Отчет на заседание педсовета Адаптация 5 класса к процессу обучения в средней школе

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптация 5 класса к процессу обучения в средней школе.

Классный руководитель Хурцидзе Г.Г.


Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу.

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем.

  1. Изучение классного коллектива.

  2. Знакомство с родительским коллективом.

  3. Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

  4. Организация внеклассной работы в классном коллективе.

  5. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.


  1. Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

  1. Разговор с учителем начальных классов Бабичевой Ириной Германовной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Ирины Германовны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.

2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.

Проведены классные часы:

  • «День рождения 5-го класса » (1 сентября 2015г.)

  • «Сентябрь встречает нас у школьного порога» (9 сентября 2015г.)

  • «Каким я вижу этот учебный год» (запись в кружки, узнаём интересы) (16 сентября 2015г.)

  • «Единые требования к учащимся школы» (23 сентября 2015г.)

  • «Домашние задания: как организовать свою работу дома» (30 сентября )

  • «Техника безопасности учащихся..» (23 октября 2011г.)

  • «Осенние итоги…» 30 октября 2015 г. (анализ успеваемости, сложностей в обучении, дополнительные занятия)

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

Произвольность психических процессов. Большая часть учащихся не может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.

Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний. Учащиеся часто отвлекаются.

Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.

Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение Волковой А. Мнимая «взрослость», связанная с переходом в среднее звено школы, вызывает сложности в общении с учителями, одноклассниками, оказывает влияние на успеваемость. Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и внимания к данной проблеме родителей.

Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что часто возникающие споры не связаны с периодом адаптации, а обусловлены уже сложившимися ранее взаимоотношениями в классном коллективе.

Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.

Эмоциональное состояние. С нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.


  1. Знакомство с родительским коллективом.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

  1. Проведено организационное родительское собрание «Как помочь детям организованно начать учебный год» 3 сентября 2015 года.

На собрании обсуждались следующие вопросы:

  • Знакомство с родителями

  • Выбор родительского комитета класса.

  • Планирование воспитательной работы на учебный год.

  • Организационные вопросы (обеспеченность учащихся учебными принадлежностями, состояние учебников, обеспечение горячим питанием, питьевой режим)

  1. Общешкольное родительское собрание и классное собрание на тему «Адаптация пятиклассников к новым образовательным и воспитательным условиям» 23 октября 2015года

Текущая успеваемость учащихся за I четверть. Раздала ведомость текущих оценок за I четверть. Обратила особое внимание на проблемы по предметам и замечания учителей.

  1. Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения, учащихся класса.


  1. Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течение первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, все ли нашли классы, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью. Посетила несколько уроков математики и русского языка.

На данном этапе была проведена следующая работа:

1. Посещены и проанализированы уроки в 5 классе.

2. Проанализированы результаты входных контрольных работ по математике, русскому языку на начало учебного года.

3. Проведена проверка дневников обучающихся.

4. Проверен классный журнал 5 класса с целью контроля над осуществлением учителями-предметниками текущего тематического контроля, объективностью оценивания знаний обучающихся.

На основании работы проведенной в рамках классно-обощающего контроля, можно сделать следующие выводы:

Учителя учитывают возрастные учебные особенности обучающихся.

Учителя, преподающие в классе, хорошо знают предмет, методику преподавания.

Проводится работа по формированию общеучебных и предметных умений и навыков.

Уровень обученности учащихся 5 клаcca на начало учебного года по математике и по русскому языку допустимый.

Объем домашних заданий по предметам не превышает норму.

Дети любят интересные, нетрадиционные формы работы на уроке, любят наблюдать, исследовать, учатся делать выводы. Особенно интересно во время практической деятельности: на уроках биологии, изобразительного искусства, физической культуры. Значительные трудности чувствуют ученики на уроках русского языка, немецкого языка, математики, литературы, истории, учебный материал 5 класса овладевают с некоторыми затруднениями. На всех уроках учащиеся чувствуют себя комфортно. Позитивный контакт с учителями-предметниками настроен у всех учеников. За первые два месяца учебы заметная позитивная динамика, ученики с желанием посещают все уроки, имеют первые достижения, пытаются активно работать на уроках. Все обеспеченны необходимыми учебными принадлежностями. У учеников в целом сформированы общие умения и навыки в пределах программных требований, но дети имеют разный уровень знаний, степень учебной мотивации. Дети подвижны, эмоциональны, инициативны. Посещение уроков и собеседования с учителями дает основание сделать выводы, что 55 % детей умеют работать с учебным текстом, хорошо пересказывают прочитанное, умеют аргументировано выразить собственное мнение и делают это с интересом, активны на уроках. В ученическом коллективе явно наблюдается разноуровневая дифференциация по состоянию учебной подготовленности. В классе ярко выделяются лидеры (Волкова А., Семенова Е., Резникова А.), но также есть учащиеся имеющие начальный уровень знаний (Денисова А., Ихонькин Д, Пискурова Ю.), которые нуждаются в помощи и постоянном внимании со стороны учителя. Учащиеся имеющие высокий и средний уровень знаний 4 человека (Семенова Е., Резникова А., Волкова А., Ивашкин С.), низкий- 6 человек.. Учебный материал 5 класса овладевают на достаточном уровне, явных проявлений дезадаптации не наблюдается. Шесть учеников Денисова А., ИхонькинД., Педенко Н., Петрухина А., Пискурова Ю. и Пискурова А. имеют низкий уровень знаний, на уроках нуждаются в систематической индивидуальной работе, не всегда и не в полном объеме выполняют домашние задания, учебный материал овладевают, но нуждаются в постоянной помощи со стороны учителя. На уроках математики 60% учащихся имеют слабые знания, также есть учащиеся, которые плохо знают таблицы умножения - это Денисова А., Педенко Н., Ихонькин Д. и Пискурова Ю. Вычислительные навыки сформированы, но часто дети невнимательны, делают механические ошибки, которые могут исправить, если за указанием учителя внимательно проверят работу.

