Авторская программа по пропаганде здорового образа жизни

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниАвторская программа по пропаганде здорового образа жизниМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №1




Название работы: «Организация воспитательного процесса в

условиях реализации ФГОС», МОДУЛЬ «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»

Номинация: «Авторская программа по пропаганде здорового образа

жизни и профилактике потребления ПАВ несовершеннолетними»

Сведения об авторе: Катунова Римма Анатольевна, педагог-психолог,

(ФИО, должность, квалификационная категория,

учитель биологии, высшая квалификационная категория, МКОУ

место работы, контактный телефон)

Бобровская СОШ №1, 8 (920) 404-96-82
























БОБРОВ

2015

Направление программы: формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Основополагающей целью данного модуля является: формирование и развитие у обучающихся установок активного, здорового и безопасного образа жизни, понимание личной и общественной значимости приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества, создание социокультурной мотивации быть здоровыми обеспечение организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни, поддержка и развитие традиций и обычаев региона проживания.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:

1. Относительно образовательно-воспитательной деятельности:

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

2. Относительно образовательного процесса и педагогической деятельности:

- осуществление образовательной деятельности на основе ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса;

- создание в образовательном учреждении, в учреждениях дополнительного образования, на прилежащих районных и городских территориях условий, обеспечивающих возможность каждому участнику образовательной деятельности самосовершенствоваться, сохранять и укреплять свое здоровье;

- организация образовательного процесса в учреждении общего образования таким образом, чтобы в нем каждый участник совместной образовательной деятельности имел бы возможность управлять своим здоровьем, создавая при этом необходимые условия для развития творческой, поисковой активности в познании себя;

- создание системы преемственности знаний и опыта обучающихся на каждой ступени образования по программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

3. Относительно административно-управленческой деятельности:

- создание адекватной материально-технической, ресурсной базы и кадрового обеспечения для реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни всех участников образовательного процесса;

- внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

- организация административного контроля над соблюдением требований СанПиН;

- осуществление профилактических мер по предотвращению ухудшений санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении;

- активное использование административных общественных ресурсов для развития материальной базы образовательного учреждения с целью повышения уровня состояния и содержания внутренних помещений, прилежащих территорий и привлеченных для оздоровительной деятельности дополнительных социальных объектов;

- организация повышения квалификации и просвещения педагогических, медицинских кадров по вопросам здоровьесберегающего сопровождения обучающихся и здорового образа жизни.

Совокупный результат реализации программы направлен на развитие многогранной личности, способной ориентироваться в мире человеческих отношений и в своем собственном мире. Для этого необходимо построение целостного образовательного процесса как совокупности интегративных процессов: воспитательного, образовательного, социально-психологической поддержки, самовоспитания, взаимодействия с социумом, прежде всего с родителями.

В соответствии с ключевыми целями и задачами модуля, содержание направлений организационной, воспитательной и образовательной деятельности группируется в три блока.

Первый блок: просветительско-воспитательная деятельность

1. Приобретение обучающимися через предметное и метапредметное обучение:

• систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, обосновных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере;

• знаний о человеческом организме и его сосуществовании в окружающем мире;

• общих представлений о факторах риска здоровья человека, включая влияние неблагоприятных природно-экологических и социально-психологических условий;

• знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе

экологических, эпидемиологических, транспортных, социально-конфликтных;

• элементарных гигиенических знаний по режиму жизнедеятельности, рационального питания, санитарно-эпидемиологической грамотности, способов первичной профилактики заболеваний;

• знаний и умений применять меры безопасности в экстремальных ситуациях;

• понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья;

• представлений о душевной и физической красоте человека;

• понятий о воздействии на организм человека наркологических и психоактивных веществ, знаний об отдаленных последствиях их употребления;

• навыков самооценки физического и психологического состояния и способов самокоррекции;

2. Формирование личностных установок на здоровый образ жизни через воспитание:

• ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

• ценностного отношения к здоровью как жизненному ресурсу человека;

• волевых качеств личности с целью осознанного отказа от действий и поступков, опасных для собственного и общественного здоровья (отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотиков и психоактивных препаратов, не совершение террористических действий и опасных поведенческих действий в отношении окружающих людей);

• активного поведения в осуществлении здоровьеукрепляющих мероприятий (занятия физической культурой и спортом, соблюдение гигиенических норм режима дня, рационального питания, правил использования информационно - развлекательных технических средств).

Формы реализации образовательно-воспитательной деятельности:

1. Интегрированное включение в общеобразовательную программу основ медицинских знаний;

2. Приобщение к культуре здорового образа жизни с использованием творческих форм воспитательной работы;

3. Обучение приемам и навыкам управления своим здоровьем;

4. Взаимодействие с семьей с целью привлечения внимания родителей к проблеме оздоровления и самих себя.

Формирование отношений и воспитательных воздействий проектируется через:

1.Коллективное творческое дело с целью приобщения к общечеловеческим ценностям с ориентацией на личность школьника, на его интересы и способности.

2. Систему дополнительного образования.

3.Систему библиотечных уроков, формирующих навыки самообразования по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

4. Систему психологических занятий.

5. Систему экологических занятий.

6. Создание (соблюдение) школьных традиций.

7. Связь с внешкольными учреждениями (библиотека, музей, дом культуры, детская спортивная школа).

