Права ребёнка и его обязанности

Классный час на тему "Права ребёнка и его обязанности" для учащихся 7 класса.Материал включает в себя Презентацию и Методическую разработку классного часа. В Презентацию включён кроссворд и жизненные задачи, которые необходимо решить опираясь на Конвенцию. Это своего рода рефлексия, помогающая учащимся понять на сколько они знают свои права и обязанности, а педагогу оценить - на сколько дети являются компетентными в данном вопросе. Данную Методическую разработку и Презентацию можно использоват...
Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Цель:
1. Формирование правовой культуры учащихся.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, с целью возможности использования данного материала при возникновении жизненной необходимости постоять за свои права.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Формировать положительное отношение к правам других. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (для демонстрации презентации), Конвенция о правах ребёнка. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml, 2 листа с чистым кроссвордом и вопросами к нему, анкеты по числу участников мероприятия (обрабатываются педагогом после мероприятия)

Ход мероприятия:

Вступление: Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины. Но по мере дальнейшего исторического развития общества все явственнее стало обнаруживаться то, что принято называть материнской любовью. По мере развития первобытного общества связь ребенка с матерью становилась все более прочной. Подрастая, они становятся ее оплотом, защитой и силой. В эпоху, когда ребенок всецело принадлежал матери, от воли зависела и его жизнь. Она могла его уничтожить, если он был слаб физически или если она не могла уделять ему достаточно внимания потому, что один ребенок рождался вслед за другим. Детей убивали в случае необычайной нужды. С развитием матриархата начинают появляться проблески полностью отсутствовавшей ранее связи ребенка с его отцом. Сам факт рождения ребенка обязывал мужчину и женщину к совместной жизни. И если раньше признавалась только связь ребенка с матерью, то постепенно начинают придавать значение его контакту с отцом. В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому что ему принадлежала мать, ибо считалось, что ребенок есть только часть ее, ее приплод. Исторически эта эпоха совпала со временем появлением института частной собственности, но муж признавался отцом всех детей, рожденных женой, лишь тогда, когда частная собственность была «вполне установлена», когда отец имел право жизни и смерти по отношению к новорожденному в дальнейшем связывается с развитием патриархальной семьи, с ее интересами. Таково в самых общих чертах описание того сложного и длительного процесса, который начинался с полного бесправия ребенка. В период царствования Екатерины II дети в семье, как и прежде, были собственностью родителей. В 1775г. она ради поддержания их авторитета учредила специальные тюрьмы, помещать в которые ребенка было правом родителей. По мере развития в России крепостного права, постепенной дифференциации сословий забота о ребенке приобретала ярко выраженную сословную окраску, сохранявшую свою силу до конца XIX в. Постепенно в России конца XVIII в. и начала XIX в. стал обнаруживаться интерес к ребенку в семье как к личности, а потому начали предприниматься попытки защитить ребенка, оказавшегося в бедственном положении. В 1889г. в Москве появляется первое общество защиты детей. В круг его забот входит помощь не только бедным детям в прямом смысле слова, но и детям обиженным, эксплуатируемым, объектам жесткого обращения в частности, в семье. Оказанием такой помощи занимаются сельские общества, земство, общественные организации, имевшие специфическую специализацию: «Общество спасения падших девушек », «Общество защиты детей» и др. XX столетие принято было называть «веком ребенка». Однако, как и раньше, существовавшие на этот счет ожидания не сбывались. Объявив себя «высшим опекуном ребенка», Россия после Октября 1917г. сделала предметом своей заботы замену семейного воспитания воспитанием, которое называлось общественным. Вот почему проблема охраны прав ребенка в семье даже не возникала. в настоящее время на территории РФ существует достаточно большое количество нормативных актов по данному вопросу: Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 года, в котором гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, Семейный кодекс и другие нормативные акты РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация ООН о правах ребенка.

