- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление Здоровый ребенок - успешный ребенок!
Выступление Здоровый ребенок - успешный ребенок!
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ратушная Л.А. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение Кораблинская средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования -
Кораблинский муниципальный район Рязанской области
Выступление на РМО
классных руководителей
«Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»
Подготовила: Ратушная Л. А.
декабрь 2014 г.
Здоровый ребёнок - успешный ребёнок
У кого есть здоровье, есть и надежда,
а у кого есть надежда - есть все.
Арабская пословица
Слайд
Своё выступление я хотела бы начать с притчи: «Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Ведь здоровый нищий счастливее больного короля».
Здоровье-это кладезь,
Его нельзя купить.
Однажды потерявши,
Его не возвратить.
Не одолжить у друга,
Не выиграть в лото,
Ведь без здоровья счастье,
Поверьте уж не то!
Все мы родом их детства, тем не менее, то самое детство, которое мы «прошли», остаётся для нас загадкой, и мы, взрослые, неустанно о нем размышляем с тем, чтобы сделать детство современных детей по-настоящему детским, т.е. уберечь детей от горестей и ошибок. Взрослые должны делать все возможное, чтобы сфера детства была валеологической, т.е. здоровой.
Слайд
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Статистические показатели подтверждают: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания; только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми. Здоровье детей зависит и от неблагополучной экологической ситуации, снижения уровня жизни, нервно - психических перегрузок. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма, наркомании.
Слайд
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные - значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Надо, чтобы уже с раннего возраста ребёнок учился любви к себе, к людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Слайд
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
-
в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
-
в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
-
в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен, проявляет отрицательное отношение к вредным привычкам;
-
в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
-
в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.
Слайд
Вот почему в своей педагогической работе я использую здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для реализации целей здоровьесберегающих технологий, использую в своей работе следующие принципы:
-
Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
-
Принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы, творчества.
-
Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
-
Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов (No nocere!).
-
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, стараюсь всесторонне развивать ребенка, планирую и прогнозирую его развитие.
-
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
-
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
-
Принцип активного обучения и воспитания, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии, КТД).
-
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Слайд
По выражению академика Амосова, «чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
Поэтому огромную работу в классе провожу по направлению «Я и Здоровье». Это и проведение уроков физкультуры, динамических игр, прогулок, подвижных игр, физкультурных минуток. В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
-
упражнения по формированию осанки,
-
укреплению зрения,
-
укрепления мышц рук,
-
отдых позвоночника,
-
упражнения для ног,
-
упражнения на ковре,
-
релаксационные упражнения для мимики лица,
-
потягивание,
-
массаж области груди, лица, рук, ног,
-
психогимнастика,
-
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Всё это способствует развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, совершенствованию движений, быстроты, силы, ловкости.
Слайд
Наша школа - это Школа здоровья. У нас работают школьный врач, 2 медицинские сестры, массажист. Я работаю в тесном контакте с медслужбой: веду факультатив по валеологии «Уроки здоровья», ориентированный на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. В целях оздоровления детей мы проводим:
-
стопотерапию;
-
интерактивные игры, экспресс - игры, например, «Будь здоров», «Зелёная аптека»;
-
классные часы о вредных привычках «Курить - здоровью вредить».
-
беседы: «Осторожно: грипп», «На прививку», «Витаминная кладовая», «Красивая осанка», «Компьютер: за и против»;
-
театрализованные представления, например, «Зарядка - путь к успеху».
Слайд
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому у нас в школе проводятся специальные занятия - уроки БОСС, мы их назвали Уроки дыхания. Эти занятия с детьми проводит Доктор Дыхания Шемякина Надежда Юрьевна. Сначала проводятся подготовительные занятия в классе (беседы «Что такое воздух», «Поговорим о дыхании», «Правильно дышим», «Умей расслабляться»), а затем уже дети на практике учатся правильно дышать.
Слайд
Вот уже на протяжении 4 лет для детей организую занятия в Школе безопасности, на занятиях которой дети на практике учатся приёмам оказания первой медицинской помощи при укусах насекомых и змей, при получении ран, ссадинах, переломах, а также о том, что следует делать при кровотечениях, обмороках, тепловом и солнечном ударах (тренинг «Если солнечно и жарко»).
