- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методические рекомендации по разработке образовательной программы дополнительного образования
Методические рекомендации по разработке образовательной программы дополнительного образования
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тулебаева Г.С. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Как разработать образовательную программу
дополнительного образования
Программа - это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели. Классификация образовательных программ Чаще всего образовательные программы подразделяются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).
Примерная (типовая) программа рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной области, направлению деятельности. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков. Оно проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т.п.
В основу модифицированной (адаптированной) программы положена примерная (типовая) программа, которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков.
Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.
Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.
Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских - ее новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:
-
преподавание нового учебного курса (предмета);
-
реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.
При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.
Структура и содержание образовательной программы
Структура программы
Содержание структурных компонентов программы
1. Титульный лист
2.Пояснительная записка
3. Учебно-тематический план
(по годам обучения)
4. Содержание
программы
5. Методическое обеспечение
программы частично может
быть описано в пояснительной
записке)
6.Список литературы
Информация, содержащаяся на титульном листе:
-
полное название вышестоящего органа управления образованием;
-
полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;
-
название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);
-
данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);
-
название населенного пункта, в котором написана программа;
-
год написания программы;
-
ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;
-
дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
-
возраст детей, на который рассчитана программа;
-
срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).
В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. Рекомендации по написанию пояснительной записки.
1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:
-
ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;
-
связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности;
-
вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);
-
новизна (для программ, претендующих называться авторскими).
2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель - это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:
-
обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение
в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний,
умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности
и т.п.);
-
воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т.п.);
развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).
Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3.Описывая особенности программы, следует отразить:
-
ведущие идеи, на которых она базируется;
-
ключевые понятия, которыми оперирует автор;
-
этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.
4.В пояснительной записке отмечаются:
-
основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;
-
вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);
-
особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).
5.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:
-
общее количество часов в год;
• количество часов и занятий в неделю;
-
периодичность занятий.
6. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует:
-
сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);
-
перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;
-
дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские
конференции и т.п.
Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1.1)
Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы
(см. таблицу 1.2.)
В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:
-
указать ее название;
-
перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;
-
указать, в каких формах организуется образовательный процесс.
Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет.
В этом разделе программы необходимо:
-
кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые
планируются по каждому разделу - индивидуальные и групповые,
практические и теоретические;
-
отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно пояснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий;
-
описать основные методы организации образовательного процесса;
-
перечислить используемые дидактические материалы;
-
дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, целесообразно определить критерии отбора педагогов для реализации программы; перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).
Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного; во второй - литературу для учащихся.
Таблица 1.1
Продолжительность занятия
Периодичность в неделю
Количество часов в неделю
Количество часов в год
1 час
2 раза
2 часа
72 часа
2 часа
2 раза
4 часа
144 часа
2 часа
3 раза
6 часов
216 часов
З часа
2 раза
6 часов
216 часов
З часа
3 раза
9 часов
324 часа
Таблица 1.2
№
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
В том числе:
теоретические
практические
Итого часов:
Рецензирование образовательной программы
дополнительного образования детей
Завершая разговор о требованиях к образовательной программе дополнительного образования детей, отметим, что к ней должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:
-
внутреннюю (ее, как правило, пишет заместитель по УВР или методист учреждения, в котором разработана программа);
-
внешнюю (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе).
Рецензия
Рецензия - личностная оценка рецензентом содержания статьи, сообщения, монографии, учебника с достаточно доказательными аргументами позитивных или негативных высказываний по поводу прочтенного материала.
Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждений, либо как завершение анализа.
В зависимости от значимости рецензируемого произведения, его объема рецензия может быть сравнительно небольшой или пространной.
Рецензия, в отличие от конспекта и тезисов, представляет связное изложение авторского материала. Основные функции рецензии - информирующая и оценочная. Она может иметь вид рукописного или опубликованного (например, в журнале) текста.
Для написания рецензии используют следующие речевые стандарты.
Объект анализа - книга, статья в журнале, дипломный проект, диссертация
и т. д. - принято называть: работа автора, рецензируемая работа.
Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «работа посвящена актуальной теме...», «актуальность темы обусловлена...» и т. д.
Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, источников, упомянутых в библиографии, и т.д. Например:
«В начале работы (статьи, монографии и т. д.) автор указывает, что...»;
«Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме...»;
«Рассматривает вопрос о ...»;
«.... доказывает, что...»;
«... приходит к выводу о том ...».
Основной тезис формулируется с использованием следующих выражений: «Центральным вопросом работы является вопрос о ...»; «В статье на первый план выдвигается вопрос о ...».
Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений:
«Безусловным (очевидным) достоинством является актуальности поднятых в ней проблем ....»; «Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория...»; «... представлены разные точки зрения по вопросу...»; «... дается глубокий анализ...»;
«Работа отличается высокой информативностью ....»;
«... богатым фактическим материалом...»;
«... нестандартным подходом к анализу поднятых проблем ...»;
«Автор справедливо отмечает...»;
«...убедительно показывает...»;
«... аргументировано обосновывает...»;
«... детально анализирует...»;
«Автор прав, утверждая, что...».
Отрицательная оценка:
«Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность) такого подхода...»; «К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора...»;
«Автору не удалось показать ...».
Выводы:
«В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»;
«Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение ...»
Примерный план рецензии.
-
Заголовок рецензии
Рецензия на программу «________» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.
-
Общая характеристика программы:
-
образовательная область;
-
вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;
-
адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.);
-
срок реализации, на который рассчитана программа;
-
есть ли подобная программа в общеобразовательной школе (сравнить по содержательным линиям);
-
в чем заключается «дополнительность» рецензируемой программы;
-
стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.п.).
-
Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей.
-
Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
-
анализ пояснительной записки;
-
анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно раскрываются основные
темы занятий);
анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием
учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);
- оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).
-
Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).
-
Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).
-
Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.
-
Язык и стиль изложения материалов (четкость, ясность, доказательность, логичность и др.).
-
Соответствие программы специфике дополнительного образования детей.
В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:
-
стимулированию познавательной деятельности обучающегося;
-
развитию его коммуникативных навыков;
-
созданию социокультурной среды общения;
-
развитию творческих способностей личности обучающегося;
-
поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;
-
творческому использованию жизненного опыта ребенка;
-
профессиональному самоопределению обучающегося.
-
Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).
-
Характеристика профессиональных знаний и умений педагога как автора программы.
-
Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.
Рецензия на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации.