- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Я и одноклассники»
«Я и одноклассники»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кушнер М.В. |
Дата | 26.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей)
«Детский дом «Надежда» города Белово»
Занятие «Я и одноклассники»
Автор-составитель:
Кушнер Марина Васильевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Детского дома «Надежда» города Белово
Цель:
-
Закрепить понятие о ценности человеческого «Я».
-
Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающим.
-
Познакомить с понятием «толерантность». Развивать терпимость к различным мнениям и высказываниям.
-
развивать коммуникативную сторону отношения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.
Материал: бейджики с именами детей; правила группы; цветные ладони (зеленая, оранжевая, розовая) для упражнения «Здравствуйте»; шкатулка с зеркалом внутри для упражнения «Волшебная шкатулка»; рисунок «Дерево толерантности» и карточки с определением толерантности для упражнения «Чудо дерево»; клубок с нитками; карточки для упражнения «Дополни выражение» по одному выражению на карточке, карточка с цифрой «3»; 3 конверта с заданиями для упражнения «Дискуссия», коробка с неоконченными предложениями (на цветной бумаге); 3 видеосюжета; тезисы «Цена улыбки» Д. Карнеги; памятки для каждого участника «Цена улыбки» Д. Карнеги; текст письма «Наше занятие».
Словарные слова:
карточки со словами: уникальный, неповторимый, единственный, толерантность;
карточки с определениями толерантности: сотрудничество; готовность мириться с чужим мнением; уважение человеческого достоинства; уважение прав других; принятие другого таким, какой он есть; способность поставить себя на место другого; терпимость к чужому мнению и поведению; отказ от причинения вреда, насилия, преследования, запугивания, угроз; покорение одних народов другими; насилие и массовое уничтожение людей; оскорбления; насмешки; выражение пренебрежения и ненависти.
Ход
- Здравствуйте друзья. Мне очень приятно вновь встретить вас на наших «Уроках общения». Этих уроках вы узнаете много нового и интересного о себе, своих товарищах и друзьях, учитесь высказывать и доказывать свое мнение, что надеюсь, очень пригодится вам в дальнейшей жизни. Так давайте общаться.
- «Единственная роскошь - это роскошь человеческого общения» так сказал Антуан Сент-Экзюпери.
- Но прежде чем начать наше занятие я хочу, чтобы мы с вами вспомнили правила группы, которые мы приняли на самом первом занятии. Давайте каждый из желающих прочтет то правило, которое ему больше всего нравится. (Дети зачитывают правила)
Правила группы:
-
Если решился на занятие прийти, дойти до конца, смотри не уйди.
-
Искренним в общении будь. Не лицемерь, а выражай яснее суть. Не хочешь данную проблему обсуждать, не лги, ведь есть возможность промолчать!
-
Ты вправе группе «стоп» сказать, проблему вслух не обсуждать.
-
Активным будь в игре и обсуждении, проблемы все решишь здесь без сомнения.
-
О чем здесь услышишь, не разглашай. Проблемы вне группы не обсуждай.
-
Лишь от себя говори, от обсуждения не уходи. «Я чувствую», думаю», «мне кажется так» - ведь это все сложно, отнюдь не пустяк.
-
каждый имеет право на мнение свое, не оценивай, критикуй никого.
«Здравствуйте» - так мы говорим всегда, когда встречаем друзей, товарищей или просто знакомых.
- А что означает слово это слово? Какие чувства мы хотим передать, когда произносим его? (Ответы детей).
Да, вы правы. Когда мы произносим слово здравствуйте, то желаем друг другу здоровья. И давайте наше занятие начнем всеобщим приветствием.
Упражнение «Здравствуйте»
Вы должны под музыку передвигаться по всему залу, кто как захочет в разных направлениях. Здороваться мы будем разными способами. На сигнал:
Зеленая ладонь - надо пожать руку.
