Взращенный в любви слабым быть не может

Инновационный проект по работе с ребёнком и семьями,  несовладающими с трудностями или находящиеся в ситуации кризиса. Предлагаемый проект представляет собой систему   работы по диагностике семьи входящей в группу риска,  возможных неблагоприятных последствий функционирования семьи и планировании соответствующей «сопровождающей/помогающей»  деятельности. Проект адресован работникам средних профессиональных образовательных учреждений.  Данный проект является результатом изучения психолого-медико-...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взращенный в любви слабым быть не можетВзращенный в любви слабым быть не можетВзращенный в любви слабым быть не можетВзращенный в любви слабым быть не можетВзращенный в любви слабым быть не можетГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Нижнетавдинский многопрофильный техникум»







Утверждаю:

Зам. директора по УВР

_______ М.В. Балясина






Инновационный проект работы с родителями группы

«Социальной адаптации»



" Взращённый в любви слабым быть не может".








Авторы проекта:

Плотникова Е.Н. - Классный руководитель группы социальной адаптации

Гайсин Рафаэль Загидович - Классный руководитель группы 01МС - 14 - 1 по специальности «Механизация сельского хозяйства»








с. Нижняя Тавда, 2014 г.

" Взращённый в любви слабым быть не может".


Инновационный проект работы с родителями группы

«Социальной адаптации»




Тип проекта: социально-патронажная работа

Форма проведения: «Сетевая спираль» (взаимосвязанные сетевые встречи, беседы, анализ проблем, способы решения)


Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»

(Народная мудрость)


Тема: " Взращённый в любви слабым быть не может".

Инновационный проект по работе с ребёнком и семьями, несовладающими с трудностями или находящиеся в ситуации кризиса.

Предлагаемый проект представляет собой систему работы по диагностике семьи входящей в группу риска, возможных неблагоприятных последствий функционирования семьи и планировании соответствующей «сопровождающей/помогающей» деятельности.

Форма работы: оказание консультативной и практической психологической помощи, педагогической, социальной и иной помощи, использование методов: интенсивной семейной терапии, работы с сетью социальных контактов и медиативных технологий.

Данный проект является результатом изучения психолого-медико-педагогических источников литературы, анализа современных технологий, апробации оригинальных идей, обобщения опыта нашего техникума и семьи по вопросам воспитания и взаимоотношения с ребенком.

Проект адресован работникам средних профессиональных образовательных учреждении.

Участники проекта:

- классные руководители

- родители обучающихся

- обучающиеся

- родственники

-соседи

-друзья

Срок реализации:

2014-2016 гг.

База экспертной работы:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Нижнетавдинский многопрофильный техникум» с. Нижняя Тавда.

Актуальность:

В настоящее время во всех областях социума возникли изменения, обусловленные глобальными преобразованиями социальной действительности в целом, трансформацией российского общества в период осуществления реформ в частности.

Наиболее уязвимой в сложившихся обстоятельствах оказалась современная семья, которая сталкивается с целым рядом проблем: трудностей во взаимоотношениях между родителями и детьми; супружеской совместимости; психологического насилия и пр. В то же время семью как социальный институт характеризует многообразие вариантов отношений, что обусловлено перестройкой семейного уклада, изменением понимания «семьи» в науке - акцент смещается в пользу разнообразных вариантов переживания того, что значит «быть семьей».

Согласно исследованиям отечественных авторов для начала XXI века одной из характерных тенденций социального развития является рост семейного неблагополучия. По данным различных исследований, в России до 85 % семей повседневно ощущают давление той или иной сложной жизненной коллизии. Многочисленные исследования показывают, что все семьи по-разному противостоят семейным кризисным ситуациям: для одних последствием трудностей будет нарастание напряженности и проблем в семье, другие же под воздействием стресса умножают усилия для его преодоления.

Остаются актуальными проблемы обучения и воспитания детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требуют решения проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, правонарушений несовершеннолетних, особую озабоченность вызывает суицид и суицидальные попытки несовершеннолетних. Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требуют принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.

Сложившаяся социальная ситуация ставит перед наукой задачу изучения

современного проявления семейного неблагополучия, особенностей семей группы риска в целях совершенствования оказания им социально-психолого-педагогической помощи.

В настоящее время адаптационные возможности неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, изучены недостаточно и требуют проведения дальнейших исследований. Существует противоречие между степенью научной разработанности проблемы, с одной стороны, и острой потребностью социально-психолого-педагогической практики в разработке организационных форм, содержания, социального сопровождения семей группы риска. В частности, остается дискуссионным вопрос о ресурсах семьи как системы, которые обеспечивают ее структурно-функциональную стабильность в трудных жизненных ситуациях.

