выбор из предоставленных жизнью возможностей. Не спланировав свой личный профессиональный план, люди часто застревают на неудачно выбранном пути: ни личности, ни обществу от этого проку нет. Человек чувствует себя профессионально неудовлетворённым. И чтобы цена приспособления к профессии не оказалась слишком большой, полезно заранее обдумать свой выбор.

Я давно задумалась о выборе будущей профессии. Мне нравятся многие специальности, но всё-таки я отдаю предпочтение профессиям экономической сферы.

На данный момент мне трудно определить, кем именно я стану. Но профессия экономиста всё- таки мне ближе.

Я думаю, что это очень важная и нужная людям профессия. Собираюсь поступать на экономический факультет и мечтаю стать настоящим профессионалом, специалистом самого высокого уровня. Знаю, что если чего-то сильно захочешь, обязательно всё сбудется. Больше шансов преуспеть в роли экономиста имеют люди с высокой организованностью, внимательные к мелочам, приверженные порядку и аккуратности. Стабильность в работе ценится чрезвычайно высоко. Я считаю себя таким человеком, поэтому я думаю, эта специальность мне подходит.

Моя будущая специальность предполагает изучение процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней; механизма управления государственным долгом; функционирования внебюджетных фондов; порядка планирования, учета и отчетности на предприятиях, в организациях, учреждениях; организации и управления денежными потоками предприятий, инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов; особенностей организации финансов предприятий и организаций; банковского и страхового дела.Я думаю, что не разочаруюсь в своей профессии. Когда человек находит своё призвание в жизни, работа превращается в увлекательный процесс. Выбор профессии - это огромная ответственность, это важный шаг в жизни каждого человека. И обязательно нужно сделать правильный выбор.

Профессия (определение)

Профессия - это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств для существования. Слово «профессия» происходит от латинского слова professio, означающего «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. Сейчас под профессией понимают такое занятие человека, которое требует специальной подготовки, обучения. Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, взятый «с улицы» (скажем, разносчик конвертов по почтовым ящикам или расклейщик объявлений), - это еще не профессия.

Ее нужно осваивать, а для этого требуются способности и затраты труда. В каких-то профессиях - минимальные, в каких-то - гигантские Кстати, в современном английском языке понятие «профессия» (professio) применяется, только, к сложным видам работы, требующим длительного обучения, все остальное называется «занятие» (occupation); практикуется человеком регулярно.

Профессия (от лат. professio - официально указанное занятие) - вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Наименование профессии определяется содержанием и характером работы или служебных функций, применяемыми орудиями или средствами труда. Многие профессии подразделяются на специальности. Профессия как группа родственных специальностей может быть представлена в шести основных аспектах социальных отношений, шесть ее основных компонентов : 1) область приложения сил человека как субъекта труда, ограниченный вид трудовой деятельности; 2) общность людей, выполняющих определенные трудовые функции, имеющих общественно-полезный характер; 3) подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация) человека, благодаря которой он способен выполнять соответствующие трудовые функции; 4) деятельность профессионала как процесс реализации трудовых функций, выполняемых профессионально; 5) деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение; 6) деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус.

Специальность (от лат. species - род, вид) - вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся па родственный вид дисциплин, необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения сил человека, позволяющая ему, с одной стороны, воплощать свой профессиональный потенциал, с другой - получать необходимые средства существования и возможности развития.

Квалификация - уровень развития специальных способностей субъекта (работника), позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде. Квалификация определяется объемом теоретических знаний, практических знаний, навыков, умений, которыми владеет работник и которые являются его важнейшей социально-экономической характеристикой. Квалификация есть отражение уровня профессионального мастерства субъекта. Различают формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т. п., и реальную квалификацию - уровень мастерства, который человек действительно может проявлять.

Должность - наименее объективно и документально фиксируемое проявление профессии. Должность может отождествляться с квалификацией ("младший научный сотрудник"), с временными обязанностями (п. о. заведующего, руководитель проекта), с профессией в целом (психолог в организации).

Высокая уверенность в себе.

10

9

Повышенная уверенность в себе.

8

Ваш результат: 8

7

Средняя уверенность в себе

6

5

Пониженная уверенность в себе.

4

3

Низкая уверенность в себе.

2

1

«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Высокая социальная смелость.

10

9

Повышенная социальная смелость.

8

Ваш результат: 7

7

Средняя социальная смелость.

6

5

Пониженная социальная смелость.

4

3

Низкая социальная смелость.

2

1

«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Высокая инициатива в контактах.

10

9

Повышенная инициатива в контактах.

8

Ваш результат: 8

7

Средняя инициатива в контактах.

6

5

Пониженная инициатива в контактах.

4

3

Низкая инициатива в контактах.

