Колесо истории

Внеклассное мероприятие «Колесо истории Цель: • знакомство с материальной и духовной культурой и бытом  русского народа, через интерактивные формы обучения.Задачи: обучающие: • познакомить с предметами быта и орудиями труда русского народа на примерах литературных произведений; • дать возможность  соприкоснуться на практике с предметами народного быта школьной музейной коллекции( веретено, рубель, утюг,самовар , коромысло, прялка) развивающие: • развивать интерес к народному творчеству и традициям русского народа; ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие «Колесо истории»

Цель:
• знакомство с материальной и духовной культурой и бытом русского народа, через интерактивные формы обучения.

Задачи:
обучающие:
• познакомить с предметами быта и орудиями труда русского народа на примерах литературных произведений;
• дать возможность соприкоснуться на практике с предметами народного быта школьной музейной коллекции( веретено, рубель, утюг,самовар , коромысло, прялка)
развивающие:
• развивать интерес к народному творчеству и традициям русского народа;
• развивать творческие способности детей;

воспитывающие:

  • воспитывать уважительное отношение к народным промыслам, умение работать в коллективе, в группе;

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость

  • осуществлять духовно - нравственное воспитание и гражданско-патриотические чувства.

Этапы проведения мероприятия:
1. Вступительное слово. Постановка задачи. Вручение маршрутных листов. Заполнение кроссворда.

2.Инсценировка фрагментов литературных произведений.

3.Прохождение маршрута по станциям.

4.Игра «Веретено»

5.Рефлексия. (загадки, кроссворд).

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

Дети входят в кабинет и рассаживаются по группам.

1 Ведущий:

- Здравствуйте, гости дорогие!

Красны девицы и добры молодцы!

А пригласили мы вас вспомнить старину глубокую,

Старину русскую и родную.

Как жили отцы, деды и прадеды наши.

Хлеб растили и ремёслами занимались.

Хранили и чтили русские традиции и обряды.

И собрались мы с вами вспомнить их нелёгкий труд,

И проявить уважение к их смекалке народной

Да трудолюбию бесконечному.

Так давайте же вспомним эти ремёсла древние

Нам в наследство завещанные.

А помогут нам в этом сказки русские да народные.

2 Инсценировка сказок

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

- Из какой сказки эти строки?

- Кто является автором?

- Какие предметы в руках у девиц?

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки -

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

- Из какой сказки этот отрывок?

- Кто является автором этих строк?

- Какой предмет домашнего обихода встречается в данной сказке?

Каша из топора

тарый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.Колесо истории

- Заходи, служивый.

- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.

- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.

Хозяйка руками всплеснула:

- Как так из топора кашу сварить?

- А вот как, дай-ка котёл.

Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

- Ну, как? - спрашивает старуха.

- Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.

- Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат посолил, снова попробовал.

- Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.

- Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.

- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла - было б и вовсе объеденье.

Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.

- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!

- Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха.

Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:

- Служивый! Когда ж топор будем есть?

- Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!

Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.

Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

Ведущий:

- Какие предметы народного быта вы узнали в сказке?

- А вы бы хотели познакомиться с этими орудиями труда, которыми пользовались наши деды и прадеды?

А поможет вам в этом путеводный лист.

3. Ребята расходятся по станциям группами в сопровождении тьютеров.

1 станция «Каково волокно, таково и полотно». На станции находится мастерица, которая учит ребят обращаться с веретеном. Показывает, как работала прялка. Ребята пробуют прясть с помощью веретена и прялки.

2 станция «Делу время - потехе час». На столе стоит самовар, мастер рассказывает о нём и объясняет его устройство. Здесь же стоят вёдра и коромысло. Ребята должны пройти с коромыслом, не расплескав воду.

3 станция «Деревянное кружево». На станции находится наличник, который необходимо украсить, используя рисунки 18 - 19 века. Мастер и ребята выбирают необходимый орнамент и украшают наличник, который в дальнейшем останется в школьном музее.

4 станция «Сокровища бабушкиного сундука». Мастерица рассказывает, что находилось в сундуке и показывает как гладили в далёкие времена, пользуясь рубелью и старинным утюгом.

5 станция «Дорога ложка к обеду». На этой станции ребятам предлагают расписать ложку, используя хохломскую роспись, под руководством мастера.

Все учащиеся посещают пять станций и знакомятся с предметами русского ремесла и рукоделия.

4. Игра «Веретено».

5. Ребята возвращаются в кабинет и разгадывают кроссворд, рассаживаются по группам и разгадывают загадки.

1.Ведущий:

Гибкий лес на плечи залез (коромысло)

2 Ведущий:

Идёт пароход - то взад, то вперёд.

А за ним такая гладь - ни морщинки не видать (утюг)

1.Ведущий:

По полу бегает да воет(веретено)

2 Ведущий:

Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется (топор)

1.Ведущий:

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар)

2 Ведущий:

Много соседей рядом век живут, а не видятся (окна)

Ребята каждой группы должны составить по одной загадке с использованием предметов народного быта. Группы обмениваются загадками.

6. Ведущий:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Вспомнили мы сегодня сказки русские да ремёсла народные.

Потрудились вы и потешились, и узнали, как жили деды - прадеды.

Жить вам и поживать, и добра наживать.




© 2010-2022