В Школе безопасности для детей был проведён экологический тренинг с использованием ИКТ «Правила поведения в лесу», затем учащиеся составляли свои плакаты - памятки «Береги лес!», знакомились с ядовитыми грибами и ягодами, правилами оказания первой помощи при отравлениях.
Но особенно сильное впечатление на детей произвело занятие в Школе безопасности по теме «Как вести себя на воде». Детям не только рассказали о правилах отдыха у воды, но и с помощью экспоната - модели мужчины (мы его назвали «Сёма») показали, как оказать первую помощь при утоплении, как делать правильно искусственное дыхание. Дети самостоятельно попробовали сделать массаж сердца на этой модели.
Увлекательно прошло занятие в Школе безопасности по теме «Опасные и безопасные ситуации». Сначала я провела тест «Личная безопасность», который помог определить, умеют ли дети правильно поступать в опасных ситуациях (например, был задан вопрос: Если кто - то на улице преследует тебя, как ты поступишь?
-
Остановишься и запоёшь: «Нам не страшен серый волк»;
-
Побежишь в людное место и обратишься за помощью к милиционеру или взрослому;
-
Побежишь к нему навстречу с криком: «Забодаю!»)
Затем разработали «Шаги принятия решений в опасной ситуации»: остановись, подумай, выбери, похвали себя. На занятии дети работали с пословицами, отгадывали кроссворд «Как подружиться с электричеством», разбирали опасные ситуации на дорогах, пожарах.
Также на занятиях в Школе безопасности шла речь о правилах поведения на дорогах. Была проведена викторина «Светофорик», а затем дети в игровой форме познакомились с некоторыми дорожными знаками, разбирали опасные ситуации при переходе проезжей части, о том, к чему могут привести игры на дорогах.
Интересно и увлекательно прошло занятие в Школе безопасности по теме «Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан». Сначала дети поговорили о значении огня, вспомнили, как огонь попал к людям, затем речь пошла о причинах пожаров (использовали красочные плакаты - памятки «Осторожно = огонь!»), работали с пословицами, коллективно составили памятку «Правила поведения при пожаре», далее была проведена викторина, разгадывали кроссворд.
Слайд
В классе провожу большую физкультурно - оздоровительную работу: спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», соревнования «Зов джунглей», «Сказочные эстафеты», «Весёлые старты», «Зоологические забеги». Мы обязательно принимаем участие в школьных мероприятиях «Малая школьная олимпиада», акциях «Спорт вместо наркотиков», День здоровья, в конкурсах рисунков «Я здоровье берегу - сам себе я помогу», военно - спортивных играх «Зарничка», «Маленький разведчик» и др.
Слайд
В этом году я набрала первоклашек, их у меня 25 человек - неугомонных, подвижных, любознательных. Помогают мне их воспитывать мои бывшие дети - пятиклассники во главе с классным руководителем Коршиковой Натальей Михайловной. Они - наши любимые шефы. Мы совместно проводим классные часы («Витамины», «Правильное питание»), готовим презентации «Режим дня», «Советы Доктора Айболита», подготовили и провели агитбригаду по правилам дорожного движения «Красный, жёлтый, зелёный», разучиваем физминутки для уроков, проводим подвижные игры на переменах. А вот сегодня подготовили утренник «Царевна Гигиена и её друзья».
Слайд
Немаловажное значение по формированию здорового образа жизни детей имеет работа классного руководителя с родителями. Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультурой. Очень важно, чтобы родители в семье занимались спортом или физкультурой, тем самым предоставляя наглядный пример своим детям. Совместно с учителем физической культуры мы организуем и проводим один раз в четверть спортивные семейные праздники, дни Здоровья: «Мама, папа, я - дружная семья», «В здоровом теле - здоровый дух», «Богатырская силушка» и другие.
Одной из форм просветительской работы с родителями являются, конечно, родительские собрания. С 1-го класса мы проводим один раз в четверть родительские лектории по формированию здорового образа жизни учащихся. В первом классе цель таких лекториев: познакомить родителей с некоторыми аспектами успешной адаптации детей к школе, с необходимостью соблюдения режима дня. К проведению лекториев приобщаем педагога-психолога, который на основе проведенного анкетирования предоставляет информацию для родителей об особенностях психофизического развития каждого ребенка. Тематика дальнейших родительских лекториев различна, например «Преодоление детских страхов, связанных с семьей и школой», «Гиперактивный ребенок в школе», «Профилактика ОРЗ и гриппа».
Слайд
Итак, важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».