День Наума грамотника

Цель данного классного часа - познакомить учащихся с днем Наума грамотника, развивать интеллектуальные способности учащихся, воспитывать интерес к наукам. Ученики знакомятся с праздником, со старинными обычаями. На занятии им предоставляется возможность показать свои знания по таким предметам, как математика, литература, история, география, биология.
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА

Цели: познакомить учащихся с днем Наума грамотника, развивать интеллектуальные способности учащихся, воспитывать интерес к наукам.

Ход классного часа

  1. Вступительное слово учителя о празднике.

14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума - одного из 12 малых пророков. Этот праздник пришёл к нам из глубины веков. По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день детей отправляли учиться. Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом учителя.

Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почётом и ласковым словом. Говорили: «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», поэтому к учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму: «Батюшка Наум, наведи на ум», а за леность наказывать побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе "худая молва пойдет", потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами.

На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Поднимали детей в этот день рано, приговаривали:

Просыпайтесь ранехонько,

Умывайтесь белехонько,

В Божью церковь собирайтесь!

За азбуку принимайтесь!

Богу помолитесь -

До всего дойдете:

Святой Наум наставит на ум.

Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плёткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведет на ум». В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя.

  1. Чтение стихотворения учеником.

В старину учились дети -

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В как Веди, Г - Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

  1. Интеллектуальная викторина.

Царица наук:

Мое королевство все любят и чтут.

В моем королевстве науки живут.

Я каждой науке названье дала,

Сегодня на праздник с собой привела.

Математика.

Математика сложна,

Но скажу с почтеньем.

Математика нужна

Всем без исключенья.

  1. Росли четыре березы, на каждой березе - по четыре больших ветки, на каждой большой ветке - по четыре маленькой ветки, на каждой маленькой ветке - по четыре яблока. Сколько всего яблок? ( Ни одного: на березах яблоки не растут.)

  2. В каком числе столько же цифр, сколько букв? ( Сто.)

  3. Бежало сорок волков, сколько у них у шей хвостов? ( Ни одного: у шей хвостов нет.)

  4. Три теленка, сколько будет ног? ( Сколько теленка не три - у него будет четыре ноги.)

  5. Несла баба на базар сто яиц, а дно упало. Сколько осталось в корзине яиц? ( Ни одного: ведь дно-то упало.)

  6. Что будет с вороной, которой седьмой год минет? ( Пойдет восьмой год.)

  7. Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году? ( Второго января.)

  8. Как из трех палочек сделать четыре, не ломая их? ( Сложить из них цифру 4.)

  9. Что легче: пуд железа или пуд сена? ( Одинаково весят.)

  10. Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге? ( Снять с каждого по сапогу.)

  11. Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у стариков - по мешку, а в каждом мешке - по коту. Сколько всего шло в Москву? ( Одна бабка: старики шли в другую сторону.)

Литература.

Чтоб нести в народ культуру,

Надо знать литературу,

Книги мудрые читать,

Мир духовный развивать.

1) Кодовое слово, по которому открывались двери одной подземной сокровищницы. (Сезам.)

2) Краткий иносказательный рассказ в стихах или прозе с нравоучительным выводом. (Басня.)

3) Русский писатель, автор рассказа «Белый пудель». (А.И. Куприн.)

4) Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. (Миф.)

5) Имя богатыря из города Мурома. (Илья.)

6) Плод, в котором было спрятано платье Золушки. (Орех.)

7)Место жительства Водяного. (Болото.)

8) Страна, где жил и творил великий сказочник Х.К. Андерсен. (Дания.)

9) Сказочное существо, умевшее изготовлять золотые монеты простым ударом копыта. (Антилопа.)

10) Басня И. А. Крылова про Мартышку, Осла, Козла и Медведя. («Квартет».)

11) Имя самой известной Родионовны. (Арина.)

12) Разговор между двумя лицами, обмен репликами. (Диалог.)

13) Русский писатель, подаривший нам «Малахитовую шкатулку». (П.П. Бажов.)

15) Девочка, вступившая в борьбу с самой Снежной королевой. (Герда.)

16) Самый «правдивый» человек на свете. (Барон Мюнхгаузен.)

17)Птица, в которую превращался герой русской сказки Финист. (Сокол.)

18) Во многих сказках - самая высокая башня в доме, в которой девица ждёт добра молодца. (Терем.)

19) Страна, на территории которой, по слухам, находится резиденция Снежной королевы. (Лапландия.)

20) Непоседливый длинноносый деревянный мальчик. (Буратино.)

21) Телега, которая в басне И. А. Крылова осталась на месте. (Воз.)

22) Родовое село Пушкиных на Псковщине. (Михайловское.)

23) Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. (Монолог.)

История.

