Воспитательная система класса Мир удивительных превращений

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Воспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращенийВоспитательная система класса Мир удивительных превращений

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 156


Утверждаю________________________________

Директор школы О.Н.Зудихина



Воспитательная система класса

«Мир удивительных превращений»

(6,5 - 11 лет)

Рассчитана на 4 года.





Автор программы:

Пектышева Елена Владимировна -

учитель начальных классов




Нижний Новгород

2013


Содержание

  1. Информационная карта воспитательной системы

  2. Введение

  3. Аналитическое обоснование

  4. Концептуальные основы

  5. Целеполагание

  6. Механизм реализации

  7. Управление и мониторинг

  8. Ожидаемые результаты

  9. Список литературы

  10. Приложения





Информационная карта воспитательной системы


1

Название

«Мир удивительных превращений»

2

Направление

Воспитательная система направлена на повышение уровня этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития детей

3

Сроки реализации программы

2009-2013 год

4

Наименование учреждения - юридический адрес, телефон

МБОУ СОШ №156

603068 г. Нижний Новгород

Ул. Красносормовская, 4б

2266702

5

Автор программы

(Ф.И.О. должность).

Пектышева Елена Владимировна

(учитель начальных классов, классный руководитель).

6

Обоснование актуальности программы

В условиях неблагоприятной социальной среды, характерной для современного общества, программа является эффективным средством повышения результативности деятельности классного руководителя и представляет собой системный комплексный подход, объединивший традиции и инновации в области образования и воспитания.

7

Цель программы.

Задачи программы.

Цель программы: создание условий для социализации личности младшего школьника, приобретения им духовно-нравственного опыта, воспитания активной жизненной и гражданской позициина основе взаимодействия с семьёй.

Задачи:

На основе ярких примеров

  • формировать основы знаний о духовных ценностях (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество (патриотизм, гражданственность), Земля, Мир) и их значимости, о правилах поведения в различных ситуациях;

  • прививать потребность в здоровом образе жизни;

  • воспитывать основы этической и эстетической культуры, нравственные качества личности;

  • развивать лидерские качества, потребность в самосовершенствовании, умение жить в коллективе.

8

Ожидаемые результаты

  • знание основ духовно-нравственных ценностей (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир), понимание их смысла, позитивное отношение к ним;

  • потребность в здоровом образе жизни;

  • знание основ нравственных норм и правил поведения в различных ситуациях;

  • эмоциональная отзывчивость детей, проявление нравственных качеств по отношению к одноклассникам, друзьям и близким, а также незнакомым людям, окружающему миру;

  • осознание мотивов поведения окружающих и своего собственного, самостоятельность принятия решения в ситуации выбора;

  • способность к самоизменению;

  • участие в различных видах социально-значимой деятельности, проявление лидерского потенциала детей.

9

Краткая аннотация содержания программы

Программа реализуется в течение четырех лет по следующим направлениям:

1.«Ценности жизни» - направление способствует приобщению детей к общечеловеческим ценностям, предполагает развитие нравственных характеристик, приобщение к ЗОЖ, патриотическое воспитание детей.

2. «Этика и этикет» - направлено на развитие культуры поведения и межличностных отношений.

3. «Успех» - предусматривает создание конкуренции, воспитание умения работать в группе для достижения поставленных целей, развитие самостоятельности детей.

4. «Мы вместе»(итоговое мероприятие) - проводится ежемесячно и представляет собой, в основном, КТД, в котором принимают участие все участники воспитательно-образовательного процесса: родители (законные представители), обучающиеся, педагоги, другие заинтересованные лица.

10

География программы, количество участников.

МБОУ СОШ №156, 25 учащихся, педагоги, родители (законные представители)









Введение

«…В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книжки. … От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и любили. … В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. … Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. …Жил еще в этом доме охотник Пулька. … Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал. … Кроме того, он постоянно обижал малышек … »

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Каждый ребенок, как и житель Цветочного города, уникален: у него свои интересы, черты характера, манеры поведения, возможности и потребности. При планировании воспитательной работы классный руководитель должен учитывать эти особенности и способствовать проявлению потенциала детей, создавая при этом такие условия, при которых даже самый ленивый «Незнайка» захочет измениться к лучшему и станет на шаг ближе к идеальной модели выпускника, определенной в стандартах второго поколения.

Как создать такие условия? Как противостоять влиянию «небезопасного» окружения ребёнка? Такие вопросы возникли в самом начале моей педагогической деятельности. Ещё тогда, в 2002 году, я пришла к выводу: в условиях неблагоприятной социальной среды, характерной для современного общества, эффективным средством повышения результативности деятельности классного руководителя может стать системный комплексный подход, объединивший традиции и инновации в области образования и воспитания.Была задумана и апробирована мною в сельской Кушнурской средней школе воспитательная система «Мир удивительных превращений», идеи которой находят отражение в нормативных документах современного образования и воспитания.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую задачу современной школы: развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей(патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, здоровье, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество).Именно на осознание их (ценностей) учащимися и направлена моя педагогическая деятельность.

