Профориентационный классный час для старшеклассников Кем быть?

Данный классный час поспособствует старшеклассникам в выборе их будущей профессии. В рамках занятие учитель познакомит ребят с самыми востребованными профессиями на данный момент. Также учащиеся, поработав с материалами газет и сайтами, предлагающими рабочими вакансиями, овладеют навыками поиска рабочего места, что, несомненно, пригодится им в будущем.
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профориентационный классный час для старшеклассников «Кем быть?»

Цели урока

Образовательная: учить каждого, высказывать позицию в отношении своего будущего и сопоставлять ее с другими; создать информационное пространство о профессиях, оказать помощь в самопознании и профессиональном самоопределении;

Развивающая: развивать креативное мышление; развивать творческие способности, кругозор учащихся, умение вести вежливую и грамотную дискуссию; прививать интерес к различным видам деятельности,

Воспитательная: воспитание профессионально-правовой культуры старшеклассников; воспитание гражданской позиции школьников.

Задачи урока: активизировать личное участие в формирование своего будущего; создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

Тип урока: урок - лекция с элементами игры; урок-беседа

Вид урока: комбинированный

Оборудование: газеты вакансий на рынке труда («Работа сегодня», «Работа в Марий Эл», «Из рук в руки» и др.), информация о вакансиях городского центра занятости; проектор, презентация, компьютер с доступом в Интернет

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Основная часть

Слово учителя: Выбор профессии, профессиональное самоопределение - эти сочетания все чаще звучат в вашей жизни. И неудивительно. Впереди остался всего один учебный год. А многие из вас все еще не знают ответа на вопросы: кем быть? Как состояться в этой жизни? Как принять, наконец, окончательное решение по одному из самых важных вопросов жизни?

Почему же вас так волнует эта проблема выбора? В чем же заключается выбор профессии? А с чего же непосредственно начинается сам выбор?

(Ученики отвечают на вопросы)

Слово учителя: Молодые люди, завершающие школьное образование, выбирают обычно вариант продолжения учебы для получения избранной ими профессии. Но при этом, получая профессиональное образование, многие переживают разочарование в своем выборе. Некоторые меняют что-то кардинально, но большинство решают доучиться, а там будет видно. И вот наступает стадия профессиональной адаптации. Появляется новый тип деятельности - профессиональный, который требует реального выполнения своих профессиональных функций. Но далеко не всегда реальная профессиональная жизнь совпадает с мечтами, представлениями и ожиданиями. Наступает кризис, нарушается психическое благополучие, пропадает чувство удовлетворенности жизнью. Сделать правильный выбор - это значит, с одной стороны, суметь в будущем адаптироваться, а с другой - высвободить свои внутренние ресурсы для дальнейшего развития личности.

Какие же обстоятельства влияют на выбор будущей профессии? Как вам помогают с этим определиться родители? Друзья? Может быть на выбор профессии повлияли ваши увлечения, хобби? Если да, то какие? Помогли ли вам в выборе будущей профессии школьные профориентационные мероприятия? А советы школьного психолога?

(Ученики отвечают на вопросы)

Слово учителя: Ребята, посмотрите на доску:

(На доске слайд)

Еще в 1908 году профессор Ф. Парсон выделил факторы успешного выбора профессии:

• правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;

• знание того, что нужно для успешной деятельности по избранной профессии;

• умение соотнести результаты самооценки со знанием требований профессий.

Как вы считаете, сейчас три этих правила актуальны? Могут ли они помочь Вам? Если да, то как?

Влияет ли на выбор профессии такой фактор как «престиж?» Какие профессии, по вашему мнению, престижные? Какие факторы влияют на престижность профессии? Что важнее, заработная плата или интерес к своей профессии?