Знай историю, мой друг,

Я наука всех наук.

Чтобы будущее знать,

Надо в прошлом побывать.

1) Как на Руси назывался дружинник? (Ратник.)

2) Главное событие на Руси в 988 году? (Крещение. )

3) Какой русский князь построил Кремль? (Иван III.)

4) В какого бога верили славяне? (В Перуна.)

5) Как раньше называли поселение? (Городище.)

6) Обувь крестьян на Руси? (Лапти.)

7) Верхняя одежда без пуговиц? (Армяк.)

8) В каком древнерусском городе собиралось вече? (Новгород.)

9) Представитель своего народа в другом государстве? (Посол. )

10) Как назывались шведские и немецкие рыцари, которых победил Александр Невский? (Крестоносцы. )

11) Какие цари и сейчас находятся в Кремле? ( Пушка и колокол. )

12) Какой русский правитель велел казнить слона? (Иван Грозный, так как слон не встал перед ним на колени.)

13) При каком царе началось книгопечатание на Руси? ( При Иване Грозном. )

14) Как называлась первая печатная книга на Руси? ( «Апостол». )

15) Какие земли открыл Ермак? (Сибирь.)

16) Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий.)


География.

Города, пустыни, страны,

Реки, горы, океаны -

Все узнаешь не спеша,

С географией дружа.

1) Самый большой океан. (Тихий.)

2) На каком материке нет рек? (В Антарктиде.)

3) Самое глубокое озеро. (Байкал, 1620 м.)

4) Крупное поместье в Бразилии. (Фазенда.)

5) Туристическое путешествие по воде. (Круиз.)

6)Справочник о каком-нибудь историческом месте, музее, туристском маршруте. (Путеводитель.)

7) Заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели. (Наст.)

8) В каком море ловят рыбу жители трёх частей света? (В Средиземном море.)

9) Вращающаяся модель земного шара. (Глобус.)

10)Надпись на почтовом конверте, указывающая место получателя. (Адрес.)

11)Область устойчивого пониженного атмосферного давления. (Циклон.)

12) Газообразная оболочка, окружающая Землю. (Атмосфера.)

13) Большое, не заселённое людьми пространство, лишённое растительности. (Пустыня.)

14)Самый твёрдый минерал. (Алмаз.)

15) Значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке в период снеготаяния. (Наводнение.)

16)Какая река дважды пересекает экватор? (Конго.)

17)Самая населённая часть света. (Европа.)

18) Место впадения реки в море, озеро или другую реку. (Устье.)

19)Линия кажущегося соприкосновения неба и земной или водной поверхности. (Горизонт.)

20)Высшая точка горной вершины. (Пик.)

21) Какой остров говорит про себя, что его можно носить под рубашкой? ( Я - майка.)

22) Какое государство начинается на А и оканчивается тремя Я? (Авс - три - я.)

23) Какая часть света омывается всеми четырьмя океанами? (Азия.)

24) Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. (Год.)

25)Сборник географических карт. (Атлас.)

26) Область устойчивого повышенного атмосферного давления. (Антициклон.)

27) Расплавленная масса в глубинах Земли. (Магма.)

28)Стремительно падающий с высоты поток воды. (Водопад.)

29)Кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные предметы. (Магнит.)

30)Подземные толчки и колебание отдельных участков земной поверхности.(Землетрясение.)

31)Прибор для определения сторон горизонта. (Компас.)

Биология.

У людей с природой связан

Каждый шаг и каждый миг.

Знать биологию обязан

Каждый в мире ученик.

1) «Царица цветов». (Роза.)

2) Водное растение, считающееся священным в Индии и Китае. (Лотос.)

3) Самая большая и вкусная ягода. (Арбуз.)

4) Очень густой и тёмный лес из хвойных деревьев. (Тайга.)

5)Фиговое дерево. (Инжир.)

6)Название этого растения очень хорошо известно с раннего детства из сказки, но мало кто его ел (Репа.)

7) Плод этого дерева позволил открыть всемирный закон тяготения. (Яблоня.)

8) Какое растение очень любят кошки? (Валериана.)

9) Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз.)

10)Какое растение служит символом Кубани? (Тополь.)

11) Какие ягоды любили наши далекие предки? Их собирали еще в эпоху каменного века. (Кизил.)

12) Какое растение называют «огонь - трава»? (Ясенец кавказский.)

13) В какой земле сеют капусту? ( Капусту не сеют, сеют семена.)

14 )У какого овощного растения в пищу употребляются цветы? (Цветная капуста.)

15) С какой целью окучивают капусту? ( Для увеличения корней.)

4. Подведение итогов.

Подсчитывается количество баллов, заработанных учащимися, объявляется победитель, вручаются призы.


© 2010-2022