- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад Взаимодействие семьи и школы в социализации детей и подростков»
Доклад Взаимодействие семьи и школы в социализации детей и подростков»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Янцен В.П. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад на родительском собрании «Взаимодействие семьи и школы в социализации детей и подростков».
Уважаемые коллеги родители!
Приятно видеть сегодня своих единомышленников, коллег, родителей наших учащихся, всех тех, кто действительно глубоко озабочен судьбой подрастающего поколения. Разрешите приветствовать вас в стенах нашей школы и пожелать успешной совместной работы.
Сегодня образование и воспитание реализуются в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. От прежнего строя наше общество унаследовало убеждение, что образование и воспитание детей - это прерогатива государства. Жизнь убедительно доказывает нам ошибочность такой позиции.
Ведь именно семья, в которой растет ребенок, в первую очередь, формирует его нравственные ценности, стремление к знаниям, творчеству. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы является залогом успешной социализации личности. Причем семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. В Казахстане проживают более 5 миллионов детей, а это составляет третью часть всего населения страны, в 8095 школах обучаются более 3-х миллионов учащихся. Каждый из этих детей имеет право на заботу, воспитание и поддержку со стороны родителей, государства и общества, создание им доброжелательной среды. Однако в последние годы, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Такое положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили сказал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду». В деле воспитания подрастающего поколения участвует широкий круг государственных органов, общественных организаций, граждан, но главная, определяющая роль отводится семье и родителям.
Будущее нашего государства во многом зависит от того, как общество готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни, от уровня сформированности у детей, подростков и молодёжи гражданской позиции, степени постижения ими духовно-нравственных норм и ценностей, знаний о народных традициях и обычаях своего народа. На социальное развитие человека оказывают влияние многие факторы. Это - школа, семья, группы сверстников, средства массовой информации, общественные организации и другие. Одни из этих факторов воздействуют на человека на протяжении всей жизни, другие - на отдельных этапах становления и развития. Социализация в детстве происходит главным образом в семье, именно она характеризуется наибольшей глубиной эмоциональных связей. Поэтому совершенствование работы с родителями, повышение роли родительских общественных организаций, тесное взаимодействие школы и родительской общественности является непременным условием поднятия эффективности воспитательной работы с детьми, успешности усвоения ими социальных норм и ценностей.
В нашей школе накоплен огромный опыт социального партнёрства родителей и коллектива школы. Традиционно функционируют родительские комитеты - общешкольные и классные. Они способствуют установлению связей родителей со школой, участвуют в улучшении материальной базы для обучения учащихся, являются активными участниками воспитательных и внеклассных мероприятий. Хотелось бы обратить внимание родителей и коллег на тот факт, что сотрудничество семьи и школы в разных возрастных группах имеет свои формы работы:
В начальной школе родители вместе с детьми участвуют в утренниках, праздниках, шьют костюмы и посещают занятия, На родительских собраниях и практически в ежедневных беседах получают и дают советы и помогают решить какие- то возникшие проблемы. Наши традиционные ежегодные родительские встречи в младших классах собирают максимальное количество родителей.
2.Следующая возрастная группа, так называемый «пионерский возраст», это учащиеся 5-7 классов. Это самый благодарный и отзывчивый возраст. Здесь дети часто являются инициаторами различных мероприятий, на которые с удовольствием приглашают родителей. Основной же контакт с родителями чаще всего происходит по телефону или на родительских собраниях. Хотелось бы, чтобы родители являлись участниками выездов на каникулах в экспедиции, экскурсионные поездки по святым местам, в Астану. Такие поездки также стали в нашей школе традиционными. Я считаю, трудно переоценить воспитательный потенциал подобных совместных мероприятий.
Особой популярностью у детей пользуются мероприятия на свежем воздухе, ежегодные зимние и летние Дни здоровья, на которые также всегда приглашены родители. Детям и родителям запомнились мероприятия, посвящённые Дню семья «Поляна родительского счастья», «Все мы родом из детства», «Тепло родительского очага» и другие.
Самый проблемный - старший возраст с 15 лет. Он требует к себе очень пристального и постоянного внимания. Здесь практикуются такие формы работы с родителями, как беседы о подготовке юношей к службе в армии, диспуты с родителями по проблемам подростков, о психологической подготовке выпускников к сдаче ПГК и ЕНТ.
Также в школе осуществляет деятельность совет старшеклассников, действует «Тимуровское движение», укрепляющее взаимопонимание и взаимопомощь. Это конечно было бы не возможно без поддержки и взаимодействия школы и родителей.
Каждое сообщество стремится вырастить полезного, ответственного гражданина и патриота своей родины. Но само собой это не произойдет, если планомерно с рождения не заниматься воспитанием детей.
Таким образом, совершенствование работы с родителями, повышение роли родительских общественных организаций, тесное взаимодействие школы и родительской общественности являются непременными условиями поднятия эффективности воспитательной работы с детьми.