Слово учителя: Для изучения профессиональных ориентаций среди старшеклассников нашей школы был проведен опрос на определение наиболее престижных, с их точки зрения, профессий. Учащимся необходимо было проранжировать 40 профессий в зависимости от того, насколько престижной они ее считают. Анализ ответов показал, что наиболее престижными наши ученики считают профессии юриста, банковского работника, бизнесмена, политика, дизайнера, экономиста, журналиста, программиста, переводчика. В рейтинге они занимают позиции 1-9. Среди престижных профессий следует отметить специальность среднего уровня квалификации: администратор. Предпочтение ей отдают девушки, степень притязаний которых ниже, чем юношей.

10-20 места в рейтинге занимают такие специалисты высокой квалификации, как врач, менеджер, инженер, психолог, артист. Средний уровень престижности характерен для менее квалифицированных профессий: секретарь, повар, автомеханик.

Самая низкая престижность у рабочих профессий: столяр, токарь, маляр, слесарь, строитель, сварщик, а так же парикмахер, продавец, швея. Однако непривлекательными для себя учащиеся считают и специальности высокой квалификации - преподаватель вуза, учитель, полицейский.

(Слайд, с рейтингом профессий на доске)

Слово учителя: Хорошо, ребята, обратите внимание, на ваших партах лежат стопки газет с объявлениями о работе. Вы все уже, так или иначе, определились с будущей профессией. Просмотрите сейчас объявления и попробуйте подобрать для себя вакансию. Обратите внимание, часто ли встречаются объявления о поиске профессий, которые вы недавно определили как самые престижные?

Три человека, пройдите к компьютеру и попробуйте поискать вакансии в интернете? Знаете ли вы сайты, где работодатели располагают объявления?

( 10-15 минут)

Итак, ребята, кто нашел вакансию для своей предполагаемой профессии? А кто нет? Какие специалисты сейчас востребованы? Попробуйте составить список 10 самых востребуемых профессий в нашем городе.

(5 - 10 минут)

Как дела у тех, кто работал за компьютером? Где лучше искать работу в газете или в интернете?

Что такое Центр Занятости? Знаете ли вы, где он находится в вашем городе? Какие консультации и услуги там можно получить?

Слово учителя: И снова внимание на доску. Я хочу вам показать прогнозы самых востребованных профессий по мнению специалистов Левада-центра на ближайшее будущее 2014-2025 год

На слайде:

1 место: Инженер. По мнению экспертов, будущее именно за техническими специальностями. Для достижения успеха вы должны быть специалистом с полным спектром знаний как технических, экономических, так и юридических. Также необходимо владеть иностранными языками, так как международное партнёрство развивается семимильными шагами.


2 место: IT-специалисты и разработчики программного обеспечения, дизайнеры графических интерфейсов. Рынок программного обеспечения развивается быстрее всех остальных. Специалисты, обеспечивающие его работоспособность, будут самыми востребованными еще не один десяток лет.

3 место: Специалисты по нано-технологиям. Очень скоро нано-специалисты понадобятся практически во всех областях.

4 место: Специалисты в сфере обслуживания и сервиса. Интересные перспективы открываются в сфере обслуживания и сервисов. По прогнозам экспертов, возникнет острая необходимость в высококвалифицированных специалистах в сфере персональных услуг, таких как: врачи частных практик, (офтальмологи, урологи, ортопедия ...), медицинский персонал, работники ресторанов, парикмахерских.

5 место: Логисты. Они управляют потоками информации и материальных ценностей. С учетом стремительно развивающегося мирового партнерства, в ближайшие годы они будут крайне востребованы.

6 место: Экологи. Люди все чаще начнут задумываться о сохранности природы, искать методы защиты нашего мира. Многие занимаются этим по велению сердца, но востребованы будут профессионалы с комплексными знаниями физики, биологии, химии.

7 место: Химики. Энергетика и химия будут идти рука об руку в поисках новых, альтернативных видов топлива. Нефть еще есть, но она исчерпаема.

8 место: Маркетологи. Сейчас в этой профессии прослеживается спад спроса, но буквально через несколько лет необходимо будет исследование рынка, находящегося в ситуации материального затоваривания. Скорее всего специалисты по Маркетингу будут востребованы в финансовой сфере (банки, страхование).

