- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Омской области»
«Исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Омской области»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Глебова Ю.В. |
Дата | 23.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Омской области».
Цель: Познакомить детей с Красной книгой Омской области и животными, которые в нее внесены.
Задачи:
Образовательные:
-
Выявить причины исчезновения диких животных, показать взаимосвязь с человеком.
-
Познакомить учащихся с заказниками Омской области.
Коррекционно-развивающие:
-
Развивать умение анализировать, делать выводы, приводить в качестве доказательств своих суждений аргументы из изучаемого материала.
-
Расширять словарный запас учащихся.
Воспитательные:
-
Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование:
Компьютер, презентация, слайды.
Ход занятия.
-
Организационный этап (СЛАЙД №1)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - Садитесь.
-
Подготовительный этап.
-
Сообщение темы и цели занятия.
-
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о Красной книге Омской области. Тема нашего занятия «Исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Омской области»». Целью нашего занятия является знакомство с Красной книгой Омской области и животными, которые в нее внесены. (СЛАЙД №2)
За активную работу на занятии и за правильные ответы я буду раздавать вам фишки. В конце занятия вы посчитаете, сколько фишек заработали. Если к концу занятия у вас окажется 8 и больше фишек, то получите звание «…………………………», если от 4 до 7 «………………», 3 и менее фишек - звание «…………………..».(СЛАЙД №3)
2.2. Актуализация знаний.
Воспитатель: Ребята, давайте сначала вспомним, что вы уже знаете про красную книгу. На уроках биологии и географии вам уже рассказывали про красную книгу. Также на прошлом занятии мы просматривали презентации о животных, занесённых в красную книгу России.
1) Для чего же нужна Красная книга?
Ответы детей: (Она нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу).
Воспитатель: 2) А как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?
Ответы детей: (Красный цвет - это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)
Воспитатель: Красная книга - это сигнал опасности.
Воспитатель: 3) Ребята, давайте вспомним, какие животные внесены в Красную книгу России?
Ответы детей: (тигр уссурийский, белый медведь, морж, орел, беркут, тигр, журавль, жук-красотел, выхухоль, лебедь, и многие другие).
Воспитатель: Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.
Воспитатель: 4) А как вы думаете для чего?
Ответы детей: (Употребляем в пищу, у некоторых ценные меха)
Воспитатель: Но и потому что все животные очень красивы и интересны. Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки и озера - это дом.
Воспитатель: Молодцы ребята (раздача активным ребятам фишек)
Ш. Основной этап.
3.1. Рассказ воспитателя.
Воспитатель: Итак, целью нашего занятия является знакомство с Красной книгой Омской области и животными, которые в нее внесены.
Сегодня, мы поговорим, чем является Красная книга, в каких целях она создавалась. Поговорим о причинах исчезновения диких животных и о мерах их охраны.
Первое издание Красной книги Омской области выпущено в 2005 г. (СЛАЙД №4)
В издании представлен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Омской области, в который включает 292 вида живых организмов, в том числе: 128 видов животных и 164 видов растений.
Некоторых животных, которые внесены в красную книгу Омской области, вы можете увидеть на слайдах. (СЛАЙД №5, 6, 7)
Для каждого вида приведены иллюстрации, карта распространения, определены статус и категория редкости, даны краткое описание, сведения о численности и необходимых мерах охраны.
Красная книга Омской области является основным государственным документом, создана в целях выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений.
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы для самостоятельной работы. Я раздам каждой группе информационные листы, где записаны животные, обитающие в Омской области. Ваша задача внимательно изучить информацию и выбрать по краткому описанию только тех животных, которые внесены в Красную книгу Омской области. Очень внимательно читаем. После того как вы найдёте этих животных, по очереди расскажете об одном животном, занесенном в Красную книгу Омской области.
А для Тани и Ромы индивидуальное задание, они раскрасят по одному животному из красной книги Омской области и после покажут нам, что же у них получилось.
(Ребята работают в группах).
Прослушать выступления ребят. Просмотр рисунков ребят.
Воспитатель: Молодцы ребята (раздача ребятам фишек).
Воспитатель: Теперь мы поговорим о причинах исчезновения диких животных.
Воспитатель: Ребята, по вашему мнению, какие это могут быть причины?
Ответы ребят (таблички с указанием причин, ребята вешают на доску).
Воспитатель: Молодцы ребята (раздача активным ребятам фишек).
Воспитатель: учёные выделили четыре основных причины исчезновения диких животных и растений.
Первая причина - Разрушение природной среды обитания.
Расширение посевных площадей, вырубка лесов, осушение болот, строительство дорог и городов отнимает у животных и растений жизненное пространство.
(СЛАЙД №8)
Вторая причина - загрязнение окружающей среды.
Загрязнение водоёмов вызывает гибель обитателю водной среды; различные ядохимикаты сельскохозяйственных полей, попадая в растения, приводят к массовой гибели птиц и насекомых, питающихся семенами и плодами.
(СЛАЙД №9)
Третья причина - фактор беспокойства.
Он возникает вблизи городов, поселений; отдыхающие выходят в лес без оружия, но их поведение доставляет не малое беспокойство лесным обитателям; они вытаптывают траву, ломают кусты и деревья, кричат, включают громкую музыку, оставляют после себя мусор. Обеспокоенные животные уходят из этих мест.
(СЛАЙД №10)
Четвёртая причина - браконьерство.
Люди ловят рыбу, во время икрометания, используют сети, производят неупорядоченный отстрел диких животных в неположенные сроки. Всё это приводит к исчезновению диких животных.
