АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Описание эксперементов за курс основной школы, основная цель работы зучить явление равновесия газов и дать объяснение каждому опыту, состоит из 4-х опытов и задач по теме. ОПЫТ 1.  Материалы: стакан, вода, груз (маленькая гайка), лист бумаги.  Процесс.  Стакан налить до половины водой;  положить в него груз;  закрыть листом бумаги и, придерживая его, перевернуть стакан вверх дном;           убрать руку от листа и держать стакан  только за дно.  Несмотря на то, что изнутри на бумагу давят воздух, вода и груз, она не отрывается. Почему? ОПЫТ 2.   Материалы: чайный стакан, плотная промокательная бумага, кусок оконного стекла, вода.   Процесс.   Чайный стакан наполнить до половины водой;   закрыть куском плотной промокательной бумаги;   сверху еще куском оконного стекла;   придерживая стекло рукой, перевернуть стакан вверх дном;   затем возвратить в прежнее положение;   удерживая стекло рукой, убедиться, что стакан плотно прилип к нему и не падает.    Почему?    
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ


РАВНОВЕСИЕ ГАЗОВ

Цель эксперимента: изучить явление равновесия газов и дать объяснение каждому опыту.

ОПЫТ 1.

Материалы: стакан, вода, груз (маленькая гайка), лист бумаги.

Процесс.

Стакан налить до половины водой;

положить в него груз;

закрыть листом бумаги и, придерживая его, перевернуть стакан вверх дном;

убрать руку от листа и держать стакан только за дно.

Несмотря на то, что изнутри на бумагу давят воздух, вода и груз, она не отрывается. Почему?

(Ответ. Под тяжестью воды и груза бумага слегка прогибается, объем воздуха увеличивается, и его давление становится меньше атмосферного и поэтому внешнее атмосферное давление может уравновесить давление содержимого стакана.)

ОПЫТ 2.

Материалы: чайный стакан, плотная промокательная бумага, кусок оконного стекла, вода.

Процесс.

Чайный стакан наполнить до половины водой;

закрыть куском плотной промокательной бумаги;

сверху еще куском оконного стекла;

придерживая стекло рукой, перевернуть стакан вверх дном;

затем возвратить в прежнее положение;

удерживая стекло рукой, убедиться, что стакан плотно прилип к нему и не падает.

Почему?

(Ответ. Промокательная бумага впитывает часть воды, вследствие этого давление внутри стакана будет меньше атмосферного и поэтому внешнее атмосферное давление прижимает кусок стекла к краям стакана.)

ОПЫТ 3.

Материалы: резиновая подушка (спасательный круг), квадратная фанера, трубка.

Процесс.

На резиновую подушку (спасательный круг) положите фанеру;

пусть один из участников опыта сядет на нее.

Можно ли, вдувая ртом воздух в подводящую трубку, поднять человека, сидящего на фанере? Ответ проверить опытом.

(Ответ. Да. Человек с помощью легких может создать избыточное давление в 150-200 мм рт. ст. Используя это давление, можно получить силу давления, равную весу человека.)

ОПЫТ 4.

Материалы: бутылка с широким горлышком (из-под молока), кусочек бумаги, спички, круто сваренное и очищенное яйцо.

Процесс.

В бутылку опустить зажженную бумажку;

быстро закрыть горлышко яйцом.

Яйцо постепенно втягивается и проваливается в бутылку. Почему?

(Ответ. Пламя нагревает воздух в бутылке, и часть его выходит наружу. Когда бутылку закрывают яйцом, воздух в ней охлаждается, давление его падает и внешнее атмосферное давление загоняет яйцо в бутылку.)












ЗАДАЧА. Тело неправильной формы подвешено на динамометре (рис. А). После того, как тело полностью опустили в воду, показания динамометра изменились (рис. Б). Определите плотность материала тела.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

РЕКОНСТРУКЦИЯ УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗАДАЧИ.

1 этап.

Установление отношения к объекту как некоторой целостности, определение сути представленного.

Рассмотрев все рисунки, приходим к выводу, сто здесь изображены приборы для определения плотности материала.

2 этап.

Рассечение целостности на элементы.

Приступая к решению задачи, поэтапно изучаем все рисунки, которые ее иллюстрируют:

На рис. а изображен динамометр с подвешенным к нему телом неправильной формы.

Разберемся, что это за прибор.

Динамометр - прибор для измерения силы.

Он состоит из пружины с двумя крючками, укрепленной на дощечке. К нижнему концу пружины прикреплен указатель, на дощечке нанесена шкала.

Цена деления динамометра - 0,2 Н.

Цена деления динамометра - это деление соответствующее 0,2 Н (расстояние между двумя ближайшими штрихами).

Для того чтобы определить цену деления, необходимо: 1) найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины; 2) вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.

