Проектная деятельность в работе учителя и классного руководителя

В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.      Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Нужны приемы и методы обучения и воспитания, адекватные вызовам времени. Мне представляется, что одним из таковых является ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность в работе учителя и классного руководителя.


"Единственный путь, ведущий к знаниям,

- это деятельность".

Бернард Шоу

Вечным законом да будет: учить и учиться всему

через примеры, наставления и применение на деле.

Ян Амос Коменский


В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Нужны приемы и методы обучения и воспитания, адекватные вызовам времени. Мне представляется, что одним из таковых является метод проекта, применяемый мной во внеурочной, воспитательной деятельности.

Как организовать проектную деятельность учащихся во внеурочной деятельности? Какова роль классного руководителя в проектной деятельности? Когда можно применить метод проектов в воспитании учащихся? Каковы преимущества проектного метода как педагогической технологии в деятельности классного руководителя? Какие умения и навыки формируются в проектной деятельности у учащихся? На эти и другие вопросы я попыталась ответить в своей работе.

Каждый классный руководитель порой сетует на равнодушие и инертность своих учеников и, в то же время, чувствует усталость от постоянной рутины ежедневных дел и обязанностей. Конечно, универсального средства быть не может, но все, же одним из действенных и эффективных способов решения этих проблем может стать проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Свое предназначение как классного руководителя я вижу в том, чтобы воспитывать и развивать свободное мышление, формировать у детей умения и навыки исследования, работы в коллективе и в том, чтобы при этом учиться самой. Проектная методика позволяет реализовать эти цели.

Цель моей работы - поделиться практическим опытом проектной работы во внеурочной и воспитательной деятельности классного руководителя. Мною накоплен некоторый опыт в применении проектной деятельности по ряду воспитательных проблем. В процессе работы я пришла к выводу об эффективности метода проекта, а также о его доступности.

Актуальность данной технологии очевидна. Проектная деятельность развивает самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, оказывает существенное влияние на личностно - профессиональное становление, создает высокую мотивацию познавательной и воспитательной деятельности, формирует черты творческой личности. Данная деятельность обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

Проектная работа имеет свое педагогическое значение, которое выражается:

1. В воспитании эмоционально - ценностных отношений к событиям, социальной жизни, к истории и культурным традициям. Формирует потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни человека, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей.

2. Проектно - исследовательская работа - это опыт разнообразной деятельности. Приобретение определенных умений и навыков работы с информацией. Умение планировать, распределять работу во времени. Это развитие навыков сотрудничества и коллективной работы, умение использовать возможности ПК.

3. Эта деятельность дает возможность для создания ситуации творчества и успеха. Успех придает уверенность ребенку в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию, дает мотивацию к дальнейшей творческой деятельности. Причем этот успех может быть как личностным, так и коллективным.

4. Коллективная работа является, по моему мнению, особо значимой, так как сказывается на общей обстановке в классе и ведет к сплочению классного коллектива.

Исходя из выше сказанного, я определила для себя цели и задачи для внедрения данной технологии в свою деятельность.

Цель: Формирование развитой коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой, способной проявлять свои таланты на благо страны и человечества в целом.

Задачи:

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;

- формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности;

- предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

Главным механизмом позволяющим реализовать указанные цели и задачи и является метод проектов.

Проект от лат. "projektus" означает буквально "выброшенный вперед". Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые, философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Параллельно с разработками американских педагогов идея проектного обучения возникла и в России. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но в 1931 году этот метод был осужден в нашей стране, запрещен и забыт вплоть до настоящего времени. Сегодня мы к нему возвращаемся на новом этапе.

"Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного - воспитательного процесса.

