Сценарий классного часа «Уроки Холокоста – путь к толерантности»

Цель мероприятия: воспитание толерантного сознания и поведения у молодёжи на основе усвоение уроков Холокоста. Задачи: 1.Воспитательные: - формирование толерантного сознания, сочувствия к жертвам геноцидов, понимания недопустимости интолерантного поведения; - формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества; - воспитание чувства собственного достоинства, умения уважать достоинство ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Уроки Холокоста - путь к толерантности



Автор: Лучинина Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания,

КОГОАУ КФМЛ





Киров, 2013

Методические рекомендации по организации классного часа «Уроки Холокоста - путь к толерантности».


Цель мероприятия: воспитание толерантного сознания и поведения у молодёжи на основе усвоение уроков Холокоста.

Задачи:

1.Воспитательные:

- формирование толерантного сознания, сочувствия к жертвам геноцидов, понимания недопустимости интолерантного поведения;

- формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества;

- воспитание чувства собственного достоинства, умения уважать достоинство других;

- воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма.

2.Развивающие:

- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

- обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.

3. Образовательные:

- познакомить учащихся с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «интолерантность», «интолерантная личность», с Декларацией принципов толерантности;

- формировать у учащихся интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.

В проведении мероприятия я использую кейс - технологию с целью:

- «погрузить учащихся в историю, когда они эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки);

- способствовать тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существуют разные выходы; чтобы они определили, от чего зависит тот или иной выход (это формируется ответственность детей за выбор);

- обеспечить развитие компетентностей учащихся: учебно-информационной и коммуникативной (социальной).

Методы интегрированные в кейс - технологию:

- проблемный (представление проблемы, лежащей в основе ситуации);

- словесные (рассказ, беседа, дискуссия);

- наглядные (мультимедийная презентация);

- практические («наполнение кейса»).

Назначение: классный час для 9 (или 10,11) классов.

Место проведения: школьный кабинет.

Роль педагога: учитель старается раскрыть сущность толерантности и важности толерантного поведения человека как условия благополучного существования и развития общества. Показывает интолерантность, нетерпимость и страшные последствия, к которым они приводят через историю Холокоста. Раскрывает сущность геноцида, проводимого нацистами в годы Второй мировой войны. В беседе опирается на житейский опыт учащихся, их знания, основанные на художественной литературе, кинофильмах. Активизирует познавательную деятельность учащихся, используя средства эмоционального воздействия на ребят.

Оборудование: фотографии, медиапрезентация, карточки, документы, дополнительная литература.


Сценарий классного часа «Уроки Холокоста - путь к толерантности».

Ход мероприятия.

1.Введение в тему. Учащиеся входят в кабинет, берут жетоны 3 цветов и рассаживаются в 3 группы. Учитель приветствует ребят и сообщает, что сегодня на встрече предметом обсуждения будет важная проблема - толерантность в современном обществе. В ходе работы мы «построим кейс» (ребята знакомы с этой технологией).

Ученики быстро выбирают спикеров групп, сами они рецензенты и слушатели. Затем учитель выдаёт каждой группе по 1 статье (приложение №1), в которых описаны события произошедшие в Кировской области и просит прочитать их, затем выделить главную мысль и и ответить на вопрос: «Что объединяет эти события?»

Ребята отвечают, что эти события объединяют ненависть и неуважение к людям, жестокость, агрессия, дискриминация и национализм. Учитель соглашается с ответами и говорит, что такое поведение называют интолерантным, а людей, которые себя так ведут - интолерантными личностями. Задаёт вопросы: «Знакомы ли вы с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «интолерантность», «интолерантная личность»?

Ученики дают краткие ответы на вопросы. Учитель говорит, что мы ещё вернёмся к этим понятиям позднее.