Важнейшими требованиями ФГОС НОО являются: формирование основ российской гражданской идентичности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В январе 2009 года, проводя занятия в «Школе будущего первоклассника», я опросила детей и родителей с целью выяснить уровень воспитанности учащихся, уровень развития познавательных интересов; познакомилась с особенностями семей будущих первоклассников. Результаты моих исследований показали следующее: особое внимание необходимо уделить нравственному, эстетическому, духовному, гражданско-патриотическому развитию участников воспитательно-образовательного пространства будущего класса, тесному взаимодействию с семьей. Было принято решение применить ранее разработанную воспитательную систему к данным учащимся.

Воспитательная система «Мир удивительных превращений» направлена на повышение уровня этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития детей; большое внимание уделяется духовно - нравственному аспекту, а также развитию у ребенка навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, его самореализации в социально позитивных видах деятельности. При этом важная роль отводится примеру и подражанию в воспитании. Носителями морального образца являются не только взрослые и литературные герои, но и сами дети.

Аналитическое обоснование

При моделировании воспитательной системы учитывались результаты диагностик первоклассников (определение уровня воспитанности по методике Капустиной Н.П., изучение отношения к жизненным ценностями др.), их родителей (изучение семейного воспитания), особенности состава класса, а также география реализации программы.

На подготовительном этапе были выявлены следующие проблемы:

1.Большинство учащихся (68%) имеют низкий и средний уровень воспитанности, уровень ориентации первоклассников на духовные ценности средний. В своём поведении они опираются на нравственные нормы, но не всегда могут объяснить мотивы своих действий, не полностью понимают смысл духовных ценностей и их роль в жизни человека. У многих в представлениях о главных человеческих ценностях преобладают материальные блага.

2. 54% учащихся имеют трудности в межличностном общении, связанные с упрямством, обидчивостью, ранимостью, вспыльчивостью, грубостью, агрессивностью.

3. Несмотря на достаточно высокий уровень познавательной мотивации, своё свободное время дети предпочитают проводить за компьютерными играми и просмотром телевизора, не отличаются инициативностью.

Свободное время


4. 36% учащихся воспитываются в неблагополучных семьях, что оказывает негативное воздействие на формирование духовных ориентиров и культуру поведения. Почти 50% детей из неполных семей, семьи имеют средний и низкий материальный достаток, что не способствует полноценной реализации учащихся.

Состав семьи



5. По национальной принадлежности класс неоднородный, наблюдается проблема непринятия некоторыми детьми одноклассников другой национальности. По количественному составу в коллективе преобладают мальчики, что вызывает определённые трудности в организации учебно-воспитательного процесса.



Концептуальные основы

Одним из условий организации полноценной учебно-воспитательной деятельности является высокая активность всех ее участников - педагогов, учащихся и их родителей. Роль взрослого человека в становлении личности младших школьников рассматривается в работах Л.Н. Толстого "Роль примера и подражания в воспитании", А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» и определяется как чрезвычайно значимая. Для присвоения и повторения ребенком способов нравственного поведения взрослый (родитель, родственник, учитель) должен выступать «носителем образца морального действия и оценки правильности этого действия».

Проблема ценностей и воспитания на их основе всегда занимала значительное место в научных исследованиях. Ещё В.П. Вахтёров, Л.Н. Толстой, К.Д.Ушинский отмечали, что такие ценности, как патриотизм, человечность, любовь к труду, воля, честность, правдивость, являются основой нравственного воспитания личности.

В своей работе я опираюсь на идеи В.А. Караковского, который выделяет такие общечеловеческие ценности, как: Человек (абсолютная ценность), Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, а также патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, здоровье.

Проблема нравственного воспитания с опорой на общечеловеческие, базовые национальные ценности является актуальной и в настоящее время и находит отражение в нормативных документах: Конвенции ОНН «О правах ребёнка», Декларации прав ребёнка, Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС НОО, Указе Президента «О национальной стратегии действий в отношении детей РФ до 2017г.». При этом особый акцент делается на формирование ценностей семьи, ребёнка, ответственного родительства. Именно взаимодействие с семьёй является одним из системообразующих видов деятельности воспитательной системы «Мир удивительных превращений».

Ведущие принципы построения воспитательной системы (по

В.А. Караковскому, М.И. Рожкову):

  1. Самореализация детей в классном коллективе:

  • Осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития;

  • Формирование активного отношения ребенка к миру и к самому себе, его самосознания;

  • Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

  • Наличие четких перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается;

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Включенность детей в реальные социально значимые дела.

  2. Взаимосвязь педагогического управления, родительского и детского самоуправления:

  • Совместная деятельность детей и взрослых;

  • Создание условий для реализации существующих интересов детей, пробуждение новых интересов.

4. Культуросообразность: воспитание на основе уважения к культуре и народным традициям.

5. Гуманизация межличностных отношений: уважительные отношения между детьми и взрослыми.

6. Дифференциация воспитания: отбор содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с условиями социума и школы, способностей каждого ребенка.

Учёт возрастных особенностей детей младшего школьного возраста:

Возрастные особенности

Учёт возрастных особенностей в воспитательной системе

1.Исключительная роль игры для младших школьников.


Введение сюжетно-ролевой игры, построенной на основе произведений Носова(ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания).

2.Непроизвольность внимания; острота, свежесть и эмоциональность восприятия.

Ребёнок с живым любопытством изучает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

3.Развивается произвольность поведения.

Разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

Создаётся близкая мотивация с введением системы личностного роста.

