- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сценарий родительского собрания Союз семьи и школы
Сценарий родительского собрания Союз семьи и школы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова К.А. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Родительское собрание в 6Б классе
«Союз семьи и школы»
(20.09.13.)
Цели:
-
Информировать родителей о концептуальном замысле организации воспитательного процесса в школе и классе;
-
Определить совместно с родителями основные правила (принципы) построения взаимодействия с шестиклассниками.
Участники: классный руководитель, родители учащихся 6-го класса.
Подготовка:
-
бланки теста «Достаточно ли вы контактны с детьми?» для определения степени контактности родителей в общении с детьми;
-
схема автобиографии детей;
-
распечатки с материалом о принципах общения родителей с детьми (для родителей).
Ход собрания.
1. Вступительное слово
У. Теккерей сказал: «Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - пожнете судьбу.» Очень часто ребенок бывает не таким, каким мы хотим его видеть: у него не те привычки, не тот характер и не та судьба, какую мы представляли для своего ребенка. В чем причина? Кто «сеет» в него/нее? Кто виноват в этом: школа, семья, друзья или, может быть, сам ребенок? Это длинная цепь взаимодействий ребенка с окружающим его миром, и каждое звено играет немаловажную роль в формировании его характера. Семья и школа занимают ведущее место в воспитании школьника. Итак, тема нашего разговора: «Союз семьи и школы».
С начала учебного года я многое узнала о ваших детях, увидела их на уроках, переменах и внеклассных мероприятиях. Это хорошие дети. Страшно представить, что из этих милых , симпатичных человечков могут вырасти плохие люди. Мы так устроены, что всегда верим в лучшее. А чтобы эта вера не была беспочвенной, необходимо видеть конечную цель воспитания. Это возможно только при определении целей, задач, при наличии сформированной модели выпускника, осознании необходимости единства усилий семьи и школы в воспитании и развитии учащихся. В педагогике это определяется выражением «построение воспитательной системы класса/школы». Без учета мнения и помощи родителей, без участия самих детей учитель этого сделать не может.
Цели сегодняшнего собрания:
1) информировать вас об организации воспитательного процесса в школе и классе;
2) определить совместно с вами основные правила (принципы) построения взаимодействия со школьниками и обсудить их.
В первую очередь давайте поговорим о влиянии семьи на ребенка.
2. Экспресс-диагностика «Достаточно ли вы контактны с детьми?»
Для того, чтобы воспитывать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребенка, уметь пользоваться различными педагогическими приемами, но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания с ними. Проведем экспресс-диагностику «Достаточно ли вы вы контактны с детьми?» (тестирование родителей и определение уровня их контактности в общении с детьми [2;24-25]). Давайте посмотрим результаты теста (обработка теста: 20 баллов - ваши отношения с детьми можно назвать благополучными; от 10 до 20 баллов - удовлетворительными, но недостаточно многосторонними. Подумайте, в чем они должны быть углубленны и дополнены; менее 10 баллов - ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить). Пожалуйста, сдайте тесты, не подписывая их.
3. Знакомство родителей с автобиографиями их детей
На последнем классном часе дети «рисовали» свои автобиографии. Можете ли вы предположить, каково сокровенное желание вашего ребенка (раздаются автобиографии и родители сверяют свои предположения с ответами своих детей).
4. Определение принципов общения родителей с детьми и их обсуждение
Для того, чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов (по-Дереклеевой), которые можно записать в виде рецепта [1;24-31]. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое:
Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Давайте мы подробнее поговорим об этих принципах (принятие, признание - Юртова Марина Юрьевна, любовь - Гнутова Анна Александровна, доступность - Кахаева Рухшона Шерхоновна, ответственность - Куницына Елена Николаевна, авторитет - Григорьева Людмила Владимировна) и обсудим их (родители выступают с краткими докладами по этим принципам, каждый из которых обсуждается совместно с остальными родителями).
Практическое задание:
С помощью фрагментов разрезанных открыток присутствующие на собрании родители распределяются на три группы.
Классный руководитель предлагает каждой группе придумать или вспомнить реальную конфликтную ситуацию, связанную с воспитанием детей. Затем группы должны обменяться ситуациями и выдвинуть предложения по их решению. В случае затруднений группам можно предложить уже готовые ситуации:
-
В доме собрались ребята, друзья вашего ребенка. Как можно их организовать, чем занять?
-
Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступите?
-
Ваш ребенок сообщает вам, что за его неуспеваемость по некоторым предметам вас вызывают в школу. Что вы скажете вашему ребенку?
-
Вам постоянно звонят по телефону или вызывают в школу учителя-предметники /классный руководитель, сообщая, что Ваш сын или Ваша дочь ведет себя отвратительно. Что Вы предпримете?
Бесспорно, что положительных результатов в воспитании ребенка можно добиться лишь при взаимодействии семьи и школы, поэтому данные принципы взаимодействия взрослых и детей должны также действовать в школе между учителями-предметниками и учащимися и в классе между классным руководителем и учащимися. Сейчас мне хотелось бы кратко познакомить вас с воспитательной работой в классе, которая была построена, я надеюсь, на упомянутых выше принципах.
