Литературно-музыкальная композиция посвящённая 9 Мая

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Споёмте, друзья…

Сценарий вечера, посвященного Дню Победы

Вы, наверное, замечали что, несмотря на несхожие индивидуальные музыкальные пристрастия, военные песни любят и поют у нас люди самых разных возрастов. Есть в этих песнях необыкновенная щемящая искренность, затрагивающая главные струны души. Очевидно, в первые дни мая уместен в школьных стенах именно вечер военной песни, подготовка к которому способна сплотить в едином порыве весь коллектив. У старшего поколения сохранились пластинки с голосами Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой, Марка Бернеса, младшие пополнили семейные коллекции записями песен Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, ансамбля «Каскад».

Важно, чтоб приглашённые в школу ветераны были готовы отвечать на вопросы ведущих- это поддержит атмосферу задушевности, сотворчества, когда хочется не только слушать, но и петь в общем импровизированном хоре.

Оформление сцены может быть предельно простым: гитара или баян, скромный кувшин с одним тюльпаном, к которому выступающие при входе на сцену добавляют цветы.

Главное пожелание устроителям, чтобы во время этого майского вечера хорошо и душевно пелось! Предлагаем вариант сценария.


Громкозвучащая современная модная мелодия внезапно обрывается. Зал заполняют звуки «Москвы майской» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. Дан. И Дм. Покрасс). На сцене двое ведущих (он и она), чтецы, исполнители песен.

1-ый ведущий. Вы бывали 9-го Мая возле Большого театра?

2-ой ведущий. Вы слышали, как поют ветераны, как им подпевают и тридцатилетние, и двадцатилетние, и десятилетние?

1-ый ведущий. Побывайте обязательно и вы почувствуете ещё раз, как дороги нам эти песни, как священна наша память. Сегодняшний вечер мы посвящаем военной песне.

2-ой ведущий. Той, что роднит наши поколения, соединяет руки и сердца дедов, сыновей и внуков. И от этого руки становятся сильнее, а сердца- шире и трепетнее.

1-ый ведущий. Итак, слушаем, думаем, вспоминаем, поем…

Человеку холодно без песни

На земле, открытой всем ветрам,

Я не знаю в мире место есть ли,

Где не верят песням, как кострам.

На фоне довоенной «Рио-Риты» тихо и задумчиво звучат слова.

Чтец: Рио-Рита, Рио-Рита- вертится фокстрот,

На площадке танцевальной сорок первый год.

Музыка постепенно затихает.

Чтецы:

-В саду городском в воскресенье

Оркестр на закате гремит,

И ситцевый ветер веселья

По жёлтым дорожкам летит.

Там вальс в босоножках-обновках

Кружит в хороводе огней

Без отдыха, без остановки,

Волшебною силой своей

Сближая сердца безрассудно…

Ты только поближе взгляни:

Мы были с тобой в сорок первом

Такими, как нынче они,

Когда оборвался внезапно

Наш вальс на тесовом кругу,

И в маршевых ротах на запад

Ушли мы навстречу врагу.

Прощаний не помню короче,

Дороги тонули в пыли.

Мы песню про синий платочек

На память с собой унесли…

Звучит песня «Синий платочек» (сл. М. Максимова, муз. Г. Петербурского) в исполнении Клавдии Шульженко.

1-ый ведущий. В ночь на 22 июня 1941 года в гарнизонном клубе Бреста шла репетиция концерта самодеятельных актёров.

Чтецы:

- Брест в сорок первом.

Ночь в разгаре лета.

На сцене- самодеятельный хор.

Потом: « Джульетта, о моя Джульетта!»

Вздымает руки молодой майор.

Да, репетиции сегодня затянулись,

Но не беда: ведь завтра выходной…

Спешат домой вдоль сладко спящих улиц

Майор Ромео с девочкой-женой.

Она и впрямь похожа на Джульетту

И как Джульетта, страсно влюблена.

- Брест в сорок первом.

Ночь в разгаре лета.

И тишина, такая тишина!

Летят последние минуты мира.

Проходит час, потом пройдет другой,

И мрачная трагедия Шекспира

Покажется забавною игрой.

2-ой ведущий. На переход через границу в фашистском плане «Барбаросса» было запланировано 30 минут. Брестская крепость держалась месяц.

На последних словах начинают звучать трагические аккорды «Священной войны» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова) , постепенно усиливаясь.

1-ый ведущий. По сведениям статистики, из добровольцев 1922, 23 и 24-го года рождения в живых осталось три процента.

