Из опыта работы учителя русского языка и литературы Шафигуллиной Н. Р

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Из опыта работы учителя русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган

Шафигуллиной Наили Равилевны










Я работаю в ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган учителем русского языка и литературы двадцать восьмой год. В школе созданы все условия для получения и усвоения моего любимого предмета, отведены часы в учебном плане для работы с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению предметов русского языка и литературы.

В условиях модернизации образования первостепенными задачами своей профессиональной деятельности считаю:

- совершенствование процесса преподавания русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения;

- интенсификация процесса преподавания русского языка и литературы;

- обеспечение условий для развития личности в социальном, психологическом, интеллектуальном планах;

- владение целостной системой, включающей в себя целеполагание, отбор содержания и технологий, анализ результатов - инновационный профессионализм;

- формирование всесторонне развитой личности, востребованной современным обществом;

- развитие творческого потенциала обучающихся.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяю современные педагогические технологии: развивающего обучения, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного, игровые технологии. Мой опыт показал, что применение современных педагогических технологий поддерживает интерес учащихся к предмету, повышает мотивацию. Эффективное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной сферы ребёнка: памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психологических функций, является в этой связи одной из важнейших педагогических задач современного обучения.

Задача современной школы - подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Моя цель как педагога - не просто информация, передача суммы знаний, а обучение навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. В условиях нарастающего информационного потока, бесспорно, особое внимание уделяю развитию речи и речевой культуры обучающихся. Поэтому приоритетным направлением в моей работе является формирование культуры речи и культуры общения.

Речь - канал развития интеллекта. Чем полнее и глубже будет освоен язык, тем лучше будут усваиваться знания. Я убеждена, что увлечь детей изучением языка можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, заставить размышлять. Этому во многом способствуют уроки литературы, русского языка, на которых дети получают возможность высказать свои мысли, обменяться мнениями, задуматься о прочитанном; они получают возможность размышлять и творить. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках ученик-человек, усваивающий сложную науку познания родного языка.

В своей педагогической практике опираюсь на следующие принципы педагогической деятельности:

  • максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка, основывающееся на интересах личности обучающегося;

  • учет в процессе обучения не только умственных способностей обучающихся, но и их эмоций, ценностных ориентаций;

  • постоянное стимулирование таких естественных свойств человека, как творческая активность и познавательная самостоятельность;

  • проблемный метод обучения, способствующий развитию и саморазвитию личности школьника;

  • применение личносто-ориентированных технологий обучения, развивающего обучения.

Обучая на уроке всех учеников, я стараюсь помнить, что процесс познания, восприятие учебного материала у каждого школьника свой собственный, индивидуальный. Потому на уроках стремлюсь уходить от традиционного воспроизведения знаний обучающихся к творческому осмыслению изучаемого материала. Это способствует повышению интереса школьников к предмету, стимулирует их желание познавать законы языка, анализировать особенности литературных текстов.

Одним из средств достижения эффективности урока является создание на уроке проблемных ситуаций, или, как говорят психологи, ситуаций интеллектуального затруднения. Особенно эффективен этот прием на уроках обобщения и систематизации знаний. Решая проблемные ситуации, размышляя над проблемными вопросами, которые я ставлю перед учениками, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, закономерности. Все это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, на повышение грамотности школьников. Таким образом, современный урок в моем понимании не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учеников, их интеллектуальной и эмоциональной активности, формировать личность и мировоззрение.

С целью повышения плотности урока и его эффективности я применяю такие виды работ, как индивидуальные задания по карточкам, руководствуясь дифференциацией, предлагаю разный уровень сложности для разных категорий учеников, использует в работе перфокарты-тренажеры, различные виды тестовых заданий, карточки-схемы. Выполняя задания по карточкам, отвечая на вопросы тестов, ученик проверяет себя, свои знания, учится думать и работать самостоятельно, а учитель имеет прекрасную дополнительную возможность проверить знания и умения большого числа ребят, чаще всего знания обучающихся всего класса. Практически на каждом уроке все обучающиеся класса выполняют самостоятельные практические задания, а учитель имеет прекрасную возможность обратной связи.

Важную роль в обучении грамотному письму я отвожу диктантам различных видов и творческим заданиям. Перед диктантами проводится предварительная работа: орфографическая, грамматическая, лексико-словарная, пунктуационная и др., даются задания на дом, связанные с осложненным списыванием, выполнением различных видов разбора. В классе я провожу различные виды диктантов: словарные, предупредительные, объяснительные, графические, выборочные, свободные, творческие. Подбирая дидактический материал к уроку, использую нарастание степени сложности заданий, а также степени самостоятельности учеников в ходе выполнения упражнений.

В настоящее время быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения современных систем и технологий, их применения в конкретной ситуации. Современные информационные коммуникативные технологии обладают уникальными возможностями для развития творческих способностей обучающихся. Большое внимание уделяю проблеме мотивации. Для этого использую различные методические приёмы, которые стимулируют развитие творческой активности. На уроках обеспечиваю поле деятельности для творческого самопроявления всех обучающимся. Выстраиваю урок как единое целое с чёткими установками, направленными на развитие мыслительной и творческой активности обучающихся.

Современный урок, в моем понимании, не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учеников, их интеллектуальной и эмоциональной активности, формировать личность и мировоззрение. Комплексное использование различных методов и приемов обучения, уроки разных типов позволяют избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу обучающихся, сотрудничество учителя и обучающихся на уроках, обеспечивают высокое качество знаний. Главной задачей для меня является то, чтобы постараться заинтересовать своим предметом всех обучающихся, которые приходят на урок. Чтобы достичь таких результатов, стараюсь сделать каждый урок интересным, познавательным, побуждающим к исследованию, открытию нового, желанию думать.

Использование системы дифференцированного обучения предполагает знания психологических особенностей каждого обучающегося. А хорошо знать своих учеников - значит дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы. Известно, что единые требования закладывают фундамент неуспеваемости. Учитывая учебные возможности каждого обучающегося, уровень работоспособности и обученности в каждом классе образованы разноуровневые группы. Данные группы подвижны. Каждый получает задание в объёме своих возможностей и справедливо заработанную оценку. Включаю сильных обучающихся в проектную деятельность, обучающимся с гуманитарным складом ума поручаю составлять рефераты, доклады и т.д. Стараюсь организовать самостоятельную деятельность обучающихся с учетом их степени подготовленности и индивидуальных физиологических особенностей, применяя многоуровневые задания с адаптацией. Объем и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. Применяя психологию дифференцированного обучения на всех этапах урока, особое внимание уделяю самостоятельной работе (индивидуальной, парами, группами, коллективной ), обеспечивая при этом максимальную занятость каждого. Создаю на уроке условия для самовыражения каждого обучающего. Придаю большое значение поощрению, используя в своей практике различные виды поощрений.

Существует немало трудностей, с которыми я сталкиваюсь в своей профессиональной деятельности. Это и недостаточный уровень владения некоторыми обучающимися общеучебными умениями и навыками, отсутствие мотивации к обучению, узкий кругозор, невнимательность, недостаточное развитие памяти. Над этим я и мои ученики работаем на каждом уроке. Из опыта работы учителя русского языка и литературы Шафигуллиной Н.Р.


© 2010-2022