Методические рекомендации по разработке образовательной программы дополнительного образования

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как разработать образовательную программу

дополнительного образования

Программа - это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели. Классификация образовательных программ Чаще всего образовательные программы подразделяются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).

Примерная (типовая) программа рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной области, направлению деятельности. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков. Оно проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т.п.

В основу модифицированной (адаптированной) программы положена примерная (типовая) программа, которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков.

Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских - ее новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:

  1. преподавание нового учебного курса (предмета);

  2. реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.

При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

Структура и содержание образовательной программы

Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

1. Титульный лист




2.Пояснительная записка
















3. Учебно-тематический план

(по годам обучения)


4. Содержание

программы


5. Методическое обеспечение
программы частично может
быть описано в пояснительной
записке)



6.Список литературы

Информация, содержащаяся на титульном листе:

  1. полное название вышестоящего органа управления образованием;

  2. полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;

  3. название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);

  4. данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);

  5. название населенного пункта, в котором написана программа;

  • год написания программы;

  • ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;

  • дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;

  • возраст детей, на который рассчитана программа;

  • срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).

В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. Рекомендации по написанию пояснительной записки.

1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

  1. ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;

  2. связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности;

  3. вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);

  4. новизна (для программ, претендующих называться авторскими).

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель - это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:

  • обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение

в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний,

умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности

и т.п.);

  • воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,

гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков

здорового образа жизни и т.п.);

развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3.Описывая особенности программы, следует отразить:

  • ведущие идеи, на которых она базируется;

  • ключевые понятия, которыми оперирует автор;

  • этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.

4.В пояснительной записке отмечаются:

  1. основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;

  2. вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);

  3. особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

5.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:

  • общее количество часов в год;

• количество часов и занятий в неделю;

  • периодичность занятий.

6. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует:

  1. сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);

  2. перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;

  3. дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские
    конференции и т.п.

Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1.1)

Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы

(см. таблицу 1.2.)
В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:

  • указать ее название;

  • перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;

  • указать, в каких формах организуется образовательный процесс.
    Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет.

В этом разделе программы необходимо:

  • кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые

планируются по каждому разделу - индивидуальные и групповые,

практические и теоретические;

  • отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно пояснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий;

  • описать основные методы организации образовательного процесса;

  • перечислить используемые дидактические материалы;

  • дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, целесообразно определить критерии отбора педагогов для реализации программы; перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).

Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного; во второй - литературу для учащихся.

Таблица 1.1

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

2 раза

2 часа

72 часа

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

2 часа

3 раза

6 часов

216 часов

З часа

2 раза

6 часов

216 часов

З часа

3 раза

9 часов

324 часа

Таблица 1.2

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические


Итого часов:

Рецензирование образовательной программы

дополнительного образования детей

Завершая разговор о требованиях к образовательной программе дополнительного образования детей, отметим, что к ней должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:

  1. внутреннюю (ее, как правило, пишет заместитель по УВР или методист учреждения, в котором разработана программа);

  2. внешнюю (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе).

Рецензия

Рецензия - личностная оценка рецензентом содержания статьи, сообщения, монографии, учебника с достаточно доказательными аргументами позитивных или негативных высказываний по поводу прочтенного материала.

Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждений, либо как завершение анализа.

В зависимости от значимости рецензируемого произведения, его объема рецензия может быть сравнительно небольшой или пространной.

Рецензия, в отличие от конспекта и тезисов, представляет связное изложение авторского материала. Основные функции рецензии - информирующая и оценочная. Она может иметь вид рукописного или опубликованного (например, в журнале) текста.

Для написания рецензии используют следующие речевые стандарты.

Объект анализа - книга, статья в журнале, дипломный проект, диссертация

и т. д. - принято называть: работа автора, рецензируемая работа.

Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «работа посвящена актуальной теме...», «актуальность темы обусловлена...» и т. д.

Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, источников, упомянутых в библиографии, и т.д. Например:

«В начале работы (статьи, монографии и т. д.) автор указывает, что...»;

«Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме...»;

«Рассматривает вопрос о ...»;

«.... доказывает, что...»;

«... приходит к выводу о том ...».

Основной тезис формулируется с использованием следующих выражений: «Центральным вопросом работы является вопрос о ...»; «В статье на первый план выдвигается вопрос о ...».

Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений:

«Безусловным (очевидным) достоинством является актуальности поднятых в ней проблем ....»; «Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория...»; «... представлены разные точки зрения по вопросу...»; «... дается глубокий анализ...»;

«Работа отличается высокой информативностью ....»;

«... богатым фактическим материалом...»;

«... нестандартным подходом к анализу поднятых проблем ...»;

«Автор справедливо отмечает...»;

«...убедительно показывает...»;

«... аргументировано обосновывает...»;

«... детально анализирует...»;

«Автор прав, утверждая, что...».

Отрицательная оценка:

«Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность) такого подхода...»; «К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора...»;

«Автору не удалось показать ...».

Выводы:

«В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»;

«Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение ...»


Примерный план рецензии.

  1. Заголовок рецензии

Рецензия на программу «________» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.

  1. Общая характеристика программы:

  1. образовательная область;

  2. вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;

  3. адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.);

  4. срок реализации, на который рассчитана программа;

  5. есть ли подобная программа в общеобразовательной школе (сравнить по содержательным линиям);

  6. в чем заключается «дополнительность» рецензируемой программы;

  7. стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.п.).

  1. Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей.

  2. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

  1. анализ пояснительной записки;

  2. анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно раскрываются основные
    темы занятий);

анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием

учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);

- оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).

  1. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).

  2. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).

  3. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.

  4. Язык и стиль изложения материалов (четкость, ясность, доказательность, логичность и др.).

  5. Соответствие программы специфике дополнительного образования детей.

В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:

  1. стимулированию познавательной деятельности обучающегося;

  2. развитию его коммуникативных навыков;

  3. созданию социокультурной среды общения;

  4. развитию творческих способностей личности обучающегося;

  5. поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;

  6. творческому использованию жизненного опыта ребенка;

  7. профессиональному самоопределению обучающегося.

  1. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).

  2. Характеристика профессиональных знаний и умений педагога как автора программы.

  3. Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.

Рецензия на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации.



© 2010-2022