4.Рефлексия

Ребенок учится осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Больше того - оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно.

5. Появляется осознание своего социального Я, внутренняя позиция, самооценка.

Деятельность воспитательной системы направлена на создание благоприятной атмосферы и комфортной среды для становления личности ребёнка.

Целеполагание

Анализ ситуации определил цель воспитательной системы:создание условий для социализации личности младшего школьника, приобретения им духовно-нравственного опыта, воспитанияактивной жизненной и гражданской позиции на основе взаимодействия с семьёй.

Задачи:

На основе ярких примеров

  • формировать основы знаний о духовных ценностях (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество (патриотизм, гражданственность), Земля, Мир) и их значимости, о правилах поведения в различных ситуациях;

  • прививать потребность в здоровом образе жизни;

  • воспитывать основы этической и эстетической культуры, нравственные качества личности;

  • развивать лидерские качества, потребность в самосовершенствовании, умение жить в коллективе.


Механизм реализации

Особенности воспитательной системы:

Особенностью данной воспитательной системы является сюжетно-ролевая игра, построенная на основе произведений Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Эти литературные произведения дают богатый материал для осмысления детьми нравственного выбора и различных форм нравственного поведения. Сопоставления событий реальности и жизни героев сказочных городов Носова помогают нам (всему классному коллективу) развиваться, совершенствоваться, приносить пользу обществу. Такое параллельное (сказочный сюжет и реальность) построение воспитательного процесса позволяет, с одной стороны, учитывая возрастные особенности детей, использовать социоигровые технологии и привлекать к постоянному сотрудничеству родителей (семьи обучающихся), с другой - формировать осознанное отношение к таким ценностям, как: Человек, Семья, Здоровье, Отечество(включая патриотизм, гражданственность), Культура, Знания, Труд, Земля, Мир.

Система личностного роста

Еженедельно дети и родители получают «изображения» за активность в различных направлениях деятельности:

  • Участие в мероприятиях, конкурсах - музыкальный инструмент

  • Поведение, отношение к друзьям - солнышко

  • Трудолюбие, прилежание - плод

  • Достижение высоких результатов (победы в конкурсах, рейтинге успеваемости) - ракета

  • Положительные поступки, порой неожиданные (проявление толерантности, милосердия, любознательности и т.п.) - волшебная палочка

Каждый ребёнок вкладывает эти изображения в «копилку личностных достижений». В конце четверти подводятся итоги, выявляется «лучший» в каждом критерии. Им вручаются дипломы «За трудолюбие», «За superотношение к друзьям» и т.п. Ребёнок, набравший наибольшее количество изображений, по разным критериям оценки, получает диплом «Лучшему».

Отличившиеся дети и родители становятся «Почётными жителями»:

  • 1год - Цветочного города

  • 2,3год - Солнечного города

  • 4 год - Лунного города

Классному коллективу необходимо набрать за неделю более 25 «изображений» (по количеству детей). Так ребята сообща наполняют воздушный шар (1класс) волшебным воздухом, бак автомобиля (2-3 класс)- волшебным бензином, ракету (4 класс) - волшебным топливом. Именно с помощью данных «волшебных предметов» и происходит перемещение по сказочному городу.

В течение месяца коллектив учащихся при совместном успешном выполнении определенных заданий получает в качестве приза фрагмент картинки (пазл). Ребята выкладывают картинку-послание жителей сказочной страны и готовят для жителей сказочной страны фотоколлаж о событиях в своем классе. Они вывешиваются на общем экране. Если какая-либо иллюстрация собрана не полностью, ребята сообща дорисовывают недостающую часть.

Каждый год дети общаются с жителями сказочной страны, совершают путешествие из города в город, сообщают друзьям из волшебной страны о своих успехах и неудачах, анализируют эпизоды произведений, помогают персонажам (и наоборот, персонажи детям) выбрать правильное решение, организуют видео и аудиомосты...

В зависимости от направления мероприятия дети на воздушном шаре (1класс), автомобиле (2-3 класс), ракете (4 класс) попадают на ул. Дружбы, ул. Культуры, остров Любознательности и т.д.

Этапы воспитательной системы

В ходе реализации воспитательной системы можно выделить три этапа:

Подготовительный (1 класс)

« Незнайки в Цветочном городе»

Цель: усвоение младшими школьниками основ социальных знаний и базовых нравственных ценностей.

Первоклассники знакомятся с жителями Цветочного города, узнают об их увлечениях, о путешествии на воздушном шаре в соседние города. Параллельно знакомятся со своим «микросоциумом»: со школой, правилами поведения в ней; совместно с родителями составляют «безопасный маршрут» движения из школы домой, из дома в школу; обобщают знания о правилах поведения на улице, на дороге; получают краеведческие знания, связанные с историей образования своего микрорайона (посёлок Народный), улиц Ясная, Красносормовская и др., узнают об известных земляках; исследуют значение своего имени, фамилии; проводят экологическую работу по благоустройству школьного двора, аллеи 60-летия ВЛКСМ, близлежащих водоёмов.

Жители сказочных городов помогают ребятам разобраться в основных вопросах этики и ценностных ориентациях. Хвастливый и ленивый Незнайка даёт слово Синеглазке никогда не врать и не хвастаться, заставляет себя научиться читать и писать… Первоклассники наблюдают превращение неряшливого хулигана Гвоздика в аккуратного трудолюбивого коротышку. Вместе с Незнайкой и его друзьями ребята учатся мириться, решать проблемы в общении мальчиков с девочками, с друзьями, с одноклассниками.

Педагог организует работу по изучению потребностей и интересов первоклассников и их родителей, личностных особенностей каждого ребёнка и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Дети - активные участники проводимых мероприятий и дел. Приобретение новых знаний, умений, навыков и развитие коллектива осуществляется через включение детей в предлагаемую им разнообразную деятельность.

Основной этап (2,3 классы)

«Любознательные Почемучки в Солнечном городе»

Цель: приобретение опыта позитивного отношения к основам базовых ценностей общества в процессе контролируемой деятельности.

Незнайка и его друзья отправляются в путешествие в далёкий цивилизованный Солнечный город. В нём много театров, музеев, промышленных предприятий, библиотек. Жители Солнечного города очень воспитаны, дружелюбны, общительны, любят читать, дружно трудиться, весело отдыхать. Параллельно расширяется круг социализации классного коллектива: знакомятся с культурным наследием Сормовского района, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, узнают о героях-земляках, посещают промышленные предприятия, театры, музеи, зоопарк, планетарий. Вместе с Незнайкой учатся совершать бескорыстные поступки, останавливаются на переулке Совести, улице Творчества, улице Дружбы и т.п. Ребята знакомятся со своими правами и обязанностями, правилами поведения в общественных местах, в транспорте, в театре, повторяют правила дорожного движения. Малыши Солнечного города помогают сформулировать «главные законы» жизни классного коллектива, перевоспитать «ветрогонов».

Дети приобретают необходимые знания, умения, навыки конструктивного общения, игровой, коллективно-творческой, организаторской деятельности. Они становятся не только активными участниками, но и организаторами предлагаемых мероприятий, учатся сами планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит развитие коллектива, укрепление партнерских связей. Возрастает социальная значимость классного коллектива, повышается социальная активность его представителей.

Итоговый этап (4 класс)

«На Луну за новыми открытиями!»

Цель:самостоятельное творческое применение основ базовых ценностей и коммуникативных умений.

На данном этапе ребята расширяют свои представления о мире, проявляют себя в социальном проектировании, организаторской работе, знакомятся с культурным и историческим наследием нашей страны.

Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия. Коллектив представляет собой единое целое, стремящееся к саморазвитию.

Герои сказочной страны направляют деятельность ребят в «исследовательскую область». Законы физики и химии, биологии и космоса лежат в основе первых научных трудов как Знайки и Звездочкина, так и четвероклассников. Помощниками в такой деятельности ребят, в первую очередь, становятся взрослые: педагоги, родители, заинтересованные лица.

Настоящим испытанием для Незнайки и Пончика стал полет на Луну. Образ лунного государства - аллегория жестокого мира, в котором нет сострадания, истинных чувств, общности интересов. Смогут ли герои сказки сохранить свои высокие моральные и нравственные качества в сложном и противоречивом мире? Смогут ли им помочь друзья из 4 класса?


Воспитательная система предусматривает реализацию деятельности по четырём направлениям: «Ценности жизни», «Этика и этикет», «Успех», «Мы вместе».

1.«Ценности жизни» - направление способствует приобщению детей к общечеловеческим ценностям, предполагает развитие нравственных характеристик, приобщение к ЗОЖ, патриотическое воспитание детей.

2. «Этика и этикет» - направлено на развитие культуры поведения и межличностных отношений.

3. «Успех» - предусматривает создание конкуренции, воспитание умения работать в группе для достижения поставленных целей, развитие самостоятельности детей.

4. «Мы вместе»(итоговое мероприятие) - проводится ежемесячно и представляет собой, в основном, КТД, в котором принимают участие все участники воспитательно-образовательного процесса: родители (законные представители), обучающиеся, педагоги, другие заинтересованные лица.

Программа ориентирована на детей 6,5-11 лет. Этот возраст является благоприятным периодом для формирования познавательной активности, жизненных ценностей и ориентиров, саморефлексии. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает младший школьник, будет складываться его личность.

Методы, используемые в воспитательной системе для реализации деятельности классного коллектива, соответствуют возрастным особенностям детей:

  • игра,

  • пример,

  • обсуждение,

  • анализ ситуации,

  • рефлексия,

  • этическая беседа,

  • практический метод,

  • исследовательский метод,

  • проектный метод,

  • метод наглядно-практического воздействия.

Преобладающие формы работы:

  • викторины,

  • конкурсы,

  • игры,

  • операции,

  • акции,

  • выставки,

  • КТД,

  • проекты,

  • экскурсии,

  • театрализация, форум-театр,

  • литературно - музыкальные композиции и т.д.








План реализации воспитательной системы

Этапы реализации

«Ценности жизни»

«Этика и этикет»

«Успех»

Сентябрь

1 этап

(1 класс)

«Путешествие в школьную страну и приключения в Цветочном городе» (ценность общения и знаний)

Как вести себя на уроках и на перемене. Фотоотчёт для Медуницы.

«Расскажи мне о себе» (умение высказываться).