На рис. б изображен динамометр с подвешенным к нему телом неправильной формы после того, как его полностью опустили в воду.

3 этап.

Поиск связей между элементами, как видимых, так и сущностных.

Рисунки а и б связаны:

На рис. а динамометр показывает силу тяжести, действующую на тело, на рис. б разность силы тяжести и силы Архимеда.

4 этап.

Определение функции особого элемента, т.е. установление механизма внесения изменений в процесс.

Устанавливаем механизм изменений:

На рис. а на тело действует сила тяжести и сила упругости (равны по модулю и противоположно направлены).

На рис. б помимо сил тяжести и упругости на тело действует сила Архимеда. Следовательно, вес тела в воде уменьшился на силу равную разности силы тяжести и силы Архимеда.

5 этап.

Выявление связей между элементами.

На рис. а показания динамометра F1= 1,6Н. Это показания силы тяжести.

Fт=F1=mg=pтVтg. (1)

На рис. б показания динамометра F2= 1,4Н. Это показания равнодействующей силы, учитывающей действие силы тяжести и силы Архимеда на тело (разность этих сил).

Формула силы Архимеда: FА=pжgVт.

Получим формулу для F2: F2=F1-FA=pтVтg - pжVтg. (2)

Зная формулы (1) и (2) можно определить плотность материала тела.

6 этап.

Восстановление целостности объекта на качественно другом уровне.

Плотность материала можно определить, исключив неизвестный объем тела и ускорение свободного падения из (1) и (2):

F1\pт = F2\(pт-pж); F1(pт-pж) = F2pт; F1рт - F1рж = F2рт; F1pт - F2рт = F1рж;

рт(F1-F2) = F1рж;

(плотность воды определим по таблице плотностей веществ)

рт = (F1рж)\(F1-F2) = (1,6Н.1000кг\м куб.) \ (1.6-1,4)Н = 8000кг\м куб.

Ответ: плотность материала тела рт = 8000 кг\ м куб.






ЗАДАЧА. Брусок массой 1 кг прикрепили к пружине динамометра. Динамометр перемещают с постоянной скоростью вверх вдоль наклонной плоскости. Вычислите коэффициент полезного действия наклонной плоскости.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

РЕКОНСТРУКЦИЯ УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗАДАЧИ

Логика конкретных действий

Результат действия при решении задачи

1. Записать название объекта и сформулировать сущностное определение

1. На фотографии представлены приборы для определения коэффициента полезного действия наклонной плоскости.

2. Выделить элементы из целостности и определить соответствие названия элемента и его изображения. Например, если изображена шкала прибора, то первоначально следует определить цену деления.

На фото представлены следующие элементы:

- наклонная плоскость,

- брусок, массой 1 кг,

- динамометр,

- транспортир.

Динамометр - прибор для измерения силы. Цена деления - 0,1 Н.

Транспортир - прибор для измерении угла. Цена деления - 1 градус.

3 Создание модели происходящего.

3. Кроме схемы проведения эксперимента на фото представлены показания динамометра и транспортира. Понятно, что показания динамометра связаны с движением бруска по наклонной плоскости.

4. Определение функции особого элемента, т.е. установление механизма внесении изменений в процесс.

4. Устанавливая механизм внесения изменений, приходим к пониманию, что если мы будем менять скорость перемещения динамометра с бруском по наклонной плоскости, то будут меняться показания динамометра.

5. Осознание механизма осуществления изменений.

5. Необходимо перемещать динамометр и брусок с постоянной скоростью для определения показаний динамометра.

6. Проявление механизма изменений в форме связи невидимого и видимого.

Определяем показания приборов. На брусок действуют силы тяжести, упругости пружины динамометра, реакция опоры и сила трения. Пояснительный рисунок:

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Дано: Fупр= 9,3Н, α = 30 градусов, m = 1 кг, η - ?

Решение:

Брусок движется с постоянной скоростью, равнодействующая сил действующих на него согласно 2 закону Ньютона равна нулю, т.е.

Fупр + Fтр + mg + N = 0.

Перейдем к проекции на ось х: Fупр - Fтр - mg sinα;

Fтр = Fупр - mg sinα = 9,3Н - 1кг 10Н\кг 0,5 = 4,3Н.

Полезной работой при подъеме бруска на высоту h по наклонной плоскости будет работа по увеличению его потенциальной энергии: Аполезн = mgh.

Работа совершенная учитывает еще и работу против силы трения, следовательно:

Асов = mgh + Fтр S, S = h\sinα - путь бруска по наклонной плоскости до высоты h.

Коэффициент полезного действия наклонной плоскости:

η = (Аполезн\Асов) 100% = ( mgh\ (mgh + FтрS)) 100% = (1 кг 10Н\кг \ (1 кг 10Н\кг + 4,3\0,5)) 100% = 54 %.

Ответ: η = 54 %.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА






















© 2010-2022