Далее педагог обращает внимание ребят, что события, произошедшие в Кировской области имеют исторические корни: это политика нацизма в Германии и фашизма в Италии в 20- 40 годы XX века. На уроках истории мы изучили формирование тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-1930 г.г., агрессивную внешнюю политику Германии, Вторую мировую войну 1939 - 1945 г.г., «новый порядок» на оккупированных территориях, политику геноцида, Холокост. Не смотря на то, что все эти события происходили давно, они связаны с сегодняшними проблемами. Чтобы ученики поняли эту связь, учитель цитирует слова пастора Мартина Нимеллера, узника нацистских лагерей:

«Сначала они пришли за евреями. Я молчал - я не был евреем.

Затем они пришли за коммунистами. Я молчал - я не был коммунистом.

Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал - я не был профсоюзным работником.

Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь".

Педагог сообщает тему классного часа: «Уроки Холокоста - путь к толерантности».

2. Содержательная часть.

Один ученик цитирует стихотворение Александра Городницкого

«По Освенциму ветер гуляет».

По Освенциму ветер гуляет,

И ромашки растут меж печей,

И экскурсия нас ожидает,

Нас-людей, нас- людей, нас-людей... (изменено)

Вам покажут сожженные кости, -

Сколько хочешь на пепел глазей.

Приезжайте, пожалуйста, в гости

В тот музей, в тот музей, в тот музей.

Разбирайтесь по двое, по трое -

Каждый день, каждый час, каждый час.

Кто из вас лагеря эти строит,

Кто из вас, кто из вас, кто из вас?

Лучше мне докатиться до «вышки»,

В землю лечь, в землю лечь, в землю лечь,

Чем однажды подбросить дровишки

В эту печь, в эту печь, в эту печь.

Где музеи такие же встанут?

Ни намека о том, ни слезы, -

На бескрайних степях Казахстана

Или в жёлтой долине Янцзы?

По Освенциму ветер гуляет,

И ромашки растут меж печей...

Кто нам скажет, что нас ожидает,

Нас-людей, нас- людей, нас-людей... (изменено)

Далее об истории самого страшного из существовавших в Европе шести лагерей смерти - Освенциме, где находит отражение вся история Холокоста, рассказывает учитель (рассказ сопровождается показом мультимедийной презентации). Слушатели внимательно смотрят и эмоционального сопереживают увиденное. Завершают рассказ слова российского историка и философа, основателя Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтера:

«Шесть миллионов евреев - расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов - и каждый в отдельности.

Это - память, противящаяся забвению.

Это - зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это - убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает ХОЛОКОСТ».

Учитель обращает внимание ребят на то, что встреча проходит накануне очередной годовщины освобождения Освенцима Красной Армией (27 января 1945 г.), кратко знакомит слушателей с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Память о Холокосте» (приложение №2), выделяет что постановлением ООН 27 января ежегодно отмечается как Международный день памяти жертв Холокоста.

Далее учитель возвращается к понятиям «толерантность», «толерантная личность», «интолерантность», «интолерантная личность»: просит учеников посмотреть в словарь терминов (приложение №3) и, оценив политику Германии в 20- 40 годы XX века, определить черты какой личности - толерантной или интолерантной проявились в действиях нацистов?

Ученики называют проявления интолерантной личности: преследования, запугивания, угрозы, дискриминация, расизм, антисемитизм, национализм, геноцид, репрессии, эксплуатация и др.

Учитель напоминает о статьях из кейса, с которыми они познакомились в начале встречи. А там главные «герои» толерантные или интолерантные личности?

