Статья Роль творческого педагога в современной педагогике

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Роль творческого педагога в современной педагогике»

Громова НВ -учитель начальных классов МАОУСОШ №2 п. Хвойная Новгородской области, аспирантка.

О проблеме формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. Анализ психолого-педагогической периодики последних лет позволяет утверждать, что данный вопрос находится под пристальным вниманием ученых, исследователей, научных работников, психологов и педагогов, и, конечно, родительской общественности.

Слова выдающего педагога наших дней В.А. Сухомлинского о том, что очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью, стали девизом многих российских школ. [10, 34]

Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения, направлены, прежде всего, на «..создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая обеспечивает социальную успешность, развитие учебных, индивидуальных и творческих способностей ученика.» Принципиально по-новому ставится цель обучения: психическое и творческое развитие личности на основе способности к самореализации. [12,27]

Современные дети стали более информационными. Многие владеют компьютером. Основная масса, придя в школу, уже читает. Это не те дети, которые обучались 10-15 лет назад.

А изменился ли учитель? Что учитель может в современном мире? Делаем ли мы ежедневно, ежечасно что-нибудь, чтобы «продвинуть» каждого ребенка дальше? Можем ли мы соперничать с видео- и телепередачами, которые ярко представят и пустыню и Арктику? Интересно ли учителю соперничать с тем, что видит ребенок на экране?

Современная школа в современных условиях может развиваться и быть востребованной только при хорошем учителе, от деятельности которого во многом зависят результаты обучения и воспитания.

Учитель - главная фигура в этом образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм.

Развитие творческих способностей детей начинается с создания творческой образовательной среды для роста и развития творческого потенциала ребенка.

В свою очередь это предъявляет особые требования к его профессиональной «личностной подготовке».

А.Н. Лук, отмечает: «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. …Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей». [ 7,120]

Такую же позицию поддерживали Б. М. Теплов и Р. С. Немова. Они утверждают, что «… учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать творческую деятельность, в процессе которой, развиваются творческие способности учащихся. Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников. [8,67]

Многие исследователи считают, что важную роль необходимо отводить уровню профессионализма педагога. Так, М.М. Князев отмечает, что педагог является творческой личностью, если он занимается педагогическими инновациями. Педагогическая инновация, по его словам,- это такие актуально значимые и системно- самоорганизующиеся новообразования, которые позитивно влияют на развитие. А уровень развития творческого потенциала педагога предполагает, исходя из таких критериев, как:

-умение создавать творческую атмосферу в процессе деятельности,

-интерес педагога к новшествам;

-участие педагога в исследовательской деятельности (самостоятельно, коллективно);

-создание своей концепции урока, учитывая творческие способности детей;

- учет нюансов отдельных учащихся. [5]

По мнению В.П. Бранского и С.Д. Пожарского главными критериями определения уровня творческого потенциала педагога являются:

- саморазвитие; самоорганизация: самореализация и самоподготовка педагога. [1,143]

Саморазвитие - способность системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательных процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы образования и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д. [4]

В процессуальном аспекте профессиональная самоорганизация состоит из двух взаимосвязанных процессов, которые трансформируется один в другой - профессиональной подготовки и профессиональной самореализации

Самоподготовка отражает формирование профессионального творческого потенциала, профессиональной компетентности педагога, а самореализация педагога обеспечивает внедрение этого потенциала в жизнь, в профессиональную деятельность. [1,144].

Развитию профессионального мастерства педагогов служит методическая работа в школе. В содержательном плане она направлена на:

- информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и достижениях педагогической науки и практики;

- обучение и развитие педагогических кадров, повышение их оперативной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности;

- выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической и инновационной деятельности членов педагогического коллектива;

- подготовку методического (научно-методического) обеспечения для осуществления образовательного процесса: учебно-методических комплексов, рекомендаций и других продуктов методической (научно-методической) деятельности. [2,13]

С целью повышения эффективности методической работы в школе осуществляется основательное изучение уровня профессионально-педагогической квалификации кадров. Это позволяет организовать дифференцированный подход в осуществлении методической работы.

Для методического обеспечения развивающейся школы это хороший фундамент. Главное сегодня - научить педагога использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему целостной педагогической деятельности, то есть вовлечь педагога в методическую деятельность. Все это потребует от педагога умения работать по законам творчества, используя собственный творческий потенциал.