2

1

«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Очень высокий уровень уверенности в себе может со временем негативно сказаться на Ваших взаимоотношениях с друзьями и близкими. Излишняя самоуверенность часто не поощряется, поэтому влияние Ваших действий на других, особенно значимых для Вас других, нужно контролировать и время от времени корректировать.

Хвалите других и объясняйте, что и почему Вы собираетесь делать. Вы не склонны излишне волноваться в трудных ситуациях. Даже рискованные ситуации не связаны для Вас с излишним волнением.

Социальная смелость позволяет Вам совершенно по-новому повести себя даже в привычных ситуациях. У Вас достаточно самых разных возможностей для применения Ваших способностей, и в основном вы активно используете эти возможности. Вы очень инициативны и склонны решать проблемы непосредственно в момент их возникновения. Часто Вы разом пытаетесь решить несколько проблем, беретесь за задачи, на которые не всегда хватает времени и сил. Имеет смысл сосредоточиться на решении наиболее важных для Вас проблем, и именно в их решении добиваться самоутверждения.

Профессия для человека

Ч«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»аще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда. К примеру, если человек занимается преподаванием и время от времени пишет еще и статьи по тому предмету, который преподает, то его профессия - «преподаватель», а не «автор статей»; служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби. Хобби - занятие, совершаемое человеком ради собственного удовольствия, профессия помогает зарабатывать на жизнь. Если профессия тоже приносит удовольствие, очень хорошо. Но даже если все обстоит иначе, то, когда человек работает, он, тем не менее, выполняет дело вне зависимости от своего настроения (или, же перестает работать, увольняясь). Кстати, по результатам всероссийского опроса населения, 43% людей по утрам хотят идти на работу «всегда, или почти всегда», 13,5% - «никогда или почти никогда», остальные - «когда как».

Факторы выбора профессии

Сегодня мы с вами будем изучать профессиональную сферу человека и его отношение к своему профессиональному пути. Как вы считаете, что влияет на выбор профессии человеком? Помните о том, что некоторые люди меняют профессию несколько раз в жизни.

Факторов, влияющих на выбор нами профессии, очень много и они меняются в течение жизни.

Но, бывает так, что какой-то фактор приводит к тому, что человек недоволен своим выбором (например, родители настояли на своем), а иногда он же способствует успешной профессиональной самореализации: у человека все получается, он доволен собой и все им довольны.

К факторам выбора профессии можно также отнести следующие:

  • опыта работы;

  • внешняя привлекательность;

  • связи

  • высокая оплата труда после обучения

  • средства массовой информации; наличие

  • решение личных проблем

  • личные качества

Этот список можно продолжать и дальше. Сейчас же я вас попрошу самих выявить факторы, повлиявшие на выбор профессии разными людьми. Это нужно для того, чтобы самим понять, какие факторы могут повлиять на вас. Обычно факторы выбора профессии подразделяют на две группы:

  • личностные

  • биографические.

Как и все в человеке, эти группы факторов взаимосвязаны между собой: между ними сложно провести жесткую границу. Тем не менее, к личностным факторам относят:

  • индивидные свойства (физические возможности, здоровье, задатки);

  • свойства личности и черты характера (ответственность, артистичность, коммуникабельность, интересы и др.);

  • свойства школьника как субъекта деятельности (успеваемость, опыт в выполнении каких-либо трудовых операций, ассистирование в каких-либо профессиях и др.);

  • индивидуальные особенности (творческая работа, индивидуальные предпочтения в выполнении тех или иных заданий, индивидуальный стиль деятельности, хобби).

Что влияет на выбор профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. По методике Е. А. Климова можно выделить 8 факторов выбора.

1. Позиция старших членов семьи.

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг.

Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание, планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Формула выбора профессии

Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовольствие?

Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?» И вот какие были получены результаты.

Профессия должна быть:

1) престижной;

2) хорошо оплачиваемой;

3) интересной;

4) с хорошими условиями труда;

5) чтобы ее легко было приобрести;

6) соответствовать желанию родителей;

7) можно было бы учиться и работать с друзьями;

8) востребована на рынке труда.

Как видим, на первое место большинство выпускников поставили престижность профессии. Они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. К примеру, престижной считалась профессия инженера. Но изменилась экономическая ситуация, и на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом. Но что будет с ними лет через десять, пока никто не знает.

На второе место молодые люди ставят желание приобрести хорошо оплачиваемую профессию, не зная, наверное, того, что оплачивается не профессия, а должность.

А вот третье требование, которое называют выпускники, «должна быть интересной» - одно из наиболее веских для выбора профессии.

На четвертом месте стоят условия труда. Требование существенное, но условия тоже связаны не столько с профессией, сколько с местом работы. И чем выше будет ваша квалификация, тем больше шансов выбрать себе рабочее место по душе.

Пятое требование к будущей профессии - доступность обучения, то есть выбирают профессию, которую легче получить. Иногда это оправдано, если только не ограничивает возможности профессионального выбора.