Оранжевая ладонь - погладить товарища по плечу;
Розовая ладонь - поздороваться «спинками».
Есть только один запрет - на протяжении всей игры нельзя разговаривать.
Задание ясно. Как вы будете здороваться на сигнал «зеленая ладонь»? «Оранжевая ладонь»? «Розовая ладонь»? Какой есть запрет? Начали?! (1-2 минуты).
Я вижу, что вы зарядились хорошим настроением и бодростью, чтобы продолжить наш диалог.
Упражнение «Волшебная шкатулка» (детям показываю шкатулку)
Что у меня в руках? (ответы детей)
У меня в руках шкатулка, но она не простая, а волшебная. Заглянув в нее, вы сможете увидеть уникального человека.
- Как вы понимаете слово «уникальный»? (показываю карточку с этим словом и словами-синонимами: «единственный», «неповторимый» (вывешивая это слова на доску т.к. они словарные). (Ответы детей).
«Уникальный - единственный в своем роде, неповторимый» - толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведла.
- Хотите посмотреть и узнать кто это?
Сейчас вы будете передавать друг другу эту шкатулку с закрытыми глазами. Тот, кто ее получит, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там вы увидите уникального и неповторимого человека. Как только зазвучит музыка, закройте глаза.
После того как все участники выполнять задание, ведущий задает вопросы:
- Кого вы увидели в этой шкатулке?
- Кто же является уникальным и неповторимым человеком?
- Почему?
- Как мы должны относиться к уникальной личности? (ответы).
Мы выяснили, что каждый человек - уникальная и неповторимая личность, одна единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим «терпимо» (показываю карточку со словом). Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность» (показываю карточку со словом).
Упражнение «Чудо-дерево»
Посмотрите-ка ребята.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем.
Это дерево зовется толерантностью.
И сейчас мы с вами вырастим дерево - толерантности. У меня на столе лежат карточки - определения. Вам необходимо выбрать те определения, которые, по вашему мнению, относятся к толерантности. (Дети выбирают определения и прикрепляют к веточкам дерева.)
Вот посмотрите, какое у нас выросло дерево. Дерево толерантности.
- Так, что же такое толерантность?
Дети читают определения «Толерантность - это …» и зачитывают те определения, которые они выбрали.
Упражнение « Я люблю себя…»
Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви … к самому себе.
- А за что можно любить себя? Наверное, каждый из вас неоднократно задумывался и задавал себе такой вопрос? Давайте попробует ответить на него сейчас.
Выполнять это упражнение мы будем вот с этим клубком. Передавать этот клубок можно тому, кому захотите, но клубок не должен побывать у одного и того же человека дважды. Тот, у кого окажется клубок, должен сказать: «Я люблю себя за …» и объяснить, за что же он любит себя.
- А можно я начну?
- Я люблю себя за то, что у меня есть возможность дать вам новые знания, что я веселая и не даю вам скучать, люблю читать и отгадывать кроссворды.
- А за что ты (имя) себя любишь? (Продолжает вся группа.)
Вот посмотрите какой необычный узор получился. Лучи этого узора подтверждают то, что у каждого из вас есть качества, за которые можно себя любить. Обратите внимание на его прочность. А прочен он потому, что мы воспринимаем себя и других такими какими они есть. И это очень здорово.
- А сейчас, передавая клубок в обратном порядке, мы будем отвечать на вопрос «Что мне не нравится в себе?» (Ответы)
- Мне не нравиться во мне некоторая неисполнительность, так как иногда оставляю и накапливаю дела в «долгий ящик», а потом мне приходится их делать, что отнимает, много сил и времени. (Ответы детей.)
- Получилось ли у нас что-нибудь? Как вы думаете почему? (Ответы.)
Все качества, поступки, привычки ставят перед нами стену непонимания, а это мешает в общении.
Упражнение «Дополни выражение»
Разделитесь на подгруппы по столько человек, сколько я хлопну в ладоши (2 раза).