В современной России все больше внимания со стороны общества и государства уделяется решению социальных проблем социально неблагополучных семей с детьми (семей группы риска) и, следовательно, возрастает роль специалистов, так называемых помогающих профессий (социальные работники, психологи, социальные педагогики и т.д.). В подобных условиях специалисты социальной сферы особенно нуждаются в надежном и эффективном инструментарии, который позволил бы им оказывать социальные услуги высокого качества данной категории семей. В связи с этим, одной из важнейших задач в практике социальной работы с семьей группы риска является использование технологий и методов работы, востребованных запросами практики.

Особую значимость приобретает совершенствование работы по социальному сопровождению неблагополучных семей с детьми (семей группы риска).

В последнее десятилетие за рубежом стал широко распространяться метод работы с сетью социальных контактов семьи, т.е. с ближайшим социальным окружением ребенка и семьи.

Таким образом, сетевая работа является инструментом предупреждения распада семьи через выяснение сущности проблем и поиска способов оказания поддержки.

Цель: возвращение благополучия в семью, оказание комплексной помощи в решении ее социальных проблем и формирование у взрослых и несовершеннолетних позитивной системы семейных ценностных ориентиров.

Задачи:

- проведение комплексного обследования семей и их несовершеннолетних детей с целью выявления причин неблагополучия;

- оказание поддержки и помощи семье в определении пути выхода из кризисной ситуации, создании благоприятных условий проживания детей в родной семье и формировании системы семейных ценностей;

- мобилизация и повышение ответственности семьи в решении социальных проблем;

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним в процессе социализации;

- организация работы волонтеров в плане активизации работы с семьей по приобретению позитивной жизненной позиции;

- профилактическая и просветительская работа среди населения города, направленная на популяризацию значимости семейных ценностей и идеалов.

Основа метода

Основа сетевого метода заключается во включении самих детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их родителей в совместную работу. При таком подходе члены семьи становятся не только объектами данной деятельности, но субъектами, а задача специалиста по работе с семьей заключается в том, чтобы помочь им найти имеющиеся у них ресурсы, поддержать и укрепить их. Для этого нужно активизировать и мобилизовать сеть социальных контактов. Одним из основных инструментов является сетевая встреча.

Этапы исследования:

1 этап

Первичный контакт с семьей с целью сбора полной информации о семье и ее затруднениях. Получение информации о семье: личных сведений о ребенке и членах семьи, выявление причин, по которым у ребенка нарушено формирование нравственно-ценностных ориентаций, степени затруднений.

2 этап

Анализ ситуации и определение критерия неблагополучия семьи: алкогольная семья (один или двое родителей употребляют алкоголь); криминально - аморальная семья (преобладают криминальные факторы риска); аморально - ассоциативная семья (характеризуются антиобщественными установками и ориентациями); конфликтная семья (личные взаимоотношения строятся по принципу конфликта отчуждения); педагогически несостоятельная семья (при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формулируются взаимоотношения с детьми, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей).

3 этап

Разработка и реализация плана реабилитации семьи до момента возвращения благополучия семьи.

4 этап

Расположение к себе всех членов семьи, побуждение к сотрудничеству и планированию совместных действий с целью улучшения жизненной ситуации.

5 этап

Разработка индивидуальной программы реабилитации семьи.

6 этап

Создание условий для формирования у членов семьи собственного опыта выхода из возникающих жизненных затруднений на основе доминирующих позитивных семейных ценностей на определённом этапе.

Ожидаемые результаты:

- улучшение жизненной ситуации и социально-психологического климата в семьях;

- сформированность в сознании членов семьи системы семейных ценностей и ориентиров;

- повышение активности членов семьи в решении социальных вопросов;

- наличие положительной динамики в решении социальных проблем в семьях, в которые были переданы дети;

- снятие с патронажа семей, состоящих на контроле в отделении.

Критерии оценки реализации проекта:

- увеличение числа несовершеннолетних, с позитивным отношение к жизни, учебе и.т.д;

- создание необходимых условий для жизни и воспитания детей в родной семье;

- повышение родительской активности в решении социальных проблем;

- повышение ответственности: за жизнь, здоровье, воспитание и развитие, содержание детей;

- популяризация позитивного жизненного опыта через взаимодействие с волонтерами и активной общественностью.

Описание проекта

Первым шагом в организации сетевой встречи является совместное с ребенком или подростком составление карты социальных связей, дающей представление о том, кто входит в его окружение и как он описывает свои отношения с каждым из этих лиц. Совместно производится и анализ социальной сети, который теоретически указывает на имеющиеся возможности и ограничения.

1. Семья. Под семьей имеют в виду всех, кто проживающих под одной крышей (мать, отец, братья и сёстры и другие члены семьи, например, бабушка по материнской линии). Если некоторые из детей переехали жить в другое место, то они больше не считаются совместно проживающими членами семьи, а относятся к родственникам. Если родители развелись и отец проживает в другом месте, то он также относится к родственникам.