5. Представление классным руководителем воспитательной системы класса и модели выпускника школы
Истинные причины недостатков человека и его неудач сосредоточены не в тех обстоятельствах, которые его окружают, (хотя они дают предпосылки для этого), а в нем самом. И главная задача преодоления недостатков - перестройка себя, собственное самосовершенствование. Именно эта идея берется за основу воспитательной системы школы и класса (напомнить родителям цель школы на 2013-2014 уч.гг.: Создание условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях). Модель выпускника (см. воспитательную систему школы!) Задача учителей, родителей - помочь ребенку осознать себя, поверить в самого себя и свои возможности и способности. Согласно этому разрабатывается план воспитательной работы школы и отдельного класса (познакомить родителей с планом воспитательной работы с классом на 2013-2014 уч.гг.: основные направления работы, классные и общешкольные мероприятия). Основные принципы взаимодействия в классе:
1. Взаимное уважение и доверие.
2. Разумная система взысканий и положительное стимулирование - путь к успеху.
3. Не следовать правилу: плохая оценка - плохой ученик. Верить в творческие силы ребенка.
4. «Дети должны делать то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог» (Ж.-Ж. Руссо).
6. Заключение
Итак, вы, родители, и мы, учителя, являемся педагогами жизни для наших детей. И наша с вами задача - действовать сообща и быть последовательными в достижении поставленной перед нами цели в воспитании детей. Благодаря нашим совместным усилиям мы сможем увидеть конечную цель - духовно развитую, творческую, нравственно и физически здоровую личность с счастливой судьбой!
Использованная литература:
-
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5-11 классы. Новые собрания. М.: «ВАКО», 2005., 256 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
-
Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2/ Под ред. Н.А.Алексеевой. - М.: ТЦ Сфера, 2005., 144 с.
-
Образование родителей и школа: Учеб.-метод. Пособие/ Под ред. Л.Г. Петряевской. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 120 с. - (Воспитание и доп. Образование детей).
Тест «Достаточно ли Вы контактны с детьми?»
Оценивание в баллах:
Ответ «да» - 2 балла
Ответ «отчасти, иногда» - 1 балл
Ответ «нет, никогда» - 0 баллов.
-
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
-
Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?
-
Интересуются ли они вашей работой?
-
Знаете ли вы друзей ваших детей?
-
Бывают ли они у вас дома?
-
Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
-
Проверяете ли вы, как они делают уроки?
-
Есть ли у вас общие с ними увлечения и занятия?
-
Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
-
Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?
-
Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
-
Бываете ли вы вместе в театре, на выставках, на концертах?
-
Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?
-
Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
-
Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми?
Тест «Достаточно ли Вы контактны с детьми?»
Оценивание в баллах:
Ответ «да» - 2 балла
Ответ «отчасти, иногда» - 1 балл
Ответ «нет, никогда» - 0 баллов.
-
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
-
Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?
-
Интересуются ли они вашей работой?
-
Знаете ли вы друзей ваших детей?
-
Бывают ли они у вас дома?
-
Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
-
Проверяете ли вы, как они делают уроки?
-
Есть ли у вас общие с ними увлечения и занятия?
-
Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
-
Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?
-
Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
-
Бываете ли вы вместе в театре, на выставках, на концертах?
-
Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?
-
Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
-
Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми?
Автобиография
-
Моя фамилия _______________________
-
Мое имя ________________
-
Мне _______ лет.
-
Мой любимый цвет _______________.
-
Расположи на солнышке и его лучиках свою семью:
-
Если бы у тебя остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он был бы ______________ цвета, а последнее желание загадал(а) бы, чтобы _______________________________________________________________________
-
Мои любимые слова: 1. ________________________
2. ________________________
3. ________________________
-
Мое любимое место дома ___________________________________
-
Мне не нравятся такие слова: 1. _________________ 3. _________________
2. _________________ 4. _________________
Автобиография
-
Моя фамилия _______________________
-
Мое имя ________________
-
Мне _______ лет.
-
Мой любимый цвет _______________.
-
Расположи на солнышке и его лучиках свою семью:
-
Если бы у тебя остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он был бы ______________ цвета, а последнее желание загадал(а) бы, чтобы _______________________________________________________________________
-
Мои любимые слова: 1. ________________________
2. ________________________
3. ________________________
-
Мое любимое место дома ___________________________________
-
Мне не нравятся такие слова: 1. __________________ 3. _______________
2. __________________ 4. _______________
-
В доме собрались ребята, друзья вашего ребенка. Как можно их организовать, чем занять?
-
Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступите?
-
Ваш ребенок сообщает вам, что за его неуспеваемость по некоторым предметам вас вызывают в школу. Что вы скажете вашему ребенку?
-
Вам постоянно звонят по телефону или вызывают в школу учителя-предметники /классный руководитель, сообщая, что Ваш сын или Ваша дочь ведет себя отвратительно. Что Вы предпримете?
Тест «Достаточно ли Вы контактны с детьми?»
Оценивание в баллах:
Ответ «да» - 2 балла
Ответ «отчасти, иногда» - 1 балл
Ответ «нет, никогда» - 0 баллов.
-
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
-
Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?
-
Интересуются ли они вашей работой?
-
Знаете ли вы друзей ваших детей?
-
Бывают ли они у вас дома?
-
Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
-
Проверяете ли вы, как они делают уроки?
-
Есть ли у вас общие с ними увлечения и занятия?
-
Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
-
Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?
-
Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
-
Бываете ли вы вместе в театре, на выставках, на концертах?
-
Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?
-
Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
-
Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми?
7