Ученики вновь говорят о проявлениях интолерантной личности: оскорбления, негативные стереотипы, запугивания, угрозы, дискриминация, расизм, национализм, геноцид, репрессии и др. Ещё ребята говорят, что им встречались люди с нацистскими взглядами, хотя их в Кирове немного. Они видели листовки, брошюры, в которых излагаются нацистские взгляды, используется нацистская символика. Многие считают, что сегодня сторонники нацистских взглядов представляют реальную опасность для общества и с ними надо бороться. Педагог соглашается с позицией учеников, дополняет их ответы. Отмечает, что к сожалению современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением интолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости. Российская Федерация страна полиэтническая, поликонфессиональная, поликультурная, но при всём своем многообразии Россия - это государство, объединяющее миллионы людей одной судьбой, общими чаяниями и делами. И в годы военных испытаний, и в мирное время представители разных народов, населявших Россию, показывали пример возможности совместного мирного труда и ратного подвига. Но были и проблемы в российском обществе во взаимоотношениях граждан, относящихся к различным этническим группам, конфессиям. Тем значимее становится воспитание толерантности у молодёжи. Вопросы формирования толерантности у людей, её практического применения являются актуальными для человечества в целом. В ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН приняла Декларацию принципов толерантности (приложение №4). В ней говорится: «Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность - это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства». В честь принятия Декларации 16 ноября было объявлено Международным Днём толерантности.

Заключительная часть. Подведение итогов встречи.

Учитель предлагает «построить кейс»: наполнить его карточками с качествами толерантной личности, чтобы затем этим кейсом пользоваться в повседневной жизни. Сначала ученики, работая в группах, предложенные качества выстраивают как противопоставления: толерантные и интолерантные- сотрудничество, ксенофобия, доброжелательность, монолог, фундаментализм, диалог, соперничество, эмпатия, ненависть, совместимость, отчуждение, зависть, уважение, снобизм, принятие (мнения, человека, группы), этноцентризм, этническая толерантность, зависимость, дискриминация, компромисс, равноправие, свобода, фанатизм, агрессия, консенсус, идеологизация или индоктринация.

Затем учитель выдаёт ребятам ксерокопию проявлений толерантности и интолерантности (приложение №5). Спикеры и учитель проверяют правильность выполнения задания, учитель исправляет, если не верно.

Далее ученики «кладут в кейс» качества толерантной личности, поясняют их: сотрудничество, доброжелательность, диалог, эмпатия, совместимость, уважение, принятие (мнения, человека, группы), этническая толерантность, компромисс, равноправие, свобода, консенсус.

Ребята говорят, что они поняли, что именно этими качествами необходимо руководствоваться в общении друг с другом, нужно сохранять своё достоинство и уважать достоинство других и искать конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций. Учащиеся поняли опасность ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма и недопустимость интолерантного поведения.

Учитель благодарит ребят за работу и говорит, что они чётко должны осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. И крах нацизма - самое грозное предупреждение всем, кто и в наши дни проповедует эти опасные идеи, пытается оправдать преступления нацистов и подвергает ревизии итоги Второй мировой войны. Это не только оскорбляет память павших, но и фактически открывает путь для возрождения человеконенавистнических теорий, порождает недоверие во взаимоотношениях между народами. Сегодня весь цивилизованный мир склоняет голову перед жертвами варварских акций нацистов, ставших трагическим прологом Холокоста. Учитель выражает уверенность, что прогрессивные силы планеты и, конечно сами ребята, будут и впредь делать всё возможное, чтобы такое никогда не повторилось. И сегодняшняя наша встреча - ещё один значимый вклад в достижение важнейшей задачи - укрепления толерантности.








Приложение №1

Неонацисты, убивавшие бомжей, приговорены к длительным срокам.

Приговором Кировского областного суда к длительным срокам заключения приговорены два подростка, которые совершили ряд преступлений против бомжей.

Суд установил, что два несовершеннолетних 16-ти и 17-ти лет, увлекаясь атрибутикой и печатными изданиями различных движений неофашисткого толка, испытывали жгучую ненависть к бомжам. С 9 по 17 мая прошлого года молодчики, предварительно договорившись между собой, совершили нападение на одну женщину и двух мужчин, которых они посчитали бомжами. Так, 13 мая 2008 года они совершили убийство мужчины, которому нанесли не менее 30 ударов ногами. От полученных травм потерпевший скончался на месте преступления. 17 мая 2008 года вечером подростки совершили убийство другого мужчины, нанеся ему многочисленные удары ногами и три удара ножом, один из которых и стал смертельным.