Шестое место занимает не очень удачное требование к профессии, связанное с желаниями родителей. К со желанию, родители зачастую недостаточно знают мир профессий, да и в ваших профессиональных возможностях ориентируются слабо.

Седьмое требование еще менее основательно для выбора профессии. Это - желание учиться за компанию, то есть, вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей, а не с собственными.

И на последнем месте стоит возможность трудоустройства после окончания профессионального учебного заведения.

Таким образом, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства - и вовсе на восьмое. И совершенно не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора. Что же такое профессиональная пригодность? Это ваше здоровье, психофизиологические особенности вашего организма, профессиональные способности и профессиональная квалификация.

Итак, выбор профессии - это уравнение с несколькими неизвестными. Существует так называемая «формула выбора профессии»:

«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Что такое хочу?

Это ваши интересы, склонности, желания, мечты.

Могу - это ваши психофизиологические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность.

И, наконец, надо - это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии.

Если вы сумеете совместить свои хочу, могу и надо, то профессиональный выбор будет удачным.

Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

1) интересна и привлекательна для вас;

2) соответствует вашим способностям;

3) пользуется спросом на рынке труда.

В трудный период профессионального самоопределения, когда хочется иметь все сразу и как можно быстрее, будущая профессия представляется весьма муторным занятием, цель которого - получать доход, на который вы сможете приобрести все желаемое. Это не совсем справедливо, так как после того, как вы всем этим обзаведетесь, люди будут спрашивать: а что ты можешь? Чем ты занимаешься? Что делаешь? И выясняется, что сказать вам нечего. Ну, да, есть мобильник, стильные шмотки, модный телевизор, убойная стереосистема, дорогие часы, золотая цепь. А что ты делаешь? Просто все это имеешь, и ничего больше? К вам будут тянуться люди, которые тоже хотят иметь деньги. Вы нужны людям только до тех пор, пока можете им что-то купить. Вы ничего не умеете, кроме того что имеете деньги. Это ценное качество, с ним вы будете нужны, вместе с вашими деньгами. Вся ваша личность складывается из суммы тех вещей, которые вы имеете. Есть люди волевые, есть люди харизматические, есть люди творческие; одни пишут книги или рисуют картины, другие снимают кино или играют роли, третьи способны починить любую вещь или излечить самую запущенную болезнь.

А как именно вы хотите быть полезными?

Однажды вы достигнете умения, которое будет востребовано, и вы окажетесь нужны другим людям. И если вокруг человека, который что-то имеет (допустим, деньги) собираются те люди, которые хотят использовать то, что он имеет, то вокруг человека, который умеет что-то делать, организовывается круг людей, которые хотят воспользоваться его умением. То есть, нужен сам человек, а не его деньги. Ценность топ-менеджера не в том, что у него зарплата 10 000 долларов, а в том, что он в месяц может делать оборот в 5 миллионов долларов. Любой труд ориентирован на других людей, существует профессиональное разделение, и даже в очень узкой области знания, в пределах одного факультета, люди начинают делать очень разную работу. Типичная ошибка при выборе профессии: спрашивать себя, какая область деятельности вам будет наиболее интересна. Логика такого рассуждения проста: я иду работать, чтобы мне платили зарплату, а это значит, что мне нужно найти работу поинтереснее, чтобы потом не было больно и обидно за зря потраченное время. Но все как раз наоборот: чем более интересны обществу ваша профессия и ваши умения, тем больше вы будете получать денег. Чем более компетентно и умело вы сможете решить чьи-то проблемы, тем дороже это будет оплачено. Вы, в первую очередь, должны быть интересны тем, что вы делаете и как вы это делаете. А то, что вам должно быть интересно дело, которым вы собираетесь заняться, вопрос уже второго порядка. Это не подразумевает, что лучшая профессия - именно та, которая пользуется сегодня наибольшей популярностью. За этой птицей счастья можно гоняться до бесконечности: время идет быстро, тенденции на рынке меняются постоянно, спрос появляется и исчезает. Так что, если вы прочитали, что некая профессия пользуется повышенным спросом, то знайте, - через пять лет (к моменту получения диплома) этого спроса может не быть. И никто не станет ждать пять лет, пока вы выучитесь и помашете перед носом работодателя своим дипломом. К тому времени все места будут уже заняты.

Правильный выбор профессии подчиняется двум правилам.

Первое: профессия должна быть интересна тем, кому вы ее предлагаете. Чем ценнее будет ваше умение для общества, тем дороже оно будет готово оплачивать ваш труд. И если первое утверждение справедливо, если вы им в полной мере руководствуетесь, тогда вступает в силу второе правило: профессия в максимальной мере, насколько это возможно, должна интересовать вас и нравиться вам.

