Статья про художественное чтение

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Художественное чтение.

Королева Э.И.,

учитель начальных классов

МОУ «Коркатовский лицей»

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний.

Искусство художественного чтения - творческое воплощение литературного произведения в звучащем слове. Оно содействует духовному обогащению школьника, развитию его личности. Задача художественного чтения литературного произведения - вызвать в воображении слушателя нарисованные автором картины жизни во всей их полноте, выявить смысл разнообразных явлений жизни и идею, которая раскрывается в их последовательности и взаимосвязи, донести в звучащем слове.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Литературное творчество проявляется не только в сочинении стихов, оно гораздо разнообразнее. Побуждать к нему - значит обращать внимание школьников на внутренний, духовный мир человека. Воспитать в своих читателях чувство слова - значит одновременно приобщить их к таким сокровищам великой русской речи, с которыми вряд ли что - нибудь может сравнится. Убеждение, что развитие творческих начал - достояние лишь небольшой группы учащихся, наделенных особыми способностями, ошибочно.

Способность к самостоятельной творческой активности можно развивать в кружке. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача кружковых занятий. Эти занятия способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Вот уже на протяжении нескольких лет я веду кружок "Художественное чтение". Все девчонки и мальчишки объединены общими чертами - они не забывают удивляться тому, что их окружает, сопереживают тем радостным либо грустным событиям, которые каждый день происходят вокруг них. Им нравится быть рядом друг с другом. Страдать, радоваться, негодовать - и все это по поводу того, что лично их не касается, что было с другими, а может быть, и вообще не было. Это начало творческого отношения к миру и к жизни. И такое восприятие ребятами мира мы стараемся развивать. В нем залог будущей гармонии художественного и научного отражения мира в человеке.

Работа кружка составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

На занятиях кружка много вниманий уделяем на выразительное чтение стихотворений и подготовку чтецов к литературным конкурсам. Ребята активно участвуют на школьных, районных и республиканских конкурсах чтецов. Дементьева Мария - «звездочка» кружка. Начиная с 1 классе она начала показывать хорошие успехи: выступала на школьных конкурсах, писала стихи и рассказы. Ее заметки можно увидеть на страницах газет «Ямде лий!» и «Морко мланде», в журналах «Кече».

Набрав опыта Мария стала выходить на большую сцену в районе, в республике и занимать призовые места. На муниципальном этапе: «Чавайновское чтение», 2010г., 2 место.; «Казаковское чтение», 2011г., диплом 2 степени.; за популяризацию и пропаганду творческого наследия выдающего поэта В.Колумба, 2011г, 2 место; «Олык Ипай лудмаш», 2012г, 1место; «Чавайновское чтение», 2011г., 2 место; «Колумб лудмаш 2012», 3 место в номинации авторское произведение. На межрегиональном уровне: «Колумбовское чтение». 2011г., 3 место.; «Чавайновское чтение», 2010г, 2 место. Состав кружка меняется. Одни ученики переходят учится в среднее звено, а мы учителя начальных классов начинаем работать с малышами, которые приходят в 1 класс. Среди них мы опять ищем таланты. И находим! Потехина Марина тоже показывает мастерство в конкурсах. Она и хорошо читает стихи, поет, танцует, хорошо рисует. На межрегиональном конкурсе поэзии и песенного творчества «Яндар йукан турийже», 2013г., заняла 1 место. Степанова Светлана заняла 2 место. В начале этого года активно приняли участие в зональном заочном конкурсе, посвященный 100-летию со дня рождения поэта В.Я.Рожкина в номинации «Авторское стихотворное произведение». Я надеюсь, что талант этих ребят не иссякнет, а будет развиваться с каждым годом.













© 2010-2022