- Преподавателю
- Классному руководителю
- Колесо истории
Колесо истории
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Косырева О.Н. |
Дата | 24.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Внеклассное мероприятие «Колесо истории»
Цель:
• знакомство с материальной и духовной культурой и бытом русского народа, через интерактивные формы обучения.
Задачи:
обучающие:
• познакомить с предметами быта и орудиями труда русского народа на примерах литературных произведений;
• дать возможность соприкоснуться на практике с предметами народного быта школьной музейной коллекции( веретено, рубель, утюг,самовар , коромысло, прялка)
развивающие:
• развивать интерес к народному творчеству и традициям русского народа;
• развивать творческие способности детей;
воспитывающие:
-
воспитывать уважительное отношение к народным промыслам, умение работать в коллективе, в группе;
-
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость
-
осуществлять духовно - нравственное воспитание и гражданско-патриотические чувства.
Этапы проведения мероприятия:
1. Вступительное слово. Постановка задачи. Вручение маршрутных листов. Заполнение кроссворда.
2.Инсценировка фрагментов литературных произведений.
3.Прохождение маршрута по станциям.
4.Игра «Веретено»
5.Рефлексия. (загадки, кроссворд).
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
Дети входят в кабинет и рассаживаются по группам.
1 Ведущий:
- Здравствуйте, гости дорогие!
Красны девицы и добры молодцы!
А пригласили мы вас вспомнить старину глубокую,
Старину русскую и родную.
Как жили отцы, деды и прадеды наши.
Хлеб растили и ремёслами занимались.
Хранили и чтили русские традиции и обряды.
И собрались мы с вами вспомнить их нелёгкий труд,
И проявить уважение к их смекалке народной
Да трудолюбию бесконечному.
Так давайте же вспомним эти ремёсла древние
Нам в наследство завещанные.
А помогут нам в этом сказки русские да народные.
2 Инсценировка сказок
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
- Из какой сказки эти строки?
- Кто является автором?
- Какие предметы в руках у девиц?
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
- Из какой сказки этот отрывок?
- Кто является автором этих строк?
- Какой предмет домашнего обихода встречается в данной сказке?
Каша из топора
тарый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
- Заходи, служивый.
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
- Как так из топора кашу сварить?
- А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
- Ну, как? - спрашивает старуха.
- Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.
- Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
- Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
- Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла - было б и вовсе объеденье.
Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.
- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
- Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
- Служивый! Когда ж топор будем есть?
- Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Ведущий:
- Какие предметы народного быта вы узнали в сказке?
- А вы бы хотели познакомиться с этими орудиями труда, которыми пользовались наши деды и прадеды?
А поможет вам в этом путеводный лист.
3. Ребята расходятся по станциям группами в сопровождении тьютеров.
1 станция «Каково волокно, таково и полотно». На станции находится мастерица, которая учит ребят обращаться с веретеном. Показывает, как работала прялка. Ребята пробуют прясть с помощью веретена и прялки.
2 станция «Делу время - потехе час». На столе стоит самовар, мастер рассказывает о нём и объясняет его устройство. Здесь же стоят вёдра и коромысло. Ребята должны пройти с коромыслом, не расплескав воду.
3 станция «Деревянное кружево». На станции находится наличник, который необходимо украсить, используя рисунки 18 - 19 века. Мастер и ребята выбирают необходимый орнамент и украшают наличник, который в дальнейшем останется в школьном музее.
4 станция «Сокровища бабушкиного сундука». Мастерица рассказывает, что находилось в сундуке и показывает как гладили в далёкие времена, пользуясь рубелью и старинным утюгом.
5 станция «Дорога ложка к обеду». На этой станции ребятам предлагают расписать ложку, используя хохломскую роспись, под руководством мастера.
Все учащиеся посещают пять станций и знакомятся с предметами русского ремесла и рукоделия.
4. Игра «Веретено».
5. Ребята возвращаются в кабинет и разгадывают кроссворд, рассаживаются по группам и разгадывают загадки.
1.Ведущий:
Гибкий лес на плечи залез (коромысло)
2 Ведущий:
Идёт пароход - то взад, то вперёд.
А за ним такая гладь - ни морщинки не видать (утюг)
1.Ведущий:
По полу бегает да воет(веретено)
2 Ведущий:
Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется (топор)
1.Ведущий:
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар)
2 Ведущий:
Много соседей рядом век живут, а не видятся (окна)
Ребята каждой группы должны составить по одной загадке с использованием предметов народного быта. Группы обмениваются загадками.
6. Ведущий:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Вспомнили мы сегодня сказки русские да ремёсла народные.
Потрудились вы и потешились, и узнали, как жили деды - прадеды.
Жить вам и поживать, и добра наживать.