- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект и презентация для проведения классного часа для учащихся пятых и шестых классов на тему: «Урок России»
Конспект и презентация для проведения классного часа для учащихся пятых и шестых классов на тему: «Урок России»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Божина Г.Н. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: Урок России
Класс: 5
Цель: дать ученикам начальное представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»); рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней; воспитание патриотизма
Продолжительность: 45 минут.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, доска, презентация.
Ход классного часа
Классный час начинается с небольшой беседы, в ходе которой вы разъясняете, какие существуют символы государства.
- Ребята, как называется государство, в котором мы все живем? (Россия).
- Ребята, а что для нас - Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)
- Какие вы знаете символы нашей Родины?
(Если дети затрудняются с ответом, то учитель им помогает вопросами: какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников? Какая музыка при этом исполняется? Если ученики все равно не могут ответить, учитель говорит: у всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это - герб, флаг и гимн.)
Далее учитель объясняет, что такое герб и для чего он служит.
- Дети, кто знает значение слова «герб»?
Учитель объясняет: у всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины - России.
При этом учитель предлагает ученикам рассмотреть изображение современного герба России.
- Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит).
Опишите герб: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла - скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.
- Где мы можем увидеть изображения герба? (Например, он изображен на пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы).
- Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о нем знаете?
Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. В качестве иллюстрации можете использовать репродукцию иконы Чудо Георгия о змии. На Руси его именем часто называли детей - оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.
Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и решили принять её. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.
В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы - столицы России.
Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия - символ зла.
Расскажите о другой составной части современного герба России - двуглавом орле.
- На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы).
Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.
- Крылья орла подняты - почему? (Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия - могучая страна).
Далее учитель предлагает рассмотреть изображение флага России.
Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.
- Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (Знамя).
Эти слова означают одно и то же, только слово знамя - славянское, а флаг - голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности - они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.
- Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый, синий, красный).
Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.
- Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников).
Мы должны гордиться нашим флагом - ему уже более трехсот лет!
- О каком символе России мы еще не поговорили? (Гимн).
- А вы знаете, что такое гимн?
Гимн - это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях, - каких? Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.
Прослушайте музыкальную запись и прочтите текст гимна.
Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина - Россия (обратите внимание учеников на конкретные слова гимна, подтверждающие эту идею). Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет.
О чем шла речь на классном часу? Что самое главное вы поняли сегодня?