Всегда помните: вы никому не нужны. Вы интересны, если вы им полезны, если вы сможете решить их проблемы. Только в этом случае они готовы платить вам деньги, повышать зарплаты, выписывать премиальные, увеличивать проценты и бонусы. Возможно, вы все время спрашивали у себя: что я хочу делать, чем я хочу заняться? И вот теперь пришло время переиначить этот вопрос: что я хочу делать для других людей? И вот только тогда, возможно, наше профессиональное самоопределение сдвинется, наконец, с мертвой точки.

Правила выбора профессии

Советы подросткам. Основные правила выбора профессии

ПРАВИЛО 1:

К выбору профессии, чтобы не ошибиться, нужно подходить серьезно и обдуманно. Знай, что правильно выбранная профессия принесет не только моральное удовлетворение, но и материальный достаток.В первую очередь, не ленись, будь активен в осуществлении профессионального выбора. Обдумывай, осмысливай каждый сделанный шаг в направлении профессии. Только тогда Ты сможешь быть уверен, что сделал все для того, чтобы выбранная профессия приносила Тебе огромное удовольствие, была интересна на протяжении всей жизни. А любимая работа в большинстве случаев приносит не только моральное удовлетворение, но материальный достаток. Ведь профессионал - это, в первую очередь, тот, кто увлеченно работает и постоянно совершенствует свое мастерство.

А это уже внушает уважение со стороны работодателей, подпитывает их желание удержать таких специалистов и, соответственно, платить им больше, чтобы не потерять свои высококвалифицированные кадры.

ПРАВИЛО 2:

Нельзя позволять друзьям и родственникам давить на выбор и принимать за себя решение. Учти их мнения как варианты выбора и внимательно, будто под микроскопом, изучи каждый в отдельности. Тебе самому поступать в профессиональное учебное заведение, самому учиться и опять же Тебе работать по выбранной профессии в дальнейшем. Если на Твое решение пытаются не просто влиять, а давить, не позволяй им делать это. Но это не значит, что Ты должен решительно отвергнуть предложенные друзьями и родственниками варианты. А вдруг среди этих профессий окажется та, которая идеально Тебе подходит? Поэтому советую принять со стороны все мнения и суждения в отношении профессий для того, чтобы расширить спектр поиска, а затем обдумать каждую из них по предложенной в этой книге схеме.

ПРАВИЛО 3:

Нельзя увлекаться внешней стороной профессии. У каждой из них есть как достоинства, так и недостатки. Постарайся предусмотреть все плюсы и минусы своего профессионального выбора. Кроме того, Ты должен учитывать, что за названием профессии скрывается много различных факторов и характеристик.

ПРАВИЛО 4:

Чем больше расспросишь и узнаешь о профессиях, тем больше можешь быть уверен в том, что предусмотрел все последствия того или иного профессионального выбора.

Для того чтобы взвесить и проанализировать все стороны профессии и понять, насколько она Тебе подходит, наверняка понадобится помощь и чей-то совет.

Поэтому не стесняйся расспросить родственников, учителей, школьного психолога. Чем больше будешь спрашивать о различных профессиях, тем осведомленнее станешь, тем яснее поймешь, чего хочешь и что можешь получить.

ПРАВИЛО 5:

Профессию нужно выбирать с учетом своих способностей, склонностей, интересов, талантов и желаний. Также обязательно надо учитывать, что для достижения успехов на профессиональном поприще, помимо огромного желания овладеть той или иной профессией, необходимо иметь внутренние склонности, способности, таланты к данному виду деятельности.

Это далеко не все правила, которые необходимо молодому человеку учитывать при выборе профессии. Есть еще одно - самое главное, учитывая которое, Ты можешь быть уверен в успешности своего профессионального выбора.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо». Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам.

Глава 2. Основная часть (практическая)

2.1. Моя профессии сегодня, завтра…

Я расскажу Вам о своей будущей профессии. Работа состоит из понятия профессии «Экономист», специфики и перспектив данной профессии.

Содержание

Введение

1. Профессия экономист

2. Специфика профессии

3. Перспективы профессии

Заключение

«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Введение

Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические понятия: товар, обмен, деньги. За прошедшие столетия функции экономиста заметно изменились и расширились. Экономист собирает и анализирует данные о производственной деятельности, затем оценивает, насколько она успешна и, в конечном счете, готовит предложения руководству по усовершенствованию технологии производства и труда. Экономисты были и остаются самыми востребованными специалистами на рынке труда. В данной работе будут рассмотрены все плюсы и минусы профессии экономиста, основные требования, предъявляемые к кандидатам, и перспективы на будущее.

1. Профессия экономист

«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Экономист осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности организации, разрабатывает мероприятия по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, выявлению резервов, предупреждению потерь и непроизводительных расходов, более рациональному использованию всех видов ресурсов. Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимым для проведения работ (услуг), исследований и разработок в освоении новой техники и технологии.

