Материал классного часа по теме Будьте милосердными 4 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему: «Будьте милосердными».

Цели:

  1. поговорить о лучших качествах человека, показать, что милосердие, доброта - первооснова человека, основа человеческих отношений;

  2. развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;

  3. способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  4. развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о милосердии. Эпиграфом нашего классного часа будут слова «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

  1. Что же такое милосердие?

  2. Обратимся к словарю ( Ожегов ).

  3. Составьте ассоциограмму к слову «милосердие».

  4. Милосердный - это какой? (дети подбирают синонимы ).

  5. Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

( Учащиеся рассуждают, приводят примеры)

Учитель. Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому - либо или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие - традиционная черта россиян.

«Вернёмся» на столетие назад. Вот некоторые факты.

В 1890- 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год

в Санкт- Петербурге- 1981327 рублей;

в Москве- 1813060 рублей;

в Одессе- 709863 рубля;

в Риге- 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и покупательную способность рубля тоже:

7-9 рублей стоила корова;

3-5 рублей костюм тройка;

25-40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.

в 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

А сколько их, интересно, сегодня?

Кому они помогают?

( ответы детей).

Учитель. Давайте попробуем с вами нарисовать солнце человечности.

Творческое задание «Солнце человечности».

Разделите детей на группы, раздайте им по листу ватмана и попросите их нарисовать солнце человечности. Каждый участник группы рисует на солнце свой луч и подписывает на нём имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески. Затем ребята по очереди рассказывает о своих лучах. Из работ делается выставка: «Солнце человечности».

( рисунки крепятся на доску )

Учитель .

  1. Стоит ли быть в наше время милосердным?

  2. Кому милосердие и сострадание нужнее всего?

  3. Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?

  4. Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?

  5. Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?

  6. Есть ли люди, не достойные милосердия?

Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

(Учитель читает статью Д. Гранина «О милосердии»).

  1. Почему мог произойти такой случай?

  2. Откуда же в людях равнодушие?

  3. Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

  4. Почему утрачивается чувство милосердия?

  5. Термин «милосердие», к сожалению , непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

  6. Нужно ли милосердие сегодня?

(Ученики рассуждают и отвечают)

Учитель. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечений травматизма доктора Г. А. Илизарова спросили: « Вы так много работаете для других , а когда же вы работаете для себя? » Врач - целитель страшно удивился : « Живу так , а не иначе не потому ,что должен , а потому что хочу помочь большему количеству людей».

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74 - летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь , перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной , повседневной жизни. В нашей стране есть много людей , которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

В стихотворении «Памятник» (1836) А.С. Пушкин написал такие слова:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку , в любом случае , они есть прямой призыв к милосердию.

И закончить наш с вами разговор хотелось бы « Облаком милосердия», которое вы сейчас будете составлять.

( на доске висят 3 облака, дети под музыку пишут на самоклеящейся разноцветной бумаге небольшое рассуждение « Что бы я сделал, чтобы в мире было больше милосердия», выходят, клеят на доску ).

Идёт обсуждение ответов детей.

Учитель. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите , уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

Афоризмы о доброте, милосердии.

1. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. ( Саади)

2. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. ( Эмерсон)

3. Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. ( Гюго)

4. Теплота человеческого сердца - это чудесное излучение - обогащает души людей, помогает им жить лучше и работать лучше. ( В.М.Кожевников)

5. Кто сочувствует горю ближних, тот будет иметь свою долю в их радости.

(пословица)



© 2010-2022