Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в современной школе

Необходимость развития инклюзивного образования в школе не вызывает сомнения. «Изменения в современном социуме предопределяют изменения в системе образования. На данный момент все больше родителей хотят, чтобы их ребенок с особенностями в развитии обучался вместе со своими сверстниками и был включен в обычное детское сообщество. В связи с широким развитием инклюзивного образования во всем мире, а так же в нашей стране многие школы готовы поддержать это направление и наша школа не исключение. Мы ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание.

1.Введение - с. 3-4

О необходимости развития инклюзивного образования в школе.

2.Основная часть - с.5-22

Об особенностях организации инклюзии в образовательной организации.

2.1.Школьная культура как соблюдение основных принципов инклюзивного образования - с.5

2.2.Рассмотрение нового Закона «Об образовании в РФ» : статьи об инклюзии в образовании - с.5-9

2.3.Особенности организации обучения детей с ЗПР в образовательном учреждении - с.9-13

2.4.Этапы индивидуального образовательного маршрута включения детей с ОВЗ в среду сверстников - с.13-14

2.5.Индивидуальная программа сопровождения как одно из средств инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья - с.14-17

2.6. Перспективы развития коррекционного образования - с.17-20

в МБОУ СОШ №8 имени Н.В. Пономарёвой.

3.Заключение - с.21-22

Перспективность и результативность введения инклюзивного образования в школе.

Список использованной литературы - с.23-24




Введение.

О необходимости развития инклюзивного образования в школе.

Необходимость развития инклюзивного образования в школе не вызывает сомнения. «Изменения в современном социуме предопределяют изменения в системе образования. На данный момент все больше родителей хотят, чтобы их ребенок с особенностями в развитии обучался вместе со своими сверстниками и был включен в обычное детское сообщество. В связи с широким развитием инклюзивного образования во всем мире, а так же в нашей стране многие школы готовы поддержать это направление и наша школа не исключение. Мы придерживаемся идеи толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), становлению принципов нормализации их жизни, осознанию необходимости интеграции таких детей в обществе» Смышляева Л.В. Подходя к вопросу изучения инклюзивного образования в школе, важно отметить, что он является одним из важнейших в свете нового Закона об Образовании в Российской Федерации.

Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы, ведь именно в основе инклюзивного образования лежит право человека на образование, провозглашенное во Всемирной декларации прав человека. Столь же важным является право ребенка не подвергаться дискриминации, которое предусмотрено в статье 2 Конвенции о правах ребенка (ООН, 1989г.). Логическим следствием этого права является то, что все дети вправе обучаться в образовательном учреждении, где созданы условия, позволяющие не подвергать их дискриминации на основании умственных или физических недостатков и особенностей, этнической принадлежности, религии, языка, пола, способностей и т.д.

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, целью данной работы является изучение особенностей организации инклюзивного образовательного пространства в современной школе.

В соответствии с заданной целью перед нами стоят следующие задачи:

- рассмотреть и изучить новый Закон об Образовании в Российской Федерации для соблюдения законности в обучении и воспитании детей с ОВЗ;

- проанализировать возможности и особенности организации инклюзивного пространства;

- обозначить перспективы развития коррекционного образования в МБОУ СОШ №8 имени Н.И. Пономаревой.

Новые Федеральные образовательные стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуального учебного плана обучения. Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761) предусматривает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор

2.Основная часть.
Об особенностях организации инклюзии в образовательной организации.

2.1. Школьная культура как соблюдение основных принципов инклюзивного образования.

Мы как школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса, прежде всего, принимаем как свою школьную культуру соблюдение основных принципов инклюзивного образования, таких как:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

  • Каждый человек способен чувствовать и думать.

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

  • Все люди нуждаются друг в друге.

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

2.2.Рассмотрение нового Закона об Образовании в РФ об инклюзивном образовании.