2. Родственники. Родственники (родственники по линии матери и по линии отца, а также все, кто состоит с ними в браке) обладают особым качеством, поскольку они - вопреки сказанному ранее - придают социальной сети стабильность. Особенно это относится к первичной семье. «Перестать быть» родственником невозможно, даже находясь с ними в конфликте. Контакт прервётся, но родственники всё равно останутся родственниками. Если разведённые родители заключили новые браки, то ближайших родственников у ребёнка стало четверо, и с каждым из них возникают соответствующие отношения.

3. Коллеги по работе, сверстники. Не смотря на то, что человек часто проводит на работе, в школе или детском саду почти столько же времени, сколько и дома, роль этой микросистемы зачатую недооценивается при анализе социальных связей, организации и проведении социального патронажа семьи. Этот сектор наряду с сектором семьи составляет повседневную основу нашей жизни. Именно в этих двух микросистемах человек находимся ежедневно. Мы знакомимся и общаемся с людьми, не прилагая для этого никаких особых усилий. В результате «контактный порог» становится ниже, а значимость окружающих

людей возрастает, и последние выступают либо в качестве фактора поддержки, либо вызывают раздражение. Эти две микросистемы соотносятся между собой, как системы разгрузки.

4. Друзья, соседи и др. Друзья, в отличие от родственников, не появляются автоматически, необходимо проявить инициативу, чтобы сложились дружеские отношения. Соседи являются микросистемой, которую мы поместили рядом с друзьями, но которая имеет целый ряд отличий. Соседей не выбирают, и эта незапланированная близость проживания ведет к тому, что различия могут стать успешными, так и обременительными.

5. Специалисты. Представители административных инстанций, например,

социальных учреждений могут составлять весьма значительную часть сети социальных контактов семьи, особенно для социально уязвимых и мультипроблемных семей.

Сетевая работа, ориентирована на помощь семье с детьми, оказавшимися в ситуации кризиса, опирается на принципы системного подхода. При организации сетевой встречи необходимо учитывать развитие кризисной ситуации в семье в двух аспектах: во-первых, с точки зрения кризиса, которому подверглась семья; во-вторых, с точки зрения времени, на протяжении которого продолжается кризис.

Принципы мобилизации людей на сетевую встречу

Существует три главных принципа мобилизации людей на сетевую встречу:

1. Чем лучше мобилизация, тем лучше встреча.

2. Независимому человеку легче провести мобилизацию в сети контактов с поляризацией мнений, чем человеку, каким-либо образом связанному с сетью контактов (так же, как и человеку, вовлеченному в конфликты, сложнее вести сетевую встречу, чем человеку извне).

3. С детьми и подростками надо беседовать отдельно и найти взрослых, которые будут представлять их интересы, быть их «голосом» на встрече.

Приглашение на встречу

Обычно член команды, отвечающий за мобилизацию сети, составляет письменное приглашение на встречу, в котором содержится следующая информация: описание проблемы, для обсуждения которой собирается встреча, время и место ее проведения, длительность встречи, список приглашенных людей и слова о необходимости присутствия данного человека на встрече. В письме также говорится, что можно взять собой и других людей в качестве поддержки или если они могут чем-то помочь.

Приглашение может быть отослано по почте, сообщено по телефону, либо же доставлено «из рук в руки». Все зависит от степени участия приглашаемого в судьбе ребенка. Но по нашему опыту мы знаем, что если на встречу приглашают в письменном виде, это сильнее подчеркивает серьезность ситуации. Кому нужна эта встреча и о чем пойдет речь? Наверняка приглашение читается несколько раз. Поэтому лучше все таки написать приглашение, чем звонить по телефону.

Очень часто, получая приглашение, люди начинают связываться друг с другом (ведь в нем указан список участников): они могут обсудить разные вопросы перед встречей и вместе решить, пойдут ли они на встречу или нет. И если они пойдут - что они скажут на встрече?

Проблема, которая возникает с приглашениями, в том, что почти всегда сразу видно, что текст составлял специалист. Тот, кто получает такое письмо, начинает сомневаться: «А хочет ли сам Кирилл, чтобы я пришел?». Эту проблему можно решить, заранее поговорив с приглашенными и попросив их самих сформулировать, почему они хотят встретиться, и как описать их проблему. А в пригласительном письме точно процитировать их слова. Тогда уже перед началом встречи все поймут, что к их голосам прислушиваются.

Вместе с тем поляризация и мобилизация начнется задолго до встречи.


Работа с участниками сетевой встречи по реализации принятых решений

На этапе принятия решений сетевой встречи необходимо, прежде всего, определить, кто из присутствующих на встрече будет ответственным за реализацию тех или иных принятых решений, и кто из значимых лиц сможет ему оказать действенную помощь по реализации этих решений.

Иногда под воздействием эмоционального волнения принимаются «завышенные» решения, поэтому задачи по достижению конечной цели сетевой встречи могут подвергаться корректировке и решаются поэтапно.

