Конспект родительского собрания на тему: «Пути формирования сознательного интереса к обучению»

Родителям первоклассников необходимо знать  возрастные особенности семилетнего ребёнка, которые позволяют формировать  сознательный интерес к предметному обучению. С возможностями каждого учебного предмета  в  достижении цели формирования сознательного интереса к его изучению,  с основными приемами формирования сознательного интереса к обучению родители будут знакомится на данном родительском собрании. Предварительно проводится анкета среди учащихся первого класса  «Выявление интереса учащихся к...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Родительское собрание

Тема: «Пути формирования сознательного интереса к обучению»

Цели: создать условия для понимания родителями необходимости формирования сознательного интереса к обучению у учащихся 1 класса»

Задачи: ознакомить родителей с возрастными особенностями первоклассниками, позволяющими формировать сознательный интерес к обучению; с возможностями каждого учебного предмета в достижении цели формирования сознательного интереса к его изучению; с основными приемами формирования сознательного интереса к обучению.

1- Подготовительный этап.

1)Проведение анкеты «Выявление интереса учащихся к учебным предметам» среди детей.

2)Распечатка теста для проведения на родительском собрании «Читательские умения ребенка» .

3)Изготовление памятки для родителей «Читаем вместе с детьми».

2- Организационный этап

Сообщение темы и цели родительского собрания ,задачи, регламент проведения.

3- Проведение педагогического всеобуча

Каждый из родителей желает, чтобы его ребенок , придя в школу, успешно учился. Но ребенку сначала нужно помочь в становлении и развитии психических процессов. Конечно, первыми на помощь придут родители и учителя. Чтобы помощь была оказана полноценно и квалифицированно, родителям нужно знать особенности развития мышления, внимания, восприятия детей 7-8 лет.

Учащиеся 1 класса обычно мыслят конкретными категориями, отмечают наиболее наглядные внешние признаки, которые характеризуют действие объекта: что делает объект? Для чего нужен этот объект? Происходит развитие восприятия под воздействием роли учителя, т.к. учитель организует деятельность учащихся по восприятию объектов, выявляя их существенные признаки. Аналогичную работу можно проводить и дома родителям, побуждая ребенка наблюдать и сравнивать увиденное в разные промежутки времени или в разных состояниях.

У первоклассника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает проявление каких- либо сильных эмоций. Но перед учителем стоит задача не только заинтересовать ребенка внешними особенностями урока, но и приучить делать то, что его не занимает, т.е. научить делать что-то ради получения удовольствия от выполненной работы.

У первоклассника пока сформирован интерес к самому процессу учебной деятельности, т.е. дети увлеченно и старательно выполняют какую- либо работу, не сознавая того, что в жизни им это может пригодиться , затем формируется интерес к результату своего труда: что-то впервые выполнил самостоятельно и очень этому обрадовался. После этого формируются интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. Все это происходит в период обучения в 1 классе. Это называется сознательным интересом к обучению. И для развития качества сознательного интереса к учению нужна помощь родителей, т.е. много можно сделать в домашних условиях.

Итак, возрастные особенности учащихся 1 класса позволяют формировать сознательный интерес к обучению. Каковы же возможности каждого учебного предмета.

4- Ознакомление родителей с возможностями каждого учебного предмета для формирования сознательного интереса к обучению в целом.

Ознакомление родителей с результатами анкеты «Выявление интереса учащихся к учебным предметам» (математика)

Математика как наука изучает количественные отношения и пространственные формы окружающего мира, учебный материал отличается конкретностью, разнообразием, быстрой сменой тем изучения.

Чтобы внешняя заинтересованность математикой сформировала сознательный интерес к обучению по данному предмету, учащимся необходимо постоянно развивать свои интеллектуальные способности- учиться сравнивать и сопоставлять , складывать разные картинки и геометрические фигуры, искать аналоги, составлять симметричные композиции.

( Выступление родителей, занимающихся данной работой дома с детьми)

Ознакомление родителей с результатами анкеты «Выявление интереса учащихся к учебным предметам» (чтение)

Основой формирования сознательного интереса к чтению должно стать создание у детей отношения к слову как особому предмету работы. Это является исходным условием сознательного овладения техникой чтения и письма. Первоначально родителям нужно вспомнить, как происходило обучение ребенка чтению в дошкольный период: не относился ли ваш ребенок к категории детей, у которых полностью отсутствовал интерес к чтению, и вы насильно обучали его этому навыку. Если овладение навыком чтения родителями было навязано , то процесс формирования сознательного интереса к чтению будет несколько осложнен. Тем не менее, родителям стоит придерживаться в дальнейшем таких правил: сделать процесс овладения навыком чтения как можно незаметнее для детей и, обучая ребенка чтению, создавать предпосылки для формирования у него грамотного письма в дальнейшем.

Приучение ребенка к чтению - длительное и кропотливое занятие. Здесь вряд ли получиться толк, если действовать бессистемно, «наскоками». И как в любом процессе, здесь нужно учитывать уровень развития ребенка, уровень сформированности его читательских умений.

