Классный час посвященный Амет-Хану Султану

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кочалиева Эльвира Шеветовна

МБОУ « Ильичёвская средняя общеобразовательная школа»

Класс: 7-Б

Классный час : «Хозяин неба Аметхан Султан»

Цели: патриотическое воспитание школьников;

Задачи:

Образоваетльные: расширять знания о герое Великой Отечественной Войны Амет-Хане Султане

Развивающие: развитие кругозора у обучающихся

Воспитательные: любовь к своей Родине, гордость за свой народ, пробуждать интерес к историческому прошлому своего народа.

Оборудование: ПК, проектор, муз.колонка, фото иллюстрирующие жизнь Аметхана.

План классного часа

1.Рассказ классного руководителя про жизнь Амет Хана

2.Чтение воспоминаний из жизни Амет-Хана Султана

3.Чтения стиха (написанные самим Амет-Ханом Султаном)

4.Просмотр видео ролика

5 Беседа с обучающимися

6.Подведение итогов (рефлексия) выставка рисунков учащихся



I

Жизнь Аметхана - это целая эпоха, в которой запечатлены героическая борьба и победа над фашизмом и выход нашей Родины от стартов на деревянных ястребках на передние рубежи реактивной техники. Аметхан - герой этой эпохи, её творец как борец передового края, сын своего народа.

Этот удивительный человек по матери был крымским татарином, а по отцу - лакец, горец из Дагестана. Он родился 25 октября 1920 года в Алупке, зелёные улочки которой сбегают к морю. Его детство прошло в солнечном Крыму. И хотя в его имени есть и "хан" и "султан", был Амет обыкновенным босоногим мальчишкой, дочерна загорелым на южном солнце и очень бедовым. Отчий дом Амет-Хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда "работы" не было, пытался ловить... орлов. Но жизнь брала своё: бурно развивалась промышленность, машины завоёвывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо. Был там комсомольским вожаком. Одновременно учиться летать в Симферопольском аэроклубе. В 1939 году по рекомендации Симферопольского железнодорожного депо его приняли в Качинскую военную авиационную школу, после окончания которой он год прослужил в Белоруссии в строевой части.

Амет-Хан Султан в Великой Отечественной Войне

Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационногоАмет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «Харрикейны».

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. За этот подвиг Амет-Хан был награждён именными часами и удостоен звания почётного гражданина города Ярославля.

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского ИАП, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Владимир Лавренков , Алексей Рязанов и будущие Герои Советского Союза И. Г. Борисов и Б. Н. Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.

Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхоф, сбив «Фокке-Вульф 190».

Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 - на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 26 июля 1945 года.

Послевоенная карьера

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан - слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось. Виной всему была его национальность[источник не указан 153 дня] (в анкетах он указывал, что он - татарин), так как в то время крымские татары были обвинены в пособничестве гитлеровцам и выселены из родных мест. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ[2].

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года - второй класс, а уже в сентябре 1952 года становится лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

Жил прославленный лётчик в городе Жуковский Московской области. 1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды

2 медали «Золотая Звезда»

3 ордена Ленина

4 ордена Красного Знамени

Орден Александра Невского

Орден Отечественной войны 1 степени

Орден Красной Звезды

орден «Знак Почёта»

медали

Память

Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане.

Так же в городе Жуковском, на улице, названной его именем, установлен памятник - лётчик, стоящий на крыле

Бронзовый бюст прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале.

Аэропорт Махачкалы имени Ахмед-хан Султана

На 34-м километре линии Остряково - Евпатория расположена платформа Амет-Хан Султан

II Воспоминания об Аметхане* * *

Обучающиеся зачитывают воспоминания из жизни Амет-Хана Султана

Ваде: Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках, его запоминающееся сказочное имя стало легендарным, синонимом непобедимого искусного истребителя и блестящего, неистощимого остроумца. Взыскательная солдатская память донесла до нас некоторые его каламбуры. "Пересаживаемся с ишака на жеребца", - шутил он при переучивании на новый самолёт.