- Сейчас я раздам вам бланки с выражениями, но там дано только начало. Ваша задача подобрать правильный ответ из четырех вариантов ответов.
-
Как аукнется, так и …
А. Откликнется; Б. Отзовется;
В. Откликнется; Г. Откричится.
-
Не суди, да…
А. Не судим будешь; Б. Не видим будешь;
В. Не слышим будешь; Г. Не говорящим будешь.
-
Тебе будет хорошо среди людей, если ты будешь…
А. Роботом; Б. Человеком;
В. Инопланетянином; Г. Землянином.
-
Относись к людям так, как ты хочешь, что бы относились к …
А. Мне; Б. Тебе;
В. Вам; Г. Ним.
-
С кем поведешься, от того и …
А. Нахлебаешься; Б. Набегаешься;
В. Намаешься; Г. Наберешься.
- Возьмите, пожалуйста, бланки и начинайте работу. Вам дается 2 минуты.
- Какая из подгрупп готова?
- Зачитывайте весь бланк, со всеми вариантами ответов, а затем - то выражение, которое, по вашему мнению, вы считаете правильным. (Каждая подгруппа по очереди дает ответ.)
- Какое выражение из прочитанных, больше всего подтверждает нашу мысль, что к себе и людям нужно относиться с терпимостью, уважением и пониманием. (Ответы.)
- Как нужно относиться к себе и окружающим? (Ответ: Толерантно.)
«Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей» - так говорил В. Ключевский.
А сейчас мы проведем игру - упражнение.
Упражнение «Нас объединяет»
Встаньте, пожалуйста. Под музыку вы будете двигаться по залу, но по моему сигналу - сообщению вы распределитесь на подгруппы, признаки которых я вам скажу. Задание понятно? Тогда начнем!
Разделитесь на группы:
- по длине волос;
- кто сидит за одной партой;
- кто на каком ряду сидит;
- кто учится в одном классе;
- в соответствии с полом человека;
- наш класс.
(После завершения упражнения дети садятся на места.)
- Да вы все это наша группа, наш класс. Вы все являетесь одноклассниками дружного веселого неунывающего и активного класса. А, на мой взгляд, даже самого лучшего.
Сейчас вы разделитесь на столько групп (показываю карточку с числом «3»).
Дискуссия
- Вот конверты с заданиями. Пусть представители подгрупп подойдут и возьмут их.
Задание первой группе:
Составьте портрет идеального одноклассника. Подчеркните те качества, которые как вы считаете должен обладать идеальный одноклассник.
Задание второй подгруппе:
Составите портрет одноклассников, которые есть в вашей группе. Подчеркните те качества, которыми обладают ваши одноклассники.
Задание третьей группе:
Составите портрет одноклассника, которого вы не хотели бы видеть в вашем классе. Подчеркните те качества, которыми он обладает.
(В ходе работы звучит спокойная музыка. На выполнение задания дается 2-3 минуты.)
- Какая подгруппа уже готова зачитать выполненное задание? (Ответы.)
- Вы согласны с теми качествами, которые зачитали ваши одноклассники?
- Может кто-то хочет добавить или высказаться?
Вы очень точно составили портрет идеального одноклассника, но в жизни на самом деле идеальных людей не бывает, и это вы подтвердили, когда составляли портрет одноклассников, которые у нас есть. Поэтому нужно принимать всех такими какие они есть. Ведь в каждом человеке есть как положительные, так и отрицательные качества.
Упражнение «Неоконченное предложение»
На предыдущем занятии вы отвечали на вопросы, а листочки с ответами складывали вот в эту коробку. Мне хотелось их зачитать. (Все вопросы написаны на листочках разного цвета: розовый: Мне не нравится когда мои одноклассники по отношению ко мне…; зеленый: Мне хотелось чтобы в нашем классе…; желтый: Другом я считаю того, кто…).