Если на каком - либо этапе реализации решений возникают сложности, препятствия, то сетевое окружение должно знать, к кому они смогут обратиться за помощью по выполнению того или иного решения во избежание невыполнения решения сетевой встречи.



Особенности их проведения сетевых встреч

Каждый этап реализации решений сетевой встречи необходимо заканчивать мини - встречами. На мини - встречах анализируются результаты мероприятий, осуществлённых на определённом этапе выполнения принятых решений, корректируется план дальнейших действий по решению проблемы, заявленной на сетевой встрече.

Существует 4 типа сетевых встреч, имеющих свои цели и задачи проведения и особенности организации.

1 тип - Встреча - процесс

Данный тип сетевой встречи - самый продолжительный по времени проведения и единственный тип сетевой встречи, в котором отслеживается «сетевая спираль» (см. рис. 1).

Цель сетевой встречи - процесса: изменение ситуации.

  • в центре внимания: ребёнок, проблема, взаимоотношения между людьми (ребёнок является одним из участников сетевой встречи);

  • состав участников: расширенная сеть контактов: частная и профессиональная;

  • подготовка встречи: продолжительная: оформляются приглашения, мобилизуется вся сеть контактов, просчитывается баланс участников встречи;

  • роль ведущих: они только организуют процесс, а сами нейтральны;

  • особенности формы проведения: ведение групповой динамики, ход встречи по «сетевой спирали».

  • продолжительность встречи по времени: продолжительная (3-4 часа).

2 тип - Семейный совет

Цель Семейного совета - получение результата, дать ответы на заранее поставленные вопросы (см. рис. 2);

  • в центре внимания: ребёнок (сам ребёнок не присутствует на встрече);

  • состав участников: расширенная семья (родственники);

  • подготовка встречи: достаточно продолжительная: мобилизуется ближайшее окружение ребёнка (родственники), подготовка их к диалогу, выделение самого значимого человека для ребёнка из его ближайшего окружения, который будет представлять интересы ребёнка в ходе встречи;

  • роль ведущих: их нет. Есть координатор встречи. Его роль заключается в организации встречи. Им может быть любой человек из ближайшего социального окружения ребёнка. Желательно, чтобы он не был связан с человеком, по которому принимается решение, например: с родителями ребёнка. Если необходимо, то координатор включается в ситуацию, возникшую по ходу встречи, но не включается в решение проблемы;

  • особенности формы проведения: существует определённая структура проведения Семейного совета:

- в первой части встречи официальные лица объясняют проблемную ситуацию и говорят, что необходимо сделать для её разрешения;

- во второй части встречи официальные лица не присутствуют.

Рисунок

Семья самостоятельно обсуждает задачу, поставленную официальными лицами, и ищет варианты её решения. Все решения, принятые семьёй, секретарь заносит в протокол. Как только будут приняты все решения, приглашаются координатор и официальные лица, которых знакомят с решениями, принятыми Семейным советом. Координатор и официальные лица соглашаются или не соглашаются с принятым решением. В случае несогласия даётся ещё время для принятия нового решения. И так до тех пор, пока не будет принято решение, с которым согласятся все участники встречи.

  • продолжительность встречи по времени: столько, сколько

потребуется времени для принятия решения.

Рисунок

3 тип - Встреча группы поддержки

Цель встречи группы поддержки - отслеживание результатов, принятых на предыдущей встрече, создание непрерывности процесса изменения; формирование пограничной системы, помогающей в решении проблем (см. рис. 3);

  • в центре внимания: не сам человек, а его проблема;

  • состав участников: частная сеть участников и профессиональная сеть (работники учреждения, участвующие в оказании помощи и поддержки);

  • подготовка встречи: подготовки нет: кто из приглашённых пришёл, с теми и проводится встреча;

  • роль ведущих: он входит в сеть, но его роль - направляющая. Он не выдвигает и не принимает решений проблемы, а только участвует в разговоре;

  • особенности формы проведения: встреча имеет определённую структуру (плановую): что было запланировано, что выполнено, что необходимо ещё сделать по решению проблемы. Все решения секретарь записывает в протокол;

  • продолжительность встречи по времени: столько, сколько потребуется времени для корректировки плана согласно тем изменениям, которые произошли после проведения предыдущей сетевой встречи.

4 тип - Встреча - диалог

Цель встречи - создание диалога между группировками в социальной сети контактов (см. рис.4);

  • в центре внимания: взаимодействие по решению проблемы;

    • состав участников: частная и профессиональная сеть контактов;

    • подготовка встречи: подготовки нет: кто из приглашённых пришёл, с теми и проводится встреча. Заранее не ищут тех, кто может оказать помощь в решении проблемы;

    • роль ведущих: они являются частью системы, прямые участники диалога;

    • особенности формы проведения: встреча представляет собой сначала монолог участников встречи, а затем диалог: поиск новых слов, языка и нового опыта;

    • продолжительность встречи по времени: нет временных рамок для проведения встречи. Даётся возможность каждому из присутствующих на встрече высказать своё мнение о сложившейся ситуации и прийти к единому мнению и общему решению по выходу из проблемной ситуации.

