Статья «Солнце за спиной (проблемы адаптации студентов)»

«Педагогика - это неблагодарная профессия, все успехи которой можно приписать природе, оставив педагога отдуваться за все неудачи подопечных» - В. Кротов. Поспорим!!! И поговорим о «благодарной» педагогике и о том, что техникум должен стать вторым домом, где комфортно, душевно тепло. И одновременно не забываем о знаниях!...   Первый курс - это проверка на стрессоустойчивость, толерантность и коммуникабельность. Сложное время, но именно первый курс - это фундамент сплоченного студенческого коллек...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья

«Солнце за спиной (проблемы адаптации студентов)»

Автор: преподаватель русского языка и литературы Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорского горно-строительного техникума» Луферчик А. С.

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. - В. Вильсон

Цели статьи: 1) Обобщение опыта работы конкретного педагога;

2) Социально педагогическая адаптация студентов среднего профессионального образования.

Объект наблюдения: студенты 1 курса Черногорского горно-строительного техникума.

Предмет исследования - социально-педагогические условия студентов в образовательном процессе техникума.

Задачи статьи: анализа философской, психологической, социально-педагогической литературы.

Актуальность статьи: В условиях формирующейся современной модели образования востребованными оказываются профессиональная и социальная мобильность выпускника среднего профессионального образования, его конкурентоспособность, социальная активность, профессиональная и социальная компетентность, готовность быстро осваивать новые, перспективные технологии и профессии, способность легко адаптироваться к постоянно меняющемуся социуму.

Гипотеза статьи: Эффективность адаптации студентов к учебному процессу в целом.

«Педагогика - это неблагодарная профессия, все успехи которой можно приписать природе, оставив педагога отдуваться за все неудачи подопечных» - В. Кротов. Для начала разберем все определения, освежим в памяти теоретический материал. Образование - Процесс получения систематизированных знаний; обучение, просвещение. 2. Совокупность знаний, полученных в процессе, в результате обучения. (Словарь Ефремовой). Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. (Словарь Ожегова). Педагог - Специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой. Так разберем одну из актуальнейших проблем (сложный вопрос) в процессе получения знаний (в образовании), которую решает педагог, работающий на 1 курсе техникума.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Перед преподавателями общеобразовательных стоит проблема адаптации 1 курса. Студенты, вчерашние школьники, приходят, с одной стороны, из разных школ; с другой стороны, так как город, в котором мы проживаем маленький, то, практически, все знакомы, поэтому если у ребенка была проблема в школе со сверстниками, то он автоматически эту проблему приносит в техникум. И здесь на помощь приходят не только классный руководитель, но и педагоги-предметники.

Отсюда, целью адаптации первокурсников к процессу обучения является создание наиболее оптимальных условий, для безболезненного вхождения студентов в учебную жизнь.

Задачи адаптации:

• проведение диагностики студентов - первокурсников с целью определения их адаптированности к процессу обучения;
• проведение воспитательно-информационных мероприятий для учащихся;
• проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей и педагогов;
• оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся студенту и его родителям;
• координация действий всех сотрудников для решения задач адаптации первокурсников.

Основными проблемами адаптации студентов являются:

1) неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней;
2) несформированность компонентов профессионально-личностной перспективы;
3) неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения и деятельности самостоятельно;
4) недостаточная сформированность навыков самостоятельной деятельности;
5) организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
6) коммуникативные барьеры.

Основные причины, вызывающие трудности адаптации к обучению:

• Специфическое отношение к себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам.
• Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Для того, чтобы студент был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе.
• Студенты с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к учебной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.

