- Преподавателю
- Классному руководителю
- Цели воспитания для различных возрастных групп
Цели воспитания для различных возрастных групп
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова Е.С. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Цели воспитания
для различных возрастных групп на основе ключевых социокультурных компетенций учащихся
«Минимальный социальный стандарт Российской Федерации» предполагает, что учреждение общего образования должно гарантировать использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
-
гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
-
представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
-
трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
-
экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
-
эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
-
организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.
В соответствии с вышеуказанным нормативным документом можно выделить ключевые социокультурные компетенции учащихся, характеризующие отношения человека с миром:
-
Познавательная компетенция (ценностное отношение к знаниям).
-
Общественная компетенция (ценностное отношение к обществу).
-
Трудовая компетенция (ценностное отношение к труду).
-
Экологическая компетенция (ценностное отношение к природе).
-
Эстетическая компетенция (ценностное отношение к прекрасному).
-
Личностная компетенция (ценностное отношение к себе).
Основные требования к целям воспитания, предложенные Н.П.Капустиным:
-
Наличие основания, на котором строится вся система воспитания. За основу воспитания необходимо взять систему ценностных отношений человека с миром, т.е. все его реальные связи с окружающей средой, в которой он живет и выстраивает свои отношения.
-
Объективность. Цели должны отражать исторические закономерности, учитывать научно-технические достижения человека. Другими словами, цели не могут быть конъектурными, в угоду каких-то идей, не проверенных опытом.
-
Системность, т.е. выход целей на все группы отношений человека с миром.
-
Дифференциация целей по возрастам учащихся, т.е. усложнение целей по мере взросления ребенка.
-
Реализуемость в образовательном процессе, т.е. достигаются во всех формах образовательного процесса на уроках и во внеурочное время за счет содержания, форм, методов, условий и средств работы с детьми.
-
Измеряемость - наличие таких методик, с помощью которых фиксируются результаты воспитательного процесса и их соответствие целям воспитания
Цели воспитания для различных возрастных групп на основе ключевых социокультурных компетенций учащихся
Социокультурные
компетенции учащихся
Цели воспитания
в 1-4-х
классах
в 5-7-х
классах
в 8-9-х
классах
в 10-11
классах
Познавательная
Развитие любознательности
Развитие познавательного интереса
Развитие познавательной активности
Формирование познавательной потребности
Общественная
Развитие уважения к школе и семье
Развитие уважения к людям
Развитие уважения к обществу и власти
Формирование гражданской позиции
Трудовая
Развитие трудолюбия
Развитие интереса к труду
Развитие потребности в труде
Формирование готовности к профессиональному самоопределению
Экологическая
Развитие бережного отношения к природе
Развитие экологической
грамотности
Развитие экологической культуры
Формирование экологической потребности
Эстетическая
Развитие чувства прекрасного
Развитие эстетического вкуса
Развитие эстетической культуры
Формирование эстетического отношения к деятельности
Личностная
Развитие отношения «Я -человек»
Развитие отношения «Я - личность»
Развитие самоуважения и взаимоуважения
Формирование готовности к личностному и мировоззренческому самоопределению