Самыми распространёнными типами сетевых встреч являются встреча - диалог и встреча группы поддержки, так как не требуется продолжительной подготовки и, следовательно, сокращается время по решению проблемы.

Рисунок

Участие детей в сетевой встрече

Присутствие детей на сетевой встрече и предоставление им возможности услышать, как взрослые стараются решить проблемы их семьи, является само собой разумеющимся, также как и то, что взрослые не должны навязывать детям своё мнение о существующей проблемной ситуации и варианты её решения.

Важно встретиться с ребенком до сетевой встречи. Совместно составить сетевую карту, проанализировать её и обсудить, какие важные для ребенка люди должны быть приглашены на сетевую встречу.

На встрече необходимо присутствие взрослого человека, значимого для ребёнка, который будет защищать его интересы и поддерживать морально. Кроме того, желательно присутствие на встрече друзей подростка, которые помогут своему другу (подруге) высказать личную точку зрения на проблемную ситуацию.

Дети сами выбирают значимых для себя людей; важно, чтобы это были лица, эмоционально не задействованные в конфликтной ситуации, по которой будут приниматься решения участниками сетевой встречи.

Детям должна быть предоставлена возможность отдельно говорить и советоваться с этими людьми в ходе встречи.

Степень откровенности взрослых участников сетевой встречи с детьми зависит от содержания информации, которую они ходят донести до всех остальных людей, присутствующих на встрече. Необходимо заранее предупредить всех участников о том, что каждый из них в любой момент может обратиться к ведущему встречи с просьбой о временном пребывании ребёнка в другой комнате.

Рисунок


Рабочий план реализации программы

п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Ответственный

Сбор информации: о ребенке; членах семьи; выявление причин и степени затруднений взаимоотношений в семье.

В течение года

Специалисты по социальной работе

2

Анализ проблемных зон семьи и критериев социального неблагополучия

В течение года

Специалисты по социальной работе

3

Обследование личностных особенностей: уровень развития познавательной, нравственной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер детей, а также диагностика внутрисемейных отношений

В течение года

Педагог-психолог

4

Проведение анкетирования родителей и несовершеннолетних различной тематической направленности

В течение года

Педагог-психолог

5

Выявление потребностей семьей, находящихся на учете в отделении, и оказание полного спектра необходимых услуг

В течение года

Специалисты отделения

6

Формирование личных дел семей, поставленных на учет

В течение года

Специалисты по социальной работе

7

Динамическое наблюдение за семьями.

В течение года

Специалисты по социальной работе

8

Осуществление социально-психолого-педагогического патронажа

В течение года

Специалисты отделения

9.

Использование методов семейной терапии при работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

В течение года

Специалисты отделения

10.

Внедрение инновационных методов в работе по решению вопросов семейного неблагополучия

В течение года

Специалисты отделения

11.

Оказание помощи семьям в оформлении документов

В течение года

Специалисты по социальной работе

12.

Проведение психотерапевтической работы с родителями, страдающими алкогольной зависимостью (мотивация на лечение).

В течение года

Специалисты отделения

13.

Проведение информационных мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми (буклеты, круглые столы, беседы)

В течение года

Специалисты отделения

14.

Предоставление родителям психолого-педагогических консультаций, бесед, рекомендаций по гармонизации детско-родительских отношений.

В течение года

педагог-психолог,

соц. педагог по работе с семьей

15.

Проведение подгрупповых и индивидуальных психологических занятий с родителями и детьми.

В течение года

Педагог - психолог

16.

Организация обучающих бесед для молодых мам по правовым, психолого-педагогическим, медико-социальным вопросам

В течение года

Зав. отделением, педагог-психолог, социальный педагог

17.

18.

Организация системы работы с приемными родителями и опекунами.

В течение года

Зав.отделением, педагог - психолог


19.

Осуществление взаимодействия с соц. педагогами школ по посещаемости и успеваемости несовершеннолетних.

В течение года

Социальный педагог

20.

Расширение сферы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению неблагополучных семей и оказанию им комплексной помощи в решении социальных проблем

В течение года

Специалисты отделения

21.

Информирование населения по работе телефона доверия, используя разнообразные методы (беседы, выступления, буклеты, акции и т.д.)

В течение года

Специалисты отделения

22.

Организация социального партнерства в работе с неблагополучной семьей

В течение года

Зав. отделением

23.

Проведение акций по сбору вещей, канц. товаров, игрушек для детей, состоящих на обслуживании.

В течение года

Специалисты по соц. работе

24.

