Исследовательская работа Свадебный обряд

В данном ресурсе раскрыты традиции Валуского района Белгородской области на примере свадебнного обряда.Ныне мало сохранилось обычаев. Семейные обряды- родины, крестины, свадьбы менее всего сохранены в Валуйском районе. Они либо совсем уже не встречаются в селах, либо встречаются эпизодически. Поэтому я бы хотела напомнить, как проходили свадебные обряды в старину.Застолье начиналось с поздравления. Первыми поздравляли родители, затем родственники. Невеста одаривала родню жениха подарками. Во вре...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением

отдельных предметов»

г Валуйки Белгородской области





Областное научное общество «Истоки»






«Валуйский район и

его свадебные обряды»




Автор: Посохова Мария Сергеевна,

21.10.1996г

309990 г.Валуйки,

ул.Гагарина д.41 «а»

Руководитель: Е.В.Лукьянченко,

зам.дир.по ВР








2012 год

Валуйский Район расположен на юге области. Центр района - город Валуйки, расположен у слияния рек Валуй и Оскол. Город основан в 1599г., как пограничная крепость на южной окраине русского государства.

Название Валуйки произошло от названия реки, течения которой спокойное. Реку называли Валуйка, что означало - ленивая. Люди так же заметили, что река при впадении в реку Оскол разливается на несколько рукавов. Поэтому впоследствии река и город получили название во множественном числе - Валуйки.

В городе работали 6 кузниц, кирпичный завод. Люди занимались хлебопашеством. скотоводством, торговлей - для чего в городе проводились ежегодно 4 ярмарки.

В селах района были широко развиты промыслы и ремёсла. В их числе: ткачество, вязание кружев, изготовление холстов, бондарный, гончарный, плотницкий. А так же производство кирпича, лозоплетение, шубный, сапожный, валяльный и другие.

Ныне мало сохранилось обычаев. Семейные обряды- родины, крестины, свадьбы менее всего сохранены в Валуйском районе. Они либо совсем уже не встречаются в селах, либо встречаются эпизодически. Поэтому я бы хотела напомнить, как проходили свадебные обряды в старину.

Свадебные обряды - это обряд когда невесту выдавали замуж. В старину часто бывало так, что родители молодого человека сами выбирали ему невесту, а потом сообщали о своём выборе. Значительно реже женились по любви. Перед сватовством родственники жениха шли в дом будущей невесты - «двор глядеть» Если родители невесты давали согласие, тогда уже засылали сватов. Прежде, чем идти сватать, сваты (отец, крестный отец) собравшись в доме жениха, договаривались, кто будет главный сват, который должен вести все переговоры. Он должен быть находчивым, речистым, умеющий сказать шутку, прибаутку. Девушка, которая уже знала, что её должны засватать, собирала подруг на девишник. Невеста прощалась с подругами, причитала, а девушки пели песни.

Первый обряд который проводили - это Сватовство. Сваты, взяв хлеб - соль и выпивку, шли в дом невесты. у ворот их встречали. Старший сват начинал свою речь:

Люди, милые,

Люди, добрые,

Помогите вы

Горю нашему.

Заблудились мы,

Притомилися,

Из далёких земель идучи,

Пустите нас в дом,

обогрейте нас,

Дайте ноченьку отдохнуть.

Когда сватов пускали в дом, посылали кого-нибудь за жениховой матерью. Так как сватать полагалось только мужчинам. Было поверье, что женщина, первой входившая в дом, могла принести несчастье, и сватовство могло быть неудачным.

Сваты, войдя в дом, обязательно старались сесть под матицу - центральное бревно на потолке. Матица - языческое божество. Это сулило удачный исход сватовства. В доме сваты продолжали свою речь:


Добрый день, хозяюшка,

Добрый день, хозяин,

Просим нас простить

За лукаву речь.

Не блудили мы,

Не устали мы.

Есть у нас в семье

Добрый молодец,

Удалой храбрец,

Буйная головушка,

Закручинился он,

Пригорюнился.

Скучно молодцу без дружечки.

А прослышали мы, что есть у вас краса - девушка,

Подходящая до нашего молодца.