Экономисты работают по нескольким направлениям. Задача экономиста по финансовой работе - сформировать и распределить доходы и накопления, обеспечить финансовыми ресурсами производство. Этот специалист следит за тем, чтобы предприятие выполняло свои финансовые обязательства перед государством и банками, правильно платило налоги, вовремя рассчитывалось с поставщиками. Существуют и другие экономические специальности: экономисты по договорной и претензионной работе, материально-техническому снабжению, сбыту и т.д. Тот, кто хочет быть экономистом, в первую очередь должен любить и хорошо знать математику. Кроме того, работа экономиста требует аккуратности и точности, а поскольку ему зачастую приходится отстаивать интересы предприятия, он должен быть принципиальным и честным человеком. Чтобы стать грамотным экономистом, надо закончить экономический ВУЗ. Там изучают теоретические основы экономики, статистику, основы финансовой и банковской деятельности. Кроме того, экономист обязательно должен хорошо знать специфику того предприятия, на котором ему предстоит работать. Основным плюсом профессии экономиста является то, что экономисты были и остаются самыми востребованными специалистами на рынке труда. Также неотъемлемым составляющим является высокая заработная плата. Одно из основных требований работодателя к кандидатам является опыт работы на аналогичных должностях. В свою очередь, это представляет собой замкнутый круг, так как специалист, только закончивший ВУЗ, не имеет опыта работы, и ему будет сложно устроиться на должность экономиста. Но в большинстве случаев выпускники все-таки находят применение своим знаниям и на производстве, и в бизнесе, и в финансовой сфере, и в науке.

Но по статистике около 50 % выпускников экономических специальностей предпочитают банки или консалтинговые компании.

«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

К личным качествам, которыми должен обладать экономист относятся:

Умение анализировать большой объем информации,

Хорошая память,

Высокая концентрация внимания,

Терпение,

Коммуникабельность,

Организаторские способности.

Большим преимуществом этой профессии также является то, что начать можно с позиции рядового экономиста, а в перспективе - стать управляющим предприятием, который отвечает за развитие компании, ее конкурентоспособность, контролирует и координирует деятельность всех структурных подразделений. С опытом возрастают и доходы.

«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Основные решаемые задачи профессии «Экономист»:

сбор, обработка, оценка первичной экономической информации;

анализ учетной и отчетной информации с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов предприятия;

прогнозирование экономических явлений и процессов;

участие в планировании хозяйственной деятельности предприятия;

выработка рациональной системы организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики;

организация работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала, определению результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

практическое применение принципов и правил аудита основных хозяйственных операций.

«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Основные виды профессиональной деятельности специалиста:

учетно-аналитическая;

контрольно-ревизионная;

аудиторская;

консалтинговая;

организационно-управленческая;

нормативно-методическая.

2. Специфика профессии «Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

К экономисту очень высокие требования. Он должен владеть солидным теоретическим багажом:

разбираться в законах экономической науки и законах развития общества как такового, уметь анализировать статистические данные и давать им верную интерпретацию, уметь мыслить не просто в соответствии с законами логики, но и обладать даром экстраполяции - распространения выводов из сегодняшних данных на будущее развитие ситуации с учетом действия всевозможных постоянных и временных факторов. Чтобы справляться с этими задачами, экономист обязан прекрасно владеть математическим аппаратом. Специальные компьютерные программы, с одной стороны, существенно облегчают труд экономиста, но с другой - требуют повышенной компьютерной грамотности. Поэтому изучение информатики как базы, необходимой для освоения различных прикладных программ, также является непременной составной частью образования будущего экономиста. Философия, социология, политология - науки, владение которыми помогает экономисту не терять широты мышления. Особого упоминания заслуживает такая отрасль гуманитарного знания, как право. Серьезно изучая право, студенты экономических факультетов не просто расширяют свой личный кругозор - они закладывают основу своей будущей профессиональной деятельности.

Экономисту нужен так же английский язык. Грамотный экономист, где бы он ни работал, обязан знакомиться со специальной литературой, а она в основном появляется на английском.

Главное качество любого экономиста - способность к логическому мышлению, которую иногда называют математическим складом ума. Если более или менее сложные операции с числами и символами надолго вгоняют в ступор, будет очень трудно учиться на экономическом факультете и мучительно неинтересно работать. Больше шансов преуспеть в роли экономиста имеют люди с высокой организованностью, внимательные к мелочам, приверженные порядку и аккуратности. Стабильность в работе ценится чрезвычайно высоко. Людям забывчивым, рассеянным от природы, лучше держаться от экономики подальше.

Большое значение имеет и общая эмоциональная устойчивость. Экономисту, особенно начиная с определенного уровня, приходится решать «уравнения» со многими неизвестными и брать на себя ответственность за риск. Умение сохранять «холодную голову», не поддаваться сиюминутным настроениям, строгий самоконтроль - бесспорно, положительные качества, а их отсутствие или прямая противоположность - веский довод лишний раз задуматься над правильностью сделанного выбора.