Согласно заключению судебной психолого-психиатрической экспертизы, подростки признаны вменяемыми. Один несовершеннолетний признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.111, п.п. «ж,л» ч.2 ст.105, п.п. «г,е» ч.2 ст.112, п. «б» ч.2 ст.115, п. «б» ч.2 ст.116 Уголовного кодекса, и ему назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы. Второй приговорен к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В ходе следствия у виновных были изъяты распечатки нацисткой символики, различных призывов националистического содержания.

В Кирове неонацисты ранили ножом дагестанского подростка.

Прокуратура Октябрьского района города Кирова 25 сентября 2011 года предъявила обвинения неонацисту за нападение на дагестанского подростка с ножом. Об этом "НацАкценту" сообщили в пресс-службе прокуратуры Кировской области.

22-летнего Филлипа Павлова обвиняют по ч.2 ст. 115 УК РФ("Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью, совершенное по мотивам национальной ненависти"). Ему грозит до двух лет лишения свободы.

По версии следствия, вечером 1 июля Павлов вместе с друзьями напали на несовершеннолетнего подростка-дагестанца в районе улицы Правды. Ранее молодые люди не были знакомы со своей жертвой. Как утверждает следствие, нападение было совершено на почве национальной неприязни. Павлов с друзьями были сторонниками национал-социалистических взглядов. Пока потерпевший защищался от других нападавших, Павлов ударил подростка ножом в спину. После этого молодые люди разбежались.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела, потерпевшему был причинен лёгкий вред здоровью. В ближайшее время уголовное дело будет направлено в Октябрьский районный суд Кирова для рассмотрения по существу.

Эксперты нашли в фильме антифашиста разжигание ненависти к скинхедам.

«НацАкцент» писал, что антифашиста обвиняют в разжигании розни к социальной группе «скинхеды» (ч. 1 ст. 282 УК). Признаки уголовного преступления полиция усмотрела в двухчасовом фильме Иванова об антифашистах "Российские скинхеды- антифашисты", показанном в одном из клубов Владимира. Лингвистическая экспертиза подтвердила наличие в фильме антифашиста Андрея Иванова признаков разжигания розни к социальной группе «скинхеды». В экспертизе, проведенной ООО «Вневедомственная судебная экспертиза», утверждается, что фильм Иванова «содержит факты, свидетельствующие о негативной оценке человека или группы лиц по признаку социальной принадлежности». Сам фильм состоит из нарезок выступлений леворадикальных музыкальных групп и интервью с активистами: музыканты рассказывают о своем творчестве, а активисты объясняют свою идеологию. В заключении лингвистов говорится, что в фильме имеется «косвенный призыв к враждебным действиям одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по идеологии». Также эксперты посчитали, что фильм «пропагандирует неполноценность граждан по признаку их отношения к определенной социальной группе» и «унижает достоинство человека» по этому же признаку.

Защитники Иванова намерены провести собственную независимую лингвистическую экспертизу.



Приложение № 2

РЕЗОЛЮЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН «ПАМЯТЬ О ХОЛОКОСТЕ» от 26 октября 2005 г.

Генеральная Ассамблея,

подтверждая Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашается, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, изложенными в ней, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, религии или иного положения,

ссылаясь на статью 3 Всеобщей декларации прав человека, где говорится, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность,

ссылаясь также на статью 18 Всеобщей декларации прав человека и статью 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии,

учитывая, что основополагающий принцип Устава Организации Объединённых Наций- «избавить грядущие поколения от бедствий войны»- указывает на неразрывную связь между Организацией Объединенных Наций и той беспрецедентной трагедией, которой стала Вторая мировая война,

ссылаясь на Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, которая была принята с целью избежать повторения актов геноцида, подобных тем, которые были совершены нацистским режимом,

