Статья «Наш путь - от качества воспитательного процесса посредством использования возможностей народных сказок к экологии души»

                                        Ничему тому, что важно знать, научить нельзя,-  все, что может сделать учитель, это указать дорожки.  (Ричард Олдингтон англ. писатель)   Часто на своих занятиях я задаю себе вопрос: «Как можно в своем объединении совместить  темы работы с глиной и вопросы об экологии?» Можно развить тему природных материалов, их сохранения, тему создания экологически чистых игрушек. Но в голове как-то само собой возникло словосочетание  «Экология души». Рассуждая об этом...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества г. Сорска



«Наш путь - от качества воспитательного процесса посредством использования возможностей народных сказок к экологии души»








Работу выполнила

педагог дополнительного образования

первой категории

Ельгечева Светлана Леонидовна







г.Сорск

2013г






Ничему тому, что важно знать, научить нельзя,-

все, что может сделать учитель, это указать дорожки.

(Ричард Олдингтон англ. писатель)

Часто на своих занятиях я задаю себе вопрос: «Как можно в своем объединении совместить темы работы с глиной и вопросы об экологии?» Можно развить тему природных материалов, их сохранения, тему создания экологически чистых игрушек. Но в голове как-то само собой возникло словосочетание «Экология души». Рассуждая об этом, я поняла, что именно эта тема и заслуживает внимания, т. к. время, в котором мы живём, само диктует нам: «Пора, наконец, подумать о душе, о детской душе».

Значение самого термина есть в "Интернет-словаре для школьников": "Экология души - это охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души". Но верным будет и хорошо всем известное определение: "Экология - наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей средой". Человек ведь тоже живой организм, отличающийся от других тем, что у него есть разум и душа.

И если экология - это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души может являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Кто-то однажды сказал, что наш общий дом и место человека в нем можно представить в виде матрешки. Самая маленькая матрешка - это душа человека, его чувства. Следующие за ней матрешки, соответственно - тело, город, страна. Душа - первооснова всего, главная внутренняя составляющая человеческой жизни. Ее нельзя увидеть и потрогать, она проявляется лишь в поступках людей. Значит, какова душа, таков и человек.

Данная точка зрения подтверждается и народным мнением, которое признает душу ответственной за все, что совершается людьми. В русском языке существует огромное количество устойчивых словесных формул, в которых воплощена народная философия души. Когда дело делается с душой, оно спорится, а вот если оно не по душе, то не хватит ни умения, ни характера: все равно ничего не получится. На душевном подъеме человек может горы свернуть, а душевный упадок - самое тяжелое состояние: даже простая и привычная работа не клеится. Что-то вокруг нас происходящее трогает душу, а что-то оставляет равнодушными. Есть люди душевные, великодушные, а у других бывает мелкая, корыстная душонка. Тяжесть на душе, душевные муки лишают человека ощущения радости жизни. И напротив, он готов претерпеть любые трудности и лишения, ради только того, чтобы мир и спокойствие воцарились в его душе. Сказанного вполне достаточно, чтобы сделать вывод об актуальности задачи нравственного воспитания личности - приобщению детей к общечеловеческим ценностям, выражающимся в категориях добра и справедливости.

Давно муссируется важнейший вопрос о том, на каких принципах должны строиться образование и воспитание наших детей, детей 21 века. И немногие задумываются о том, почему уже несколько веков подряд живут всем известные сказки «Колобок», «Маша и медведь», «Курочка Ряба» и многие другие народные сказки. В чем же сила и секрет воздействия сказки? А ведь в каждой сказке, за строчками иногда незамысловатого текста отображается определенная модель поведения, которая чему-то учит ребенка. Получается, что, читая определенные сказки, мы задаем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, любовь, дружба, справедливость. Я считаю, что сказка является тем чистым экологическим продуктом для охраны душевного состояния человека, и заботы о чистоте и развитии души и уверена - ниша народной мудрости, заключенной в сказках, былинах и т.д. не будет пустовать никогда. Ничто не заменит мудрые сказки в воспитании наших детей.