3. Перспективы профессии «Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Экономист является одним из самых значимых специалистов на предприятии. Ни одно предприятие не может вести свою деятельность без бизнес-плана. Именно этот сотрудник задаёт вектор движения совместных усилий всех работников. Нужно правильно расставлять приоритеты и цели, чтобы получить максимальную прибыль с наименьшими потерями. Особенностью этой профессии в современных реалиях есть то, что сейчас на рынке труда переизбыток экономистов. Спрос породил очень уж большое предложение, поэтому работодатели выбирают не вчерашних выпускников, а специалистов с опытом. Как показывает практика, не все выпускники свободно ориентируются в бухгалтерском и налоговом учёте, а о точности прогнозов вообще говорить не приходится. Но так или иначе, высшее экономическое образование - отличный фундамент для работы в самых разных сферах бизнеса. Надо только заранее выстроить карьерную цепочку.

Существует две группы стартовых позиций для молодого специалиста:

Первая группа включает должности, устроиться на которые без особых сложностей и в короткие сроки может любой выпускник экономического вуза. Конкурса среди кандидатов здесь практически нет и, соответственно, требования к соискателям достаточно мягкие. Но и перспектив не много. К этой группе относятся, например, специалисты по работе с розничными клиентами в коммерческих банках, ассистенты бухгалтеров или бухгалтеры в небольших компаниях. Вторая группа объединяет престижные вакансии, занять которые молодому специалисту без опыта работы нелегко. Но постараться стоит - учитывая карьерные возможности, которые получает сотрудник. Такие предложения на работных сайтах и в специализированных печатных изданиях встречаются редко. Как правило, поток резюме здесь очень большой, конкурс среди соискателей составляет 5-10 человек на место. Поэтому работодатель выбирает лучших из лучших. Вне зависимости от опыта работы, главным составляющим при приеме на работу является характер самого человека: если он усваивает все «на лету» и может похвастаться креативным мышлением, то такого специалиста будет ценить любая организация. Самые высокие шансы на трудоустройство имеют амбициозные молодые люди, высоко мотивированные на карьеру, обладающие отличными теоретическими знаниями в сфере финансов и способные применить эти знания на практике.

«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Заключение

Профессия экономиста завлекает многим количеством плюсов, но, даже не смотря на них, есть риск «утонуть» в этой профессии либо затормозивши на одном месте, либо вообще никак себя не реализовав. Как уже говорилось, вакансии экономиста есть, но устроиться по ним нелегко. Работодатель хочет всего и сразу - хороший диплом престижного вуза, опыт работы, низкие запросы по зарплате. Но все таки большинство специалистов, получивших диплом экономиста не жалеют о сделанном выборе. Нет, я не хочу сказать, что есть плохие специальности, скорее наоборот есть плохие специалисты. Ко всему вышеизложенному я хочу сказать, что какую бы профессию не выбрал абитуриент при поступлении, сначала надо задуматься, а где ты будешь работать и уже на стадии студента пробивать себе путь в жизнь. Не все так печально, как может показаться в моем реферате, но это жизнь и она такова. Во всем есть свои плюсы, благодаря трудностям мы учимся быть самостоятельными и не зависимыми ни от кого.

А что касается моей профессии ЭКОНОМИСТ, то в своем выборе я уверена, мне нравится эта специальность, не только по причине того, что можно зарабатывать деньги, но и потому что в жизни даже в домашних условиях экономика нужна, экономика важна. И пригодится она всем!!!

2.2. Практическая часть

Анкетирование выпускников МКОУ «Гимназия № 4» г. Усть-Джегуты

Мною было проанкетировано 70 человек, учащихся «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты». Из них 45 -это учащиеся 9-х классов и 25 учащиеся 11 классов.

Практическая часть

Результаты тестирования учащихся 9-11-х классов по методике ДДО Климова

Типы профессии

9а(20ч)

9б(10)

9в(15)

11а(10)

11б(10)

Всего

Человек-человек

5ч.

2ч.

8ч.

2ч.

4.

21

Человек-природа

2

0

1

1

1

5

Человек-техника

6ч.

2

3

2

2

15

Человек - знаковая система

4ч.

3

1

3

2

13

Человек - художественный образ

3ч.

2

2

2

1

10

Итого

20

9

15

10

10

64

Анкетирование по выбору профессии

Вопросы

11а

11б

Всего

70чел

16ч.

10ч.

15ч.

12ч.

17ч.

Выбрали ли Вы свою будущую профессию?

Да-10 нет- 2

Да- 10 нет- 0

Да- 12 нет- 2

Да- 12 нет- 1

Да-11 нет-3

Да- 55 нет- 8

Кто повлиял на Ваш выбор?

родители

Сам, родители

Родители, сам, друзья

сам, мама, воспитатель, дедушка, родители

родители

родители

Где Вы будите получать свою профессию?

КЧР, Ставрополь

Черкесск

Пятигорск, Черкесск, Ставрополь

Москва, Черкесск, Ставрополь

Черкесск, Москва, Пятигорск

КЧР

Вопросы

9а (16ч.)