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» об инклюзивном образовании. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в котором есть статьи, касающиеся обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Введены новые понятия:

  • Ст.2 п. 16 Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

  • Ст.2 п. 23 Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

  • Ст.2 п. 27 Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

  • Ст.2 п. 28 Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

  • Ст.2 п. 29 Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Основные права обучающихся.

  • Ст. 34 п.1.1. Выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет.

  • Ст. 34 п.1.2. Предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

  • Ст. 34 п. 1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

  • Ст. 42 п.1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

  • Ст. 42 п.2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся 3) Комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий 4) Помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

  • Ст. 42 п.3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Обязанности и ответственность педагогических работников

  • Ст. 48 п. 1.6. Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. Промежуточная аттестация обучающихся

  • Ст. 58 п.9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

  • Ст. 79 п.1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

  • Ст. 79 п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

  • Ст. 79 п.3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

  • Ст. 79 п.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

  • Ст. 79 п.6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

  • Ст. 79 п.11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

  • Ст. 79 п.12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

2.3.Организация обучения детей с ЗПР в образовательном учреждении.

Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер, поэтому для детей данной категории создаются специальные коррекционные школы 7 вида или классы выравнивания (классы коррекционно-развивающего обучения) при массовых школах, которые комплектуются на основании приказа МО РФ № 333 от 8 сентября 1992 года. Наполняемость классов КРО -9-12 человек.

Поступление детей в данную школу или классы возможно только при наличии заключения ПМПК с согласия родителей или законных представителей.

Если общеобразовательная школа открывает классы КРО, то в образовательном учреждение должно быть разработано и утверждено учредителем положение об организации классов коррекционно-развивающего обучения.

Цель организации классов коррекционно-развивающего обучения - создание для детей с задержкой психического развития адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, которые позволяют предупредить дезадаптацию в образовательном учреждении.

При обучении в образовательном учреждении 7 вида и (классах выравнивания) обеспечиваются коррекция отклонений в развитии ребенка, его познавательной деятельности и речи, восполнения пробелов развития в дошкольный период и на первоначальном школьном этапе.

Структура начальных классов может иметь варианты:

1 вариант - в составе 2, 3, 4 классов - для детей, безуспешно обучавшихся в массовой школе;

2 вариант - в составе подготовительного, 1, 2, 3, 4 классов - для детей, ранее не обучавшихся.

Комплектование классов осуществляется только на начальной ступени обучения - подготовительный, - 1, 2 классы и, как исключение - 3 .

• 1 вариант комплектования предназначен для детей, проучившихся год или 2 года в общеобразовательной школе по варианту I-III и показавших стойкую неуспеваемость по основным предметам, ученик поступает во 2 класс и учится во 2, 3, 4 классах.

• 2 вариант комплектования предназначен для детей, приступивших к обучению в массовой школе в 6-летнем возрасте и не усвоивших программу, а также для 7-летних детей, ранее не обучавшихся, но обнаруживших низкий уровень готовности к школьному обучению, ребенок поступает в 1 класс и учится с 1-4 классы. Преимуществом этого варианта комплектования является то, что дети оказываются диагностированы в более раннем по сравнению с первым вариантом возрасте и своевременно направлены в систему коррекционно-развивающего обучения. Адекватные особенностям ребенка условия обучения позволяют избежать (свести к минимуму) негативное воздействие стойких неуспехов по формированию личности.

• 3 вариант комплектования предназначен для 6-7 летних детей, у которых обнаруживается неготовность к школьному обучению. В школе могут открываться «диагностические» коррекционно-развивающие классы (1, 2).