Проведение праздничных мероприятий к Дню семьи и к Дню матери:

- опубликование статьи в СМИ;

- приглашение на праздничную программу семей, состоящих на социальном обслуживании;

- поздравление и вручение сувениров родителям;

- «Семейный праздник» организация праздничного чаепития

Май,

ноябрь

Специалисты по соц. работе, соц. педагог

25.

Информирование через СМИ, интернет, печатную продукцию, организацию встреч, бесед, конференций о проводимой работе с целью привлечения общественности к решению социальных проблем семьи

В течение года

Специалисты отделения

26.

Оформление информационных стендов

В течение года

Зав. отделением, специалисты по соц. работе

27.

Повышение профессиональных навыков, уровня квалификации специалистов. Участие в семинарах, конференциях, круглых столах.

В течение года

Специалисты отделения

28.

Анализ




Полученные результаты за сентябрь



1 этап исследования

Первичный контакт с семьей с целью сбора полной информации о семье и ее затруднениях. Получение информации о семье: личных сведений о ребенке и членах семьи, выявление причин, по которым у ребенка нарушено формирование нравственно-ценностных ориентаций, степени затруднений.

Проведенные мероприятия: Сбор информации: о ребенке; членах семьи; выявление причин и степени затруднений взаимоотношений в семье.

Результаты: В группе «Социальной адаптации» 2са-14-1 обучается 17 ребят.

Возраст от 15 до 22 лет.

Состав: 6 девочек и 11 мальчиков

Анкушева Наталья Евгеньевна - воспитывается в неполной семье, малообеспеченной, благополучной

Берсенёва Елена Владимировна - воспитывается в полной семье, малообеспеченной, благополучной

Богачук Юрий Александрович - воспитывается в неполной семье, малообеспеченной, неблагополучной

Захаров Леонид Валерьевич - воспитывается в полной семье, среднеобеспеченной, благополучной

Мишуков Иван Игоревич - воспитывается в полной семье ( с отчимом), малообеспеченной, благополучной

Кармацких Павел Николаевич - воспитывается в полной семье, малообеспеченной, благополучной

Куимова Александра Олеговна - воспитывается в полной семье, малообеспеченной, благополучной

Кычкова Марина Владимировна- воспитывается в полной семье, малообеспеченной , благополучной

Першин Алексей Сергеевич - воспитывается в полной семье ( с отчимом), малообеспеченной ,благополучной

Прудникова Татьяна Владимировна - воспитывается в полной семье, малообеспеченной, благополучной

Савенков Вячеслав Александрович- воспитывается в полной семье, среднеобеспеченной, благополучной

Савенков Дмитрий Александрович- воспитывается в полной семье, среднеобеспеченной, благополучной

Сахаров Константин Сергеевич- воспитывается в полной семье, малообеспеченной, благополучной

Федорова Анастасия Александровна - мать одиночка, есть 2 детей

Хансафаров Ахтам Сабирович- воспитывается в полной семье, малообеспеченной, неблагополучной

Худышкин Николай Андреевич - воспитывается в неполной семье, малообеспеченной, благополучной

Чешков Иван Николаевич- воспитывается с бабушкой, есть мать.

Проблемные семьи

- Богачук Юрий Александрович - проживает с пробабушкой матери нет, отец сильно пьющий, не занимающийся воспитание сына. Ребенок живет на деньги спонсоров. Мальчик - добрый, спокойный, ответственный, но легко подвержен чужому влиянию. Мать не помнит, к отцу относится с пониманием.

- Першин Алексея Сергеевич - проживает в семье брата, т.к. не воспринимает отчима, с которым проживает мать. С матерью очень плохие взаимоотношения. Мальчик - активный, спокойный, общительный, но скрытный. С матерью общение избегает, выражает безразличие к ее чувствам.

- Хансафаров Ахтам Сабирович - проживает с родителями, сильнопьющими, незанимающимися воспитанием сына. Мальчик - спокойный, уравновешенный, но не общительный. К родителям относится с добротой, но презирает.

- Чешков Иван Николаевич - проживает с бабушкой, мать с отчимом не интересуются жизнью ребенка. Мальчик трудный: агрессивный, не сдержанный. Выражает желание общаться и с матерью и с отчимом, но получает отказ. Считает себя ненужным, нелюбимым.




























Этапы реализации проекта и ожидаемые результаты

Задачи

Мероприятия

Срок

Ответственные

Ожидаемые результаты

1этап. Предварительный: сентябрь 2012-октябрь 2012 года

1.Изучение состояния проблемы в психолого-педагогической и медицинской литературе

1 Подбор и анализ литературы.

2.Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение, обследование, тестирование)

Сентябрь 2012

Старший воспитатель

Понимание отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме.

Состояние информационного банка по данной теме.

2.Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству

1.Групповая консультация: «Роль семьи в оздоровительной работе с детьми».

2.Общая лекция врача-педиатра: «Позаботьтесь о своем здоровье».

3.Индивидуальные беседы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей.

