Проект очередного заседания службы примирения «Белая мантия»

Данная разработка является попыткой воссоздания целостного видения социально – педагогической деятельности в практике работы по гражданскому воспитанию  на примере детско-взрослой общественной организации - школьной службы примирения «Белая мантия» при адаптации и развитии  подростков «группы риска» и значимости этого труда в образовательном учреждении. Подробно описаны методы и приемы социально - педагогической деятельности на конкретных примерах.                Цель: Создание информационно – м...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Новоозерновская основная общеобразовательная школа»





Проект


очередного заседания службы примирения

«Белая мантия»


Победи конфликт!


Форма работы: круг


Разработчики: Скибина Наталья Ивановна

социальный педагог, высшая категория

Козулина Вера Пантелеймоновна

организатор школы, первая категория

руководитель службы примирения



17.10.2011г

Цель данного занятия: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций, развивать навыки разрешения конфликтов.


Заседание клуба примирения «Белая мантия»

Победи конфликт!

Учитель. Можно ли жить мирно и не ссориться? Как это можно сделать?

Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

-Почему нужно быть терпимыми?

-Что вы понимаете под словом терпимость?

Лиза. Терпимость - способность терпеть кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь считаться с мнением других, быть снисходительным.

-Как поступает терпимый человек?

Лиза. Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя

ограничивать, если кто-то ему сказал что-то обидное, может где-то промолчать или сказать «Ты меня обидел, но я не хочу ответить тебе тем же» и отойти.

Потому что, если он ответил таким же образом, ему еще хуже ответят и начнется ссора.

А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

-Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

-Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Лиза. Толерантность означает "Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, самовыражение и способ проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость и убеждения. Толерантность- это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира".

Учитель. Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, независимо от его убеждений, характера, его ценностям и нужно понять, что твой сосед, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, совсем не обязательно тебе враг, причем в каждом человеке всегда есть что - то хорошее. Давайте попробуем.

Методика "Комплимент".

Каждому участнику предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно.

А какие выражения вы считаете типичными для своего поведения и выбрали бы для соблюдения норм поведения в школе?

  • Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

  • Кто сильнее, тот и правее.

  • Не подмажешь, не поедешь.

  • Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к самим себе, верностью своему слову.

  • Взаимные уступки прекрасно решают дела.

  • Убивай врагов своей добротой.

  • Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.

  • Рука руку моет.

  • Мягко стелет, да жестко спать.

  • Худой мир лучше доброй ссоры.

  • Кто спорит, гроша не стоит.

  • Не делай другому того, от чего больно тебе.

  • Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

  • Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

  • На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

  • Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

  • Ум хорошо, а два лучше.

Итак, мы выяснили, что толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Ребята, а всегда ли легко терпеть и промолчать? Конечно, нет? Поэтому у толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. Как вы думаете, какая это сторона? Конфликтность.

Какие ее формы вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.

Саша. Каждый из нас сталкивался с конфликтами в школе. Кто-то поссорился с родителями, кто-то подрался с одноклассником, а кого-то предал лучший друг. И каждый стоял перед вопросом, как разрешить эту конфликтную ситуацию. Попытаться решить проблему при помощи кулаков - не всегда нужный вариант. Остается только одно - пожаловаться, но кому? А если не хочется быть ябедой, то что делать? Зачастую ребята видят единственную возможность разрешения своих конфликтов во взрослых.

Лиза. Но почему для решения каких-то личных подростковых проблем требуется обязательное вмешательство взрослого? Почему бы активным ребятам не начать самостоятельно разрешать конфликтные ситуации? То есть встать на третью позицию, которая могла бы помочь примирить две враждующие стороны. Поэтому в нашей школе есть такой клуб «Белая мантия».

Инсценировка ссоры «Мобильный телефон в школе»

Саша, зачем ты принес мобильник в школу? Он постоянно звенит, ты слушаешь музыку, которая совсем мне не нравится.

Не нравится, не слушай, отойди. Лиза, ты что мне завидуешь, потому что у тебя нет телефона?

Ты не угадал, он у меня дома, просто я полностью против мобильного телефона у школьников, т.к. его излучение способствует образованию опухоли мозга и просто вредит здоровью.

Если бы он вредил, его бы не продавали, я тебе не верю.

Это твое дело, но хотя бы не мешай на уроке, а то твоя «мобила» постоянно звенит.

Что поделаешь - друзей много, все звонят. Ты меня уже достала!

А ты меня достал, хоть бы он у тебя сломался!

Ну все, сейчас ты ответишь за эти слова!