При данном варианте комплектования классов КРО успешность усвоения в течение одного-двух лет специальной коррекционной программы, в которую входят разделы, направленные на формирование фонетико-фонематических представлений, звукового анализа, обогащение словаря, развитие речи, формирование элементов учебной деятельности, показывает, можно ли переводить ребенка на массовую программу или же следует продолжить его обучение по коррекционным программам. При успешном освоении программы после одного-двух лет обучения дети могут перейти на традиционную систему обучения дети могут перейти на традиционную систему обучения - тем самым сохраняется обучение в нормативные сроки (год в год). При отсутствии положительной динамики дети остаются в системе коррекционно-развивающего обучения с дополнительным годом в начальной школе и продолжают обучение по программам варианта 1. в этом случае увеличение сроков обучения приходится на 3, 4 классы, т.е. на те годы, когда возрастает степень самостоятельности школьников при выполнении учебных заданий и формируется их читательская деятельность.

• 4 вариант комплектования обучение детей в учебно-воспитательных комплексах «детский сад - школа», «начальная школа - детский сад» с началом коррекционно-развивающей работы с 5 или 6 лет. При успешной коррекции и сформированной готовности к школьному обучению детей направляют в обычные классы с традиционной системой обучения или, при необходимости продолжения коррекционной работы, они поступают в классы КРО. Учебный план включает базисные общеобразовательные дисциплины, а также курсы, специально ориентированные на фронтальную коррекцию сенсомоторного, интеллектуального и речевого развития детей.

По итогам обучения в начальной школе решается вопрос о дальнейшем обучении детей: или они переходят в массовую школу, или продолжают посещать коррекционные классы, перевод в массовую школу осуществляется внутришкольным психолого-медико-педагогическим консилиумом и на основании решения педагогического совета. Заключение ПМПК изымается из личного дела и подшивается в медицинскую карту ребенка.

Структура 5-9 классов соответствует структуре массовой школы.

Отбор содержания и методов обучения осуществляется с учетом общей характеристики и психологических особенностей детей данной категории, а также на основе педагогического изучения уровня усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой.

Для СКОУ 7 вида и классов выравнивания разработана и утверждена нормативная документация, определены организационно-педагогические условия обучения и воспитания, учитывающие психофизические особенности детей (щадящий режим, меньшая наполняемость классов, соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности детей, что обуславливает увеличение на один год сроков обучения в начальной школе). Разработаны учебные планы, для начальных классов - специальные программы, обеспечивающие фронтальную коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, внесены изменения в содержание обучения в 5 - 9 классах.

В целях коррекции недостатков психического развития школьников начальных классов, проводится групповые и индивидуальные коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. По окончанию начальных классов дети переходят на массовое обучение.

СКОУ 7 вида входят в систему специального образования, работают по специально разработанным программам. Программы для начальных классов регулярно переиздаются Министерством образования Российской Федерации.

Программы для начальной ступени разработаны в соответствии с учебными планами. Существует 4 варианта учебных планов для начальных классов и 3 варианта (базисный, с гуманитарным уклоном, с математическим уклоном) для 5-9 классов.

На основной ступени обучения используются программы общеобразовательной школы с изменениями, которые вносят на основе рекомендаций МО РФ(см. дефектология - 1993 - №2-6)

Выпускники СКК 7 вида получают цензовое образование в объеме неполной средней школы. Им выдают документ того же образца, что и выпускникам массовых школ.

2.4.Этапы индивидуального образовательного маршрута включения детей с ОВЗ в среду сверстников в условиях общеобразовательной школы.

  1. Подготовительный этап. Начинается с момента зачисления ребенка в коррекционный класс (получения направления в МБОУ СОШ ):

  • комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка при прямом контакте и по наблюдению,

  • изучение ситуации в семье,

  • координация работы с семьей,

  • составление коррекционно-развивающей программы,

  • составление плана включения ребенка в среду сверстников (ПМПк)

  1. Этап включения. Ребенок с ОВЗ посещает школу наравне со сверстниками:

  • корректировка индивидуальной коррекционно-развивающей программы,

  • включение ребенка в среду сверстников,

  • социально-бытовая ориентировка,

  • преодоление проблем познавательного и речевого развития,

  • формирование у родителей реалистического видения сценария жизни ребенка с ОВЗ, определяющего взвешенный выбор образовательного маршрута.