Хочется повторить «Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам».
Видеосюжеты
Я предлагаю на ваш суд несколько видеосюжетов.
1. «Мои одноклассники, которых я всегда считал своими друзьями, заставляли меня курить и пить пиво. Но я отказался. Теперь же они посмеиваются надо мной, говоря, что я слабак и не современен, отказываются со мной дружить и общаться, обходят меня стороной».
- Правильно ли поступил этот молодой человек?
- Можно ли этих друзей назвать настоящими друзьями? Почему?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
2. «Я рассказала своей подруге однокласснице, что мне нравится один мальчик из параллельного класса. Теперь мою тайну знает весь класс, и этот мальчик тоже. Мне очень стыдно и неловко. Моя подруга извинилась передо мной, но я не могу ей этого простить, хотя и хочется».
- Как вы считаете, правильно ли поступила подруга?
- А вашей жизни были такие ситуации?
- Как вы на них реагировали?
- Смогли ли вы убрать «камень» с души?
3. «Сегодня за мою парту сел одноклассник, с которым я не хочу не то что сидеть, но даже разговаривать. Я сказала ему об этом прямо в лицо, не шушукаясь за углами, как это делают другие одноклассники. Но он почему то обиделся. Я так и не могу понять, почему, ведь я сказала ему правду?»
- Как вы думаете, почему обиделся одноклассник?
- Нужна ли такая правда?
- Приходилось ли вам быть или наблюдать такую же ситуацию?
- Как бы вы поступили на месте этих героев?
- Как можно было бы сказать об этом, не обидев человека?
Мне приятно, что каждый из вас постарался высказать свое мнение. И у меня есть пожелание «Принимайте друг друга такими, какие они есть: аккуратных и вспыльчивых, бесстрашных и верных, доверчивых и замкнутых, любопытных и неуверенных в себе, обидчивых и честных».
- А поможет вам это. А что именно вы должны будете угадать…
Упражнение «Цена улыбки» (Д. Карнеги)
Дети берут листочки с тезисами:
- Она ничего не стоит, но много дает.
- Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
- Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
- Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка который стал бы от нее богаче.
- Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
- (И тем не менее) Ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали!
- Кто догадался, о чем идет речь?
- Что помогает нам лучше понять друг друга? (Ответы.)
- И это подтверждает следующее высказывание:
- Итак, если вы хотите нравится людям - улыбайтесь! (Дать участникам памятки «Цена улыбки» Д. Карнеги.)
Итог
Вот и подходит к логическому завершению наше занятие. Давайте вместе подведем итог.
- Что нового вы узнали на занятии?
- Как мы говорили нужно относиться к себе? Почему?
- Что означает слово «Толерантность»?
- Какие правила вы взяли для себя при построении различных отношений?
- Как нужно относиться к себе? К другим?
Сейчас каждый из вас назовет по одному прилагательному, которое охарактеризует наше занятие. Вы так же можете использовать те слова, которые были для вас новыми. (Ответы.)
Письмо «Наше занятие»
____________________ юноши и девушки. Я ваша ___________________ воспитательница очень рада, что мы с вами такими ____________________, ___________________, ___________________ активно и плодотворно работали. Занятие «Я и одноклассники» прошло в ___________________ и _________________ обстановке. Мы узнали и поняли смысл таких слов как ___________________, __________________, ___________________, _____________________. Мы обязательно будем использовать __________________, _____________________ знания, придерживаясь __________________ и _______________ правила «Относись к людям так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».
____________________ участники и ________________________ воспитатель.
Упражнение «Аплодисменты»
- Вы показали свои знания и умения. Доказали что у нас очень хорошая, дружная группа. Каждый из вас достоин аплодисментов. Давайте поаплодируем друг другу и конечно же улыбнемся.
- Вот такими веселыми и улыбающимися я бы хотела сделать фотографию на память. Минуточку, снимаю!