В своей практике я использую следующие виды проектов: практико-ориентированный проект (социальный), исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, ролевой проект, и т. д. При этом я считаю, что я:

  • владею всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умею организовать исследовательскую работу учащихся;

  • умею организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

  • направляю учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

Этапы работы над проектом:

Проектное обучение - это "путь замысла". Схематично это выглядит так

цПроектная деятельность в работе учителя и классного руководителя.Проектная деятельность в работе учителя и классного руководителя.Проектная деятельность в работе учителя и классного руководителя.елеполагание

аПроектная деятельность в работе учителя и классного руководителя.Проектная деятельность в работе учителя и классного руководителя.нализ ситуации планирование

аПроектная деятельность в работе учителя и классного руководителя.нализ деятельности деятельность по реализации

Со временем выработана определенная последовательность работы над проектом

В ходе работы с учащимися над проектом я проживаю ряд ролей:

1.энтузиаста (повышаю мотивацию учащихся, поддерживаю, поощряю и направляю их в сторону достижения цели);

2.специалиста (обладаю знаниями и умениями в нескольких - не во всех! - областях);

3.консультанта (организую доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам); 4.руководителя (особенно в вопросах планирования времени);

5.координатора всего процесса;

6.эксперта (даю четкий анализ результатов выполненного проекта).

При выборе тем проектов необходимо учитывать возрастные особенности школьников, в том числе: уровень развития психических процессов, умений и навыков.

Наиболее сложным для меня стал вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать классный руководитель, какие - сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы я не нашла, и вряд ли найду. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.

В ходе работы над различными проектами мне стало видно, что такая форма деятельности увлекает детей, они стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации, шла перегруппировка ранее созданных групп, кто-то захотел работать индивидуально, ребята делились информацией, литературой, материалами друг с другом. Проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания и применять их в жизни.

Проектирование позволило мне разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом. Работа над проектами принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей. Для изучения эффективности использования проектно - исследовательской деятельности в работе классного руководителя мною использовались различные методики, в частности методика М.И. Рожкова "Социализированность личности учащихся".

Мне, как классному руководителю проект позволил раздвинуть рамки воспитательной программы, построить работу с классом в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает мне основание рассматривать метод проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.

Хочу обратить внимание на следующие плюсы "метода проектов":

  • Развиваются познавательные интересы;

  • Используются различные формы работы: дискуссия, работа с литературой, интернетом, социологические опросы и интервью и т.п.;

  • Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда;

  • Устанавливается связь с жизненным опытом;

  • В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать.

Метод проектов дает классному руководителю возможность нестандартно подойти к внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей. Но, в реализации проектной деятельности есть и свои сложности.

1. Проектная деятельность требует тщательной предварительной подготовки, переосмысления методов и организационных форм работы, что на деле означает - слишком многое надо менять классному руководителю в своей привычной, достаточно загруженной работе, а для этого нет ни свободного времени, ни достаточного количества методических рекомендаций.

2.Переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Случается это потому, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была объективной, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу Портфолио проекта ("проектной папке"). Он и характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.

3.У учащихся при выполнении проекта возникают сложности, которые носят объективный характер. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовывать и моделировать. Поэтому учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как:

- постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
-поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
-осуществление и аргументация выбора;
- осознание последствий выбора;
-совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого);
-сравнение полученного с требуемым;
-корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
-оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.

Тем не менее, на мой взгляд, проектный метод - это хорошая альтернатива традиционной системе воспитания, это способ выйти за пределы воспитательного мероприятия с вопросами, связанными с дальнейшей социализацией учащихся.

Вывод.

Использование проектной деятельности в воспитании в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, развивающие задачи, стоящие перед педагогом или классным руководителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения и воспитания более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Проектный метод - один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в воспитательный процесс.

Таким образом, проект - это организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающийся созданием продукта, а метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

Список литературы:

Литература:

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2001.

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.

3.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М.,2005.

4.Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.

5.Intel. Обучение для будущего: Учебное пособие. - М., 2005.

6.Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. - М., 1998.

7.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.//Директор школы, 1998, № 4.

8.Масленникова А. Образовательные системы - обзор исторически сложившихся подходов. //Директор школы, 2004,№8.

9.Гузеев В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. //Завуч, 2004,№6.

10. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе, 2003, №6.

11.Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». //Практика административной работы в школе, 2004, №5.

12.Землянская Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников.// Народное образование, 2006, №1.

6



© 2010-2022