Методическая разработка «Влияние индивидуальных особенностей подростков на их отношению к суициду». 10-11 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка в помощь классному руководителю


«Социально-педагогическая поддержка».

Название работы «Влияние индивидуальных особенностей подростков на их отношению к суициду».


Коровина Маргарита Игоревна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №12 городского округа-город Камышин Волгоградской области








Камышин 2015

Содержание:


  1. Актуальность, цели, задачи.--------------------------3

  2. Основа работы (формы, методы, приемы).--------4

  3. Выводы.---------------------------------------------------8

  4. Список литературы ------------------------------------9

  5. Приложения ---------------------------------------------10













  1. Актуальность темы.

В последнее десятилетие суицидальное поведение подростков все чаще становится предметом научных исследований. Действительно, самоубийства несовершеннолетних - многогранная проблема, они наносят моральный ущерб родителям, сверстникам и обществу в целом. По данным ВОЗ около 20 % самоубийств в мире приходится на подростковый возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше. Самоубийство подростка - чаще всего рассматривается как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида. Между тем, изучение обстоятельств суицидальных случаев показывает, что подавляющая часть подростков из числа лишивших себя жизни - это практически здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации, в результате воздействия которых формируются такие индивидуально-психологические особенности, которые оказывают ключевое влияние на их отношение к суициду.[1]

Цель: является изучение индивидуально-психологических особенностей подростков и их влияние на отношение к суициду, а также рассмотрение различия склонности к суициду у мальчиков и девочек в подростковом возрасте в данном наборе методик. В соответствии с целью, решались следующие исследовательские задачи:

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ основных научных подходов и личностных характеристик подростков, склонных к суицидальному поведению.

  2. Выявить влияние индивидуально-психологических особенностей подростков на их отношение к суициду.

  3. Организовать и провести эмпирические исследование.

  4. Обобщить результаты анализа и сформировать выводы.




2 .Основа работы.

При выборе методов исследования я исходила, прежде всего, из цели и поставленных задач исследования. Вторым ориентиром в выборе методов исследования были те проявления, признаки суицидального поведения подростков, которые доступны фиксации, измерению и выявляют подростков подверженных риску, общие тенденции изменения и развития их психики. При этом я учитывала возможности и ограничения каждой конкретной методики по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств.[3]

Для получения объективных представлений о психологических свойствах личности подростков подверженных суицидальному риску, было проведено эмпирическое исследование, в котором участвовали две группы подростков, учащиеся, возраст обследуемых 15-16 лет. Выборка 40 учащихся подросткового возраста (20 девочек и 20 мальчиков).

Исследование особенностей коммуникативного процесса в подростковом возрасте проводилось с использованием анкеты по общению Мудрика А.В. Анкета состоит из 12 вопросов, которые, в свою очередь, можно подразделить на 3 категории: 3,4,8,9,10- вопросы посвящены общему представлению учащихся об общении. 1,5,11,12- вопросы посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а также, трудности, связанные с этим. 2,6,7- позволяют выяснить круг общения и предпочтения. Вопросы анкеты представлены в приложении №1. Анкета является модифицированным вариантом, вопросы соответствуют тем задачам, которые нам необходимо решить.[2]

Изучение самооценки психических состояний личности подростка проводилось с использованием опросника Айзенка. Данный опросник включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Каждому испытуемому предлагается ознакомиться с содержанием 40 предложений. (Приложение №3)

Изучение самоопределения подростков проводилось нами с использованием методики личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована для подростков. Ее цель изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений.(Приложение №4)

На мой взгляд, выбранные методики в наибольшей степени отвечают поставленным задачам исследования, и обеспечивают возможность получения более полной и достоверной информации.[4] Обработка результатов исследования проводилась с использованием качественно-сравнительного сопоставительного анализа.

Методики исследования:

  • Анкета по общению (Мудрик А.В., 1988).

  • Диагностика суицидального поведения подростков (модификация опросника Айзенка «самооценка психических состояний личности» для подростков)

  • Методика личностного дифференциала (ЛД)

На первом этапе эмпирического исследования осуществлялся сбор ответов на вопросы анкеты для исследования особенностей коммуникативного процесса. Принадлежность к компании, свободное общение, установление новых контактов, жажда искренности и единства - все это повышает уверенность подростка в себе и дает возможности самоутверждения, самореализации. А значит, снижает уровень склонности к суициду. [5]

В результате эмпирическом исследования получились следующие результаты, проанализируем 3 категории вопросов анкеты. Первая категория - «общее представление об общении (Приложение №2)», мы видим: показатели по двум диаграммам (Приложение №6 диаграмма 1а, б) больший процент подростков знающих, что же такое общение наблюдается как у мальчиков, так и у девочек. Общение для них (3 вопрос)- это обмен информацией, узнавание новостей, получение удовольствия, развлечение.