«Мы вместе»

Акция «Чистый двор»

Праздник школьного двора

(«Рисуночное письмо для жителей Цветочного города» - в рамках проведения мероприятия)

2 этап

(2-3 классы)

«К полету в Солнечный город готовы!» (ценность общения, формирование коллектива)

Викторина «Знаешь ли ты Нижний Новгород?», мини-исследования о героях-земляках

Как вести себя в транспорте.

Общение и настроение. Тренинг «Научись управлять собой»

«Мои летние приключения» (монологическая речь).

«Приключения героев Солнечного города в моем мире» (креативность мышления)

«Мы вместе»

«Сделаю свою планету чище и отправлюсь в путешествие!»

(реализация социального проекта экологической направленности местного значения (уборка от мусора озера Карьеры)).

Экскурсия в музей деревянной скульптуры.

Экскурсия в зоопарк.

3 этап

(4 класс)

«Экипаж к полету на Луну готов?» (ценность Земли, мира, культуры).

«Общение с посторонними людьми» (развитие коммуникативных способностей)

«Игры на сплочение экипажа звездолета» (умение общаться в коллективе)

«Мы вместе»

КТД «С чего начинается Родина» (заочная игра-путешествие по России) (составление доклада «Моя малая родина» для жителей Луны)

Октябрь

1 этап

(1 класс)

«Я открываю мир, а мир открывает меня» (ценность получения знаний)

Экскурсия в школьную библиотеку.

«Я умею правильно общаться со взрослыми людьми»(обращение, приветствие, реакция на привлечение внимания).

«Я и моё имя»

«Мы вместе»

КТД «Мы школьниками стали!» (Репортаж о событии для жителей Цветочного города)

2 этап

(2-3 классы)

«Учитель… Перед именем твоим» «Учителя в сказках и в жизни» (ценность человека, знаний)

Как написать поздравление и пожелание. «Письмо (подарок) моей бабушке (дедушке)»

Как утешить друга или взрослого; на что им можно пожаловаться.

День самоуправления (формирование лидерских качеств)

«Мы вместе»

«Краски осени и краски жизни» (совместное общение пожилых людей и детей). Видеомост с жителями Солнечного города.

Экскурсия в музей завода «Красное Сормово».

3 этап

(4 класс)

«Я могу научить тебя…» (деловая игра)

Откуда пришёл «этикет».

День самоуправления (формирование лидерских качеств)

«Мы вместе»

«Большая репетиция маленького концерта» (совместное мероприятие для детей, родителей, педагогов). Выступление гостей из сказочной страны.

Ноябрь

1 этап

(1 класс)

«Организация классного самоуправления»

Как вести себя в школьной столовой.

«Как стать успешным?» (диалоги с героями сказки)

«Мы вместе»

«Путь домой»

2 этап

(2-3 классы)

Круглый стол «Права и обязанности школьника и права и обязанности жителей Цветочного города»

«Каким должен быть настоящий гражданин?»

«Что значит быть патриотом?»

«Семейный обед» (этикет поведения за столом)

«От спора к диалогу»(учимся договариваться)

Классная выставка «Успехи моей семьи»

«Мы вместе»

«Уж я чайничала, самоварничала» (семейные посиделки). Изготовление бутербродов и заваривание чая по рецепту «Солнечного города».

Экскурсия на хлебозавод.

3 этап

(4 класс)

«Закон суров. Но это - закон» (час делового общения)

«Особенности «этикетного поведения» в разных странах»

Создание клуба «Будущий отличник»

«Мы вместе»

«России верные сыны» (конкурс семейных видеороликов). Видеопослания жителей сказочной страны.

Декабрь

1 этап

(1 класс)

«Новогодняя карусель»

Уроки этикета от Синеглазки «Быть не может красоты без мыла, щётки и воды»

Бальный этикет. Разучивание танцев.

День рекордов Гиннеса в нашем классе.

«Мы вместе»

Сказочный бал.

2 этап

(2-3 классы)

Здоровый образ жизни выбирает вся моя семья.

Правильное питание и наши приключения в Солнечном городе.

«Деловой костюм и спортивная форма. Назначение и функции одежды».

(рефлексия)

Бальный этикет. Разучивание танцев.

Как разговаривать по телефону.

«Классные олимпийские игры»

Мама, папа и я - дружная спортивная семья.

«Мы вместе»

Новогодний бал в Солнечном городе.

Экскурсия на фабрику новогодней игрушки.

3 этап

(4 класс)

В поисках Деда Мороза (игра-приключение в зимнем лесу)

«Я иду в гости. Я принимаю гостей» (как правильно получать и дарить подарки).

«Семейные олимпийские игры»

«Мы вместе»

Большой сказочный бал. Елка для родителей.

Январь

1 этап

(1 класс)

«Я вхожу в храм» (экскурсия в православную церковь).

«Из истории празднования Рождества Христова»

«Внешний вид

все о тебе расскажет…» (опрятность в одежде; волосы, причёска)

«Мы вместе»

Праздник прощания с Азбукой

2 этап

(2-3 классы)

«Как встречают Рождество в разных странах»

Поездка в ТЮЗ

«Я - в театре, в кино»

«Слово, мимика и жесты»

«От самоуничижения к самоутверждению»

«Мы вместе»

«Рождественские встречи».

