Внеклассное мероприятие Конкурс знатоков права

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конкурс знатоков права

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков права. Такая тематика взята нами не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьёзное положение. Но если у него есть компас, он найдёт дорогу. Нет этого надёжного помощника - ему придётся уповать на случай. Так, право - тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, даёт возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.

Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

Для участия в конкурсе подготовлены три команды, выбраны счётная группа и жюри.


I-й тур: «Преступления и проступки»

Ведущий: Итак, 1-й тур: «Преступления и проступки». И преступление, и проступок являются нарушениями закона. В обоих случаях ребёнок, их совершивший, - правонарушитель. Между преступлением и проступком очень тонкая грань, по глупости и незнанию подростку зачастую её легко перейти.

Предлагаю карточки с описанием различных правонарушений. Необходимо их разложить на две стопки: 1-я - преступления, 2-я - проступки. За каждый правильный ответ присваивается одно очко.

Преступления:

  • Шестнадцатилетний подросток позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба;

  • Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырёк балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице;

  • Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на пляж;

  • Девочка оскорбила своего пятнадцатилетнего одноклассника, тот в отместку ударил её и сломал челюсть;

  • Подросток, чтобы заработать деньги, согласился продать в школе несколько доз героина;

Проступки:

  • В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались;

  • 14-летний мальчик перебежал улицу в неположенном месте, всем машинам пришлось резко затормозить;

  • 16-летние ребята сломали несколько деревьев в городском парке;

  • группа подростков ловила рыбу запрещёнными средствами;

  • десятиклассницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона.

II-й тур: «юридическая консультация»

Ведущий: Незнание закона не освобождает от ответственности. Это выражение у всех на слуху, но, к сожалению, задумываются над ним только, когда попадают в беду. Хотелось бы уберечь подростков от того неверного шага, когда человек преступает закон.

Проведём небольшую юридическую консультацию для людей, которым необходима ваша помощь.

[Входят посетители. Проблемы, ситуации]

  1. 18-летний Максим, управляя автомобилем, совершил наезд на пешехода, который в тяжёлом состоянии был отправлен в больницу. Как вы оцениваете это правонарушение - как преступление или проступок? (Тяжёлая травма, нанесённая пешеходу транспортным средством, классифицирует его как преступление).

  2. Несовершеннолетнего Кузнецова взрослый сосед неоднократно пытался приобщить к наркотикам. Являются ли действия соседа преступлением? (Да, склонение несовершеннолетних к употреблению наркотических средств - уголовное преступление).

  3. Пятнадцатилетние друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один направил оружие на другого и нажал курок. Неожиданно ружьё выстрелило, один из подростков погиб. Что это - роковая случайность или преступление? (Это неосторожное убийство, а значит - уголовное преступление).

[Совещание жюри. Подведение итогов]


III-й тур: «Страницы прошлого»

[Конкурс капитанов]

Ведущий: Следующий 3 тур - конкурс капитанов. Он посвящён истории права. За правильный ответ даётся 3 балла. В случае возникших затруднений капитан может обратиться за помощью к команде, но тогда ответ оценивается на балл ниже.

  1. Какая страна является родиной юридического образования? (Древний Рим)

  2. Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? (I век н.э., юрист Сабин в Риме)

  3. Какое право считалось основополагающим для подготовки юриста в Европе до XV в.? Когда на юридических факультетах начали включать в программы национальное право? ( Римское право. С конца XVIII в. начали включать в программы и национальное право)

  4. Кем из великих философов прошлого введён в научный оборот термин «правовое государство»? (И.Кантом. «Господство права»)

  5. Кто из знаменитых гуманитариев получил юридическое образование? (Аполлон Григорьев - поэт, критик; А.Островский - драматург; Е.Вахтангов - режиссёр; К Ушинский - выдающийся русский педагог; А.Кони - юрист; Ф.Плевако - адвокат; Л.Андреев - писатель)


[Совещание жюри. Подведение итогов]


IV-й тур: «Как избежать беды»

Ведущий: Юристы должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. За пять минут нужно составить список рекомендаций сверстникам о том, как избежать беды. За каждый удачный совет команда получит балл.


[Команды оглашают списки и комментируют свои советы на придуманные ситуации] (ВСЛУХ)

Примерные ответы: избегай опасных мест; не открывай дверь незнакомцам, когда взрослых нет дома; думай, прежде чем поддаться дурному примеру приятелей; не принимай алкоголя и наркотиков - это верный путь к преступлению и т.д.


[Совещание жюри. Подведение итогов]

V-й тур: «Сегодняшний день права»

Ведущий: Этот тур посвящён тем явлениям, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Каждый правильный ответ принесёт команде один балл. Так:

  1. Вы покупаете газету, садитесь в автобус, заказываете костюм в ателье, делаете подарок другу, меняетесь марками с кем-то… Какое законодательство регулирует эти отношения? (Гражданское право. Основной законодательный акт гражданского права - Гражданский кодекс)

  2. Какой законодательный акт предусматривает порядок приёма и перевода на другое рабочее место, порядок увольнения; продолжительность трудового дня и вопросы оплаты труда; предоставление отпуска? (Трудовой кодекс)

  3. Назовите правоохранительные органы. (Суд, прокуратура, арбитраж, милиция, адвокатура)

  4. Как называется основной закон государства? (Конституция)

  5. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определённую область общественных отношений? (Кодекс)

  6. Какой принцип, действующий в уголовном праве, определяет, что человек считается преступником и несёт уголовную ответственность только после того, как его вина доказана в суде? (Презумпция невиновности)

[Совещание жюри. Подведение итогов]


VI-й тур: «Принципы избирательной системы»

Ведущий: В настоящее время выработаны обязательные требования к порядку организации и проведения выборов, которые и образуют принципы избирательной системы. В нашей стране выборы являются всеобщими. Это значит, что все взрослые граждане имеют право принимать в них участие независимо от пола, расы, вероисповедания.

Вопрос: Расскажите об общих правилах проведения выборов. Слышали ли вы о каких-либо нарушениях этих правил?

[Жюри объявляет итоги игры, объявляют команду-победительницу и вручают призы игрокам]


Ведущий: Ребята, я хочу ознакомить вас с новыми популярными книгами по праву.

Ведущий: Уважаемые ребята! Я надеюсь, что сегодня вы не только путешествовали по миру права, но и получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.

участники:


3 команды учащихся , жюри, юрист


Наглядные материалы:


  1. Плакат: «Знать закон, ответствовать пред законом»;

  2. Выставка книг и журналов: «Закон. Поступок. Ответственность»;

  3. Флаг РФ и РБ;


Литература:


  1. Лазеева, Лариса. Знать закон, ответствовать пред законом / Л.Лазарева // Библиотека. - 2005. - №10. - С.66-67

  2. Ефремова, Н. Твои права, подросток / Н.Ефремова // Библиотека. - 2000. - №12. - С.37-39.

  3. Певцова, Е.А. Право. Основы правовой культуры (10-11 кл): поступающим в ВУЗы / Е.А.Певцова // Основы государства и права. - 2005. - №5. - С.25, 30.














7

© 2010-2022