Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Статья посвящена актуальной проблеме  - духовно-нравственному  воспитанию дошкольников, сохранению культурных традиций в семье. Содержит  описание форм работы с родителями по развитию духовно-нравственных ценностей.    В православной традиции, семейная жизнь понимается как «путь ко Спасению», восхождение по которому связано с несением «креста» повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.     Особая роль семьи - «домашней Церкви» в христианской культуре - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению     Церкви «чадородие» (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать», содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казурова И. В.

Взаимодействие детского сада и семьи

в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Аннотация:

Статья посвящена актуальной проблеме - духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сохранению культурных традиций в семье. Содержит описание форм работы с родителями по развитию духовно-нравственных ценностей.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как "путь ко Спасению", восхождение по которому связано с несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

Особая роль семьи - "домашней Церкви" в христианской культуре - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви "чадородие" (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и "приумножать", содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

Семья является "первичным лоном человеческой культуры", в семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В нашем детском саду № 337 г. Волгограда мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

Общие дела, реализуемые совместно с родителями, строятся по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.

Заметное место отводится организации и проведению православных общенародных праздников. Целью таких праздников является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это могут быть рукодельные куклы и игрушки, книги «семейных издательств», созданные совместными усилиями детей, их сестёр и братьев, родителей и бабушек. На масленицу родители не только зрители, но и участники конкурса на лучшее семейное выступление.

Приобщение детей к нравственности на основе духовных ценностей проходит во всех видах деятельности: через воспроизведение русских народных сказок, на театрализованных представлениях, при активном использовании малых фольклорных форм, пословиц, поговорок, потешек, которые родители разучивают в семейной гостиной.

Важную роль в приобщении семьи к культурному наследию имеют народные игры. Народная игра, как и любая другая игра, имеет познавательное, развивающее, корректирующее, но главное, воспитательное значение. Игра объединяет не только детей и родителей, но и всех членов семьи укрепляя межпоколенческие связи. Не менее значимыми являют такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр и семейные праздники.

В духовном воспитании ребёнка - одной из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми, в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции, связанные с поездкой в Дом ветеранов. Активное участие в организации и проведении акций принимают не только педагоги, но и родители. Общее дело объединяет.

С особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам незатейливые сувениры. Эмоциональный отклик в сердцах всех участников вызывают народные песни и танцы, музыкальные пьесы. На глазах человека, умудрённого богатым жизненным опытом, часто мы видим слёзы благодарности за теплоту и внимание, участие и чуткое отношение. Эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем они смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.

Проводится конкурс «Пасха музыкальная» - сочинение родителей и детей на лучшую сказку. Анализ сочинений родителей и детей показал, что язык сказки позволяет независимо от возраста говорить на одном языке с ребёнком. Сочинение всей семьёй завораживает - ожидание чудес, обновления и прекрасных свершений настигает детей и взрослых, особенно в преддверии Великого праздника.

Одной из эффективных форм воздействия при формировании нравственных личностных качеств дошкольников является организация и проведение кукольных спектаклей.

Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные средства: презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поисках нужных сайтов, часто попадая на сайты с сомнительными материалами по воспитанию малышей. Поэтому мы начали в детском саду создание аудио - и видеотеки, направленной на приобщение семей к православным ценностям.

Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

Список использованной литературы:

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

  2. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -

  3. С-Пт., 2005

  4. Выскребенцева Е.В. Праздники для дошколят. - М.: АСТ Артель,2007.

  5. Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. Праздники и развлечения в детском саду. - М.:Айрис - пресс,2006

  6. Детский православный календарь. - М.,2011.

  7. Полтавская О.М. Программа духовно - нравственного воспитания дошкольников Школьная пресса,2009.

  8. Задушевные беседы, №2 2010

  9. Праздники в воскресной школе. Выпуск 4. - М.: «Восхождение»,2006.

  10. А. И. Буренина Ритмическая мозаика. Пособие по ритмической пластике для детей. - СПб.: ЛОИРО, 2000.

11.Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008


© 2010-2022