Кто-нибудь из вас выбрал профессию из круга озвученных или может быть задумывался о таком характере своей деятельности?

Хорошо, ребята, а теперь давайте проведем маленький психологический эксперимент. Внимание на слайд. Посмотрите на пять фигур, среди которых квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг (все изображено на листе бумаги). Выберите ту фигуру (постарайтесь прочувствовать форму), в отношении которой вы сможете сказать: «Это я!» Если этот процесс вызывает у вас большие затруднения, тогда выберите ту из фигур, которая первой привлекла ваше внимание. Запишите ее под № 1. Затем оставшиеся четыре фигуры расставьте в порядке вашего предпочтения. Запишите их названия под соответствующими номерами.

Профориентационный классный час для старшеклассников Кем быть?

Слово учителя: Обработка и интерпретация результатов. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Итак, краткая психологическая характеристика основных форм личности.

Квадрат - неутомимый труженик. Характерны трудолюбие, усердие, выносливость, терпение, методичность. Высококлассный специалист в своей области. Неутолимая потребность в информации. Слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Сильная сторона Квадрата - мыслительный анализ. Чаще - левополушарный мыслитель, перерабатывает данные последовательно. Внимателен к деталям, подробностям.

Любят раз и навсегда заведенный порядок. Не по душе сюрпризы, постоянно «упорядочивают» вещи и людей вокруг себя.

Становятся отличными администраторами, исполнителями, но редко бывают хорошими менеджерами. Квадрат не всегда оперативен. Стремление к порядку и аккуратности может развиться до парализующей крайности. Затягивают принятие решений, связанных с возможностью риска.

Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными людьми. Неэффективно действуют в аморфной ситуации.

Треугольник. Эта форма символизирует лидерство. Для многих это истинное предназначение. Обладают выраженной способностью концентрироваться на главной цели. Благодаря энергии и силе личности достигают намеченных целей.

Являются мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Ищут эффективное в данных условиях решение. Уверенные, хотят быть правыми во всем. Постоянно соперничают и конкурируют с другими, имеют установку на победу, выигрыш, успех. Бывают нетерпеливы, рискуют. С большим трудом признают свои ошибки. Видят то, что хотят видеть, бывают категоричны, поступают по-своему. Успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, впитывают полезную информацию.

Треугольники честолюбивы, стремятся сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело, задают себе вопрос: «А что я буду с этого иметь?» Великолепные менеджеры, умеют представить руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Чувствуют выгодное дело, могут столкнуть лбами своих противников.

Отрицательное качество - направленность на себя. Нещепетильны в отношении моральных норм, когда идут к своей цели. Треугольники заставляют вращаться всех и вся вокруг себя. Без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Временная форма личности, свойственная остальным четырем фигурам в определенные периоды жизни. Не удовлетворены тем образом жизни, который ведут сейчас. Заняты поисками лучшего. Изменения для них значимы.

Характерно состояние запутанности, замешательства и неопределенности на данный момент времени. Поступки непоследовательны и непредсказуемы в течение переходного периода. Могут меняться даже в пределах одного дня. Низкая самооценка, стремятся стать лучше, примеряя одежду других форм. Молниеносные, крутые, непредсказуемые. Смущают, настораживают людей. Общение с другими людьми им просто необходимо.

Позитивные качества: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, определенная смелость. Открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни. Легко усваивают новое. Но они очень доверчивы, внушаемы и наивны. Ими легко манипулировать.

Прямоугольник - это всего лишь стадия. Она неизбежно пройдет.

Круг - мифологический символ гармонии. Заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность - люди и их благополучие. Самый доброжелательный из пяти форм. Круг - лучший слушатель, сопереживает, эмоционально отзывчив. Быстро распознает притворщика, обманщика. Круги высокопопулярны среди коллег. Как руководители слабы.