  • изучение школьных программ и методик, особенностей организации школьного обучения

  • корректировка индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

2.5. Индивидуальная программа сопровождения как одно из средств инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом увеличивается число школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Родителям (законным представителям) предоставлено право, после консультирования специалистами городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), принять решение о выборе ОУ и формы интеграции (integration - соединение) от полной и постоянной до минимальной и эпизодической. Первым идею интегрированного обучения и воспитания высказал Л.С. Выготский. «Мне представляется, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой нашего пересмотра специальной педагогики. Никто не вздумает отрицать необходимость специальной педагогики. Но эти специальные знания нужно подчинить общему воспитанию, общей выучке. Специальная педагогика должна быть растворена в общей деятельности ребенка».

Инклюзия («inclusion» в пер. с англ. «включенность»), как включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду, дает право получения дошкольного образования в соответствии с его образовательными потребностями и возможностями.

Различают инклюзию социальную и образовательную, взаимодополняемые и взаимозависимые друг от друга. Инклюзивное образование предполагает предоставление возможности всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения, при этом все воспитанники должны быть обеспечены поддержкой, позволяющей им добиваться успехов, ощущать ценность совместного пребывания в коллективе. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детей с ОВЗ. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ОВЗ.

Из практики инклюзивного образования мы знаем, что существуют: подлинная инклюзия, которая предполагает организацию в ОУ оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями; формальная инклюзия, которая по сути своей нарушает право дошкольника с ОВЗ на качественное образование. В условиях города инклюзия может осуществляться при обязательном соблюдении следующих условий:

  • кадровое обеспечение (переподготовка и подготовка учителей-дефектологов различного профиля, специальных психологов, учите-лей-логопедов, воспитателей, тьюторов);

  • создание необходимых условий для пребывания ребенка с ОВЗ в ОУ;

  • разработке и реализации индивидуальных программ (далее - ИПС) сопровождения ребенка с ОВЗ (наличие учебно-методического комплекса, специальных технологий и методик и т. д.);

  • создание консультативных клубов, центров поддержки семьям, воспитывающим детей с ОВЗ. Ребенок с ОВЗ должен реализовать свое право на образование в любом типе ОУ и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

Главная цель составления ИПС разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности. ИПС представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребенком и его родителями. Содержательный компонент ИПС в каждом учреждении индивидуален и зависит от выраженности проблем в развитии ребенка, потенциальных возможностей, необходимых форм и участников сопровождения, выбора соответствующих коррекционных программ, методик и технологий.

Структура индивидуальной программы сопровождения:

1. Титульный лист (с информацией кем, когда согласована и утверждена данная ИПС.

2. Пояснительная записка (содержит информацию о программном обеспечении, условиях и формах реализации данной ИПС, периодах и формах мониторинга освоения ИПС, участниках реализации ИПС, описание режима при краткосрочном пребывании в группе и др.) .

3.Индивидуальный учебный план.

4. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы на определенный период.

5. Результаты освоения ИПС за период реализации.

6. Рекомендации на следующий период обучения всех участников реализации ИПС с учетом мнения родителей.

Этапы разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения:

I этап: Аналитический (сбор анамнестических данных, анализ документов ПМПК, заключений врача, обсуждение с родителями и педагогами проблем ребенка).

II этап: Диагностический (комплексное обследование ребенка с учетом основных линий его развития (физическое, социальное, познавательное, речевое развитие, состояние игровой и продуктивных видов деятельности), анализ его результатов всеми специалистами, составление психолого-педагогической характеристики и заключений специалистов).

III этап: Подготовительный (определение задач, условий, УМК, отбор содержания форм и методов, коррекционно-развивающей работы каждым специалистом на определенный период, коллегиальное оформление и обсуждение ИПС с участием родителей). На этом этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме).