Вторая категория вопросов « умение вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, в результате мы видим: показатели по двум диаграммам (Приложение №6 диаграмма 2а, б), у мальчиков на вопрос: умеете ли вы общаться? - ответило положительно 31%, а у девочек 28%. Важность и значимость общения подростки признают. Почти все подростки считают себя хорошим собеседником.

Третья категория вопросов - «круг общения и предпочтения» (Приложение №6 диаграмма 3а, б), выявила на первом месте находятся друзья; на втором - друг (подруга) противоположного пола и не только; на третьем - родители; на четвертом - взрослые друзья или родственники.

Нужно отметить, что методика не выявила существенных различий коммуникативного процесса у мальчиков и девочек, не удалось выявить замкнутых, интроверсированных личностей.

На следующем этапе было проведено эмпирическое исследование самооценки психических состояний личности старшеклассников, где использовался опросник Айзенка модифицированный для подростков. Целью исследования стало определение у мальчиков и у девочек уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющие на формирование суицидальных наклонностей подростка.

По окончанию проведения методики «Самооценка эмоциональных состояний» Г. Айзенка среди подростков нами были получены следующие результаты (см. Диаграмма № 4) Средний балл по шкалам у мальчиков и у девочек.

Диаграмма №4. Средний балл по шкалам у мальчиков и у девочек.

По шкале «Тревожность» средний балл по выборке составил 7,9 баллов у девочек и 11,1 у мальчиков. Это говорит о низкой выраженности состояния. То есть такие дети не боятся трудностей, они чувствуют уверенность в себе и в своих силах, их сложно в чем-то убедить помимо их воли.
По шкале «Фрустрированность» средний балл по выборке составил 8,4 балла у девочек и 12,5 у мальчиков. Этот показатель говорит о средней выраженности склонности х подростков к данному состоянию. В этом случае можно говорить о том, что подростки не склонны без достаточных оснований винить себя при больших неприятностях, они не чувствуют растерянности перед трудностями и предпочитают борьбу простому смирению с обстоятельствами.

По шкале «Агрессия» средний балл по выборке составил 9,9 балла у девочек и 12,9 у мальчиков. Этот показатель говорит о средней выраженности склонности подростков к данному состоянию. В этом случае можно говорить о том, что подростки со средней психологической активностью.

По шкале «Ригидность» средний балл по выборке составил 11,1 балла у девочек и 12,4 у мальчиков. Этот показатель говорит о средней выраженности склонности подростков к данному состоянию. В этом случае можно говорить о том, что подростки иногда испытывают затрудненность в изменении намеченной деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.[6]

В ходе проведенного исследования удалось установить, что девочки подростки имеют низкую выраженность склонности к состоянию тревожности и состоянию фрустрации, чем мальчики подростки. Это означает, что девочки подростки уверены в себе и в своих силах, они не чувствуют растерянности перед трудностями, их сложно в чем-то убедить помимо их воли. [7]Далее было выявлено, что девочки подростки склонны к оптимистичному, позитивному эмоциональному фону, являются активными участниками в веселых компаниях и не склонны предаваться мрачным мыслям. В то время как у мальчиков отношение к суициду коррелирует с такими качествами личности как заниженная самооценка, низкий уровень субъективного контроля над любыми значимыми событиями; низкие показатели показывают на то, что у подростков есть вероятность приписывать ответственность за события другим людям или считать их результатами невезения; низкий показатель ответственности за события, происходящие в семье старшеклассника, указывает на то, что подросток считает своих близких причиной значимых негативных ситуаций, возникающих в семье.

На третьем этапе, проводилось исследование с использованием методики личностного дифференциала (ЛД) ее цель изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений.

Рассмотрим результаты исследования по следующему критериям: Фактор Оценки (свидетельствует об уровне самоуважения), фактор силы (осознание самим испытуемым волевых сторон), фактор активности (экставертированность личности).

Анализ представленных данных показывает (Приложение №7) что, доминируют такие качества как активность, самостоятельность, уверенность в себе, добросовестность, честность, справедливость, умеренная пассивность и эгоистичность.[8]

При сравнении результатов по шкалам методики «Личностного Дифференциала» очевидно, что значимо низких или же значимо высоких результатов нет. У девочек наблюдаются средние показатели, что свидетельствует о хорошей самооценке, умеренно самокритичности, общительности, деятельности, умение преодолеть личностные проблемы.