4.Открытие клуба «Молодая семья»: «Возможные трудности привыкания и адаптации ребенка к условиям детского сада». Тематика дальнейших заседаний отражена в плане работы клуба.

Сентябрь 2012


Сентябрь 2012-июнь 2013

/по плану/

Старший воспитатель,

медсестра,

педагог-психолог


Старший воспитатель,

медсестра,

педагог-психолог

Создание атмосферы сотрудничества по вопросам воспитания и оздоровления.

Составление картотеки: «Портрет семьи», «Паспорта здоровья»

Создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников младших групп для реализации установки на здоровьесбережение в домашних условиях.

Поддержка каждой семьи в период адаптации.

3.Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка

1.Работа с группой риска, выявление проблемы (беседы, наблюдение, тесты, опросы).

2.Общее родительское собрание: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»

3.Открытие клуба: «Здоровый ребенок»/для всех категорий семей/.

Семинар-практикум «Критерии здоровья». Тематика дальнейших заседаний отражена в плане работы клуба.

Постоянно

Сентябрь 2012

Сентябрь 2012-июнь 2013

/по плану/

Заведующий

Инспектор по охране прав детства

Заведующий


Инструктор по физкультуре

Получение обратной связи с данной группой родителей

Знакомство родителей со средствами физического воспитания детей. Сочинение родителей: «Мой ребенок» в портфолио дошкольника.

Создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения всех категорий родителей воспитанников для реализации установки на здоровьесбережение в домашних условиях.

4.Информирование родителей о результатах обследования детей (медицинский осмотр и диагностика)

1.Беседы с родителями, консультирование: «Здоровье-главное богатство»

Октябрь 2012

Старший воспитатель

медсестра,

инструктор по физкультуре

Обработка данных диагностики заполнение, индивидуальных карт развития и «Паспорта здоровья».

Совместное обсуждение полученных сведений о здоровье детей.

5.Обучение родителей наблюдению за ребенком в домашних условиях

Устный журнал для родителей: 1.«Организация игротеки для детей и взрослых.

2. «Музыка и гиперреактивность, охрана голоса детей».

3. «Тренируем пальчики - развиваем речь».

Тематика консультаций отражена в плане специалистов.

Октябрь 2012

сентябрь 2013

/по плану/

Инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

учитель-логопед

Самоотчеты родителей

Повышение компетентности родителей по вопросам здоровьесбережения.

2 этап. Практический: ноябрь 2012-июль 2013 года

1.Познакомить родителей со здоровьесберегающими методиками и технологиями

1.Групповые родительские собрания: «Задачи обучения, воспитания и оздоровления детей в детском саду и семье»

Ноябрь 2012

Воспитатели групп,

медсестра

Создание атмосферы сотрудничества по вопросам воспитания и оздоровления. Оформление наглядной информации для родителей в группах.

2.Расширить знания родителей по проблемам воспитательно-образовательного и оздоровительного развития детей

1.Конференция: «Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье».


2.Почта для родителей.

3.Выпуск газеты для родителей: «Здоровье»

Май 2013


Сентябрь 2012-июнь 2013

/1 раз в квартал/

Заведующий,

педагог-психолог


Старший воспитатель,

воспитатели

Повышение компетентности родителей по вопросам здоровьесбережения.

Преобразование среды дома в соответствии с рекомендациями специалистов ДОУ. Информационные стенды в группах ДОУ.

Повышение компетентности родителей по вопросамздоровьесбережения.

Газета для родителей: «Здоровье».

3.Обучить родителей традиционным и инновационным методам и приемам оздоровительной работы с детьми.

1.Дни открытых дверей: «Добро пожаловать в детский сад»

2.Мастер-класс « Нестандартное оборудование, используемое в работе с детьми».

3.Групповые физкультурно-музыкальные развлечения.

4.Деньздоровья

5.Совместный проект с родителями: «Строим физкультурный городок»

Ноябрь 2012,

май 2013

/1 раз в квартал/

Декабрь

2012

Сентябрь 2012-август 2013

/По плану/

Апрель 2012

Май 2013

Заведующий,

старший воспитатель

Инструктор по физкультуре

Инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель

Инструктор по физкультуре

Повышение компетентности родителей по вопросам здоровьесбережения.

Сплочение родительского коллектива. Фотовыставка: «Наш любимый детский сад».

Конкурс на лучшее нестандартное оборудование.

Подготовка родителей к совместным мероприятиям с детьми. Организация и помощь в проведении мероприятий.

Обогащение предметно-развивающей среды на территории детского сада.

3 этап. Обобщающий: август-сентябрь 2013 года

1.Определение наиболее эффективных форм в работе с семьей

1.Анкетирование, наблюдение.

2. Тренинг: «Что я знаю о сохранение здоровья своего ребенка?»

Сентябрь 2013

Август 2013

Старший воспитатель,

педагог-психолог

Обработка результатов анкетирования.

Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания по оздоровлению детей.

