Классный час «Человек. Личность. Гражданин»

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МКОУ Кудринской ООШ «Пелеговская ООШ»




Классный час

«Человек. Личность. Гражданин»







Автор:

Ильинская Надежда Фёдоровна,

учитель математики,

классный руководитель 6 класса







Пелегово, 2015

Пояснительная записка

Данный классный час проводится в 6 классе. Учащиеся делятся на 4 группы. Классный руководитель выступает в роли ведущего. Продолжительность классного часа - 45 минут.

Целью проведения классного часа является воспитание гражданско - патриотических качеств личности учащихся.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями: «индивид», «организм», «индивидуальность», «я», «личность», «гражданин».

Развивающие: развивать умение работать в группах, сотрудничать; формировать навыки логического мышления.

Воспитательные: воспитывать чувство гражданственности, любовь к родине.

В ходе классного часа использовались следующие методы и приемы работы: рассказ с элементами беседы, работа в группах, индивидуальная работа, разгадывание кроссворда, обсуждение различных ситуаций по данной теме.

Оборудование: схема «»Что же такое человек?», карточки «Социальные роли», листы ватмана для работы групп, клей, кнопки, распечатанные кроссворды, ручки.







Ход классного часа

I.Организационный момент

Классный руководитель представляет присутствующих. Все ученики 6 класса рассаживаются по группам.

Классный руководитель.

Сегодня наша задача - разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же волнуют нас. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

(включает музыку)

Живя в двадцатом веке

В отечестве своем,

Хочу о человеке

Поговорить простом.

Раскрыв листы газеты,

Раздумываю зло:

Определение это

Откудова пришло?..

Человек уже рождается человеком! Банальная истина? Однако если учесть, что нам предстоит разобраться в очень сложном теоретическом вопросе, то не будем третировать истину ни в каком ее обличии, даже когда она кажется общеизвестной!

II. Работа с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность», «я».

Классный руководитель. Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?

(показывает таблицу)

Классный час «Человек. Личность. Гражданин»Классный час «Человек. Личность. Гражданин»Классный час «Человек. Личность. Гражданин»Классный час «Человек. Личность. Гражданин»Классный час «Человек. Личность. Гражданин»Классный час «Человек. Личность. Гражданин»Классный час «Человек. Личность. Гражданин»


Классный час «Человек. Личность. Гражданин»Классный час «Человек. Личность. Гражданин»

Классный час «Человек. Личность. Гражданин»Классный час «Человек. Личность. Гражданин»Классный час «Человек. Личность. Гражданин»

Классный час «Человек. Личность. Гражданин»

Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность» и «я».

На столе у каждой группы находятся таблички с одним из этих понятий. Давайте поиграем в лото. Я буду вынимать карточки с названиями составляющих компонентов того или иного понятия. Вы должны выбрать только те, которые относятся к вашему понятию.

2.Игра в лото.

1-я группа «Человек-индивид»

Homo sapiens, единичное природное существо, принадлежность к роду человеческому.

2-я группа «Человек-организм»

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

3-я группа «Человек-индивидуальность»

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

4-я группа «Человек-я»

Реальное представление о себе самом, самоуважение, себялюбие завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим..

(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия. Классный руководитель исправляет допущенные ошибки, если они есть).

Классный руководитель. Спасибо всем группам. Переходим к следующей части нашего классного часа.

III. Выяснение социальных ролей человека.

Классный руководитель.

Во все мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья…

(Б.Л. Пастернак)

Классный руководитель. Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество - это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли.

Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас мы предпримем «мозговой штурм». Предлагаю вам в течение одной минуты, не совещаясь, написать, в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Опишите свое социальное «Я».

«Мозговой штурм» (1 мин). Обсуждение ответов.

Классный руководитель. Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступает в сходных социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами. Каждый из нас - личность.

IV. Работа над понятием «Личность».

Классный руководитель.

Будь с людьми.

И сказать тут вправе я:

Радость - в складчину,

Горе - в складчину.

Чтоб не съело душу тщеславие,

Как съедает железо ржавчина.

Чтоб не вымерзли твои помыслы,

Будто лужа при первом заморозке,

Будь с людьми.

Так с нивой цвесть колосу,

Так с волнами волне плыть взаплески.

Никого бедой не испытывай,

Рядом с горем не празднуй оргии,

На чужой урожай не рассчитывай,

Сам паши, сам и сей,

Сорняки сам выдергивай.

И ни облачка опасения,

И любая напасть развеется,

Как листва на ветру осенняя…

Что же такое личность?