ссылаясь также на преамбулу Всеобщей декларации прав человека, которая гласит, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества,

принимая во внимание тот факт, что шестидесятая сессия Генеральной Ассамблеи проходит через шестьдесят лет после разгрома нацистского режима,

напоминая о двадцать восьмой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, уникальном мероприятии, которое было проведено в память об освобождении нацистских концентрационных лагерей,

воздавая должное мужеству и самоотверженности, проявленным солдатами, освободившими концентрационные лагеря,

подтверждая что Холокост, приведший к истреблению одной трети евреев и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем народам предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предвзятость,

1. Постановляет, что Организация Объединенных Наций объявит 27 января Международным днем памяти жертв Холокоста, который будет отмечаться ежегодно.

2. Настоятельно призывает государства-члены разработать просветительские программы, благодаря которым уроки Холокоста всегда будут в памяти будущих поколений и которые помогут предотвратить будущие акты геноцида, и в этой связи высоко оценивает деятельность Целевой группы по международному сотрудничеству по вопросам просвещения, памяти и исследованию Холокоста.

3. Отвергает любое отрицание Холокоста - будь то полное или частичное- как исторического события.

4. Выражает признательность тем государствам, которые активно
способствовали сохранению мест, использовавшихся в качестве нацистских лагерей смерти, концентрационных лагерей, принудительно-трудовых лагерей и тюрем во время Холокоста.

5. Безоговорочно осуждает все проявления религиозной нетерпимости, подстрекательства, преследования или насилия в отношении отдельных лиц или общин, обусловленные этническим происхождением или религиозными верованиями, где бы они ни имели место.

6. Просит Генерального секретаря учредить программу просветительской деятельности под названием «Холокост и Организация Объединенных Наций», а также принять меры по мобилизации гражданского общества в целях сохранения памяти о Холокосте и просвещения по связанным с ним вопросам, с тем чтобы помочь предотвратить будущие акты геноцида, представить Генеральной Ассамблее доклад об учреждении этой программы в течение шести месяцев после принятия настоящей резолюции и представить доклад об осуществлении этой программы на ее шестьдесят третьей сессии.






Приложение № 3

Словарь терминов.

Антисемитизм- одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.

Газовые камеры- помещения в фашистских лагерях смерти, в которых с помощью газа массово уничтожались люди.

Геноцид- истребление отдельных групп населения по расовым национальным, этническим и религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на их уничтожение.

Гетто- в годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов.

Депортация - принудительная транспортировка людей за пределы тех мест, где они проживали.

Коллаборационисты- люди, сотрудничавшие с нацистами на оккупированных территориях.

Концентрационный лагерь- место изоляции военнопленных, заключенных.

Лагерь смерти- территории, специально выделенные и оборудованные для массового уничтожения людей.

Нацизм- сокращенно от фашистской национал-социалистической партии Германии - одно из названий германского фашизма.

Освенцим (Аушвиц)- концентрационный лагерь истребления в верхней Силезии (Польша) в 55 км. от Кракова. Был основан как концентрационный лагерь в 1940 году. В начале 1942 года стал лагерем истребления. В Освенциме было уничтожено около полутора млн. человек. В лагере существовали подпольные группы сопротивления. 27 января 1945 года освобожден Советской армией.

Праведники народов мира- звание, которое израильский парламент присваивает людям различных национальностей и вероисповедания, спасавших во время войны евреев от нацистских палачей.

Холокост (от греческого слова Holocaustos - всесожжение, жертвоприношение с помощью огня)- наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти Гитлера и до окончания Второй мировой войны (1933 - 1945 г.г).

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение)- терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции.

Декларация принципов толерантности- принята 16 ноября 1995 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО. В честь принятия Декларации 16 ноября объявлено Международным Днем толерантности. Наиболее точное определение понятие «толерантность» приобрело в «Декларации принципов толерантности». Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» (из Декларации принципов толерантности. Утв. рез. 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. .tolerance.ru).

