Тренинг Риск и рискованное поведение

Задачи:1)                    познакомить учащихся с понятиями «риск, рискованное поведение»;2)                    содействовать формированию умения отличать оправданный риск отнеоправданного;3)                    оказать влияние на формирование навыков ответственного поведения в ситуациях, связанных с риском для жизни и здоровья Оборудование: фломастеры, бумажный скотч, ножницы, несколько больших листов бумаги (не менее А2), стикеры. Инструкция.Стулья расставляются в круг. Ведущий предлагает уча...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Отдел образования, спорта и туризма

Вороновского районного исполнительного комитета



Государственное учреждение образования «Дотишская средняя школа»








СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА


«Риск и рискованное поведение»











Разработала: педагог-консультант равного обучения

Руселевич Елена Романовна

Тренинг «РИСК И РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятиями «риск, рискованное поведение»;

  2. содействовать формированию умения отличать оправданный риск от неоправданного;

  3. оказать влияние на формирование навыков ответственного поведения в ситуациях, связанных с риском для жизни и здоровья

Оборудование: фломастеры, бумажный скотч, ножницы, несколько больших листов бумаги (не менее А2), стикеры.

Инструкция. Стулья расставляются в круг. Ведущий предлагает участникам напи­сать свое имя на полоске скотча, выбрав понравившийся цвет фломастера, и приклеить на себя.


ХОД ТРЕНИНГА

І. ПРИВЕТСТВИЕ.

Упражнение «ИМЯ + Я ЛЮБЛЮ»

Инструкция. Ведущий предлагает участникам, сидящим в кругу, по очереди назвать свое имя и сказать что он(а) любит. Например, «Меня зовут..., и я люблю мороженое».

ВЕДУЩИЙ. Чтобы наша встреча была организованной и продуктивной, я предлагаю определить правила поведения на тренинге (предложения участников):

  • Правило поднятой руки.

  • Правило активной позиции каждого.

  • Правило «слушаем-слышим» (уважение и внимательность друг к другу).

  • Правило «спящего» телефона.

  • Правило «оцениваем» мнение, а не человека.

ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ ВСТРЕЧИ

ВЕДУЩИЙ. Сегодня я предлагаю вам обсудить тему "Риск и рискованное поведение". Возьмите стикеры и напишите, чего вы ждёте от сегодняшней встречи, чтобы вы хотели узнать (оформление раздела "Мои ожидания").

К ним мы вернёмся в конце нашей встречи.

  1. МИНИЛЕКЦИЯ

ВЕДУЩИЙ. Знаете ли вы, что такое риск, рискованное поведение?(ответы участников, высказываются все по кругу).

ВЕДУЩИЙ. Риск (рискованье) - отвага, смелость, решимость, действие на авось, наудачу.

Рисковое дело - неверное, сомнительное, опасное.

Рисковать - пускаться на удачу, делать что-либо без верного расчета, подвергаться случайности, известной опасности.

(оформляет наглядно на доске или флип-чате)

ВЕДУЩИЙ. Приходилось ли вам в жизни рисковать? Почему вы рисковали? Чем это закончилось?(ответы участников, высказываются все по кругу).

ВЕДУЩИЙ. Часто случается так, что люди совершают необдуманные поступки под влиянием других людей. Сейчас мы проверим насколько вы подвержены влиянию со стороны окружающих.

  1. УПРАЖНЕНИЕ «Я - ОНИ»

Инструкция. Ребята сидят в кругу на стульях (один стул свободный). Ведущий чита­ет утверждения. Если участники согласны с этим утверждением, они пересаживаться на любое другое свободное место. Необходимо предупредить участников, что они должны сосчитать, сколько раз пересели.

  • Лучше уступить, чем потерять свои дружеские связи.

  • Друзья плохого не посоветуют.

  • Мнение друзей и знакомых очень важно.

  • Прежде чем делать что-либо, надо посмотреть, что будет после этого с другими, и уже потом делать самому.

  • Никому, в общем-то, я не нужен.

  • Друг - это человек, который всегда стоит за тебя горой.

  • Если окружающие говорят, что ты прав, то так оно и есть.

  • Человек - существо коллективное.

  • Я очень расстраиваюсь, если слышу о себе что-нибудь негативное со стороны окру­жающих.

  • Жить надо так, как будто каждый день - последний.

  • Для каждого человека существуют свои правила, законы и нормы.

  • Связи решают все.

Рекомендации к рефлексии упражнения. Итак, если вы встали больше трех раз - вы, как и почти все, подвержены влиянию со стороны окружающих. Это не хорошо и не плохо, а абсолютно нормально для человека, который живет среди людей. Но очень ча­сто именно под влиянием окружения, человек попадает в рискованные ситуации.

  1. РОЛЕВАЯ ИГРА «РИСКОВАННЫЕ СИТУАЦИИ»

Материалы. Карточки с ролями.