Основная часть

Сегодня мы поговорим с вами о правах ребёнка и не забудем о наших обязанностях. (слайд 1)

Итак, 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека. Положения, о которых говориться в документе, касаются всех - женщин и мужчин, богатых и бедных, верующих и неверующих - независимо от национальности и цвета кожи. Но особая часть населения планеты - это дети, которые нуждаются в особом внимании и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 году ООН принял особый документ - «Конвенция о правах ребенка». Конвенция - это международное соглашение, подписав которое, страна подтверждает обязательства соблюдать права каждого ребенка. (слайд 2) .

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции? (слайд 3) Вот несколько фактов из брошюры ООН "Права человека. Изложение фактов №10": - покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства; -120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; - ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению. Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребѐнка, основная цель которой - побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.(слайд 4) Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В Конвенции речь идѐт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности. Познакомимся с содержанием статей Конвенции о правах ребёнка: Конвенция дает определение: «ребенок» - каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (слайд 5). Российским гражданским законодательством предусматривается возможность признания ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (например, в случае признания подростка эмансипированным). Однако, это не означает, что он не будет в дальнейшем рассматриваться в качестве ребенка до достижения им 18 лет (слайд 6).

Первая часть конвенции:

Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок», утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества; (слайд 7) Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как: право на жизнь, право знать своих родителей, право на не разлучение с родителями, права и обязанности родителей по отношению к детям. (слайд 8) Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести, религии, ассоциаций и мирных собраний. (слайд 9) Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям. (слайд10) Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка, а также права на образование, отдых и досуг. (слайд11) Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. (слайд12) Статьи 37-41 определяют права ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн. (слайд13)

Вторая часть конвенции:

Статьи 42-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции (слайд14).

Третья часть конвенции: Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции (слайд15).

В отличие от многих Конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан (слайд 16). Ребенок, родители которого проживают в различных странах, имеет право поддерживать на регулярной основе (за исключением особых обстоятельств) личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью государство уважает право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (слайд 17). Государство обеспечивает ребенку право: свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка (слайд 18).

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств. Ограничения могут быть только те, которые предусмотрены законом и которые необходимы : уважение прав и репутации других лиц; охрана государственной безопасности, общественного порядка, здоровья населения.(слайд 19)

Ребенок имеет право на государственную защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (слайд 20). В нашем календаре существуют правовые даты, какие? (ответы детей) Ещё раз посмотрим на экран и запомним: 2001 - 2010гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты (слайд 21). 1 июня - Международный день защиты детей (слайд 22). 4 июня - Международный день детей - жертв агрессии (слайд 23). 20 ноября - Всемирный день прав ребёнка (слайд 24). 10 декабря - День прав человека (слайд 25). 12 декабря - День Конституции Российской Федерации (слайд 26).

А теперь послушайте ситуации из жизни и прокомментируйте их: Ситуация 1 (слайд 27) Мама: «Сколько раз тебе можно будет говорить - после 11 часов вечера ты должен отправить своих друзей по домам. Ваша музыка действует всем на нервы». Сын: «Но мама! Ты же все равно в 11 часов еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и мирных собраний?»

Как необходимо ответить маме сыну, на какую статью ссылаться? ( ответы детей)

(слайд 28) Статья 15 имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права лиц, проживающих в этом же доме, и является нарушением общественного порядка).

Ситуация 2(слайд 29) Мама: «Дочка, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин». Дочь: «Мама, у меня завтра контрольная». Мама: «Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак». Дочь: «Конвенцией я защищена от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования».

Как вы разрешите эту ситуацию? (ответы детей) Откроем 32 статью Конвенции о правах ребёнка (самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет не о домашнем посильном труде (слайд 30). Но кроме прав все люди и дети имеют еще и обязанности (Работа со статьёй № 29 «Конвенции о правах ребёнка»). А какие обязанности и права имеете вы как ученики нашей школы? (ученики перечисляют свои обязанности и права). Обратиться к Уставу МАОУ СОШ д.Ореховно Мошенского муниципального района и зачитаем обязанности и права учащихся школы.