Критерии толерантности:

1.Равноправие (равный доступ к социальным благам, к политической жизни, управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе).

2.Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.).

3.Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств.

4.Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе.

5.Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества.

6.Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем.

7.Позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином "эмпатия". Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на другого.

Терпимость - социально-психологическая черта человека, выражающая уважительное и доброжелательное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнением, традициям, привычкам и поведению других людей. Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения, угроз. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений, личностное исправление.

Интолерантность (нетерпимость). Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.

Интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти.

Проявления нетерпимости.

1.Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения.

2.Игнорирование (отказ в беседе, в признании).

3.Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик).

4.Этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами).

5.Поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу).

6.Преследования, запугивания, угрозы.

7.Дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе).

8.Расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие).

9.Ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»).

10.Национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав).

11.Фашизм и нацизм (реакционные антидемократические режимы, для которых характерны крайние формы насилия и массовый террор);

12.Империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов).

13.Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств).

14.Осквернение религиозных или культурных символов.

15.Религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов).

16.Изгнание (официальное или насильственное).

17.Сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы).

18.Репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).




Приложение № 4

Декларация принципов терпимости.

Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

Государства - члены ООН по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28 сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года,

Преамбула.

- памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»,

- напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»,

-напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26),

- принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

Международный пакт о гражданских и политических правах,

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,

Конвенцию о правах ребенка,

Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,

Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,

Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,

Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,

Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,

Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,

Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека,

Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,

Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,

Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,

- памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,

-учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года ООН, посвященного терпимости, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года ООН, посвященного терпимости,

- испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,

- обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,

-принимают и торжественно провозглашают настоящую

Декларацию принципов терпимости.

-преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов терпимости в наших обществах, поскольку терпимость является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов,

мы заявляем следующее:

Статья 1 - Понятие терпимости.

1.1. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Статья 2 - Государственный уровень.

2.1. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2. Для того чтобы сделать общество более терпимым, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без терпимости, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2).

Статья 3 - Социальные аспекты.

3.1. Терпимость как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2. Терпимость необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4 - Воспитание.

4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2.Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе терпимости, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5 - Готовность к действию.

Мы обязуемся поощрять терпимость и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6 - Международный день, посвященный терпимости.

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения терпимости и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным терпимости.


Приложение № 5

Проявления

толерантности

интолерантности

формы

определение

формы

определение

Уважение

Высокая степень авторитета, дове­рия, признания.

Снобизм

Поведение, взгляды и манеры, претен­дующие на показ своей особой ис­ключительности, пренебрежение ок­ружающими людьми и их интересами.

Зависть

Резко негативное отношение к успе­хам других людей.

Совместимость

Возможности и пер­спективы достиже­ния эффективности в совместной дея­тельности.

Отчуждение

Процесс превраще­ния различных форм человеческой деятельности и её результатов в само­стоятельную силу, господствующую над ним и враждеб­ную ему.

Принятие (мнения, человека, группы)

Способность согла­ситься с существо­ванием особенно­стей, которые не свойственны опре­деленному челове­ку, группе, общности и т.п.

Ненависть

Стойкое активное отрицательное чув­ство, направленное на явления, проти­воречащие его по­требностям, убеж­дениям и ценно­стям. Формирова­нию ненависти. Предшествует ост­рое недовольство или систематиче­ское накопление отрицательных пе­реживаний.

Эмпатия

Постижение эмо­ционального со­стояния человека в форме сопережива­ния, т.е. принимает­ся во внимание ли­ния поведения партнера, к нему относятся с сочув­ствием, но межлич­ностные отношения с ним строятся ис­ходя из стратегии собственного пове­дения.

Доброжелательность

Отношение к друго­му человеку или группе людей, под­разумевающее по­ложительное распо­ложение или на­строй.