Ребята, что сейчас произошло? Конфликт.

А что такое « конфликт"? Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт - это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта. Саша, подведи итог.

Саша. Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия. Он обычно сопровождается негативными эмоциями.

Лиза. А сейчас я хочу затронуть очень больную тему для подростков - подростковые разборки или как мы их называем - «стрелки». Может, с некоторой долей условности их можно отнести к подростковому самоуправлению. Действительно, на них подростки самостоятельно решают конфликтные ситуации, они считают, что драки среди подростков - явление в целом нормальное.

Но тем не менее мы не можем принять этот способ решения конфликтов по следующим причинам:

- в связи с отсутствием четких правил («до первой крови», «лежачего не бьют» и т.п.) «стрелка» легко превращается в избиение, которое часто заканчивается больницей для одного и судебным делом для другого;

- не все подростки хотят решать свои конфликты на «стрелках», но давление окружающих их к этому вынуждает, и чтобы не прослыть «слабаком» или «ябедой» они вынуждены соглашаться;

- некоторые подростки специально провоцируют «стрелки», делая ставки на победителя.

Саша. Наша Служба примирения несколько раз сталкивались с ситуациями «стрелок», и часть из них удалось предотвратить. Но тем не менее, в случаях с ситуациями, которые нам неизвестны, помочь бывает трудно.

«Мозговой штурм». Что такое конфликт - мы разобрались, теперь рассмотрим типы поведения в конфликте, которые делятся на конфронтацию, решение проблемы и уход от проблемы. Чем они отличаются, попробуйте разобраться вместе по группам. Первая группа определяет используемые действия в конфликте относящихся к конфронтации, обводя их кружком в таблице. вторая группа - к уходу от проблемы, а медиаторы - определят действия, которые относятся к решению проблемы.

Конфронтация

Решение проблемы

Уход от проблемы

  1. Спорить

  2. Беседовать

  3. Шутить

  4. Прятаться

  5. Сотрудничать

  6. Бросать вызов

  7. Вести переговоры

  8. Обвинять

  9. Избегать

  10. Примирение с помощью третьей стороны

  11. Мстить

  12. Делать вид, что соглашаешься

  13. Применять насилие

  14. Откладывать

  15. Игнорировать


  1. Спорить

  2. Беседовать

  3. Шутить

  4. Прятаться

  5. Сотрудничать

  6. Бросать вызов

  7. Вести переговоры

  8. Обвинять

  9. Избегать

  10. Примирение с помощью третьей стороны

  11. Мстить

  12. Делать вид, что соглашаешься

  13. Применять насилие

  14. Откладывать

  15. Игнорировать


  1. Спорить

  2. Беседовать

  3. Шутить

  4. Прятаться

  5. Сотрудничать

  6. Бросать вызов

  7. Вести переговоры

  8. Обвинять

  9. Избегать

  10. Примирение с помощью третьей стороны

  11. Мстить

  12. Делать вид, что соглашаешься

  13. Применять насилие

  14. Откладывать

  15. Игнорировать

Кто может сейчас сказать, а к каким результатам приводят конфликты?

Лиза. Их всего три:

  1. Победа - поражение, когда одна сторона удовлетворена, но другая нет.

  2. Поражение - поражение, когда обе стороны не удовлетворены результатом.

  3. Победа - победа, когда обе стороны приходят к согласию.

Какой результат вы бы выбрали? Молодцы!

Медиаторы «Белой мантии» поделятся правилами управления конфликтом:

Лиза. Не прерывайте говорящего. Слушайте.

Саша. Не делайте предположений.

Лиза. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

Саша. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигнете соглашения, которое устроит вас обоих.

Лиза. Закончите конфликт на позитивной доброжелательной ноте.

Саша. Ребята! Что бы вы посоветовали человеку, который не умеет прощать друзей? Отвечаем по кругу. Ответы детей.

Прием "Дружественная ладошка"- сейчас на листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает своё имя. Участники оставляют листочки на столе, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).

А сейчас закройте глаза, беритесь за руки и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись и постарайтесь мысленно их простить. Спасибо.

Наше занятие подходит к концу. Просим вас оставить свое мнение о нашем занятии:

  • Мне было очень интересно

  • Мне понравилось.

  • Я сейчас знаю, как победить конфликт

  • Я не буду ссориться с друзьями.

  • Мне было скучно и не понравилось.

  • Хочу еще побывать на занятиях «Белой мантии».

  • Я ничего не понял.

Всем спасибо и пожелания дружбы и добра.

© 2010-2022