У 80 % мальчиков, результаты показали наличие волевых сторон личности, уверенности в собственных силах и только 20% мальчиков имеют завышенные данные, что свидетельствует о повышенной самокритичности и слабом развитии самоконтроля, а значит зависимости поведения.

Итак, новизна данной работы в том, что впервые был сформирован комплект подобного методического инвентаря для изучения взаимосвязей между особенностями подростков и отношением к суициду; полученные результаты могут найти применение при оптимизации психолого-педагогических воздействий в учебно-воспитательной работе с старшеклассниками в общеобразовательной школы.

3. Выводы:

1. Большинство подростков считают, что суицид совершают в основном психически больные люди или что это «стадное» явление. Они полагают, что суициду подвержены только слабые люди.

2. Основным пониманием в подростковом возрасте является осознание ценности в жизни и ее противостояние к суицидальным наклонностям.

3. Девочки имеют достоверно более высокий уровень негативного отношения к суициду по сравнению с мальчиками. Но, очевидно, что девочки-подростки в среднем более осознанно и ответственно относятся к жизни человека, чем мальчики-подростки.

4. Чем выше самооценка, тем выше негативное отношение к суициду, т.е. в какой-то степени самоуважение связано с негативным отношением к суициду. Именно адекватная самооценка, предполагает равное признание человеком, как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать. Установлено, что существует взаимосвязь между отношением старшеклассников к суициду и психологическими особенностями.

На основании полученных данных можно составить ряд воспитательных мероприятий в исследуемой школе по формированию устойчивого, негативного отношения старшеклассников к суициду.







  1. Список литературы.



  1. Абраменкова, В. В. Подростковая субкультура как пространство самореализации / В. В. Абраменкова// Мир психологии. - 2008. - № 1 (53). - С. 175 - 189.

  2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. - М.: б/и, 1980. - 48 с.

  3. Анастази А. Психологическое тестирование - СПб.: Питер, 2006

  4. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - №2. - С. 36-43.

  5. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоциальной работы. - 1994. - №1.

  6. Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков. В кн.: Актуальные проблемы суицидологии. М 1978; 82: 93-104.

  7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие для вузов (гриф)/ А.А.Крылов. - СПб.: Питер, 2006

  8. Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. - Ростов-на-Дону, 1995









Приложения

Приложение №1.

Анкета по общению №1 А. В. Мудрика (модифицированный вариант).

1. Умеете ли вы общаться?

а) да;

б) нет;

в) не очень;

г) не знаю.

2. С кем преимущественно вы общаетесь?

а) с друзьями;

б) родителями;

в) одноклассниками;

г) с противоположным полом;

д) со всеми.

3.Что такое общение?

а) узнавание новостей;

б) обмен информацией;

в) получение удовольствия;

г) не знаю;

4.Для чего вы общаетесь?

а) для разговора;

б) передача информации;

в) узнавание друг друга;

г) не знаю;

5.Нужно ли учиться общению?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6.С кем предпочитаете проводить свободное время?

а) с друзьями вне школы;

б) с родителями;

в) с братом (сестрой);

г) одноклассниками.

д) со всеми.

7. С кем предпочитаете делиться радостью и проблемами?

а) с друзьями вне школы;

б) с родителями;

г) одноклассниками.

д) со всеми.

8.Где проводите свое свободное время (в будние дни, в выходные)?

9.Насколько вы удовлетворены тем, чем занимаетесь в свободное время?

10.Сколько времени вы общаетесь ежедневно?

11.Всегда ли вам есть, что рассказать хорошему знакомому?

12.Считаете ли вы себя хорошим собеседником?

Приложение №2

Таблица 1. Распределение результатов анкетирования, полученных по I категории вопросов.

№ вопроса

вопрос

Варианты ответов.

Количество учащихся по классам 9 «а»; 9 «б» школы №8.

Мальчики (20)

Девочки (20)

3

Что такое общение?

узнавание новостей

5

10

обмен информацией

12

6

получение удовольствия

2

1

не знаю

1

3

4

Для чего вы общаетесь?

для разговора;

13

18

передача информации;

1

1

узнавание друг друга

4

1

не знаю

2

-

8

Где проводите свое свободное время (в будние дни, в выходные)

С семьей

4

9

В спортивной секции(танцевальный кружок).

11

8

В дружеской компании

5

2

Остаюсь дома

1

1

9

Насколько вы удовлетворены тем, чем занимаетесь в свободное время?