Стараются угодить каждому, пытаются сохранить мир, избегают занимать твердую позицию. В конфликте уступают первыми.

Не отличаются решительностью, не умеют подать себя и свою команду должным образом. Над Кругами берут верх. Но их это не очень волнует. Проявляют твердость, если дело касается вопросов морали и справедливости.

Относятся скорее к правополушарным мыслителям. Такое мышление более образное, интуитивное. Переработка информации осуществляется прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Но они в ладу и с логикой. В мышлении ориентируются на субъективные факторы проблемы (ценности, чувства и т. д.).

Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает «левополушарных» организационных навыков своих «линейных братьев» - Треугольника и Квадрата.

Зигзаг символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что это самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая. Зигзаг, скорее всего, истинный правополушарный мыслитель, инакомыслящий.

Свойственна образность, интуитивность и мозаичность с отчаянными прыжками от «а» до «я». Строит целостные гармоничные концепции и образы, имеет развитое эстетическое чувство.

Стиль мышления чаще синтетический. Ему нравится творческое комбинирование несходных между собой идей, создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Остроумны, бывают язвительны, склонны видеть мир постоянно меняющимся. Рутина, шаблон, инструкции - это не для них. Их раздражают строго фиксированные обязанности. Им жизненно необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Хотят быть полностью независимыми от коллег. Когда попадают в комфортные условия, начинают генерировать новые идеи и методы работы. Устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, вероятностью, нежели действительностью. Непрактичность, нереалистичность и наивность берут свое начало в реальности для них мира идей.

Зигзаг - самый восторженный и возбудимый из всех пяти фигур. Новую идею готов поведать всему миру. Их несдержанность и экспрессивность часто мешает проводить им свои идеи в жизнь. К тому же они несильны в проработке конкретных деталей. А без этого материализация идеи невозможна. Они не слишком настойчивы в том, чтобы довести дело до конца. С утратой новизны теряют интерес к самой идее.

Слово учителя: Мы много узнали о том, какие знания помогут правильно выбрать профессию. Давайте подведем итоги.

- Необходимы осведомленность, совпадение желаний и возможностей, наличие склонностей.

- Правильная самооценка склонностей и понимание ограничений помогут избежать ошибок в выборе.

- Необходимы не только знания о профессии, но и знание того, что нужно для успешной деятельности после приобретения профессии.

- В каждой профессии не только для материального благополучия, но и для морального необходимо реализовать свой творческий потенциал. Человек, который смог его реализовать, - это не человек, которому что-то добавлено, а человек, у которого ничто не отнято. Так утверждал психолог Абрахам Маслоу.

- Для успеха в жизни не следует забывать о том, что не только человек выбирает дело, но и дело выбирает человека, и надо, чтобы их интересы совпадали; поэтому так необходим поиск профессии для себя и поиск себя в этой профессии.

Слово учителя: Для подавляющего большинства молодых людей нашего времени работа является основой их материального благосостояния. Сегодня молодежь обладает более высоким уровнем образования, чем старшее поколение. Они готовы к смене характера деятельности, что немаловажно в наше время для хорошего трудоустройства. Поменялся их взгляд на престижные и доходные профессии. Юрист, финансист и экономист, наравне с бизнесменом, вошли в рейтинг наиболее популярных среди молодежи профессий. Замечательно, что вас, молодых, волнует также наличие высокой квалификации, знаний и интереса в работе. Вы задумываетесь о профессиональном росте и готовности трудиться с полной отдачей сил.. Это, конечно, важно - быть высокообразованным человеком. Но еще более важным является то, как каждый из вас будет трудиться на своем месте. Благополучным и успешным можно стать везде. Но для этого необходимы хорошее знание своего дела, ответственность и исполнительность, инициативность и умение ладить с людьми. И тогда любое ремесло станет великим. А «величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком» - так писал Антуан де Сент-Экзюпери.






© 2010-2022