Тематическое занятие по профориентации Выбор профессии

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выбор профессии

Цель:

ориентация воспитаннииков на правильный выбор будущей профессии с учетом их способностей и психологических особенностей.

Задачи:

  • формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту;

  • формировать у воспитанников навыки и умения самоопределения, самоорганизации и самореализации;

  • побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

Форма проведения: интерактивное занятие

Оборудование: ИКТ, презентация, карточки

Ход занятия:

I.организационный момент. Задача: организация внимания воспитанников, проверка готовности к занятию

  1. Упражнение «Знакомство с группой».

Сегодня у вас есть прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Вам дается 30 секунд для того, чтобы выбрать себе игровое имя и написать его на бейдже (бейджи двух цветов, необходимо для дальнейшей работы в группах). В течение всего занятия все будут обращаться к вам только по этому имени. А теперь представимся друг другу. Сделаем это так: каждый, по очереди, надевает бейдж, называет свое имя и объясняет, чем оно ему нравится.

  1. Правила работы в группах.

Для того, чтобы было комфортно работать в группе, необходимо выработать и принять правила работы в группе.

1 группа записывает все, что нужно делать, общаясь в группе,

2 группа записывает все, что нельзя делать, общаясь в группе.

Выбираем секретаря( самые длинные волосы) и докладчика (самые темные волосы)

Время работы - 3 минуты. Уч-ся записывают правила на ватмане, затем вывешивают на доске.

Нужно

  • Смотреть на того, к кому ты обращаешься.

  • Выражать свое мнение, начинать речь словом « я»: «Я считаю…», «Я чувствую…», «Я думаю…»

  • Внимательно слушать, когда говорят другие.

  • Уважать чужое мнение.

  • Говорить искренне.

  • Шутить и улыбаться.

  • Говорить по одному.

  • Начинать и заканчивать занятия вовремя.

Нельзя

  • Угрожать, драться, обзываться, передразнивать и гримасничать

  • Начинать свою речь словами «ты», «вы», «он», «она», «они», «мы».

  • Сплетничать ( рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы).

  • Шуметь, когда кто-то говорит.

  • Врать.

  • Ставить оценки, давать определения и критиковать.

  • Перебивать.

  • Опаздывать.

Дети придумывают себе имена, пишут их на бейджи и прикрепляют к одежде



Все учащиеся делятся на 2 равные группы по цвету бейджев











Слайд презентации «Правила работы в группе»

II. мотивационно-целевой момент.

Задача: стимулирование активности воспитанников в обсуждении предложенной темы

2.1. Целеполагание. Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это не мало. Особенно если учесть, что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом - счастье, которое вполне достижимо. Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом - выборе профессии. Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

2.2. Дерево судьбы (цель - показать последствия случайного выбора)

Необходимо «сорвать» листочек с «дерева судьбы». На листике написано название профессии. Представьте, что сейчас сама судьба сделала выбор за вас.

Каковы ваши чувства?









(Отвечают по очереди).

III. Деятельностный момент.

Задача: организация разных видов деятельности воспитанников для достижения цели занятия

.3.1. Мозговой штурм

А теперь давайте вместе подумаем, какие еще ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию

Вывод: «Классификация распространенных ошибок»:

Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию

  • перенос отношения к человеку на саму профессию

  • отождествление учебного предмета с профессией

  • ориентация сразу на профессию высокой квалификации

  • неумение определить путь получения профессии.

Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей

  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии

  • незнание требований профессии к человеку.

Не только человек выбирает профессию. Любая профессиональная деятельность отбирает людей, обладающих набором черт качеств, необходимых для успешности этой деятельности. Эти качества называются профессионально важными. Работа врача, учителя, продавца требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решение. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивыми и хладнокровными, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью.

3.2. Игра «Волшебный магазин»

Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств - интеллектуальных, физических, личностных.

Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

3.3. Представим эти условия в виде трех окружностей - «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

1 вариант. Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

2 вариант. Требования рынка, профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.

3.4. Тест «Профпригодность» (Приложение 1)

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.

Выполняют тест «Профпригодность» (на индивидуальных листах)

Кто-то, возможно, мечтал о карьере телеведущего, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру сварщика. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

3.5. Игра - энергизатор «Молекулы»

Все учащиеся встают в разные точки комнаты и, подобно молекулам, начинают хаотичное движение по классу. По команде учителя они объединяются в группы сначала по 3, а затем по 4 и 5 человек. Важно, чтобы никто не остался в одиночестве. Необходимо, чтобы к окончанию игры получилось 3 группы.

3.6. Игра «Защита профессии перед родителями»

Цель: научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (товарищами, учителями).

Между школьниками распределяются роли:

1 группа - «учащиеся»,

2 группа - его «родители» или «родственники»,

3 группа - эксперты, которые делают выводы и формулируют правила общения в данной ситуации.

Представьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если профессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом он вообще не собирается). Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить.

Необходимо продумать аргументы в защиту своего выбора (учащиеся) и контраргументы (родители) Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает то, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие - признак слабости аргументов. От группы 1 участник.

(слайд презентации)

































слайд презентации)

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», - писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

IV. оценочно-рефлексивный момент.

Задача: организация рефлексии воспитанниками результатов занятия

4.1. Таким образом, мы видим, что выбор профессии сложный и длительный процесс. При выборе профессии следует учитывать ваши профессиональные интересы, склонности, личностные характеристики и мотивы выбора профессии. И вы приближаетесь к черте, когда будет пора определиться с выбором. Но уже сейчас, возможно, вы мечтаете о какой-либо профессии, напишите на листике, чем бы вы хотели заниматься и прикрепите листок на наше дерево желаний, определите сами свою судьбу.

Учащиеся на отдельном листочке записывают свое желание, связанное с будущей профессией и прикрепляют на дерево (лист ватманы с выполненным рисунком)

4.2. Рефлексия. ( с использованием карточек 3-х цветов)

--- Оправдались ли Ваши ожидания и какие чувства Вы испытали от нашей встречи?

Для ответа воспользуйтесь одной из карточек.

Желтая - разочарование

Розовая - удовольствие

Голубая - чувства неопределенности


© 2010-2022