Обратимся за помощью к словарю Ожегова С. И.

Работа со словарём.

Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо.

«Личность» - очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, - совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких как особенности мышления, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твердо держать свое слово, самостоятелен или податлив чужой воле. Человек и личность - это не синонимы. Человек может быть еще и личностью (например, новорожденный), но личность - это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима так же, как и внешние параметры каждого человека. Личность - это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся.

В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Каким же качествам должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.

Возьмите, пожалуйста, кроссворд и заполните их в течение 5 минут.

(группы заполняют кроссворд).

Вопросы к кроссворду:

  1. «Ум легкомыслен и упорен.

В сужденьях скор и слишком смел.

Нет, человек не так - то бел,

Да и опять, не так - черен…» (смелость)

  1. «Если люди тебя уважают,

Часто просят дать им совет,

И тебя очень многие знают,

Значит, завоевал…» (авторитет)

  1. «Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех…» (творчество)

  1. «Владеет тот собой среди толпы смятенной,

Ответственность несет всегда смятенной,

Кто верит вновь, наперекор Вселенной,

В себя и в свой в делах успех…» (ответственность)

  1. «Сравнима любовь твоя

С чем в настоящем?

Сравнима с огнем она,

Вечно горящим…» (любовь)

  1. «Можно жить безмятежно, условясь

Зло считать для удобства добром.

Но что делать тому, чья совесть

Все нежданно поставить ребром?...» (совесть)

  1. «Оттенков множество для глаз:

Нет в людях краски безусловной,

Добра не чужд иной виновный,

И праведник грешит сто раз…» (доброта)

  1. «Всегда бывает счастлив тот человек,

Кто цель благородную в жизни поставит.

Кто живет для людей свой не долгий век,

Тот след глубокий на земле оставит…» (цель)



1

с

м

е

л

о

с

т

ь


2

а

в

т

о

р

и

т

е

т


3

т

в

о

р

ч

е

с

т

в

о

4

о

т

в

е

т

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь


5

л

ю

б

о

в

ь



6

с

о

в

е

с

т

ь


7

д

о

б

р

о

т

а



8

ц

е

л

ь


Классный руководитель ( после заполнения кроссворда). Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, ради других людей, проявляют целеустремленность и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильными личностями являются люди известные. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не отрекщивались от своих поступков, не изменили себе.

Каждый из нас - личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.

V. Работа над понятием «гражданин».

Классный руководитель.

Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всем и до конца,

Верность другу,

Преданность отчизне,

Имя гражданина и борца.

Классный руководитель. Гражданин - это человек, обладающий гражданскими правами и обязанностями. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во - первых, это житель какой - то страны, имеющий право гражданства. Во - вторых, начиная с античных времен и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданами могли немногие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Гражданин - свободный и ответственный человек, который умеет пользоваться своими правами и должен выполнять свои обязанности

Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.

Ситуация 1. Учитель обсуждает с учениками вопрос о курении за пределами школы.

Вопросы:

1. Личное ли это дело каждого? Почему?

2. Имеет ли человек право курить в общественном месте? Почему?

3. Наносит ли вред окружающим и себе? Почему?

4. Какую гражданскую позицию такой человек занимает? Какие законы, права нарушает?

5. Какой вред он наносит государству?

6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

Ситуация 2. Двое учеников во время перемены о чем - то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

1. Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?

2. Какое право здесь нарушено? (Право неприкосновенности чужой собственности).

3. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то, как и с какими последствиями?

Классный руководитель. Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных. Способно ли оно пробудить совесть в том, кто сломал стул?

Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом все - таки узнают, кто истинный виновник?

Что должен сделать данный школьник, чтобы исправит сложившееся положение?

VI. Заключение.

Классный руководитель. Заканчивая эту часть классного часа, я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не окончен и вы еще не раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего более сложных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет правильное решение. Пусть задает себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звезды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

В чем смысл жизни заключен?

В чем заключен ее закон?

И не дает покоя мне,

Моей недетской голове,

Один - единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?

Мы закончили рассматривать вопросы нашего классного часа.

Классный руководитель. Классный час подходит к концу. Сегодня мы с вами рассмотрели очень важные понятия. Хочется, чтобы это осталось у вас в памяти. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звёзды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чём смысл жизни заключён?

В чём заключён её закон?

И не даёт покоя мне,

Моей недетской голове

Один единственный вопрос:

Зачем родился я и рос? Это ваше размышление. Вдумывайтесь чаще.

И надеюсь, вы всегда будете следовать золотому правилу Дейла Карнеги: «Поступай с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой».




© 2010-2022