Конспект и презентация для проведения классного часа для учащихся пятых и шестых классов на тему: «Урок России»

Данная разработка представляет собой конспект и презентацию для проведения классного часа для учащихся пятых и шестых классов. Тема: Урок России Класс: 5 Цель проведения данного мероприятия - дать ученикам начальное представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»); рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней; воспитание патриотизма Продолжительность классного часа составляет 45 минут. Форма проведения: беседа с элементами игры. "Оборудование: компьютер, п...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: Урок России

Класс: 5

Цель: дать ученикам начальное представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»); рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней; воспитание патриотизма

Продолжительность: 45 минут.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, доска, презентация.

Ход классного часа

Классный час начинается с небольшой беседы, в ходе которой вы разъясняете, какие существуют символы государства.

- Ребята, как называется государство, в котором мы все живем? (Россия).

- Ребята, а что для нас - Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)

- Какие вы знаете символы нашей Родины?

(Если дети затрудняются с ответом, то учитель им помогает вопросами: какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников? Какая музыка при этом исполняется? Если ученики все равно не могут ответить, учитель говорит: у всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это - герб, флаг и гимн.)

Далее учитель объясняет, что такое герб и для чего он служит.

- Дети, кто знает значение слова «герб»?

Учитель объясняет: у всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины - России.

При этом учитель предлагает ученикам рассмотреть изображение современного герба России.

- Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит).

Опишите герб: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла - скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

- Где мы можем увидеть изображения герба? (Например, он изображен на пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы).

- Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о нем знаете?

Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. В качестве иллюстрации можете использовать репродукцию иконы Чудо Георгия о змии. На Руси его именем часто называли детей - оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и решили принять её. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы - столицы России.

Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия - символ зла.

Расскажите о другой составной части современного герба России - двуглавом орле.

- На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы).

Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.

- Крылья орла подняты - почему? (Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия - могучая страна).

Далее учитель предлагает рассмотреть изображение флага России.

Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

- Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (Знамя).

Эти слова означают одно и то же, только слово знамя - славянское, а флаг - голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности - они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

- Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый, синий, красный).

Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

- Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников).

Мы должны гордиться нашим флагом - ему уже более трехсот лет!

- О каком символе России мы еще не поговорили? (Гимн).

- А вы знаете, что такое гимн?

Гимн - это торжественная песня или просто мелодия. Она испол­няется в особых, торжественных случаях, - каких? Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

Прослушайте музыкальную запись и прочтите текст гимна.

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина - Россия (обратите внимание учеников на конкретные слова гимна, подтверждающие эту идею). Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет.

О чем шла речь на классном часу? Что самое главное вы поняли сегодня?

© 2010-2022