Инструкция. Выдайте желающим карточки с ролями. Если нет желающих проиграть ситуацию, можно просто рассказать ее и обсудить.

Роли: Аня и Петя, голос за кадром.

Сценка:

Голос за кадром: «Аня и Петя - одноклассники».

Аня: «Ой, Петь, смотри, Федька оставил на парте свой крутой айфон. Он всех до­стал уже своим айфоном. Все хвастается и хвастается. Давай подшутим, возьмем и спрячем. Пусть попсихует, а мы посмеемся».

Петя: «Когда отдадим?»

Аня: «Пусть часик попереживает, потом вернем».

Голос за кадром: «Через час милиция нашла у Пети в сумке айфон Феди, Несмотря на все уверения, что это была всего лишь шутка, Петю забрали в милицию».

Рекомендации к рефлексии упражнения. Вопросы к группе:

  • Рискованная ли эта ситуация и почему?

  • На каком этапе ситуация стала рискованной?

  • Что нужно было сделать, чтобы она таковой не стала?

ВЕДУЩИЙ. Бывают ли ситуации, когда мы должны рисковать?


  1. УПРАЖНЕНИЕ «ОПРАВДАННЫЙ РИСК»

Материалы. Маленькие листочки бумаги, ручки или карандаши.

Инструкция. Лидеры выдают маленькие листочки бумаги, на которых ребята за 3 минуты должны написать одну-две, максимум три причины, ради которых можно и нуж­но рисковать своим здоровьем и жизнью.

Рекомендации к рефлексии упражнения. Ведущий собирает листочки и читает их вслух, а одинаковые причины складывает в кучки. Таким образом, получится своео­бразная статистика, какая кучка больше, с такой причиной согласно больше людей.

Можно обсудить вопросы: «Стоит ли рисковать в следующих случаях: спасение утопающего, воинский долг, профессиональный риск, риск ради своих близких и тому подобное».

  1. ИГРА «БАБУШКА ПОШЛА НА БАЗАР И КУПИЛА …» (купила старый хулахуп, ручную швейную машинку, часы с кукушкой)

Описание игры. Участники играют, стоя в кругу. Ведущий начинает; «Бабушка пошла на базар и купила старый хулахуп», - и показывает, как она будет его крутить. Рядом стоящий участник повторяет те же слова и движения и так далее по кругу. Когда все включаются в процесс и очередь снова доходит до ведущего, он произносит фразу: «Бабушка пошла на базар и купила старую ручную швейную машинку», - и показывает следующее движение (правой рукой крутит вообра­жаемую ручку машинки, не переставая крутить хулахуп). Очередной круг: бабушка купила часы с кукушкой (произносится «ку-ку, ку-ку, ку-ку»). Главное условие игры - все участники должны выполнять все действия одновременно.

  1. УПРАЖНЕНИЕ «ЦЕННОСТИ»

Инструкция. Ведущий предлагает участникам на отдельных стикерах написать, что для каждого из них ценно (например: жизнь, деньги, любовь, близкие, дружба, здоровье, учеба и т.д.).

Затем эти ценности записываются на общий лист, чтобы всем было видно, и ранжируются.

Рекомендации к рефлексии упражнения. У нас образовались колонки из карто­чек человеческих ценностей.

Попросите ребят прокомментировать их модель жизненных ценностей. Важно отме­тить, что универсальной (правильной) модели ценностей не бывает. У каждого человека своя система ценностей, сколько людей - столько мнений. Объединяет нас то, что эти ценности для каждого из нас действительно важны.

ВЕДУЩИЙ. Как вы считаете, почему мы, говоря про риск и рискованное поведение, вспомнили про ценности? (ответы участников)

ВЕДУЩИЙ. Смоделируйте рискованные ситуации (или глупости), в результате которых мы можем потерять эти ценности? (ответы участников)


  1. МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Материалы. Лист бумаги формата не менее А2, маркеры.

Инструкция. Ведущий предлагает ребятам подумать и дать советы cверстникам на тему: «Как избежать неоправданного риска? Что нужно делать, чтобы не попасть в рискованную ситуацию?» Все мнения записываются на лист.

Рекомендации к рефлексии упражнения. Далее, когда список советов составлен, участники группы могут подойти к листу и маркером отметить 3 наиболее дельных с их точки зрения совета.

  1. УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

Инструкция. Группы собирают пословицы про риск и объясняют их.

Риск - дело благородное

Либо пан. Либо пропал.

Где наше не пропадало.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Либо грудь в кустах, либо голова в крестах.

Кто не рискует, тот не пьёт шампанское.

Попытка не пытка.

Либо в стремя ногой, либо в пень головой.


  1. РЕФЛЕКСИЯ ВСТРЕЧИ

ВЕДУЩИЙ. Возьмите свои стикеры, на которых писали свои ожидания, зачитайте их и скажите, получили ли вы то, чего ожидали?

© 2010-2022