Развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться? И как он будет учиться? В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только «пятерки». Родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама по­зиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, кото­рый определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к се...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 65"





Развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности




Автор: Мякишева Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №65


Развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности


Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться? И как он будет учиться? В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только «пятерки». Родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама по­зиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, кото­рый определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у пер­воклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тя­готиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился, потому что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удо­вольствие от самого учения. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Основная задача современного обучения не только дать образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, формировать познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. Проблема формирования познавательных интересов младших школьников - одна из важнейших задач современной школы. Формирование и развитие познавательных интересов - часть проблемы воспитания всесторонне развитой личности.

Задача учителя - научить ребёнка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть её за отдельными, не похожими друг на друга заданиями.

Именно эта задача наиболее остро стоит перед учителем ,т. е. учитель должен найти оптимальные пути ее решения.

Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует развитию познавательной активности младших школьников, возбуждает интерес к знаниям. Стремление к общению с одноклассниками, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

Эффективным средством формирования познавательных интересов младших школьников являются дидактические игры. На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привле­кают игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором развора­чивается урок. Игра - это такая форма организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до конца единой игровой линией, темой вы­сказываний. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности - игра, все необычное, неожиданное вызыва­ют у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Подбирая игры к уроку, важно учесть сложность и доступность детям. При ее организации нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ста­вит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности.

Основа формирования познавательных интересов младших школьников - их творческая деятельность. Творчество развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает положительные эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Цель творческой деятельности - не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей. Творчески работающие учащиеся пользуются не только учебником, но обращаются к дополнительной литературе.

Виды творческих работ:

-составление рассказа;

-изложение по тексту;

-различные виды сочинений.

Интерес к творчеству не ограничивается рамками урока. Познавательная по­требность побуждает учащихся охотно выполнять творческие домашние задания. Результаты поиска толкают ребенка к новым знаниям, рождают новые идеи, вызывают желания их проверить и обсудить.

В качестве средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся в процессе обучения, выступает проблемная ситуация.

Цель проблемного обучения - не только усвоение результатов научного позна­ния, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, фор­мирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей. В основе организации цели процесса проблемного обучения имеет принцип учебно-познавательной поисковой деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов, способов действия, изобретения новых предметов или способов при­ложения знаний к практике. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, дово­дит объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные си­туации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, воля, творческое вообра­жение.

Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, ги­потез их обоснование и доказательства, а также путем про верки правильности ре­шения. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение уча­щихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую лич­ность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он стремится их разрешить. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И то­гда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потреб­ность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом ее процессе школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам про­цесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Немало важной является разнообразная самостоятельная ра­бота учащихся, организованная в соответствии с особенностью интереса. Самостоятельное выполнение задания - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.

Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, развивался, надо использовать средства, вызывающие у ученика соз­нание собственного роста. Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Положительные эмоции сопутствуют фор­мированию познавательных интересов. Поэтому ребенок постоянно нуждается в одобрении и признании. Возрастные и психологические особенности младшего школьника указывают на необходимость использования поощрений. Они развивают внимание, память, мышление, формируют познавательный интерес. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность. Все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогают воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое.




© 2010-2022