IV этап: Основной (реализация ИПС, внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение специалистами родителей и педагогов группы практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком).

V этап: Аналитико-прогностический (анализ эффективности освоения ИПС, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем). На основе этих данных разрабатывается ИПС на следующий период обучения.

Таким образом, на основе результатов реализации ИПС в учреждении, можно сделать вывод, что ИПС - является эффективной технологией инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальная программа сопровождения позволяет:

  • предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями;

  • обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;

  • предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и вместе с ребенком и педагогами осваивать ООП;

  • обеспечить педагогам постоянную и квалифицированную методическую помощь-поддержку;

  • постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей школьника с ОВЗ.

Моцарт психологии Л.С.Выготский писал: «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически». Одним из средств этой победы и является инклюзия.

2.6. Перспективы развития коррекционного образования в МБОУ СОШ №8 имени Н.В. Пономарёвой.

В МБОУ СОШ №8 имени Н.В.Пономарёвой обучается 95 школьников специальных коррекционных классов VII вида. Всего в образовательном учреждении 501 учащийся.

В школе установлены следующие уровни коррекционного образования:

1.начальное общее образование (3- 4 классы)

2.основное общее образование (5-9 классы)

Сформированы 9 коррекционных классов (2 в начальной школе,7 в основной).

Если проанализировать состав коррекционных классов, то увидим, что около 30% учащихся СКК относятся к микрорайону школы и более 70% приезжают в школу из других районов города Ульяновска.

В школе создана и работает ПМПК, задачей которой является обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Учителя-предметники работают по адаптированным рабочим программам, способствующим реализации права, обучающихся на получение образования. Результатом освоения программ можно судить по следующему показателю: за последние четыре года все обучающиеся СКК получили аттестаты об основном общем образовании и продолжают своё обучение в различных средних специальных учебных заведениях.

На базе СОШ №8 за последние четыре года были проведены семинары Всероссийского и городского уровней по инклюзивному обучению, в ходе которых педагогами школы были даны открытые уроки и внеклассные мероприятия для слушателей ИПК ПРО.

Учителя-предметники по плану периодически проходят курсы повышения квалификации по коррекционному образованию.

В 2014 году администрация школы подала заявку на прохождение курсов ИПК ПРО по коррекционной педагогики 43 педагогов школы, в ноябре-декабре - 2014 года.

Планируем:

1.Организовать систему консультаций по запросу родителей, обучающихся с педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом;

2.Включать учащихся коррекционных классов в систему самоуправления школой;

3.Разработать тематику родительских собраний по особенностям воспитания и обучения детей с ОВЗ;

4.Проведение педагогических советов семинаров с приглашением специалистов центра «Росток», кафедры коррекционной педагогики ИПК ПРО.

Успеваемость и качество знаний в СКК VII вида


Учебные года

СОУ %

Успеваемость %

Качество знаний

2011- 2012

39

96,2

7

2012 - 2013

35,9

93,8

4,2

2013 - 2014

36,5

100

4,6

Причина: многие учащиеся СКК, имеющие положительный результат, переходят в классы нормы (по рекомендации ПМПК и решению родителей).

Школа тесно взаимодействует с кафедрой коррекционного образования УИПК ПРО, постоянно взаимодействует с Центром психолого-педагогической службы «Росток». Учителями школы, работающими в специальных коррекционных классах 7 вида, созданы рабочие программы, согласованные со специалистами кафедры коррекционной педагогики. Специалисты оказывают помощь в подготовке педагогических советов, семинаров, родительских собраний, работе ПМПк. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся - помощь детям в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

В начальной школе - это определение готовности к обучению и адаптации к школе, развитие познавательной активности и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации.

В основной школе - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, профилактика неврозов, дивиантного поведения, помощь в построении конструктивных отношений с окружающими.

В старшей школе - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, развитии психосоциальной компетентности.