Чтецы:

- Вновь прошлого кинолента

Раскручена передо мной:

Всего только три процента

Мальчишек пришло домой…

Да, раны врачует время,

Любой затухает взрыв.

- Но всё-таки как же с теми-

Невестами сороковых?

Им было к победе двадцать,

Сегодня им шестьдесят.

Украдкой они косятся

На чьих-то чужих внучат.

Исполняется песня « Вечер на рейде» (сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьёва-Седого).

Чтец:

А было, под Волховом синим

В крови поднимался рассвет.

Завязшие танки в трясине

И чёрные ленты ракет.

Болота, болота, болота,

За каждую точку бои,

И молча в отчаянных ротах

Друзья умирают мои,

Ползут по кровавому следу,

По чёрному снегу полки,

Лишь верую сердцем в победу,

Рассудку уже вопреки.

В исполнении Булата Окуджавы (пластинка или запись) звучит «Песня о пехоте». Под гитару читается заветное симоновское «Жди меня».

1-ый чтец. Алексей Сурков, 1942 год, любимой:

Положи мне на плече руки

И в глаза прямее взгляни,

Если б знала ты, сколько муки

Сердце приняло в эти дни!

Нелегко ходить без оглядки,

Не мигая в огонь смотреть.

Возле губ наших горькие сладки

Будет трудно стереть.

Даже если к полкам и ротам

Мир придёт в окопную глушь,

Мы не скоро назад воротим

Равновесие наших душ.

Сменит вспышки ракет зарница,

Зарастут окопы травой,

А солдату все будут сниться

Рёв мотора и бомбы вой,

Всё же верю- пройдёт война,

И над выжженными полями

Оживёт убитая нами

В этот страшный год тишина.

Исполняется песня «В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова).

Чтец:

Голос первой любви моей-

Поздний, напрасный-

Вдруг окликнул, заставил на миг замереть

И звучит до сих пор обещанием счастья…

Голос первой любви, как ты мог уцелеть?

Над горящей землёй от Москвы до Берлина

Пыль дорог, где отстать- хуже, чем умереть,

И в бинтах все берёзы, в крови все рябины…

Голос первой любви, как ты мог уцелеть?

Звучит песня «Дороги» (сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова).

Чтец:

Контур леса выступает резче,

Вечереет.

Начало свежить.

Запевает девушка-разведчик,

Чтобы не темнело в блиндаже.

Милый!

Может, песня виновата

В том, что я сегодня не усну?

Словно в песне,

Мне приказ- на запад,

А тебе- в другую сторону.

За траншеей- вечер деревенский

Звёзды и ракеты над рекой…

Я грущу сегодня очень женской,

Очень несолдатскою тоской.

Звучит песня «В лесу прифронтовом» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера).

1-ый ведущий. (снова спускается к ветеранам и задаёт вопрос). Война и вся Ваша последующая жизнь. То, что они связаны- понятно. Но что главное в этой связи? Что повлияло на послевоенные десятилетия в первую очередь?

Чтец:

Мир вспоминали в танке тесном,

И грусть нежданная пришла

О том, что лёгкою, как песня,

Жизнь наша до войны была.

Так из глубин траншеи небо

Солдатам кажется синей-

Похож на сказочную небыль

Клин серебристых журавлей.

Звучит песня «Журавли» (сл. Р. Гамзатовыа, муз. Я. Френкеля) в исполнении Марка Бернеса. Пусть в его же исполении прозвучит «Тёмная ночь» (сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского), «Прасковья» (на слова М. Исаковского).

Чтецы:

- Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопкам пристреляться.

Он может мереть на высоте,

Но раньше должен на нёё подняться.

И высота была в тот день взята,

И знают уцелевшие солдаты-

У каждого есть в жизни высота,

Которую он должен взять когда-то.

- А если по дороге мы умрем,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы все-таки берём.

Ребята исполняют песню «На безымянной высоте» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера).

Чтецы:

- Неправда, друг не умирает,

Лишь рядом быть перестает.

Он кров с тобой не разделяет,

Из фляги из твоей не пьет.

В землянке, занесён метелью,

Застольной не поёт с тобой

И рядом, под одной шинелью,

Не спит у печки жестяной.

- Но всё, что между вами было,

Всё, что за вами следом шло

С его останками в могилу

Улечься вместе не смогло.

Упрямство, гнев его, терпенье-

Ты всё себе в наследство взял,

Двойного слуха ты и зренья

Пожизненным владельцем стал.