3 этап

(4 класс)

«Настали Святки»

Как вежливо отказаться…

«Конкурс Эрудитов»

«Мы вместе»

«Рождественские встречи»

Февраль

1 этап

(1 класс)

Литературно-игровая программа «Мы будущие защитники»

«Начинай с зарядки день»

Извинения, благодарность и ответ на них.

Игры на формирование доверия

«Мы вместе»

Военно-спортивная игра «Зарница»

2 этап

(2-3 классы)

«Есть такая профессия - защищать Родину!» (диалоги с военнослужащими)

Реализация социального проекта «Подарок бойцу»

Как стать интересным и желанным собеседником.

Женственные девочки и мужественные мальчики (просьба, предложение, приглашение, комплимент и ответ на них)

Игры на сплочение.

«Мы вместе»

Военно-спортивная игра «Зарница»: «нижегородцы» и жители Солнечного города.

Экскурсия на «Пост № 1»

3 этап

(4 класс)

«Настоящие мужчины» (конкурс для мальчиков и пап)

«Семь добродетелей настоящего рыцаря»

Тренинг «Познай самого себя»

«Мы вместе»

Военно-спортивная игра «Зарница»: «нижегородцы» и «лунатики»

Март

1 этап

(1 класс)

«Спешите делать добрые дела».

«Я и моя семья» (о поведении и общении в семье)

Конкурс на лучшее поздравление для мамы.

«Мы вместе»

КТД «Сегодня мамин день…»

2 этап

(2-3 классы)

«День Рукавичек, или Праздник солнечных братьев».

Как правильно знакомиться.

Мода. Стиль. Вкус.

Акция «Твой тайный друг»

«Мы вместе»

Конкурс «Весна. Музыка. Любовь».

Экскурсия на кондитерскую фабрику.

3 этап

(4 класс)

«Я люблю, ты любишь, мы любим»

«Эти женские штучки…» (внешний вид девочки: плюсы и минусы) (девишник)

Мастер-класс по изготовлению подарков.

«Мы вместе»

Конкурс «Весна. Музыка. Любовь»

Апрель

1 этап

(1 класс)

«О первых полётах в космос»

«Волшебные слова»

Игры на сплочение

«Мы вместе»

«Апрель! Апрель! Во дворе звенит капель!»

2 этап

(2-3 классы)

«День науки» (опыты с обычными вещами)

Как общаться с окружающими.

«Улыбка и смех приятны для всех»

Психологический тренинг «Научись управлять собой»

«Мы вместе»

«От прошлого к настоящему» (один день из жизни русской деревни). Создание презентации для жителей Цветочного города.

Экскурсия в планетарий.

3 этап

(4 класс)

«Научные обоснования вреда сквернословия»

Выражение собственной точки зрения. Согласие-несогласие-частичное согласие с мнением собеседника.

Игра «Аукцион ценностей» и размышления Скуперфильда.

«Мы вместе»

«Пикник на снегу»

Май

1 этап

(1 класс)

«Живой мир растений»(экскурсия на природу)

«Хорошие манеры» (поведение на улице)

Праздник воздушных змеев

«Мы вместе»

«Прощание с 1 классом»

2 этап

(2-3 классы)

«Научная организация труда школьника»

«Терпенье и труд всё перетрут».

Как вести себя в парке, на прогулке.

«Шесть шагов разрешения конфликта»

«Веревочный курс»

«Веревочный курс»

«Мы вместе»

Литературно-музыкальная композиция «Этот День Победы».

Экскурсия в г. Городец.

3 этап

(4 класс)

«Что я могу сделать для сохранения мира на Земле?»

Игра - практикум «Правила приличия в житейских ситуациях»

Деловая игра «Лидер»

«Мы вместе»

Выпускной бал «Прощай, начальная школа!»

Управление и мониторинг.

Родительское самоуправление

Огромную роль в управлении воспитательной системой играет коллектив родителей. В начале учебного года на первом родительском собрании выбирается родительский комитет сроком на один год.

Родители делятся на три группы:

Творческий центр (оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, помощь в подготовке праздников, проектов, выпуске стенгазет).

Организаторский центр (помощь в организации мероприятий, транспортные функции, организация трудового десанта).

Финансовый центр (покупка канцтоваров, наглядно-дидактических пособий, книг, учебников).

Родительское собрание


Председатель

родительского комитета


Актив родителей


Центры

Финансовый центр

Творческий центр

Организаторский центр

Направления и формы работы с родителями.

Направления работы


Формы работы с семьёй

  1. Изучение семей

посещение семей учеников, анкетирование, сочинения о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

  1. Педагогическое просвещение

лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; обзор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей и другие формы.

  1. Участие в жизнедеятельности

классного коллектива.

совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ; дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовлении наглядных пособий;

  1. Индивидуальная работа с родителями

посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное, определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения, телефон доверия.

  1. Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета

выборы родительского комитета, помощь в планировании и организации его деятельности, работа с социально неблагополучными семьями, установление связей с окружающим социумом, общественностью.

  1. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся

итоговые родительские собрания, индивидуальные консультации, проверка дневников учащихся, составление карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности (к каждому родительскому собранию), направление родителям писем - характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток.

Тематика родительских собраний в 1 классе.

Название

Цель

1

«Первый раз в первый класс»: адаптация первоклассников в школе.

