Классный час «Непохожие дети России: правовая защита детства» 10 кл

Данное мероприятие способствует формированию понимания старшеклассниками   изучения международных законодательных актов, в частности  области  «детское право».             Основной прием, который  примененяется на данном мероприятии – это работа с источником и формирование дискуссионных вопросов на основе Декларации о правах ребенка. Так же данный документ позволял учащимся не только вести репродуктивную деятельность, но и творчески мыслить, т.к. одним из заданий является выполнение практической работы по созданию нормативного документа образовательного учреждения. Данный вид деятельности позволяет учащимся объединить весь материал, полученный от учите... Благодаря ряду формулировок в вопросах учащиеся учились свободно мыслить, доказывать свои суждения. Данный материал мероприятия способствует патриотическому воспитанию юных граждан страны, а так же настраивает их на толерантное отношение к людям.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка классного часа

Дискуссионный клуб "Непохожие дети России: правовая защита детства"

Цель: Повышение правовой грамотности учащихся, подготовка к самостоятельной жизни в обществе.

Задачи:

  1. Дать целостную характеристику основных прав ребенка, основываясь на Конвенции о правах ребенка.

  2. Ознакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.

  3. Показать важность и значимость знания учащимися своих прав, международных и российских документов о правах ребенка.

  4. Пробудить у учащихся интерес к изучению документов о правах человека и гражданина.

  5. Развивать у учащихся навыки свободного рассуждения на правовые и жизненные темы, умению отстаивать свою точку зрения.

  6. Способствовать воспитанию у учащихся чувства гражданской ответственности, доброты, взаимопонимания.

Эпиграф к уроку:

"Детству следует оказывать величайшее уважение"

Ювенал

Ход мероприятия.

В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. Революция 1917 г. и Гражданская война обрекли страну на разруху и голод. Распалось множество семей. Миллионы детей оказались на улице, и долгие годы бродяжничали по городам страны в качестве беспризорников. Мы мало знаем о советских детях - мучениках Великой Отечественной войны. Трагичен удел детей репрессированных народов - калмыков, чеченцев, балкарцев, крымских татар и др. В годы застоя реальное положение детей в нашей стране оказалось близким к бедственному. В 90-е годы миллионы детей недоедали, не посещали школ. В среде несовершеннолетних распространяются наркомания, венерические заболевания. Идет приток беженцев из новых независимых государств, далеко не решены проблемы детей, облученных в результате Чернобыльской катастрофы. Данный список можно перечислять еще долго, но факт остается фактом: дети независимо от временной принадлежности, религиозной, национальной, политической всегда остаются теми, кто больше всего нуждается в нашей защите. И сегодня мы поговорим о таких разных детям, но об одной их общей проблеме -ЗАЩИТЕ.

Вопрос детям:

  • Сегодня современная правовая защита ребенка предусматривает такую правовую норму, в соответствии с которой во время следствия и суда над несовершеннолетним должен присутствовать педагог. Каков, по-вашему, смысл этого требования?

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой защите и понимании, будучи чрезвычайно уязвимыми.

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Через год она была ратифицирована в нашей стране.

Задание детям:

  • Ознакомьтесь с извлечениями из Конвенции о правах ребенка (см. Приложение № 1)

Вопросы детям:

  • Какими правами наделены дети, согласно данному документу.

  • Какие отличительные «детские» права вы увидели в Декларации о правах ребенка.

  • Дайте оценку высказываниям: а) «Надо любить детей, любить сильно, от всего сердца, тогда не придется уповать на законы»; б) «У детей есть только одно право - делать то, что им велят делать родители, учителя и другие взрослые. Все остальные права приходят в свое время»

  • Подумайте, от чего зависит возможность реализации положений Конвенции о правах ребенка в различных странах.

Итак, как мы видим, большая часть положений Конвенции обращена к правительственным органам и организациям - наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства.

Вопрос детям:

  • Подумайте, что могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучно.

Некоторые положения Конвенции новы для посттоталитарного сознания, достойны специального обсуждения. Например, в Конвенции впервые столь определенно зафиксировано право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, его затрагивающим.

Задание детям:

  • Подумайте, какие права и обязанности вы включили бы в декларацию своей школы (на это задание отводится 5-7 мин., можно объединится по группам или парам, защита своих предложение с аргументацией выбора).

Выполнение положений Конвенции, как любого другого нормативного акта необходимо отслеживать. Этим занимается Комитет по правам ребенка.

Вопрос детям:

  • Предположите по каким критериям Комитет по правам ребенка будет оценивать выполнение Конвенции странами-участницами.

Материал для учителя:

Следующие показатели:

- КСД5 (коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет)

- КМС (коэффициент младенческой смертности)

- Население

- Рождаемость и младенческая смертность

- ВВП (валовый внутренний продукт) на душу населения

- Продолжительность предстоящей жизни

- Грамотность взрослого населения

- Охват школьным обучением

- Распределение доходов.

Помимо этого учитываются:

- питание - дефицит веса при рождении, грудное вскармливание, недоедание, производство продовольствия, потребление калорий, расходы на продукты питания.

- здравоохранение - обеспеченность водой, доступность медицинских услуг, иммунизация детей и беременных женщин, производство ПРС (перорально - регидрационные соли)

- образование - грамотность населения мужского и женского пола, число радиоприемников и телевизоров, доля числящихся в начальной школе и закончивших ее, доля числившихся в средней школе.

- демографические показатели - детский контингент, темпы прироста населения, общий коэффициент смертности, общий коэффициент рождаемости, продолжительность предстоящей жизни, коэффициент плодовитости, урбанизация.

- экономические показатели - ВВП на душу населения, среднегодовые темпы прироста, инфляция, уровень бедности, государственные расходы, помощь, задолженность.

- женщины - продолжительность жизни, грамотность, охват школьным обучением, использование противозачаточных средств, противостолбнячная иммунизация, квалифицированная акушерская помощь, материнская смертность.

- темпы развития - темпы сокращения КСД5, темпы прироста ВВП на душу населения, темпы сокращения рождаемости (З.К. Шнекендорф, педагог).

Таким образом, возможности реализации всех положений Конвенции о правах ребенка в различных регионах и государствах неодинаковы. Тем не менее все государства, подписавшие Конвенцию, обязаны выполнять ее положения. «Дух» Ковенции о правах ребенка в самом кратком виде можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».



Приложение №1

Конвенция оправах ребенка (Извлечения)

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2

1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Статья 6

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 11

1. Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 12

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

2. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

Статья 14

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15

1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Статья 16

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 23

1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Статья 24

1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование…

© 2010-2022