В результате все выпускники 9-х СКК 7 вида находят свое место в жизни, поступают в училища и техникумы, где получают образование и становятся специалистами в той или иной области.

3.Заключение.

Перспективность и результативность введения инклюзивного образования в школе.

Сегодня делается очень много для введения инклюзии в школу: много денег расходуется, и большие усилия прилагаются для того, чтобы подготовить педагогические кадры к реализации инклюзивного образования, чтобы создать специальные условия в образовательных организациях, включить таких детей в общеобразовательный процесс. Для того, чтобы образование вызвало доверие у родителей, и они привели своих детей в обычное образовательное учреждение.

Последние статистические данные говорят о том, что около 50-60% детей с ограниченными возможностями находятся в условиях массовой школы. Соответственно, обычная школа обязана быть готовой к тому, чтобы эти дети в этой школе и остались, а не были исключены в какие-то специальные коррекционные образовательные учреждения. Родители могут выбрать, куда отдать ребенка, это право оставлено им законом, система коррекционных школ в России сохраняется. Коррекционные школы обязательно нужны для целой группы детей, и таких детей очень много. Другое дело, что часть детей, которые сегодня сидят на надомном обучении, могут обучаться в классе. Те дети, которые сегодня с лёгкими нарушениями находятся в отдельных классах, могут прийти в обычный класс. То есть некоторые нормы развития системы образования меняются, меняются и условия для включающего образования. Будем надеяться, что оно будет развиваться и вызывать доверие у учителей и родителей. Но здесь, конечно, необходимо провести очень большую работу по подготовке педагогических кадров и по трансформации, по изменению средовых условий образования: не только архитектурных, но и материально-технических, дидактических средств, адаптации программ и квалификации кадров.

Результаты, мне кажется, будут видны тогда, когда выйдет целое поколение детей, получивших образование в условиях инклюзии. Сегодня мы говорим о том, что высшие образовательные учреждения получили в этом году требования по десятипроцентной квоте для ребят с инвалидностью, соответственно, мы должны понимать, что вся вертикаль инклюзии государством обустраивается целесообразно и системно, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим профессиональным образованием. Конечно, есть некоторые мониторинговые программы, которые отслеживают развитие системы и состояние образовательных организаций с точки зрения инклюзивной образовательный среды. Но результаты, наверное, будут тогда, когда первое поколение детей успешно и качественно закончит своё образование.

Список использованной литературы.

1. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993. - №8.

2. Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития//Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М., «Молодая гвардия», 1956.

4. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяков Б. Социальная педагогика: курс лекций.: Учеб. пособ. для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

6. Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. - № 5, с.53-56

7.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2001. - 224 с.

8.Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. -М., Вдадос,1985.

9. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. -М., 1982.

10. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. - М., Юность,1987.

11. Ларионова, М. В. Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России Текст. / М. В. Ларионова. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. -63с.

12. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании Текст. / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5.- 3-12.

13. Леднев, B. C. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика Текст. / B. C. Леднев, Н. Д.Никандров. - М.: Проспект, 2002. - 59с.

14. Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах / Под общ. ред. Н. Я.Большуновой; Сост.: Н. Ф.Балашова, Е. В.Соколова; МОУ-ЦО "Пеликан". - Бердск, 1998.

15. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. - М., Молодая гвардия, 1997.

16. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2003.

17. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. - М., Вдадос, 2003.

18. Никишина В.Б. Причинная обусловленности ЗПР у детей. - Ярославль, 2000.

19. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. /Пособие для учителей, психологов и родителей/. - Минск, Национальный институт образования, 2005.

20.Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск, 1994.

21. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. -№ 3.

22.Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. - 1989. - №1.

23. Подъячева И.П. Коррекционно-развивающее обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. - М., Юность, 2001.

24. Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга/ Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. - М.: Педагогическое общество России,1999.

25.Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи младших школьников с ЗПР // Дефектология. - 1991. - № 2.

23


© 2010-2022