( Выступление родителей, занимающихся данной работой дома с детьми)

Как же обстоят дела с читательскими умениями вашего ребенка? Давайте выявим это путем нехитрого теста.

( Проводится тест «Читательские умения ребенка»)

Обработка результатов.

Если больше - да.

Ваш ребенок готов развивать у себя навык чтения. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг. Постарайтесь помочь ему в этом позитивном стремлении - в данном возрасте у него наступает как раз сенситивный (чувствительный) период к обучению. Ребенок младшего школьного возраста готов к тому, чтобы узнавать новое. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.

Если больше - нет.

Пора бить тревогу! Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получиться - сейчас есть много интересных, а главное - комплексных методик для обучения ребенка чтению. Возможно, нужна консультация логопеда - даже если у ребенка все как бы замечательно, то вам подскажут, как именно ставить речь и обучать произношению звуков. Обучение чтению необходимо превратить в увлекательную игру.

( выступления родителей, привившим детям интерес к чтению.)

По результатам Международного мониторинга качества чтения учащихся наша страна оказалась в 2006 году на 29 месте из 32 индустриально развитых стран. Регресс качества чтения детей будет необратимым, если не принимать мер. Одним из путей формирования сознательного интереса к чтению может стать перечитывание ранее изученных текстов. При первичном чтении читатель следит чаще всего за сюжетом. Подлинным чтением называют второе и последующее прочтения одной и той же книги. Но не каждую книгу детям, особенно первоклассникам, нужно рекомендовать перечитывать. Рекомендуется - Н.Носов, В.Драгунский, Г. Андерсен, А.Линдгрен, А.Грин, В.Каверин, и др. но перечитывание - это не самоцель, а только начало, целью которого должно стать творчество. Творчество детей может проявиться при выполнении заданий, которые должны отвечать принципу: от информации к творчеству через промежуточное звено «рассуждалки».

Например: в произведениях Андерсена постоянная деталь пейзажа датских городов - флюгера и вывески. По ним угадаешь дело, ремесло, нрав хозяев. Попробуй придумать вывеску для своей семьи или своей комнаты или своей школы.

И еще одна часто повторяющаяся ситуация у многих детей: его трудно усадить за книгу - у него то болит горло, то хочет пить, то он устал . Специалисты могут поставить диагноз- «ридингфобия», то есть навязчивый страх перед чтением. Разумеется, это крайнее проявление проблемы, но о путях ее преодоления нужно знать каждому родителю. К, сожалению, многие родители считают ридингфобию детским капризом и пытаются бороться с ней силовыми методами: усаживают ребенка за книжку, заставляют читать вслух, а если отказывается - лишают прогулок, телепередач и т.д. но подобные меры усугубляют ситуацию. Откуда же берется эта проблема?

-ребенка ежедневно заставляли читать вслух и обязательно пересказывать;

-родители хвастались успехами ребенка гостям, а малыш запнулся и не смог рассказать стих, его упрекнули - что же ты за будущий ученик?

-требование читать быстро, четко, правильно расставляя ударения, отчетливо выговаривая все буквы. При неудаче упрекают, ставя в пример других ребят.

Волнение родителей можно понять: проблемы с чтением перейдут и на другие предметы.

Как быть?

Советы:Не паниковать и успокоить ребенка. Подобрать книги , интересные ребенку. Не хочет читать вслух - пусть читает про себя. После чтения не торопитесь экзаменовать. Возможно, он сам захочет вам рассказать о прочитанном и тогда внимательно и дружелюбно выслушайте. Так же можно задать несколько простых вопросов. При первых успехах не жалейте похвал- формируйте уверенность в себе. Не торопитесь хвастаться перед гостями успехами своего ребенка- это может привести к обратному результату.

Вам предлагается памятка «Читаем вместе с детьми» по занятиям с ребенком по чтению.

Ознакомление родителей с результатами анкеты «Выявление интереса учащихся к учебным предметам» (русский язык)

Сознательный интерес к предмету « русский язык» может быть сформирован при условии положительного эмоционального настроя к этому предмету, понимания учащимися его значения. Первоклассникам ввиду их незначительного жизненного опыта, малого словарного запаса бывает трудно справиться с заданиями, требующими грамотного их выполнения. Это написание сочинений, письменных ответов на вопросы. Такие задания и не предусмотрены в 1 классе. Но есть задания, подготавливающие к данной работе. Это восстановление деформированного текста, запись предложений по зрительной памяти (предлагается текст с планом упражнения и примерным текстом)

(Выступления родителей, до школы сумевших подготовить ребёнка к письму)

Подведение итогов родительского собрания

(запись ответов на листах)

  1. Предполагали ли вы, какой предмет для ребёнка является интересным, а какой наиболее трудным?

  2. Какие из материалов, использованных на родительском собрании, вам показались наиболее интересными?

  3. Будете ли вы формировать интерес к трудным для вашего ребёнка предметам при помощи занимательных заданий?

  4. Нужно ли вам пересмотреть занятия чтением с ребёнком, используя знания, полученные на родительском собрании?

© 2010-2022