(СЛАЙД №11)
- Кто же причиняет природе вред? Кто главный виновник? (Ответы детей)
Но есть люди, которые оберегают, помогают сохранить природу
Кто эти люди? (ответы ребят, раздача фишек)
- Это егеря. Эти люди работают в лесах, заказниках.
(СЛАЙД №12)
Воспитатель: Заповедник - особо охраняемая территория или акватория, полностью исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами.
Заказник - охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.
В заказниках устанавливается охранный режим, запрещается возводить постройки, прокладывать дороги, охотиться и рыбачить, запрещается выпас скота, сбор ягод и грибов, растений.
В Омской области находятся 31 заказник.
(На карте Омской области показать районы, где находятся Заказники.)
На территории Черлакского и Оконешниковского районов находится республиканский государственный комплексный заказник Степной. Его площадь 75 тысяч гектаров. Создание его вызвано тем, что необходимо было улучшить охрану лебедей-шипунов, гусей, уток, журавлей, полевой дичи, зайцев беляков. (СЛАЙД № 13, 14)
На территории Тюкалинского р-на находится Баировский государственный заказник. Есть заказники в Любинском, Калачинском, Большеуковском, Тевризском районах.
(СЛАЙД №15)
Воспитатель: Ребята, а какая охраняемая территория расположена в нашем городе?
(Ответы детей, раздача фишек)
Особое значение в охране животных имеет птичья гавань.
Пти́чья га́вань - природный парк, расположенный в черте города Омска, особо охраняемая территория, наделённая статусом объекта регионального значения, объявлен памятником природы с охранным статусом решением Омского областного исполкома в 1979 году. (СЛАЙД №16, 17, 18)
Воспитатель: А скажите, кто-нибудь знает, где находится птичья гавань?
(Ответы детей, раздача фишек)
Находится на берегу реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска. Экологически чистый уголок природы, расположенный между международным аэропортом «Омск-Центральный» и Ленинградским мостом.
Демонстрация фильма «Птичья гавань».(слайд №19)
Птичья гавань находится на пути миграции птиц и во время осенних перелётов на водоёмах останавливается до трёх тысяч особей, является объектом научных исследований омских учёных.
Основной достопримечательностью парка являются птицы. В Птичьей гавани зарегистрировано 155 видов птиц (включая пролётных). Из них 26 видов занесены в Красные книги Омской области и России. Сейчас вы увидите их на экране (СЛАЙД № 20, 21, 22, 23, 24)
Здесь водятся такие виды, как утка-кряква, чирок-трескунок, чайка-хохотунья, а также чомги, лысухи (занимают по численности одно из первых мест), красноголовый нырок, крачки речные, кулики, варакушка, хохлатая чернеть, различные воробьиные (полевой и домовый воробей, несколько видов славок, синиц и трясогузок). С 1980 года в берёзовом колке находится колония грачей, в 2004 году в ней отмечалось 50 гнёзд. На пролёте бывает вдвое больше птиц: плавунчики, шилохвость, гоголь, большой кроншнеп, большой веретенник. Иногда появляются на водоёмах серый гусь, серый журавль, лебедь-кликун, баклан, беркут. 45 видов птиц, зарегистрированных на территории природного парка, гнездятся и выводят птенцов (в частности, озёрная чайка). (слайд №25)
Здесь встречаются 19 видов млекопитающих: обыкновенная бурозубка, домовая и полевая мышь, мышь-малютка, серая крыса, обыкновенный хомяк, полёвка красная и водяная, ондатра, выдра, заяц-беляк. Временами заходят степной хорёк, лисица, колонок. (слайд № 26, 27)
Кроме того, на территории парка встречаются прыткие ящерицы и остромордые лягушки, а в озёрах водятся караси и гольяны.
Вот такие замечательные животные встречаются у нас, в нашем большом и шумном городе. И сейчас мы послушаем Уразова Гошу, он получил домашнее задание: найти информацию в школьной библиотеке или в сети интернет об утке-крякве, обитающей в нашей птичьей гавани.
(Выступление докладчика) (слайд № 28 )
Воспитатель: Спасибо, …….., молодец, ты получаешь дополнительную фишку.
Воспитатель: Ребята, про птичью гавань вы теперь узнали. Мне очень бы хотелось у вас спросить, что же вы запомнили.
-
-
Где же находится Птичья гавань?
-
А как вы думаете, почему её назвали птичья гавань?
-
Сколько там живёт видов птиц? Примерно.
-
Какие млекопитающие встречаются в гавани?
-
Воспитатель: Молодцы ребята (раздача активным ребятам фишек)
-
-
Заключительный этап.
-
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.
-
Как называется тема нашего занятия?
-
Цель создания Красной книги?
-
Назовите четыре основные причины исчезновения диких животных и растений.
-
Какие заказники Омской области вы знаете. (слайд № 29 )
Воспитатель: Молодцы ребята (раздача активным ребятам фишек).
А сейчас подведем итоги нашего занятия. В течение занятия вы получали фишки за активную работу и за правильные ответы. Посчитайте, сколько фишек вы заработали и подумайте, какие звания вы получите?
(Слайд № 30 )
Берегите и охраняйте природу. Как можно и как нельзя относиться к ней, ты уже много знаешь и умеешь. Но еще больше предстоит узнать и научиться. По тому, как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный. Наше занятие закончилось. На следующем занятии мы познакомимся с озёрами Омской области и их обитателями. Спасибо за внимание. (Слайд № 31 )