Ксенофобия

Повышенная враж­дебность или опа­сение в отношении определенных групп, страх перед незнакомыми людь­ми или местами.

Сотрудничество

Выработка общего решения путем пе­реговоров, участие большого количест­ва людей в одном или разных, но свя­занных между собой направлениях дея­тельности.

Соперничество


Упорное отстаива­ние своей позиции, стремление любыми способами доказать ее преимущество перед другими, не­желание поступать­ся принципами, аг­рессивная линия поведения.

Диалог

Взаимодействие с целью решения за­дачи или проблемы, при котором его участники исходно признают наличие взаимных расхож­дений в оценке про­блемной ситуации и возможностей выхо­да из нее.

Монолог

Обращение к само­му себе; речь на­едине с самим со­бой. Замкнутость на себе.

Фундамента­

лизм

Непоколебимая, чрезмерная, грани­чащая с фанатиз­мом привержен­ность определен­ным идеалам, прин­ципам, идеям.

Фанатизм

Страстная преданность своей вере или идее, соединенная с крайней нетерпимостью к чужим убеждениеям.

Свобода

Защищенность че­ловека от нежела­тельного воздей­ствия, насилия, на­личие альтернатив и возможность выбора действия в соответ­ствии со своими интересами и целя­ми, возможности для творческой са­мореализации лич­ности.

Зависимость

Положение, при ко­тором подчиняются чужой воле, власти кого-нибудь; ограни­чение в своих дей­ствиях чужой вла­стью, волей, влия­нием.

Консенсус

Наличие сходных ориентаций, позво­ляющих установить взаимопонимание и (или) взаимодейст­вие по тому или иному вопросу (яв­ляется рамкой мно­гообразия).

Идеологизиция или индоктринация

Насильственное навязывание лично­сти (группе, народу) ценностей, целей, идеологий теми или иными институтами (людьми).

Компромисс

Способ достижения согласия, заверше­ния конфликта пу­тем взаимных усту­пок и частичного удовлетворения интересов сторон.

Агрессия

Воинственная враж­дебность по отно­шению к окружаю­щим; индивидуаль­ное или коллектив­ное поведение, на­правленное на на­несение физическо­го или психического вреда либо даже уничтожение другого человека или груп­пы.

Равноправие

Равенство распре­деления власти, включающее воз­можность для каж­дого гражданина формировать и вступать в полити­ческие организации; свободу выражения собственного мне­ния, право голоса, право на избрание в органы государственной власти

Дискриминация

Лишение или огра­ничение прав определенных групп по национальному, половозрастному, религиозному, расо­вому или другим признакам, по поли­тическим убеждени­ям, изоляция в об­ществе. Может быть официальной (госу­дарственной) - закрепление определенных положений в законах и публичной политике и неофициальной (бытовой) - на уровне повседнев­ного поведения, зачастую нарушаю­щего существующие законы

Этническая толерантность

Способность чело­века проявлять тер­пимость к малозна­комому образу жиз­ни представителей других этнических общностей, их пове­дению, националь­ным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т. д.

Этноцентризм

Склонность челове­ка воспринимать и оценивать явления окружающей дейст­вительности сквозь призму ценностей и традиций собствен­ной группы как эта­лона для сравнения с другими Развитию этноцентризма спо­собствует слабая осведомленность людей об обычаях, верованиях, тради­ционных занятиях представителей других социальных групп. Этноцентризм препятствует про­цессу ассимиляции и является мощным стимулом внутри­групповой консоли­дации.


Библиография.

1.Альтман И.А. Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941-1945 гг. - М., 2002.

2.Брухфельд С., Левин П. Передайте об этом детям вашим…: История Холокоста в Европе. 1933-1945. - М., 2000.

3.Преподавание темы Холокоста в ХХI веке. - М.: Фонд «Холокост», 2000.

4.Уроки толерантности. Сборник методических материалов. Пермь, 2005.

25


© 2010-2022