Н. А. Некрасов писал: «Русские песни, предания, пословицы…Наконец, русские сказки - память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости». Сказка, которая не только развивает, учит, воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Я много раз рассказывала о том, что творческий процесс в нашем объединении базируется в основном на народных истоках, а в частности на народных сказках. Эта тема настолько близка детям, что мы в этом утвердились и как результат - мы задумали социальный проект по созданию музейной выставочной экспозиции «Глиняная сказка». Выиграли грант 200 тысяч. Купили большую муфельную печь, стеклянные кубы и стеклянные витрины с подсветкой. Для себя ребята определили, по какой народной сказке будут создаваться композиции из глины. И началась работа! В конце проекта планируется открытие музейной выставки «Глиняная сказка».

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу. И нам педагогам необходимо разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал. Ребенку недостаточно одного умения читать, считать, ему необходимо быть активным, сообразительным, но главное - ребенок должен различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно и воздержаться от недозволенного, помогать каждому, кто в этом нуждается, быть правдивым и скромным.

Поэтому основной целью работы нашего объединения стало

использование методов и приемов, помогающих с помощью фольклора воздействовать на чувства и разум ребенка, развивать его восприимчивость и эмоциональность, повлиять на его экологию души.

На занятиях были поставлены задачи:

1. Воспитывать у детей любовь к произведениям народного творчества, умение различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему.

2. Учить детей осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать у детей основы нравственности, чувства патриотизма, морали, по законам которых им предстоит жить.

3. Развивать способность радоваться, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

Работа над проектом «Глиняная сказка» имеет для нас большое значение. Она помогает лучше понять народное творчество, расширить знания о сюжетах художественного произведения, учит анализировать поступки героев и давать им оценку. У детей развивается умение слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев. Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспомнить текст и представить определенный образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации по содержанию сказки. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках. Активизируя воображение, дети учатся сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате сопереживания у детей появляются не только знания и представления, но и новые эмоциональные отношения к окружающему: людям, предметам и явлениям. А способность сострадать, сопереживать - это признак духовно зрелой личности.

Изготавливая свою работу (у нас каждый ребенок из творческой группы лепит свою сказку), ребёнок уже вкладывает в неё частичку своей ещё маленькой души. Лепка из глины считается специалистами прекрасным средством, способствующим успокоению нервной системы, расслаблению и отвлечению внимания людей от переживаний и негативных эмоций. А значит, дети, занятые творчеством, однозначно отвлечены от негативного влияния улицы, или правонарушений. Я неоднократно замечала как дети после занятий в общеобразовательной школе, приходили на занятия в объединение раздраженными, эмоционально несдержанными и, что такие дети после часа-другого занятия по лепке погружались в другой мир эмоциональных отношений и переживаний. Дети успокаивались, преображались их лица. И, конечно же, глиняные игрушки, в которые вкладывают теплоту своей души их создатели, становятся еще более энергетическими и целительными.

Посещая наше объединение, дети твердо усваивают непреложные правила: «Умей говорить языком доброты». Умей веселиться, но помни: «Делу время, потехе - час». Береги дружбу и помни: «Дружба и братство - дороже богатства». Цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями».

В ходе реализации нашего проекта дети должны понять, что там, где позволено творить, изучать традиции родной Земли, живет многовековая культура наций, и ученик - это не просто путник, пришедший к этому источнику, Он является творцом этой культуры. Такая школа останется в душе ученика, как первый источник мудрости, творчества, благородства и высокой воспитанности.

Возможно, когда-нибудь, в школах появится новый предмет, и будет называться - «Экология души» куда должны быть включены простые правила, руководствуясь которыми, учитель сможет систематически участвовать в воспитании детей, помогая им раскрыть все лучшие качества, определить жизненные цели и направление духовных поисков. Этот факт навеян временем.

Использованные литература и интернет ресурсы:


  1. Подласый И.П. педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

  2. 900igr.net/prezentatsii/literatura/Skazochnyj-geroj/004-Vyskazyvanija-o-skazkakh.html

  3. lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt

















© 2010-2022