«Исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Омской области»

Внеклассное занятие «Исчезающиевиды животных, занесенные в Красную книгу Омской области» предназначено для учащихся 7-8-х классов. Мероприятие можно провести в рамках недели экологии и как классный час.Способствует расширению знаний учащихся о видах, содержании и предназначении Красных книг: Международной, Российской Федерации, Омской области. Учащиеся знакомятся с некоторыми животных, занесенных в Красную книгу.На данном занятии каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать: по...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Омской области».


Цель: Познакомить детей с Красной книгой Омской области и животными, которые в нее внесены.

Задачи:

Образовательные:

  1. Выявить причины исчезновения диких животных, показать взаимосвязь с человеком.

  2. Познакомить учащихся с заказниками Омской области.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать умение анализировать, делать выводы, приводить в качестве доказательств своих суждений аргументы из изучаемого материала.

  2. Расширять словарный запас учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование:

Компьютер, презентация, слайды.

Ход занятия.

  1. Организационный этап (СЛАЙД №1)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Дети: - Здравствуйте.

Воспитатель: - Садитесь.


  1. Подготовительный этап.

    1. Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о Красной книге Омской области. Тема нашего занятия «Исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Омской области»». Целью нашего занятия является знакомство с Красной книгой Омской области и животными, которые в нее внесены. (СЛАЙД №2)

За активную работу на занятии и за правильные ответы я буду раздавать вам фишки. В конце занятия вы посчитаете, сколько фишек заработали. Если к концу занятия у вас окажется 8 и больше фишек, то получите звание «…………………………», если от 4 до 7 «………………», 3 и менее фишек - звание «…………………..».(СЛАЙД №3)

2.2. Актуализация знаний.

Воспитатель: Ребята, давайте сначала вспомним, что вы уже знаете про красную книгу. На уроках биологии и географии вам уже рассказывали про красную книгу. Также на прошлом занятии мы просматривали презентации о животных, занесённых в красную книгу России.

1) Для чего же нужна Красная книга?

Ответы детей: (Она нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу).

Воспитатель: 2) А как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?

Ответы детей: (Красный цвет - это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)

Воспитатель: Красная книга - это сигнал опасности.

Воспитатель: 3) Ребята, давайте вспомним, какие животные внесены в Красную книгу России?

Ответы детей: (тигр уссурийский, белый медведь, морж, орел, беркут, тигр, журавль, жук-красотел, выхухоль, лебедь, и многие другие).

Воспитатель: Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.

Воспитатель: 4) А как вы думаете для чего?

Ответы детей: (Употребляем в пищу, у некоторых ценные меха)

Воспитатель: Но и потому что все животные очень красивы и интересны. Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки и озера - это дом.

Воспитатель: Молодцы ребята (раздача активным ребятам фишек)

Ш. Основной этап.

3.1. Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Итак, целью нашего занятия является знакомство с Красной книгой Омской области и животными, которые в нее внесены.

Сегодня, мы поговорим, чем является Красная книга, в каких целях она создавалась. Поговорим о причинах исчезновения диких животных и о мерах их охраны.

Первое издание Красной книги Омской области выпущено в 2005 г. (СЛАЙД №4)

В издании представлен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Омской области, в который включает 292 вида живых организмов, в том числе: 128 видов животных и 164 видов растений.

Некоторых животных, которые внесены в красную книгу Омской области, вы можете увидеть на слайдах. (СЛАЙД №5, 6, 7)

Для каждого вида приведены иллюстрации, карта распространения, определены статус и категория редкости, даны краткое описание, сведения о численности и необходимых мерах охраны.

Красная книга Омской области является основным государственным документом, создана в целях выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений.

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы для самостоятельной работы. Я раздам каждой группе информационные листы, где записаны животные, обитающие в Омской области. Ваша задача внимательно изучить информацию и выбрать по краткому описанию только тех животных, которые внесены в Красную книгу Омской области. Очень внимательно читаем. После того как вы найдёте этих животных, по очереди расскажете об одном животном, занесенном в Красную книгу Омской области.

А для Тани и Ромы индивидуальное задание, они раскрасят по одному животному из красной книги Омской области и после покажут нам, что же у них получилось.

(Ребята работают в группах).

Прослушать выступления ребят. Просмотр рисунков ребят.

Воспитатель: Молодцы ребята (раздача ребятам фишек).

Воспитатель: Теперь мы поговорим о причинах исчезновения диких животных.

Воспитатель: Ребята, по вашему мнению, какие это могут быть причины?

Ответы ребят (таблички с указанием причин, ребята вешают на доску).

Воспитатель: Молодцы ребята (раздача активным ребятам фишек).

Воспитатель: учёные выделили четыре основных причины исчезновения диких животных и растений.

Первая причина - Разрушение природной среды обитания.

Расширение посевных площадей, вырубка лесов, осушение болот, строительство дорог и городов отнимает у животных и растений жизненное пространство.

(СЛАЙД №8)

Вторая причина - загрязнение окружающей среды.

Загрязнение водоёмов вызывает гибель обитателю водной среды; различные ядохимикаты сельскохозяйственных полей, попадая в растения, приводят к массовой гибели птиц и насекомых, питающихся семенами и плодами.

(СЛАЙД №9)

Третья причина - фактор беспокойства.

Он возникает вблизи городов, поселений; отдыхающие выходят в лес без оружия, но их поведение доставляет не малое беспокойство лесным обитателям; они вытаптывают траву, ломают кусты и деревья, кричат, включают громкую музыку, оставляют после себя мусор. Обеспокоенные животные уходят из этих мест.

(СЛАЙД №10)

Четвёртая причина - браконьерство.