В начале учебного года преподавателями горного техникума была проведена анкета, где 40% первокурсников показали, что в техникум пришли по совету друзей, 30 % - посоветовали родители и только 30 % написали, что хотели получить именно горную специальность. Следовательно, надо уже с первого курса знакомить студентов с будущей профессией, чтобы формирования творчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности. Помимо изучения предметов на 1 курсе, начинает формироваться профессиональную культуру и профессиональные качества будущих специалистов. Поэтому оказание воспитательного воздействия на студенческую молодежь должно опираться на формирование толерантного поведения и толерантного сознания, так как студенты пришли из разных школ, у них разная национальность, разное воспитание. Надо свести все воедино, чтобы было взаимопонимание и взаимоуважение между студентами, преподавателями. Перед последними, то есть преподавателями ставятся принципиально новые задачи по формированию у студентов системного мышления, коммуникативной, правовой информационной культуры, творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности. В нашем техникуме проводятся открытые уроки, мероприятия, классные часы, на которых выявляются особо одаренные студенты, а также активные и неравнодушные. Даже если студенты неактивны, то преподаватели пытаются их привлечь к какому-нибудь виду деятельности. В помощь этому проводятся заседания интегрированного клуба «Физики-лирики», где «смешанные» темы по техническому и гуманитарному циклу (физика и литература) помогают заинтересовать студента в темах, которые выходят за рамки программы. Темы, такие как, «Капля жизни» (тема воды в литературе и тема воды в физике, колокола в литературе и изучение колокольного звона в физике, эпоха ренессанса в литературе и всплеск открытий в физике). Студентам это интересно, они общаются, работают в командах, понижается порог тревожности, появляется заинтересованность в получении знаний, гордость за свое учебное заведение. На уровне первого курса вырабатывается конкурентоспособность среди активных студентов; пассивные студенты переходят в ранг активных. В будущем конкурентоспособность выпускников техникума будет зависеть от степени соответствия их профессионально-квалификационных характеристик к требованиям современного производства. Профессию они будут постигать на старших курсах.

При этом очень много возникает проблем: кадры (опытные преподаватели достигают пенсионного возраста, молодые педагоги только постигают азы профессии, скудная материальная база: не хватает компьютеров, телевизоров, транспорта для экскурсий), контингент обучающихся (школы стараются оставить в 10-11 класс сильных учеников, отдавая техникуму ребят, у которых проблемы с учебой, а, иногда, и с психомоторикой). И здесь ситуацию исправляет коллектив опытных, читающих, думающих педагогов, которые ведут на должном уровне уроки, работают с отстающими по следующей схеме: педагогическая профилактика - педагогическая диагностика - педагогическая терапия - воспитательное воздействие. Разберем эту схему:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия, консультации по предметам).

4. Воспитательное воздействие - с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента (классный руководитель).

Меры предупреждения неуспеваемости студента:

  • Всестороннее повышение эффективности каждого занятия,

  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов,

  • Индивидуальный подход к студенту,

  • Специальная система домашних заданий,

  • Усиление работы с родителями,

  • Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.

Я, Луферчик Ангелина Станиславовна, являюсь классным руководителем группы 1-ОР-12 (1 курс). Группа из 25 студентов (24 юноши и 1 девушка). Я слежу за успеваемостью по каждой дисциплине, уделяя особое внимание точным предметам, таким, как физика и математика, так как дисциплины старших курсов (техническая механика, горное дело и другие) основываются на этих предметах. Тесно сотрудничаю с родителями своих студентов, которые не меньше моего заинтересованы в получении диплома их ребенком. Проблемы, возникающие в процессе работы с родителями: равнодушие второй стороны, то есть родителей (устают на работе, проблемы в семье, неполные семьи). Тогда приходится работать и воспитывать не только подростков, но и их родителей, объясняя им, что главная ценность жизни родителей - это их дети. И от того, как их дети будут учиться, общаться в социуме, овладевать профессией, так сложится жизнь молодых людей; такой они будут опорой своим родителям. На данный момент в группе 1-ОР-12 успеваемость 100%, качество 92%.

И, наконец, личность самого педагога (как предметника, так и классного руководителя). И здесь назревает проблема: загруженность наших педагогов (большая нагрузка, подготовка к урокам, разработка программ, ведение кружков). Эту проблему можно решить только одним: разрешить педагогу вести только 18 часов (ставку), при этом платить за ставку больше. Тогда преподаватели будут заниматься научной работой, повышать квалификацию. А пока не решилась эта проблема, преподаватели горно-строительного техникума выпускают конкурентноспособных специалистов для горной промышленности. Ибо «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» (Конфуций).







© 2010-2022