Доволен в полной мере

10

12

Недоволен

4

3

Не знаю

2

-

Иногда недоволен

4

5

10

Сколько времени вы общаетесь ежедневно?

Очень мало, я вообще не люблю тратить свое время на общение

2

1

Регулярно по мере необходимости

9

7

Не знаю

1

3

Очень много, прерываясь только во время приема пищи

8

9

Таблице 2.Результыты полученные по II категории вопросов.

№ вопроса

вопрос

Варианты ответов.

Количество учащихся по классам 9 «а»; 9 «б» школы №8.

Мальчики (20)

Девочки (20)

1

Умеете ли вы общаться?

да

15

18

нет

1

1

Не очень

4

1

не знаю

-

-

5

Нужно ли учиться общению?

да

13

18

нет

5

1

не знаю

2

1

11

Всегда ли вам есть, что рассказать хорошему знакомому?

да

11

8

нет

1

7

Не знаю

1

-

Зависит от ситуации

7

5

12

Считаете ли вы себя хорошим собеседником?

да

12

19

нет

4

-

Не знаю

4

1

Таблица 3. Результаты, полученные согласно III категории вопросов.

№ вопроса

вопрос

Варианты ответов.

Количество учащихся по классам 9 «а»; 9 «б» школы №8.

Мальчики (20)

Девочки (20)

2

С кем преимущественно вы общаетесь?

С друзьями

8

6

Со всеми

4

2

родителями

2

4

Одноклассниками

4

3

С противоположным полом

2

5

6

С кем вы предпочитаете проводить свободное время?

С друзьями вне школы

6

8

С родителями

2

5

С братом(сестрой)

1

2

Одноклассниками

5

2

Со всеми

6

3

7

С кем вы предпочитаете делиться радостью и проблемами ?

С друзьями вне школы

11

8

С родителями

1

5

одноклассниками

3

2

Со всеми

5

5

Приложение № 3

Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Каждому испытуемому предлагается опросник из 40 предложений.

Инструкция. «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0.

Если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2;

если не совсем подходит - цифру 1; если не подходит - 0.

Вопросы:

1. Часто я не уверен в своих силах. 2 1 0

2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход. 2 1 0

3. Я часто оставляю за собой последнее слово. 2 1 0

4. Мне трудно менять свои привычки. 2 1 0

5. Я часто из-за пустяков краснею. 2 1 0

6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом. 2 1 0

7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. 2 1 0

8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое. 2 1 0

9. Я часто просыпаюсь ночью. 2 1 0

10. При крупных неприятностях я обычно виню только себя. 2 1 0

11. Меня легко рассердить. 2 1 0

12. Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни. 2 1 0

13. Я легко впадаю в уныние. 2 1 0

14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат. 2 1 0

15. Мне приходится часто делать замечания другим. 2 1 0

16. В споре меня трудно переубедить. 2 1 0

17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности. 2 1 0

18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной. 2 1 0

19. Я хочу быть авторитетом для окружающих. 2 1 0

20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться. 2 1 0

21. Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни. 2 1 0

22. Нередко я чувствую себя беззащитным. 2 1 0

23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха. 2 1 0

24. Я легко сближаюсь с людьми. 2 1 0

25. Я часто копаюсь в своих недостатках. 2 1 0

26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния. 2 1 0

27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь. 2 1 0

28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется. 2 1 0

29. Меня легко убедить. 2 1 0

30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности. 2 1 0

31. Предпочитаю руководить, а не подчиняться. 2 1 0

32. Нередко я проявляю упрямство. 2 1 0

33. Меня беспокоит состояние моего здоровья. 2 1 0

34. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски. 2 1 0

35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция. 2 1 0

36. Я неохотно иду на риск. 2 1 0

37. Я с трудом переношу время ожидания. 2 1 0

38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки. 2 1 0

39. Я мстителен. 2 1 0

40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов. 2 1 0

Ключ 1. Шкала тревожности - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

2. Шкала фрустрации - 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

3. Шкала агрессии - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

4. Шкала ригидности - 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» - 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале - 10.

Интерпретация результатов теста

Личностная тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Фрустрация - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели.

Агрессия - повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям.

Ригидность - затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
I. Тревожность:
• 0-7 баллов - тревожность отсутствует;
• 8-14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня;
• 15-20 баллов - высокая тревожность.
II. Фрустрация:
• 0-7 баллов - имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
• 8-14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место;
• 15-20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
• 0-7 баллов - вы спокойны, выдержаны;
• 8-14 баллов - средний уровень агрессивности;
• 15-20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
• 0-7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость;
• 8-14 баллов - средний уровень;
• 15-20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.