9б (10ч.)

9в (15ч.)

11а (15ч.)

11б (17ч)

Выбрали ли Вы свою будущую профессию?

да

нет

не знаю

да

нет

не знаю

да

нет

не знаю

да

нет

не знаю

да

нет

не знаю

10

2

4

10

0

0

12

2

1

12

1

2

11

3

3

Какую?

Врач (2)

ФСБ (2)

Экономист (1)

Врач (1)

Юрист (3)

Экономист (2)

Психолог (1)

Стоматолог (2)

Повар(1)

Полицейский (1)

Программист (1)

Врач (3)

Тренер (1)

Юрист(1)

Врач (2)

Автомеханик (2)

Механик (2)

ФСБ (3)

Полицейский

(1)

Бухгалтер (1)

Тренер (1)

Экономист (2)

Полицейский (2)

тренер (2)

Программист (1)

Бухгалтер (1)

Автомеханик (2)

Бухгалтер(1)

Экономист (2)

Дизайнер (1)

Программист (1)

Фармацевт(1)

Журналист (1)

Экономист(1)


Программист

(1)


учитель физкультуры

(1)


Криминалист (1)

Анализ анкетирования привел нас к следующим выводам. На наш взгляд учащиеся 9-х классов решительнее настроены в выборе будущей профессии, чем выпускники 11-х, так как их выбор не так серьезен и может еще поменяться за два года, а выпускники должны быть уверенны в выбранной ими профессии.

По следующему вопросу можно сделать вывод, что в 11 классе дети больше прислушиваются к советам родителей, опираясь на их жизненный опыт.

Большинство девушек и юношей 9 и 11 классов хотят получить образование для приобретения будущей профессии в таких крупных городах как Москва, Ставрополь, Пятигорск и других, так как там у них есть больше возможностей для самореализации.


Заключение

ПРОФЕССИЯ - это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов. Выбрать профессию трудно, нужно придерживаться существующих правил. Как показывает мировая практика, с каждым годом число профессий увеличивается и увеличивается, это связано сменяющимися потребностями общества. Необходимо учитывать это обстоятельство. Проведенное анкетирование выпускников гимназии показало, что подростки не испытывают трудность в выборе будущей профессии. Ученики 9-х классов спокойнее и увереннее относятся к выбору профессии, больше ориентируются при выборе профессии на себя, а выпускники школы - ориентируются в основном на рекомендации родителей и больше тревожатся из-за выбора профессии.Для того чтобы избежать ошибки при выборе профессии необходимо помнить о тех факторах, которые влияют на выбор: окружение подростка, способности, склонности и др.

Таким образом, данная исследовательская работа поможет правильно сформировать позицию правильного выбора будущей профессии.



Приложение

10-самых востребованных профессий будущего

В наши дни никого не удивишь сменой профессии. Ситуация на рынке труда меняется буквально каждый год.

На первый взгляд, на рынке труда все меняется стремительно и непредсказуемо, но между тем рынок труда - сфера прогнозируемая. Как показали исследования социологов, опубликованные на сайте gorbibl.nnov.ru в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут:

1. Инженерные специальности.

По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка. Востребованность инженеров-маркетологов и менеджеров растет во всех отраслях промышленности.

2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

Программист - это специалист, создающий и отлаживающий программное обеспечение и поддерживающий его работоспособность. В современном мире все большее значение приобретает имидж фирмы, и сайт. Как следствие, веб-дизайнер - одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий.

3. Нанотехнологии.

Следующие наиболее востребованные профессии ближайшего будущего связаны с нанотехнологиями. Нанотехнологии - это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами, это технологии, использующие наиболее скрытые и ценные свойства вещества. Нанотехнологии - это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов в наноразмерах, а также инженерия на атомном уровне. Считается, что страну, добившуюся прорыва в развитии нанотехнологий, ждет мировое лидерство.

4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.

Биотехнологии - технологии, использующие биологические системы и их элементы. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях

5. Маркетинг и продажи.

Экспертами прогнозируется, что лет через 9-10 на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. Маркетолог - это, прежде всего, стратег компании. Дело маркетолога - руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей. Он проводит исследование рынка, планирует ассортимент и объемы продукции, определяет цены, стимулирует сбыт.

6. Специальности, связанные с сервисом.

Доходы населения растут, растет численность среднего класса. Один из показателей этой тенденции - все большая потребность в качественном сервисе. Причем спрос на профессии сферы обслуживания, как показывает опыт западноевропейских стран и США, будет ежегодно возрастать, при этом темпы роста потребности в профессиях сферы обслуживания будут опережать темпы роста потребностей в других востребованных профессиях.

7. Логистика.

Дальнейшая интеграция России в мировой рынок неизбежно потребует притока профессиональных логистов. «Логистика - теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения».