Любовь мы завещаем жёнам,

Воспоминанья- сыновьям,

Но по земле, войной сожженной,

Идти завещано друзьям.

Снова включается проигрыватель. Владимир Высоцкий- «Только он не вернулся из боя».

Чтецы:

- Май приносит дни воспоминаний,

Вновь над миром светится звезда,

Ждут свободы, поднимают главы

И горят в Европе города.

- Дует ветер- молодой, весенний,-

Гимнастёрка на плечах дымна.

Молодость. Ни страха, ни сомнений.

И сирень на шоссе- девчонка,

Юная, как младшая сестра,

Плачет и смеётся у трехтонки,-

- Всё, как будто было бы вчера.

Прошлое мешая с настоящим,

Ты глядишь, как в зеркало, в года:

Да бывал ли ты когда-то счастлив

Так, как был счастлив ты тогда?

Песню «Случайный вальс» (сл. Е. Долматовского, муз. М. Фрадкина) при желании можно инсценировать. Возможен и такой вариант- приглашение на танец ветеранов.

2-ой ведущий. (вопрос ветерану). День Победы в 1945 году: Ваше яркое, самое глубокое впечатление?

Чтецы:

- Весна и победа. Дни песни и света.

Два солнечных, дивно скрещённых луча.

Два счастья. Два свежих, два ярких букета,

Завязанных крепкой тесьмой кумача.

- Не длинные вопли воздушной сирены,

Не темень, не брызги стекла и камней-

- Набухшие почки весёлой сирени,

Летучие грозди салютных огней.

- Не ужас пожара, не мрак подземелья,

Не тяжесть тревожных холодных ночей-

- Поток ликованья, раскаты веселья,

Хозяйский приветливый голос грачей.

- Не горечь разлук, не прощальные речи,

Не тайные вздохи предчувствий глухих-

- А близкие, полные радости встречи,

- Не письма,-

- А руки, писавшие их.

Здесь самое время прозвучать песне «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова) в исполнении Льва Лещенко.

Чтецы:

- Ещё штыками обернутся песни,

Ещё придут и отшумят бои,

Придёт домой седеющий ровесник,

Придут не все ровесники мои.

Оставшимся- счастливо оставаться.

Но с этим миром в утреннем дыму

Договорились мы не расставаться

И мы вернёмся бронзою к нему,

- У вас сады. У вас цветенье лета,

И юноши по мрамору идут

В сияющие университеты,

И холодно быть памятником тут..

- Когда ты выйдешь с лекций на закате,

О наших размышляя временах,

Навек ушедших в толщи хрестоматий,

Ты обернешься_

- И увидишь рядом

Тех,

Кто отвёл и от тебя беду,

Товарищ мой, бредущий тихим содом

В трёхтысячном немыслимом году.

1-ый ведущий. Трёхтысячный год стал ближе, а до XXI века осталось всего лишь двадцать лет…

2-ой ведущий. И рядом с нами живут мужественные седые ветераны и двадцатилетные парни, тоже видевшие смерть, тоже раненные, тоже награждённые.

1-ый ведущий.. живут вместе два поколения ветеранов, так необходимые друг другу.

Чтец:

От боли и любви,

От счастья и утрат,

От ярости в крови

сердца у нас стучат.

Но больше оттого,

что всё-таки у нас

есть что-то от отцов,

от их разреза глаз,

от их надёжных рук,

от крутизны бровей,

от мужества разлук

и от кипучих дней…

1-ый ведущий. И мы поём песни своих отцов и дедов, считая, что поём о себе.

Здесь пусть прозвучит «Десятый батальон» Булата Окуджавы, но не в сольном, а массовом исполнении- как гимн, как клятва.

Чтецы:

- Глядят на нас, глядят фронтовики,

Глядят на нас исчезнувшие роты,

Глядят на нас ушедшие полки,

Глядят на нас с надеждой и заботой.

- Ну как мы тут, и что у нас за жизнь,

Куда идём семьёю многоликой,

Готовы ль так же Родине служить,

Достойны ли истории великой?!

1-ый ведущий. Мы всё постараемся сделать для того, чтобы ответить- да.

2-ой ведущий. Верьте нам!

Кончается вечер ещё одной довоенной мелодией. Цветы, которые собрали в кувшине, участники вечера возлагают у памятникам воинам Великой Отечественной.

Т. Д. Садченко
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №22»,
с. Обильное, Георгиевский район,
Ставропольский край


© 2010-2022