Рекомендации учителям - предметникам, работающим в 5 классе:

1. Добросовестно работать над выполнением учебных программ, над формированием у учащихся в полной мере знаний, умений и навыков с учетом дифференциации и индивидуализации учебы. Больше использовать следующие формы работы: работа в группах, самостоятельная работа и использовать элементы игры при повторении, объяснении, закреплении материала.

2. Учителям - предметникам гуманитарного цикла - побуждать детей к чтению и пересказам, развивать речь.

3. Учителю математики в целях повышения качества знаний учащихся продумать формы и методы работы, используемые в учебной деятельности, шире использовать на уроках различные приемы и методы для организации самостоятельной деятельности учащихся

4. Всем учителям - предметникам добиваться выполнения домашней работы всеми учащимися. Эффективно использовать стимулирующие и поддерживающие занятия с целью повышения уровня обученности учащихся и качества их успеваемости.

Соблюдать при организации образовательного процесса санитарные правила и нормы: не превышать объема домашних заданий, своевременно начинать и заканчивать уроки, проводить физкультурные минутки. Разработать критерии самооценки обучающихся.

5. Классному руководителю продолжить работу по воспитанию у учащихся ответственности, взаимопомощи, вежливости. Поддерживать и способствовать дальнейшему развитию желания учиться детей, проявлять себя в разных видах деятельности. Работать совместно с учителями предметниками по организации учебно-воспитательной деятельности. Контролировать выполнение домашних заданий. Активно сотрудничать с родителями.

.


  1. Организация внеклассной работы в классном коллективе.

Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна.


  1. Активное участие классного коллектива в школьной жизни

За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики класса активно участвовали в школьных и районных мероприятиях, проявив себя и свои знания, завоевав награды.

Название мероприятия

Дата проведения

Участники

Результат

1.

Игра - соревнование «Безопасное колесо»

07 сентября

Семенова Е., Ивашкин С.

I место Семенова Е.

2.

Конкурс «С детства дружбой дорожи» в рамках недели толерантности

16.09. 15

Весь класс

Грамота, приз (игра -лото «Лимпопо»)

3.

Туристический слёт, в рамках Дня Здоровья

18.09.15

Весь класс

4.

Конкурс транспарантов

18.09.15

Редколлегия (ПетрухинаА., Пискурова Ю., Ивашкин С., Педенко Н.)

I место

5.

«Природа и фантазия»

18.09.15

Весь класс

Грамота за оригинальность и проявленную выдумку

6.

Соревнования по легкой атлетике и день ходьбы

25.09 и 03.10.15

Весь класс

7.

Школьные предметные олимпиады

октябрь

Волкова А.

РезниковаА.

СеменоваЕ.

Ивашкин С.

Пискурова А

8.

Концерт «День Учителя»

Изготовление открыток

05.10.15

05.10.15

Весь класс

участие

9.

Муниципальная открытая площадка для учащихся (номинация - конкурс рисунков «Мой любимый сказочный персонаж»)

16.10.15

Волкова А.

Ихонькин Д.

сертификат

10.

Операция «Чистодвор»

17.10.15

Весь класс

Благодарность Ивашкину С, Резниковой А., Семеновой Е., Денисовой А., Педенко Н.

11.

Выставка рисунков «Наш край»

23.10.15

Пискурова Ю.

Петрухина А.

12.

Осенний бал

30.10.15

Весь класс (сценка «Репка», участие в конкурсах и играх)

призы

Таким образом, исходя из наблюдений за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.

В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.

Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:

- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;

- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.


© 2010-2022