Чтобы сделать успешную карьеру, логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность. Не обойтись без практического опыта, а также без глубоких знаний математики, техники, действующего законодательства.

8. Экология

Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. С одной стороны, начнет повышаться спрос на профессиональных экологов, а с другой - расширяться спектр требований к защитникам природы. Специальность эколога будет требовать знания физики, химии и биологии, навыков компьютерного моделирования, проходящих в природе процессов. Профессия эколога станет одной из важнейших и самых востребованных профессий.

9. Медицинские специальности, связанные с поиском средства продления жизни.

Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Начнется активная работа, чтобы сделать их доступными для многих. И здесь понадобятся соответствующие специалисты.

10. Химия.

Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики.

Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика - и без химиков здесь будет совсем не обойтись.



Список использованной литературы

Алексеев А., Пигалов В. "Деловое администрирование на практике", 2005 г.

Бендюков, М.А.; Соломин, И.Л. Ступени карьеры: Азбука профориентации. Речь. Санкт-Петербург, 2006.

Зайверт Л. «Ваше время в ваших руках», Интерэксперт, 2005 г..

Исаев О.Г. Экономика. - М.: Издательство Астрель, 2003. - 399с.

Кузнецова Н.В. Стоянова В.А.. Введение в специальность. - Владивосток: Дальневост. ун-та, 2005. - 316с.

Образовательный портал учеба.ру - ucheba.ru

Свободная энциклопедия Википедия - ru.wikipedia.org

Справочник профессий - prof.biografguru.ru

Павлова Т.А. Профориентация старшеклассников. Просвещение. Москва, 2006.

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Генезис. Москва, 2005.

Ремизова А.А., Таранин А.Б. Профессии XXI века. Путеводитель школьника. Москва, 2010.

Тим Харфорд. Экономист под прикрытием. - М.: Best Business Books, 2009 г. - 264с.

Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. Просвещение. Москва, 2007.

Сайты Интернета

wiki.pippkro.ru/index.php/Профессии_сегодня

ubo.ru/articles/?cat=115&pub=2214

mirsovetov.ru/a/miscellaneous/employment/correctly-choose-profession.html

proforientator.ru/

shkolniky.ru/node/19

u-mama.ru/read/article.php?id=5091

detskiysad.ru/ped/shkolnik15.html

goldentime.ru/Sovety_finanse_7.htm

Итог.

Перед экзаменами в девятом классе, передо мной и моими родителями встал вопрос: «Куда идти поступать и на кого?». На этот счет мнения у нас в семье разделились. Мне хотелось пойти в одиннадцатый класс; мама хотела, чтоб я шла в колледж на бухгалтера, экономиста; а вот брат хотел, чтоб стала DJ. И как то вышло, так что мамин вариант оказался самым лучшим для меня, но я продолжу обучение в школе до 11 класса.

Ну а, забегая вперед скажу, что для себя я решила, на высшее поступать в институт, который будет находиться за пределами моего родного города.

Моя будущая профессия - экономист, я выбрала специальность, которая в государственном списке профессий названа так: «Финансы и кредит». Специальность «Финансы и кредит занимает особое место в системе экономических отношений. Получение подобной экономической специальности дает комплекс знаний в области: государственных и муниципальных финансов, банковского и страхового дела, денежного обращения, финансового менеджмента, рынка ценных бумаг, налогов и налогообложения.

Моя будущая специальность предполагает изучение процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней; механизма управления государственным долгом; функционирования внебюджетных фондов; порядка планирования, учета и отчетности на предприятиях, в организациях, учреждениях; организации и управления денежными потоками предприятий, инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов; особенностей организации финансов предприятий и организаций; банковского и страхового дела.

Кто же это такой экономист? В целом экономисты, если говорить кратко, это специалисты по эффективной экономической деятельности. Специальность «экономист» является смежной для таких профессий как бухгалтер, маркетолог, финансист, менеджер. Экономисты востребованы везде, где требуется планировать и рассчитывать финансы, Где нужно контролировать расход средств, анализировать результаты работы предприятия и определять рентабельность. К списку вакансий для экономистов относятся финансовые менеджеры, например, в банках, риск-менеджеры, аналитики, финансисты, аудиторы и т.д. При этом профессия экономиста действительно высокооплачиваемая и спрос на этих специалистов есть всегда.

Главное качество любого экономиста - способность к логическому мышлению, которую иногда называют математическим складом ума. Если более или менее сложные операции с числами и символами надолго вгоняют в ступор, будет очень трудно учиться на экономическом факультете и мучительно неинтересно работать. Больше шансов преуспеть в роли экономиста имеют люди с высокой организованностью, внимательные к мелочам, приверженные порядку и аккуратности. Стабильность в работе ценится чрезвычайно высоко.




Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблён в свою работу, - только тогда он может черпать радость в своём труде.

Н.К.Крупская

«Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

37


© 2010-2022