Существуют различные формы повышения квалификации, каждая из которых имеет свои специфические особенности.

1. Педагогические советы - постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности образовательного учреждения Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.

2. Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки.

3. Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане Образовательного учреждения

Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.

4. Просмотры уроков, занятий, которые позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.

5. Участие педагога в конкурсах «педагогического мастерства» , в исследовательской деятельности и т.д.

Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как:

- целенаправленное накопление педагогических материалов;

- анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы;

- подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса. [3;6;7]

Как выявить уровень творческого потенциала педагога? Форм для решения данной проблемы много и выбрать то, что подходит к данному учреждению и коллективу- очень сложно. Поэтому диагностикой послужит то, как педагог организует свою деятельность, как участвует он в жизни класса и школы?

Благодаря активному участию в методической работе, учитель сохраняет и закрепляет своё положение в школе, свой творческий потенциал. Обучение делает учителя более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным. [11]

Таким образом, педагог- главный субъект образовательной среды,

который играет наибольшее значение в процессе образования.

Н.М. Платонова выдвинула версию, что условием повышения эффективности обучения, в том числе и развитию творческого потенциала педагогов и учащихся послужит педагогическое стимулирование. [9]

Идея осуществления педагогического стимулирования предполагает потребность общества в повышении уровня профессионально-творческой подготовки учителя, в развитии творческой, самосовершенствующейся и саморазвивающейся личности. [9]

Вопросы педагогического стимулирования рассматривали такие исследователи, как Ю.К. Бабанский, С.Г. Вершловский, П. Я. Гальперин, Л.Ю. Гордин, З.И. Равкин, В.Н. Тарасюк, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др. Они отмечали, что большое внимание следует уделять словесному стимулированию, похвале, которые являются самыми эффективными методами стимулирования.

В исследованиях Н.М. Платонова мы встретились с такими методами, как:

- поощрение, похвала (даже положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение со стороны администрации- это совсем немало, ибо улыбка и теплое слово, как хлеб, никогда не надоедают. Приветливое и радушное лицо педагога, администратора - это поистине педагогический вклад.);

- создание ситуации успеха (укрепление веры человека в себя, но требует от педагога больших усилий);

- стимулирование (материальное);

- соревнование (участие педагога в профессиональных конкурсах) и т.д. [9]

Таким, образом роль педагога в образовательном процессе очень велика, а роль творческого педагога- бесценна.

Исследуя научную, методическую, педагогическую литературу о педагоге, я была восхищена высказываниями мудрых людей, которые могут быть девизом любого педагога, отдающего своей работе и душу, и сердце.

Вникните в эти слова:

1. Л.Н.Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». [13]

2. Персидский и таджикский философ и писатель Джами считал, что:

- Коль ты, мудрец, других мудрей, сто человек учи.

Зажечься смогут сто свечей лишь от одной свечи.

- Себя сначала воспитай,

Чтоб не познать бесславья,

Потом другим преподавай

Науку благонравья. [13]

А завершить свою статью хочу словами восточной мудрости:

Талант того, кто рос без воспитанья,

Бывает обречён на увяданье,

А воспитанье тех, в ком нету дарованья,

Скорей всего - напрасное старанье. [13]

Будьте добрее, мобильнее, усерднее, творите, любите и будете любимы!

Список литературы:

  1. Бранский В.П. Социальная синергетика и акмеология / В.П. Бранский, С.Д. Пожарский. - СПб. : Политехника, 2002. - 476 с.

  2. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: ИНФРА-М, 2003. -344 с.

  3. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 2004. - 365 с.

  4. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001.- 134 с.

  5. Константинова Л. Б. Развитие творческих способностей младших школьников. Начальная школа / Под ред. Горецкого В.Г.- Москва: Начальная школа, 2000, №7. -144с.

  6. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы / Под общ. ред. В.Г. Онушкина. - СПб., 1996. - 122 с.

  7. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.:Политиздат,1976. - 144 с .

  8. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990.-231.

  9. Платонова Н. М. Педагогическое стимулирование как условие повышения эффективности обучения // Проблемы и пути перестройки процесса обучения в школе. 5ballov.qip.ru

  10. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором. // Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. - Т.З - М.: Педагогика, 1981.-С.7-204.

  11. Теплов Б.М. Способности и одаренность.- В кн.: Психология. М.,1948.- 156

  12. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-31 с.

  13. psihologschool.ucoz.ru

© 2010-2022