Люди ловят рыбу, во время икрометания, используют сети, производят неупорядоченный отстрел диких животных в неположенные сроки. Всё это приводит к исчезновению диких животных.

(СЛАЙД №11)

- Кто же причиняет природе вред? Кто главный виновник? (Ответы детей)

Но есть люди, которые оберегают, помогают сохранить природу

Кто эти люди? (ответы ребят, раздача фишек)

- Это егеря. Эти люди работают в лесах, заказниках.

(СЛАЙД №12)

Воспитатель: Заповедник - особо охраняемая территория или акватория, полностью исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами.

Заказник - охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

В заказниках устанавливается охранный режим, запрещается возводить постройки, прокладывать дороги, охотиться и рыбачить, запрещается выпас скота, сбор ягод и грибов, растений.

В Омской области находятся 31 заказник.

(На карте Омской области показать районы, где находятся Заказники.)

На территории Черлакского и Оконешниковского районов находится республиканский государственный комплексный заказник Степной. Его площадь 75 тысяч гектаров. Создание его вызвано тем, что необходимо было улучшить охрану лебедей-шипунов, гусей, уток, журавлей, полевой дичи, зайцев беляков. (СЛАЙД № 13, 14)

На территории Тюкалинского р-на находится Баировский государственный заказник. Есть заказники в Любинском, Калачинском, Большеуковском, Тевризском районах.

(СЛАЙД №15)

Воспитатель: Ребята, а какая охраняемая территория расположена в нашем городе?

(Ответы детей, раздача фишек)

Особое значение в охране животных имеет птичья гавань.

Пти́чья га́вань - природный парк, расположенный в черте города Омска, особо охраняемая территория, наделённая статусом объекта регионального значения, объявлен памятником природы с охранным статусом решением Омского областного исполкома в 1979 году. (СЛАЙД №16, 17, 18)

Воспитатель: А скажите, кто-нибудь знает, где находится птичья гавань?

(Ответы детей, раздача фишек)

Находится на берегу реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска. Экологически чистый уголок природы, расположенный между международным аэропортом «Омск-Центральный» и Ленинградским мостом.

Демонстрация фильма «Птичья гавань».(слайд №19)

Птичья гавань находится на пути миграции птиц и во время осенних перелётов на водоёмах останавливается до трёх тысяч особей, является объектом научных исследований омских учёных.

Основной достопримечательностью парка являются птицы. В Птичьей гавани зарегистрировано 155 видов птиц (включая пролётных). Из них 26 видов занесены в Красные книги Омской области и России. Сейчас вы увидите их на экране (СЛАЙД № 20, 21, 22, 23, 24)

Здесь водятся такие виды, как утка-кряква, чирок-трескунок, чайка-хохотунья, а также чомги, лысухи (занимают по численности одно из первых мест), красноголовый нырок, крачки речные, кулики, варакушка, хохлатая чернеть, различные воробьиные (полевой и домовый воробей, несколько видов славок, синиц и трясогузок). С 1980 года в берёзовом колке находится колония грачей, в 2004 году в ней отмечалось 50 гнёзд. На пролёте бывает вдвое больше птиц: плавунчики, шилохвость, гоголь, большой кроншнеп, большой веретенник. Иногда появляются на водоёмах серый гусь, серый журавль, лебедь-кликун, баклан, беркут. 45 видов птиц, зарегистрированных на территории природного парка, гнездятся и выводят птенцов (в частности, озёрная чайка). (слайд №25)

Здесь встречаются 19 видов млекопитающих: обыкновенная бурозубка, домовая и полевая мышь, мышь-малютка, серая крыса, обыкновенный хомяк, полёвка красная и водяная, ондатра, выдра, заяц-беляк. Временами заходят степной хорёк, лисица, колонок. (слайд № 26, 27)

Кроме того, на территории парка встречаются прыткие ящерицы и остромордые лягушки, а в озёрах водятся караси и гольяны.

Вот такие замечательные животные встречаются у нас, в нашем большом и шумном городе. И сейчас мы послушаем Уразова Гошу, он получил домашнее задание: найти информацию в школьной библиотеке или в сети интернет об утке-крякве, обитающей в нашей птичьей гавани.

(Выступление докладчика) (слайд № 28 )

Воспитатель: Спасибо, …….., молодец, ты получаешь дополнительную фишку.

Воспитатель: Ребята, про птичью гавань вы теперь узнали. Мне очень бы хотелось у вас спросить, что же вы запомнили.

    1. Где же находится Птичья гавань?

    2. А как вы думаете, почему её назвали птичья гавань?

    3. Сколько там живёт видов птиц? Примерно.

    4. Какие млекопитающие встречаются в гавани?

Воспитатель: Молодцы ребята (раздача активным ребятам фишек)

    1. Заключительный этап.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.

  1. Как называется тема нашего занятия?

  2. Цель создания Красной книги?

  3. Назовите четыре основные причины исчезновения диких животных и растений.

  4. Какие заказники Омской области вы знаете. (слайд № 29 )

Воспитатель: Молодцы ребята (раздача активным ребятам фишек).

А сейчас подведем итоги нашего занятия. В течение занятия вы получали фишки за активную работу и за правильные ответы. Посчитайте, сколько фишек вы заработали и подумайте, какие звания вы получите?

(Слайд № 30 )

Берегите и охраняйте природу. Как можно и как нельзя относиться к ней, ты уже много знаешь и умеешь. Но еще больше предстоит узнать и научиться. По тому, как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный. Наше занятие закончилось. На следующем занятии мы познакомимся с озёрами Омской области и их обитателями. Спасибо за внимание. (Слайд № 31 )


© 2010-2022