Разрешите вы,

Позовите её,

Покажите нам её,

Красну - девицу.

Выводили невесту. Девушка выходила скромно. Сваты внимательно её разглядывали, заставляли пройтись по комнате, что бы узнать, не хромая ли. Получив положительный ответ, сват обращался к жениху. После ответа жениха сват продолжал:

К вам, дорогие отец и мать,

Согласитесь ли вы выдать

Нам вашу доченьку?

Мы возьмём себе красну девицу.

Пусть они живут

Себе в дружбе,

Верности с нашим молодцом.

После согласия родителей, во время застолья, сваты договаривались о сроке свадьбы, о приданном невесты, о дарах молодым.

После сватовства подруги ходили к невесте помогать ей шить приданное. Накануне свадьбы родственники невесты отвозили в дом жениха сундук с приданным.

Следующий обряд был День свадьбы. В этот день рано утром подруги, собрав невесту к венчанию, усаживались за стол покрытый белой скатертью пели песню:

1.По горам, горам,

По крутым горам,

Ой да лё ли ля ли,

По крутым горам.

2.По крутым горам,

По желтым пескам.

Ой, да лё ли, ля ли,

По желтым пескам.

3.По жёлтым пескам,

По рассыпчатым.

Ой, да ля ли, ля ли,

По рассыпчатым.

Там ходил, гулял

4.Добрый моладе.

Ой, да ля ли, ля ли,

Добрый молодец.

5.Добрый молодец,

То Николушка.

Ой, да ля ли, ля ли,

То Николушка.

6.Он ходил, гулял,

Кудри расчёсывал.

Ой, да ля ли, ля ли,

Кудри расчёсывал.

7.Кудри чесал,

Причёсывал.

Ой, да ля ли, ля ли,

Причёсывал.

8.Причёсывал,

Разбумажевал.

Ой, да ля ли, ля ли,

Разбумажевал.

Эта песня свадебная, хороводная. Её пели ожидая приезда жениха.

Невеста в это время, сидя в другой комнате, плакала и причитывала:

Родная матушка,

Отдают меня

На чужую сторонушку,

На чужой сторонушке

Солнышко не греет,

А баз родной матушки

Никто не жалеет.

Песня передаёт плач и переживания невесты. Она прощается со своей волюшкой.

Когда девушка становится женщиной.

Жених же с дружками в это время собирал свадебный поезд.

Они украшали лентами и цветами упряжки лошадей, повозку, вешали бубенцы. Дружка перевязывала расшитым полотенцем - рушником. После чего жених и все гости ехали к невесте.

У ворот дома невесты обычно соседи перегораживали дорогу и требовали плату за вход. Дружка подносил им чарку водки, и свадебный поезд пропускали во двор.

При приезде жениха начинали петь песню:

1.Во теремя под оконушком,

Рано, рано,

Во теремя под оконушком,

Душель моё.

2.Там сидела ой, Марьюшка,

Рано, рано,

Там сидела Ивановна,

Душель моё.

3.Она сидит, слёзно плача,

Рано, рано,

Она сидит, слёзно плачет,

Душель моё.

4.Ивана не мае,

Рано, рано,

Ивановича не мае,

Душель моё.

5.Не плач же ты, Марьюшка,

Рано, рано.

Не не плач же ты, Ивановна,

Душель моё.

6.Жив я буду, не забуду,

Рано, рано,

Жив я буду, не забуду.

Душель моё.

7.Гулять пойду - с собой возьму.

Рано, рано,

Гулять пойду - с собой возьму,

Душель моё.

8.Как к соседу на бяседу,

Рано, рано,

А к саседу на беседу,

Душель моё.

9.А к батюшки во садочек,

Рано, рано,

А к батюшке во садочек,

Рано, рано,

10.Кормить буду калачами,

Рано, рано,

Кормть буду калачами,

Душель моё.

11.Поить буду водицею,

Рано, рано,

Поить буду водицею,

Душель моё.

Эта песня пелась во время выкупа невесты. Когда заходил жених девушки не вставали из - за стола, так как он должен был угостить их конфетами. Гостей размещали за столом. Возле невесты усаживали младших брата и сестру, в руках которых были рубель и скало. Они говорили:

У нас вот скало и рубель,

Давай за сестру сто рублей.

