- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Проблемы преемственности между начальным и средним звеном в свете ФГОС
Статья Проблемы преемственности между начальным и средним звеном в свете ФГОС
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрович Е.А. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проблемы преемственности между начальным и средним звеном в свете ФГОС
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Каждый год, проводя педагогический совет, мы говорим об адаптационном периоде для 5-тиклассников. Пытаемся выявить проблемы преемственности между начальной и основной школой и возможные пути их решения.
Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.
Перечислю некоторые причины, возникающие при переходе из начальной школы в основную:
-
сменой социальной обстановки;
-
изменением роли учащегося;
Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти объективно сложные психологические этапы взросления.
-
увеличением учебной нагрузки;
-
изменением режима дня;
Так же одной из причин является
-
изменением стиля общения учителей с детьми.
Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.
Конечно большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.
Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя "беспризорником".
-
различием требований со стороны учителей-предметников;
Одна из главных проблем - это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
Я согласна с коллегами, которые считают, что очень многое, да пожалуй всё, зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников.
Выпуская своих учеников в основную школу, отчетливо видим как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе «учитель -предметник» приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.И как следствие - резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся.
-
разностью систем и форм обучения;
Несогласованность между четвертыми и пятыми классами выражается и в различии методов обучения. Довольно значительным является расхождение в методиках преподавания. В 5 классе резко увеличивался удельный вес теоретических знаний по сравнению с начальной школой.
Наличие проблемы преемственности при обучении математике связано не только с переходом от одного учителя к другому (на что сейчас в практике обучения делается высокий акцент), но и с переходом к изучению материала более высокого уровня абстракции, то есть с разрешением противоречия между высоким уровнем абстрактности математики и недостаточно развитым для ее усвоения абстрактным мышлением.
В связи с модернизацией современного образования в последние годы появилось большое количество учебных комплектов. Имеющиеся комплекты учебников по математике в начальной школе и в 5-6 классах все-таки не достаточно хорошо соответствуют друг другу в содержательном плане.
В нашей школе учителя начальной школы работают по УМК "Гармония". Автор учебников Истомина Н. Б.. К сожалению продолжения, в основной школе этот УМК не имеет.
Для обучения в средней школе важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Но не всегда и мы добиваемся нужных результатов для успешного обучения в средней школе. Это …
-
.Недостаточная техника чтения
-
Недостаточная скорость письма
-
Неустойчивость внимания
Поэтому проблему преемственности нужно рассматривать и с другой стороны - со стороны учителя, работающего в 5 классе. Учителю нельзя отказываться от организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, надо опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., Ведь большая часть материала, изучаемого в 5 классе, является обобщением и повторением того материала, с которым ученики пришли из начальной школы.
Преемственность
- это двухсторонний процесс.
С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны - основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.