Уроки для родителей

Родительское собрание «Уроки для родителей» можно использовать в 5-7 классах. Цель: 1.расширить знания родительского коллектива об общении. 2.познакомить со стилями общения. 3.раскрыть значение невербального общения. 4.стимулировать полноценное общение родителей и детей. В ходе собрания поднимается проблема - как добиться того, чтобы дети не чувствовали себя одинокими в семье; как вести себя с ребенком, у которого возникли проблемы? Родители посещают «уроки», на которых получают знания о том, что такое общение, какие стили общения существуют, какое значение в жизни ребенка играет невербальное общение. Кроме того получают знания о правилах эффективного общения. Для родителей проводится тест: «пытаетесь ли вы понять своего ребенка?»
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание - Уроки для родителей

Цель.

1.Расширить знания родительского коллектива об общении.

2.Познакомить со стилями общения.

3.Раскрыть значение невербального общения.

3.Стимулировать полноценное общение родителей и детей

Ход собрания

ХОД СОБРАНИЯ

Вступительное слово учителя: .

Здравствуйте уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех - это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что дети - это наше будущее, правильное их воспитание - это наше счастливое будущее, плохое воспитание - это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми, о тех проблемах, которые возникают.

На нашей встрече присутствуют журналисстка газеты «Школьник» Широкова Юлия и ваши дети.

Ребёнку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребёнка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена возможность установить более тесный контакт с ребёнком. Чтобы этого не произошло, мы дадим вам несколько уроков.

Проблема!!!!!!!!

Как же добиться того, чтобы дети не чувствовали себя одинокими в семье? Как вести себя с ребёнком, у которого возникли проблемы? На эти вопросы вы можете получить ответ, посетив «Уроки для родителей».

Урок первый.

Работа над понятием - общение.

Что же такое общение? Как вы думаете?

Общение - это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.

Мы знаем, что общение - это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности?

Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут. Это ли не парадокс!

Возможно, знания стилей общения многим из вас помогут в воспитании детей столь открытых в данном возрасте.

3. Знакомство со стилями общения

Психологи подразделяют несколько стилей общения.

Авторитарный стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный

Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

Индифферентный стиль

Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее - участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.

Авторитетный стиль

Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.

Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми в семье, какие чаще всего используются вами фразы, попробуем определить стиль общения.

Фразы родителей (работают родители)

Указание. Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин.

Поощрение. (В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично подобраны краски! Молодец!)

Психологическая поддержка. (Постарайся выполнить аккуратно домашнее задание.)

Угроза. (Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!)

Какой вывод мы с вами можем сделать?

Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и хвалу.

Помните!( Памятка на столах и на мультимедиа)

Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

Ребёнок живёт во вражде - он учится быть агрессивным.

Ребёнок живёт в упрёках - он учится жить с чувством вины.

Ребенок растет в терпимости - он учится понимать других.

Ребенка хвалят - он учится быть благородным.

Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.

Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.

Ребёнка высмеивают - он учится быть замкнутым.

Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире.

4. Невербальное общение

Сейчас мы с вами много говорили об общении все эти приёмы относятся к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но в общении огромную роль играет невербальное общение.

Невербальное общение - это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится тактильное общение, т. е. телесное прикосновение - это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Ведь такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Урок второй. Правила эффективного общения

- Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение означает, что и дети, и взрослые могут без страха выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять - значит показать, что вам понятны переживания ребёнка, даже если вы и не разделяете его убеждений.
С правилами эффективного общения родителей с детьми вас познакомят семиклассники - ваши дети. Внимание на экран!

Ученик 1. - Мама и папа! Слушая меня, дайте мне понять и почувствовать, что вы понимаете моё состояние и переживания, связанные с тем событием, о котором я вам рассказываю. Для этого выслушайте меня, а затем своими словами повторите то, что я вам рассказал, чтобы я убедился, что вы меня слышите и понимаете правильно.

Ученик 2. - Слушая меня, следите за моей мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда мы, дети, уверяем вас, что у нас всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, жестам, тону голоса.

Ученик 3. - Поддерживайте и подбадривайте меня без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по голове, посмотрите в глаза, возьмите за руку.

Ученик 4. - Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на мои вопросы. Ваш тон говорит больше, чем слова.

Ученик 5. - Поощряя меня, поддерживайте разговор, показывайте вашу заинтересованность в том, что я вам рассказываю. Например, спросите: «А что было дальше?». Ведь это совсем не трудно.

Дети задают вопросы в роли журналистки:

- Наказываете ли вы своих детей? За что и как?

Сценка 1

Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать.

Мама (рассматривает тетрадь, тыкает в нее пальцем, говорит визгливо-громко): Ты что, дурная совсем, не знаешь, как пишется это слово, у тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы писать!

Учитель: А как вы, уважаемые родители, поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам и пап. А пока ваши дети осваивают разные науки, учатся с желанием, давайте приложим все усилия, чтобы это желание у них не пропало!

Девочка задает вопросы в роли журналистка:

- Получали ли вы в детстве двойки?

- Как к этому относились ваши родители?

Сценка 2.

Папа вазу опрокинул,

Кто его накажет?

«Это к счастью, это к счастью!» -

Все семейство скажет.

Ну а если бы, к несчастью,

Это сделал я?!

«Ты разиня, ты растяпа» -

Скажут про меня.

Реклама.

Инсценируют мальчики.

Учителя хотят видеть нас такими… (руки сложили).

Мамы хотят видеть нас такими… (подметают).

Папы хотят видеть нас такими… (показывают мускулы).

Бабушки хотят видеть нас такими… (надувают щеки и гладят животы).

Девочки-одноклассницы хотят видеть нас такими… (опускаются на одно колено, одна рука на сердце, в другой цветок)

Мы такие, какие мы есть.

Игра с родителями.

Учитель: Кто умнее всех на свете?

Родители: Наши дети! Наши дети!

Учитель: Кто милей вам всех на свете?

Родители: Наши дети! Наши дети!

Учитель: Кто вам сердце любовью лечит?

Родители: Наши дети! Наши дети!

Учитель: Кто так жаждет с вами встречи?

Родители: Наши дети! Наши дети

Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте,
каких ответов больше всего - А, Б, В.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете
рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;
в) накажете.
Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А - это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б - это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В - тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Учитель: Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошел даром, чтобы он как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребенку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть».

Пожелания всем семьям.

1.Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит Все то от них, чему их учит. Там, где аббат не враг вина, Вся братия пьяным-пьяна. Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец. Коль видят нас и слышат дети, Мы за слова свои в ответе. И за дела: легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.

2.Я вам положу сейчас на стол девять заповедений общения с ребенком, надеюсь, они вам помогут в общении с вашим ребенком решить хоть немного проблем.

1.Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания, и потребности.

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

10. Обнимать не менее 4х, а лучше по 8 раз в день.

Спасибо за внимание. До новых встреч.

Каликина Дина Николаевна, МОУ «ГЭЛ», Саратов.

© 2010-2022