Цели воспитания для различных возрастных групп

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели воспитания

для различных возрастных групп на основе ключевых социокультурных компетенций учащихся


«Минимальный социальный стандарт Российской Федерации» предполагает, что учреждение общего образования должно гарантировать использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

  • гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

  • представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;

  • трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

  • экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

  • эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

В соответствии с вышеуказанным нормативным документом можно выделить ключевые социокультурные компетенции учащихся, характеризующие отношения человека с миром:

  • Познавательная компетенция (ценностное отношение к знаниям).

  • Общественная компетенция (ценностное отношение к обществу).

  • Трудовая компетенция (ценностное отношение к труду).

  • Экологическая компетенция (ценностное отношение к природе).

  • Эстетическая компетенция (ценностное отношение к прекрасному).

  • Личностная компетенция (ценностное отношение к себе).

Основные требования к целям воспитания, предложенные Н.П.Капустиным:

  1. Наличие основания, на котором строится вся система воспитания. За основу воспитания необходимо взять систему ценностных отношений человека с миром, т.е. все его реальные связи с окружающей средой, в которой он живет и выстраивает свои отношения.

  2. Объективность. Цели должны отражать исторические закономерности, учитывать научно-технические достижения человека. Другими словами, цели не могут быть конъектурными, в угоду каких-то идей, не проверенных опытом.

  3. Системность, т.е. выход целей на все группы отношений человека с миром.

  4. Дифференциация целей по возрастам учащихся, т.е. усложнение целей по мере взросления ребенка.

  5. Реализуемость в образовательном процессе, т.е. достигаются во всех формах образовательного процесса на уроках и во внеурочное время за счет содержания, форм, методов, условий и средств работы с детьми.

  6. Измеряемость - наличие таких методик, с помощью которых фиксируются результаты воспитательного процесса и их соответствие целям воспитания

Цели воспитания для различных возрастных групп на основе ключевых социокультурных компетенций учащихся

Социокультурные

компетенции учащихся

Цели воспитания

в 1-4-х

классах

в 5-7-х

классах

в 8-9-х

классах

в 10-11

классах

Познавательная

Развитие любознательности

Развитие познавательного интереса

Развитие познавательной активности

Формирование познавательной потребности

Общественная

Развитие уважения к школе и семье

Развитие уважения к людям

Развитие уважения к обществу и власти

Формирование гражданской позиции

Трудовая

Развитие трудолюбия

Развитие интереса к труду

Развитие потребности в труде

Формирование готовности к профессиональному самоопределению

Экологическая

Развитие бережного отношения к природе

Развитие экологической

грамотности

Развитие экологической культуры

Формирование экологической потребности

Эстетическая

Развитие чувства прекрасного

Развитие эстетического вкуса

Развитие эстетической культуры

Формирование эстетического отношения к деятельности

Личностная

Развитие отношения «Я -человек»

Развитие отношения «Я - личность»

Развитие самоуважения и взаимоуважения

Формирование готовности к личностному и мировоззренческому самоопределению

© 2010-2022