(слайд 31) Ученик имеет право: - на откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и школы, не унижая при этом чьё-либо достоинство; - открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со своими знаниями и умениями; - отдых в перерывах между уроками; - помощь учителей в овладении знаниями; - уважение своей личной жизни и достоинства; - участие во внеклассных и внешкольных делах; - поощрение за успехи в учёбе и общественной деятельности; - участие в планировании жизни классного коллектива; - охрану труда и здоровья во время учебно-воспитательного процесса.

(слайд 32) Ученик обязан: - уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей: сверстников и взрослых; - достойно вести себя в классе, школе и за её пределами; - овладевать знаниями и практическими навыками; - участвовать в общественно-полезном труде; - беречь имущество класса, исправлять причинённый вред; - ходить в форме и быть опрятным; - дежурить в классе, школе, столовой; - ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя и актива класса; - приходить в школу своевременно, не опаздывая на зарядку; - заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих товарищей; - своевременно заполнять дневник и выставлять оценки по предметам; - аккуратно пользоваться библиотечным фондом школы.

Решим кроссворд (учащиеся делятся на 2 группы, каждой команде выдаётся чистый кроссворд и вопросы к нему)

1т

а

л

2д

а

3о

п

е

к

у

н

ы

5р

с

т

о

у

о

д

г

4у

в

а

ж

е

н

и

е

т

о

е

7о

б

я

з

а

т

е

л

ь

н

ы

м

р

и

а

з

8ж

9п

с

и

х

о

л

о

г

и

ч

е

с

к

о

г

о


в

з


а

н

10О

О

н

ь

и


е

По вертикали:

1.Согласно ст.29 Конвенции о правах ребёнка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его … 2.Ст. 31 Конвенции признаёт право ребёнка на отдых и … 5. Кто, согласно ст.18 Конвенции, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка? 6. Право ребёнка на что закреплено в ст. 28 Конвенции? 8. Неотъемлемое право ребёнка на что закреплено в ст.6 Конвенции?

По горизонтали: 3. Кто, если не родители, согласно ст.18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребёнка. 4. Вставьте пропущенное слово в ст.29: «Государства-участники соглашаются в том, что воспитание ребёнка должно быть направлено на воспитание … к окружающей природе». 7. Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (каким?). 9. Согласно ст.18 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и …(какого?) насилия. 10. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка?

Проверка: 1. Талантов. 2. Досуг. 5. Родители. 6. Образование. 8. Жизнь. 3. Опекуны. 4. Уважения. 7. Обязательным. 9. Психологического. 10. ООН.

Проверка кроссворда (слайд 33)

А теперь заполним анкеты:

1. Что такое право? 2. Какие права есть у тебя? 3. Достаточно ли прав у детей? (да, нет, не знаю) 4. Какую роль играют права в жизни человека? (очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, не знаю) 5. Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали? (да, нет, не всегда, не знаю) 6. Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения своих прав? 7. Как защищаются права ребёнка в нашей стране? (хорошо, плохо, никак, не знаю) 8. Какие права ты считаешь самыми важными для человека? 9. Кто больше всего нуждается в защите своих прав? 10. Что бы ты мог (ла) сделать для защиты прав других людей или своих? 11. Какие права ты включил(а) бы в школьную конституцию, если бы её составляли? 12. Как ты считаешь, в каком возрасте надо говорить детям о правах ребёнка?

Заключение:

Сегодня мы еще раз вспомнили о правах и обязанностях детей. И хочется сказать - права человека заканчиваются там, где начинаются права другого.

Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу - единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

Спасибо за работу! (слайд 34)

Ссылки на интернет-ресурсы:

  • is.park.ru/servlets/GetDocBody?guid=b846b11d-9efe-484f-813e-88bf4d1448cb

  • dezinfo.net/images3/image/09.2010/war/1059.jpg

  • yuga.ru/media/det_02.jpg

  • 26209s020.edusite.ru/p19aa1.html

  • nsportal.ru/shkola/pravo/library/konventsiya-o-pravakh-rebenka

  • un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

  • knowledge.allbest.ru/law/3c0a65635b2bd68a5c53b89521316d37_0.html

  • festival.1september.ru/articles/591207/



© 2010-2022