Жених выкупал место для себя рядом с невестой деньгами или сладостями.

После небольшого застолья родители начинали благословлять свою дочь и её избранника. Они расстилали перед ними шубу - символ богатства. Отец брал икону, а мать хлеб - соль. Невеста причитала, просила у родителей прощения, кланялась и целовала их. После благословения невесту выводили во двор. Она кланялась на четыре стороны, и садили в повозку. Жених, также перекрестясь, садился в другую повозку. Подруги в это время пели:

1.Да съехала Татьянушка,

Ох и ды сы двора.

Э ох да сломила берёзушку,

Да со верха.

2.Да сломила берёзушку,

Ох и ды со верха.

Э ох осталася берёзушка,

Да без верха.

3.Осталася берёзушка,

Ох и ды без верха,

Э ох оставайся мая мамушка,

Да без меня.

Эта песня рассказывает нам о том, как невеста не хочет покидать свой родимый дом. И хочет взять себе на память хоть что ни будь, что будет напоминать о нём.

Осыпав жениха с невестой зерном и хмелем, что бы жизнь у них была богатая и весёлая, приглашенные гости отправлялись на венчание в церковь.

После венчания мать и отец жениха встречали молодых с иконой и хлебом - солью. Они отведывали хлеб- соль, выпивали водки и разбивали рюмки. Родители благословляли и целовали молодёжь. Затем мать жениха расстилала от ворот до крыльца дома холст или рушники, что бы по ним молодые вошли в дом. Было поверь - кто первый ступит на холст, тот и будет верховодить в семье. В доме молодых сажали в святой угол под иконами. Перед ними ставили рюмки и две ложки перевязанные лентами. Молодым пить и есть за столом не полагалось.

Застолье начиналось с поздравления. Первыми поздравляли родители, затем родственники. Невеста одаривала родню жениха подарками. Во время застолья, которое длилось до позднего вечера, говорились пожелания и тосты.

Женщины пели величальные песни. Сначала величали жениха с невестой, а затем остальных. За величальные песни было принято платить, монеты обычно клали в кружку.

1.Да чей это по улице конь бежал.

Ой, лё ли, а ле ляй лё ли, конь бежал.

2.На конику Иванушка проехал.

Ой, лё лди а ле ляй лё ли, проехал.

3.На буланом Иванушка прозвенел.

О, лё ли а ле ляй лё ли, прозвинел

4.Как ворвался он к Марьюшке в зелен сад.

Ой, лё ли а ле ляй лё ли, в зелен сад.

5.Он вытоптал зелену мяту, василёк.

ОЙ, лё ли а ле ляй лё л, василёк.

6.Не оставил он Марьюшке на венок.

Ой, лё ли а ле ляй лё ли, на венок.

После выпитых чарок становилось все веселее. Гости от души веселились, плясали, пели частушки. Поздно вечером, перед тем как молодых отводить в «опочивальню», невесту повивали. Свашки снимали шаль, держа за два конца, завешивали ею от людей. Затем Затем снимали венок, расплетали косу, заплетали две косы и укладывали их на голове «по Бабьи». Свашки трясли шалью, чтобы молодых блохи не кусали, затем накрывали их.

После повивания невесты, дружка отводил молодых спать в пуньку. На следующий день рано утром он приходил их будить.

На второй день свадьбы, после брачной ночи невеста должна была встать очень рано, ещё затемно и помочь свекрови управится с хозяйством. Она помнила наставления своих родных:

Пойдёшь ты во чужие люди,

Держи ты головушку поклоливую,

Ритовое сердечушко да покорливое.

И тебя кликнут, ты откликайся,

Тебя пошлют - ты сама иди.

К середине дня приходили ряженые. Найдя молодоженов, которых от них прятали, они все вместе с песнями, с шутками, приплясывая, проходили по всем улицам села и шли в дом невесты. Вместе с ряжеными было принято появляться родителям невесты и звать молодых «снедать». Застолье в доме родителей невесты продолжалось до вечера. Все последующие дни гуляли у всех родственников жениха и невесты.

© 2010-2022