- Преподавателю
- Классному руководителю
- Система развивающего обучения Л. В. Занкова
Система развивающего обучения Л. В. Занкова
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дмитриева О.Б. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Система развивающего обучения
Л.В.Занкова
Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная нашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901-1977).
Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков.
Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка - его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника.
Задача системы РО Л.В.Занкова:
предоставить ребёнку широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания; усвоение прочных знаний посредством продвижения ребёнка в общем развитии.
Важнейшее условие эффективности обучения
-
-
развитие нравственных качеств и эстетических чувств, воли;
-
-
формирование духовных потребностей, внутреннего побуждения к учению.
ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ
-
РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ
-
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
-
обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
-
ведущая роль теоретических знаний;
-
продвижение вперёд быстрым темпом;
-
осознание школьником процесса учения;
-
целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых
Условие реализации принципов
ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ АТМОСФЕРА ОБУЧЕНИЯ
-
Создаёт условие для самостоятельного добывания знаний.
-
Дискуссия становится основной формой решения проблемы.
-
Поощряется активность учащихся на уроке. Дети не боятся допускать ошибок.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
-
дидактические условия проведения урока
-
основные компоненты урока
-
процесс обучения
-
методы деятельности учителя и учащихся на уроке
-
формы общения учителя и учащихся на уроке и организации обучения
-
оценка деятельности учащихся
При отборе материала учебников учтены:
Необходимость создания ситуаций участия ребёнка в разрешении нравственных проблем;
Необходимость формирования потребности как можно больше читать и умения читать хорошо;
Необходимость общего психического развития.
Обучение в начальной школе закончено -что дальше?
Сейчас коллектив авторов работает над тем, чтобы обучение по системе Л. В. Занкова было продолжено и в основной школе (5-9 классы). С этой целью в Федеральном научно-методическом центре им. Л.В. Занкова создаются комплекты учебных пособий, а учителя-предметники проходят необходимую переподготовку. К настоящему времени созданы учебники для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению.
Однако многолетний опыт реализации системы общего развития в начальных классах показал, что даже при отсутствии учебников в основном звене занковских школьников до конца их пребывания в школе отличают учебная и общественная активность, самый высокий в школе показатель поступаемости в вузы, высокие адаптационные возможности.
В нашей школе накоплен достаточно богатый опыт работы педагогов по системе Л. В. Занкова, который показал прямую зависимость качества обучения от динамики его продвижения в общем развитии.
В школу мы идём познать
хитрую науку,
Цифры, азбука, письмо
вмиг прогонят скуку!
А занковская система -
чистое искусство -
В нас поможет воспитать волю, ум
и чувство.