8. Систему организации активного отдыха в природных условиях в разные сезоны года.

Основные направления работы:


Воспитательные задачи

Формы работы

урочная

внеурочная

внешкольная

семейная

Формирование у обучающихся саногенного (здоровьеполагающего) мышления на основе знаний о человеческом организме, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье

Предметные недели, защита рефератов по тематике здорового образа жизни, проектная деятельность

Ролевые игры, театрализован-ные постановки, выступление агитбригады, круглые столы, лектории

Работа с оциальными партнерами, посещение больниц, проведение лекций, бесед, выступление экологичес-кого объеди-нения «Источник»

Семейный клуб «Здоровая семья», проведе-ние родительских собраний

Формирование представления об основных компонентах экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Элективные курсы «Человек и окружающая среда», «Культура здоровья», «Человековедение»

Проектная деятельность «Фитодизайн в школе», «Удивительное рядом» (клумба лекарственных растений)

Экологичес-кое объеди-нение, туристичес-кие походы

Совмест-ная разра-ботка проектов, дискус-сионный клуб, буклеты для роди-телей

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающего сообщества путем соблюдения гигиенических, профилакти-ческих и эпиде-миологических правил поведения. Путь к здоровью через занятие спортом.

Подготовка к соревнова-ниям на уроках ФК, уроки гигиены

Дни здоровья,

участие во Всероссийской акции «Спорт против наркотиков», профилактика детского травматизма, клуб юных инспекторов дорожного движения

Соревнованияспартакиады

«Мама, папа, я - спортив-ная семья», «Робин-зоны»; повыше-ние педаго-гической грамотности родителей

Второй блок: гигиенически целесообразная организация образовательного процесса и применение здоровьесберегающих педагогических технологий.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью обучающихся.

Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий:

• системный подход, предполагающий оптимальное профессиональное взаимодействие педагогов, медиков, психологов и других специалистов;

• формирование положительной мотивации у обучающихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий комплексность и непрерывность проведения оздоровительных мероприятий с учетом индивидуального уровня здоровья каждого участника образовательного процесса;

• преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления,

• реализация в условиях общеобразовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности учащихся.

• обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля;

• повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательном учреждении санитарно-гигиенических норм и правил.

Третий блок: оздоровительная и профилактическая деятельность в образовательном учреждении.

1.Создание динамического образовательного пространства в соответствии с предметной направленностью и профилактической целесообразностью, которое включает в себя:

- расстановку парт, замену конфигурации (зигзагообразные, L-образные, Т-образные, треугольные, квадратные, елочкой, С-образные, П-образные, Г-образные, О-образныеит.д.), либо возможен беспарточный вариант проведения внеурочного занятия;

- организацию в классном помещении зон для проведения физических упражнений, активного отдыха (ковер, покрытие, спортивный инвентарь: скакалки, обручи);

- обязательную посадку учащихся в соответствии с их адаптационными возможностями (зрение, слух, осанка).

2. Проведение мероприятий по профилактике и коррекции нарушений осанки и другой патологии опорно-двигательного аппарата:

• снижение статической и динамической нагрузки;

• применение различных физкультурно-оздоровительных методик;

3. Проведение мероприятий по профилактике и коррекции нарушений зрения:

• обязательное проведение гимнастики для глаз во время учебных занятий;

• применение способов сенсорной тренировки.

4. Проведение мероприятий по профилактике и коррекции психоневрологических нарушений:

• применение индивидуального педагогического подхода в обучении;

• проведение логопедической и психологической коррекции;

5. Проведение общеоздоровительных мероприятий:

• комплекс физкультурно-оздоровительной работы;

• витаминопрофилактика;

6. Созданиеу словий для полноценного и рационального питания обучающихся.

7. Организация эффективной работы медицинского, психологического и педагогического персонала по охране здоровья обучающихся.

Ожидаемые результаты образовательно-воспитательной деятельности по направлениям данной программы согласно положениям Стандарта проявятся в поведении обучающихся в виде:

• установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

• осознанного отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

• знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

• овладения современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

• готовности обучающихся к социальному взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в правоте выбора здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

• активной учебно-познавательной деятельности обучающихся в вопросах здоровья, способности самообразования и самостоятельного овладения способами сохранения и укрепления здоровья, а также способности применения полученных знаний и навыков на практике.

• снижения у всех участников образовательного процесса поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;

• уменьшения темпов роста числа детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики;

• повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Ожидаемые результаты управленческой деятельности:

• обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию;

• повышение эффективности психологической и медицинской помощи обучающимся;

• повышение заинтересованности педагогического коллектива в укреплении здоровья обучающихся;

• повышение квалификации работников просвещения и здравоохранения;

• совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;

• создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся;

• снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний;


При реализации направления «Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни» социальными партнерами школы являются:

Совет ветеранов



Дом культуры

СУЗы



СОШ № 1

ДЮСШ

Больница

Центр занятости населения

Школа искусств

СЮН



Церковь

Центр

социальной помощи семье и детям

Подшефная пожарная часть

Комитет по делам молодежи муниципального образования

Подшефные детские сады

Краеведческий узей

ОПДН

СДЮТЭ

Администрация сельского поселения

отдел пропаганды ГИБДД








© 2010-2022