Познакомить родителей с трудностями адаптации первоклассников, дать практические советы по организации общения с ребёнком в семье


2

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

Выявление особенностей взаимоотношений между родителем и ребенком


3

Культурные ценности семьи и их влияние на ребенка

Обратить внимание родителей на значение культурных ценностей и традиций семьи в развитии познавательной активности

4

Как поддерживать в школьниках желание учиться.

Дать рекомендации, благодаря которым обучение ребёнка может стать более успешным

5

Особенности развития внимания детей 7-8 лет.

Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников


Тематика родительских собраний во 2 классе

Название

Цель

1

Особенности режима дня второклассника

Убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режим

2

Книга - источник знаний

Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги

3

ЗОЖ на примере родителей

Пропаганда ЗОЖ

4

Товарищество и дружба. Особенности взаимоотношений.

Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха


Тематика родительских собраний в 3 классе

Название

Цель

1

Развитие творческих способностей учащихся

Показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье, учить выявлять и развивать творческие способности у детей

2

Воспитание толерантного взаимодействия с окружающим миром

Показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей

3

О роли семьи в трудовом воспитании младшего школьника

Сформировать у родителей отчётливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей

4

Как научить ребенка планировать свои действия, прогнозируя их последствия

Показать родителям роль воспитания у младших школьников самоконтроля и критического отношения к своим поступкам

Тематика родительских собраний в 4 классе

Название

Цель

1

Развитие системы ценностей как основа успешного обучения

Показать родителям необходимость развития ценностных ориентаций

2

Общаться с ребёнком. Как?

Помочь родителям ответить на вопросы: «А если не хочет?», «Как разрешать конфликты?»

3

Дети и деньги

Ознакомить родителей с причинами проблем в отношении к деньгам у детей, методами их решения

4

Компьютерные игры, интернет: возможные опасности.

Обратить внимание родителей на недостатки и достоинства общения ребёнка с компьютером

5

Как помочь ребёнку подготовиться к переходу в среднюю школу

Формирование у родителей представлений о причинах трудностей адаптационного периода в пятом классе


Ученическое самоуправление

Цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей.

Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одного из центров, координирует и направляет работу которых совет класса. Практическая деятельность в составе одного из центров способствует становлению самостоятельной и творческой личности.


Собрание Почемучек

Главный Почемучка




Актив Почемучек


Центры

Санитарно - бытовой

центр Медуницы

Центр

спорта и здоровья

Пилюлькина

Центр труда

Винтика и Шпунтика

Пресс - центр

Цветика и Тюбика

Досуговый

центр

Гусли



Учебный

центр

Знайки


Символы, атрибуты, традиции, правила

Название классного коллектива: «Почемучки»(2-4 класс), в 1классе - «Незнайки»

Символы:

Эмблема класса символизирует любознательность и позитивное отношение к новым знаниям

Флаг класса - желтое полотнище с эмблемой: желтый цвет - цвет солнца, позитивного настроения, теплых, дружеских отношений.

Традиции класса - ежемесячные совместные мероприятия с родителями,

День учителя, Новый год, 23 февраля, 8 марта, «каравай» для именинника, «Книжный театр», трудовые акции, поиск ответов на вопросы Почемучки.

Девиз класса: Что? Где? Откуда? Как? О чём? На все вопросы ответ найдём!

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  1. Познай себя - это интересно!

  2. Сотвори себя - это необходимо!

  3. Утверди себя - это возможно!

  4. Прояви себя - это реально!

Правила жизни в классном коллективе:

  1. Настойчивость в учёбе, труде, спорте.

  2. Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.

  3. Относиться к людским недостаткам терпимо.

  4. Хочешь иметь успех - выгляди так, как будто ты его имеешь.

  5. Добросовестно относиться к учёбе.

  6. Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!

  7. Добросовестно относиться к своим поручениям.

  8. Не отказывать в помощи одноклассникам.

  9. Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.

  10. Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.

  11. Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!

Мониторинг эффективности воспитательной системы

Можно выделить следующие критерии результативности воспитательной системы:

  • повышение уровня воспитанности учащихся;

  • самореализация ребенка в классном коллективе, проявление индивидуальности каждого ребенка;

  • удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе;

  • сформированность классного коллектива;

На протяжении всех лет ведется отслеживание результатов эффективности функционирования воспитательной системы. Для этого используются различные методики и технологии.

Воспитательная задача

Критерий

Методика исследования

1. Формировать основы знаний о духовных ценностях (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество (патриотизм, гражданственность), Земля, Мир) и их значимости, о правилах поведения в различных ситуациях;

Повышение уровня воспитанности

Педагогическое наблюдение, методика неоконченных предложений,

(«Уровень воспитанности» (методика Н.П. Капустиной)

Диагностика отношения к жизненным ценностям

2. Развивать лидерские качества, потребность в самосовершенствовании, умение жить в коллективе.

Самореализация ребенка в классном коллективе, проявление индивидуальности каждого ребенка;

Сформированность классного коллектива; уровень сплоченности .