Приложение №4

Личностный Дифференциал

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

Процедура отбора шкал ЛД. ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

  1. Оценки

  2. Силы

  3. Активности.

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

  1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

  2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли б бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 3-балльной шкале.

  3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам, представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.

В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

БЛАНК ЛД И КЛЮЧ Фамилия И. О._________пол__________возраст

О

+

1. Обаятельный

3

2

1 0

1 2

3

-

Непривлекательный

С

-

2. Слабый

3

2

1 0

1 2

3

+

Сильный

А

+

3. Разговорчивый

3

2

1 0

1 2

3

-

Молчаливый

О

-

4. Безответственный

3

2

1 0

1 2

3

+

Добросовестный

С

+

5. Упрямый

3

2

1 0

1 2

3

-

Уступчивый

А

-

6. Замкнутый

3

2

1 0

1 2

3

+

Открытый

О

+

7. Добрый

3

2

1 0

1 2

3

-

Эгоистичный

С

-

8. Зависимый

3

2

1 0

1 2

3

+

Независимый

А

+

9. Деятельный

3

2

1 0

1 2

3

-

Пассивный

О

-

10 Черствый

3

2

1 0

1 2

3

+

Отзывчивый

С

+

11. Решительный

3

2

1 0

1 2

3

-

Нерешительный

А

-

12. Вялый

3

2

1 0

1 2

3

+

Энергичный

О

+

13. Справедливый

3

2

1 0

1 2

3

-

Несправедливый

С

-

14. Расслабленный

3

2

1 0

1 2

3

+

Напряженный

А

+

15. Суетливый

3

2

1 0

1 2

3

-

Спокойный

О

-

16. Враждебный

3

2

1 0

1 2

3

+

Дружелюбный

С

+

17. Уверенный

3

2

1 0

1 2

3

-

Неуверенный

А

-

18. Нелюдимый

3

2

1 0

1 2

3

+

Общительный

О

+

19. Честный

3

2

1 0

1 2

3

-

Неискренний

С

-

20. Несамостоятельный

3

2

1 0

1 2

3

+

Самостоятельный

А

+

21. Раздражительный

3

2

1 0

1 2

3

-

Невозмутимый

Интерпретация факторов ЛД

При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствует предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) - его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга. При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

Приложение №5

Таблица № 6 средний балл девочек и мальчиков по личностным чертам.

Девочки

Мальчики

Обаятельный

2,1

1,95

Слабый

1,75

1,95

Разговорчивый

2,2

1,8

Безответственный

1,8

1,8

Упрямый

2

1,4

Замкнутый

1,8

1,8

Добрый

2,2

2,4

Зависимый

1,7

1,9

Деятельный

2,5

2,05

Черствый

2,1

2,05

Решительный

1,4

1,45

Вялый

2

1,8

Справедливый

2

2

Расслабленный

1,3

1,85

Суетливый

2,1

1,85

Враждебный

1,75

2,3

Уверенный

2,35

2,05

Нелюдимый

2,05

2,05

Честный

1,8

2

Несамостоятельный

2,2

2,05

Раздражительный

1,8

1,9

Непривлекательный

1,7

1,7

Сильный

2

1,9

Молчаливый

1,5

1,75

Добросовестный

2,25

1,55

Уступчивый

1,85

1,9

Открытый

2

1,9

Эгоистичный

1,75

1,55

Независимый

1,15

1,45

Пассивный

1,85

1,9

Отзывчивый

1,85

1,8

Нерешительный

1,3

1,7

Энергичный

1,7

1,9

Несправедливый

2,8

2,4

Напряженный

1

1,3

Спокойный

2,5

2,05

Дружелюбный

2,25

2,05

Неуверенный

1,8

2,2

Общительный

1,9

1,9

Неискренний

2,05

1,95

Самостоятельный

1,65

2,2

Невозмутимый

2,2

1,95

Приложение №6

Диаграммы №1(а, б)

Распределение девочек и мальчиков обследованной выборки по критерию представление об общении (Анкета А. В. Мудрика).


Диаграмма 2(а,б). Распределение девочек и мальчиков обследованной выборки по критерию коммуникабельность (Анкета А. В. Мудрика).

Диаграмма 3(а, б). Распределение девочек и мальчиков обследованной выборки по критерию круг общения (Анкета А. В. Мудрика)





Приложение №7

Диаграмма 5(а-девочки, б-мальчики) Распределение девочек и мальчиков обследованной выборки по критерию: фактор оценки, силы, активности



© 2010-2022