Алим: "Полк без Амет-Хана, что свадьба без музыки", - говорили о нём соратники. Отличаясь своим особенным, то мягким и вкрадчивым, то резким и яростным лётным почерком, он и на земле умел сохранять свой неповторимый стиль во всём, даже во внешности и одежде. Невысокого роста, чуть сутулящийся, коренастый, подвижный, с чёрными, словно завитыми, кудряшками волос, он внимательно, редко мигая, смотрел на собеседника карими глазами. Очень любил шахматы. Если шахматистов не оказывалось, с удовольствием играл в шашки и домино. Даже тогда, в 1942 году, он носил модные по тому времени брюки-галифе с напуском на голенища вычищенных до блеска сапог, длинную гимнастёрку из довоенного коверкота и вечный, казалось, неснимаемый реглан... Настороженный и нервный перед вылетом, он волновался, ожидая ракету, менялся в лице, но в воздухе любые колебания исчезали, в небе он становился яростным и решительным, не знающим малейших сомнений бойцом.

Боевой листок, распространяемый по всему Сталинградскому фронту, рассказывал лётчикам - новичкам: "Почему Амет-Хан побеждает врага? В чём его сила? В стремительности его атаки. Шансы на победу в бою у того лётчика больше, кто первым заметит врага. Зоркий глаз Амет-Хана всегда первым находит врага. Будь первым, как Амет-Хан Султан, и тогда ты хозяин неба!"

III Один из учащихся зачитывает стих написанный Аметханом-Султаном

Арсен: Дважды герой Советского Союза, летчик-испытатель, человек-легенда Аметхан Султан очень любил свою Родину - Крым, свою прекрасную Алупку и посвящал ей свои стихи.

В редакцию QHA обратилась жительница с.Булганак (Кольчугино) Симферопольского района, учительница крымскотатарского языка Алиме Умерова, которая сохранила стихи и эксклюзивные фото А.Султана.
По ее словам, стихи и фото, которые публикуются ниже, легендарный летчик в 1969 году передал своему другу, Эскендеру Сулейманову, который был близким другом крымскотатарского летчика-аса.

Город, о, как ты мне дорог,
По тебе скучаю я, Алупка моя!
Горы твои, сады-дороги
Красивее всех садов и дорог.
Подобной красоты я
Нигде найти не мог.
Город, в котором родился я,
Красивая Алупка моя!
Люблю твои скалы,
О, Черное море мое.
Песню свою я, друзья,
Пою для вас.
В красивом парке Алупки
Место найдется и для вас.
О, Алупка моя любимая!
Я горжусь всегда тобою
И хочу, чтобы ты, Алупка,
Вечно гордилась мною!
Стихи записаны Аметханом Султаном в 1969 году.

Учитель предлагает обучающимся нарисовать ассоциации которые у них возникают с небом..

IV Просмотр видеофильма с обучающимися

youtube.com/watch?v=ng7-jXw4OKo

V Беседа с обучающимися

Как вы думаете что двигало Аметхана к победам?

Если бы вам выдался шанс задать один вопрос Аметхану о чем бы вы его спросили?

Что больше всего вас поразило из биографии Аметхана?

VI Рефлексия

Учитель раздаёт листы А4 и предлагает нарисовать все ассоциации которые у них возникают при упоминании Героя Аметхана Султана.

В разработке были использованы материалы со следующих сайтов:

ndkt.org/yu.-osmanov-ob-amethane-sultane.html

airaces.narod.ru/all1/amet_han.htm

peoples.ru/military/hero/sultan_amet_han/index1.html

qha.com.ua/ru/obschestvo/v-akmesdjite-prezentovali-knigu-ob-amethane-sultane/85298/

youtube.com/watch?v=ng7-jXw4OKo

qha.com.ua›…obschestvo/legendarnii-amethan…stihi


© 2010-2022