Педагогическое наблюдение, итоги личностного роста, анкетирование «Умеем ли мы дружить?», методика «Мы - коллектив?Мы - коллектив… Мы - коллектив!»
(разработана М.Г.Казанкиной, модифицирована Е.Н. Степановым), социометрия,

«Удовлетворённость учащихся школьной жизнью» (А.А.Андреев)

3. Прививать потребность в здоровом образе жизни;

Потребность в ЗОЖ

Статистический медицинский анализ состояния здоровья детей, педагогическое наблюдение, выполнение контрольных нормативов на уроках физической культуры, статистический анализ занятости учащихся в спортивных секциях

4. Воспитывать основы этической и эстетической культуры, нравственные качества личности;

Сформированность эстетического, коммуникативного потенциала

Педагогическое наблюдение, («Уровень воспитанности» (методика Н.П. Капустиной)


Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.

  1. Предварительная диагностика. Анкета «Знакомство с родителями. Заочное знакомство с ребенком»

  2. Анкета «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива»

  3. Методика для изучения традиций и обычаев семей учащихся,
    нравственных ценностей семьи

  4. Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения»

Результаты итоговой диагностики (представлены в диаграммах)

Социометрия





Определение уровня воспитанности по

методике Н.П. Капустина




Занятость в кружках и секциях


Участие родителей в жизни класса

Личностный рост

Взаимодействие с внутренним и внешним социумом

С кем взаимодействуем

Как взаимодействуем

Администрация МБОУ СОШ № 156

Поддержка, сотрудничество, предоставление материально - технической базы.

Учащиеся МБОУ СОШ № 156

Организация совместной социально значимой, досуговой деятельности.

Психолог, социальный педагог, библиотекарь, учителя МБОУ СОШ № 156,

Консультирование по различным вопросам, помощь в создании творческих и социальных проектов.

Поселковый клуб «Фортуна»

Организация совместной социально значимой деятельности, обмен опытом.

Родители

Совместное участие в различных видах деятельности.

Общественно - досуговый центр «Надежда»

Организация и проведение совместных мероприятий.

МБДОУ № 95

Шефская работа.

Библиотека им. Ломоносова

Организация и проведение совместных мероприятий, сотрудничество в поиске необходимой информации в СМИ.

Воинская часть

Организация и проведение совместных мероприятий.

Условия реализации программы

  1. Обязательным условием реализации программы является совместное (в дальнейшем - самостоятельное) чтение трилогии Н. Носова о приключениях Незнайки, обсуждение с детьми событий, эмоционального состояния героев, оценивание их поведения.

  2. Тесная связь семьи и школы.

  3. Доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.

  4. Творчество, инициатива детей, родителей, педагогов.

  5. Наличие материально - технической базы (классный кабинет, интерактивная доска, компьютер, принтер, фотоаппарат, музыкальное оборудование, библиотека, спортивный зал).

  6. Информационно-методическое обеспечение (наглядный, дидактический и методический материалы, стенды).



Ожидаемые результаты:

  • знание основ духовно-нравственных ценностей (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир), понимание их смысла, позитивное отношение к ним;

  • потребность в здоровом образе жизни;

  • знание основ нравственных норм и правил поведения в различных ситуациях;

  • эмоциональная отзывчивость детей, проявление нравственных качеств по отношению к одноклассникам, друзьям и близким, а также незнакомым людям, окружающему миру;

  • осознание мотивов поведения окружающих и своего собственного, самостоятельность принятия решения в ситуации выбора;

  • способность к самоизменению;

  • участие в различных видах социально-значимой деятельности, проявление лидерского потенциала детей.




Список использованной литературы

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71

  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2008.

  3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного. Учусь понимать других: Раб.тетр. для 3 кл. - М.: Вентана-Графф, 2002.

  4. Богуславский М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход // Классный руководитель.-2009- №8 -С.21-28

  5. Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности // Нач. школа. - 2004 - №8 - С. 76-78

  6. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

  8. Гуткина Л.Д., Жирякова А.А. и др. Спутник классного руководителя. - М.: «Педагогический поиск», 2001. - 160с.

  9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  10. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. М.: ВАКО,2008.

  11. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: ВАКО,2004.

  12. Дюкина О.В. Дневник классного руководителя начальной школы. М.: ВАКО,2007.

  13. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем/Под ред. Н.Л.Селивановой. - М., 2000.

  14. Киянченко Е.А. Учим детей общаться // Нач. школа. - 2002 - №6 - С. 63-68

  15. Классные часы в 1-4 классах/ авт.-сост. И.В. Персидская и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

  16. Конвенция ООН «О правах ребёнка» (1989).

  17. Конституция Российской Федерации.

  18. Настольная книга классного руководителя/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

  19. Организация внеурочной деятельности младших школьников/сост. С.К. Тивикова, М.К. Приятелева. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011.

  20. Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000.

  21. Современная энциклопедия этикета/сост. Г.В. Дятлева, С.А. Хворостухина. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2005.

  22. Степанов Е.Н. и др. Классному руководителю о воспитательной системе класса. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

  23. Толстой Л.Н. Роль примера и подражания в воспитании. Педагогические сочинения. - М., 1953.

  24. Указ Президента «О национальной стратегии действий в отношении детей РФ до 2017 г.»

  25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011


Литература для детей

  1. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей.

  2. Носов Н.Н. Незнайка в Солнечном городе.

  3. Носов Н.Н. Незнайка на Луне.

  4. Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома.


© 2010-2022