Выпуск газеты: «Дружная семья».

2.Закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания

1.Создание детско-родительских проектов.

Сентябрь 2013

Старший воспитатель,

воспитатели старших групп

Конкурс на лучшую презентацию проекта по здоровьесбеоежению. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания по оздоровлению детей.

3.Стимулирование творческой деятельности родителей в формировании здорового образа жизни детей.

1. Семинар: «Игры, которые лечат»

2.Творческий отчет семейного клуба:

- «Здоровый ребенок»;

- «Молодая семья».

3.Групповые туристические мини-походы с родителями

Июнь 2013


Июнь 2013

Июнь-август 2013

Заведующий,

педагог-психолог

Старший воспитатель, инструктор по физкультуре

Инструктор по физкультуре,

воспитатели

Обогащение предметно-развивающей среды.

Оформление галереи детского творчества, выставки совместных работ, аукционы.

Обобщение и распространение положительного семейного воспитания.

Сплочение детско-родительского коллектива.

Выпуск стенгазеты: «Веселое путешествие».

4.Теоретическая и практическая обоснованность результатов

Обследование детей (медицинский осмотр, диагностика образовательного процесса и детского развития).

Анализ результатов. Соотнесение результатов с целями.

Корректировка гипотезы в соответствии с результатами

Разработка выводов и рекомендаций по теме, выбор наиболее эффективных форм работы специалистов ДОУ с родителями.

Май 2013

Сентябрь 2013

Старший воспитатель, медсестра

Заведующий,

старший воспитатель

Сравнение состояния здоровья на начальном и заключительном этапе. Ярмарка педагогических идей.

Распространение опыта работы на муниципальном, республиканском, региональном и российском уровне.

Оценка результатов проекта:

В настоящее время проект находится в стадии реализации. Окончательная оценка результатов будет представлена в сентябре 2012 года.

Несмотря на это, можно дать оценку промежуточным результатам проекта.

Положительные стороны:

- снижение заболеваемости: прослеживается тенденция к уменьшению числа случаев простудных заболеваний (сентябрь 2012 г .- 481сл., апрель 2013 г.- 461 случай);

- улучшение показателей по физическому развитию детей: сентябрь 2012 г.- 2,1 балла, май 2013 г.- 2,3 балла;

-увеличение числа родителей, удовлетворенных работой дошкольного учреждения на 5-10%;

-увеличение числа активных участников образовательного процесса среди родителей на 5-10%;

- использование эффективно традиционных и интерактивных форм и методов работы с родителями по оздоровления детей;

-привлечение и консультация родителей детей, находящихся на сопровождение психолого- медико-педагогического консилиума ДОУ и семей группы риска;

- расширение возможностей социального партнерства учреждения;

- создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье осуществляется с учетом интересов ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

- распространение опыта работы: Сборник: «Взаимодействие с родителями в условиях проектной деятельности» ГБОУ ДПО (ПК) с Марийский институт образования, управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Инновационный проект: «Здоровые дети - счастливые родители»,2013г.

-Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием): «Инновационная деятельность педагога в условиях реализации федерального государственного образовательного пространства». Доклад: «Алгоритм составления программы «Здоровье в свете современных федеральных требований в части охраны жизни и здоровья воспитанников».,2013г

Проблемные стороны:

- поступление детей в ДОУ, имеющих помимо предрасположенности к простудным заболеваниям, функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья;

-увеличение роста числа семей группы риска, детей и подростков с асоциальным поведением;

- недостаточно сформирована потребность родителей в осознании ведения здорового образа жизни в своих семьях;

- повышенная угроза безопасности жизни, и здоровья воспитанников ДОУ, в связи с технической изношенностью кровли здания детского сада и коммуникационных систем из-за недостаточного объема финансирования;

- обострение проблемы профессионального выгорания педагогических кадров.

Необходимость разрешения обозначенных проблем позволит внести корректировку в данный проект.

Итоги проекта

В ходе работы выявлено, что организация процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей на основе использования традиционных и интерактивных форм позитивно влияет на формирование здоровьесозидающей позиции родителей и культуры здоровья дошкольников.

Для ребенка дошкольного возраста ближайшей целью развития является школьная зрелость, достижение которой зависит и от уровня сформированности культуры здоровья. Высокий уровень культуры здоровья дошкольников возможен при осуществлении сотрудничества на основе акмеологического подхода к здоровьесозиданию, которое осуществляется педагогами ДОУ и родителями, сопровождающими растущего ребенка на пути его становления как личности и субъекта жизнедеятельности.

Дальнейшие перспективы реализации проекта

Перспективой в реализации проекта будет служить дальнейшее самосовершенствование в области здоровья, развитие процесса духовно-нравственного роста личности педагогов ДОУ и родителей, которое в дальнейшем, составит основу здоровьесозидающей жизнедеятельности и послужит ярким примером, которому следует растущий ребенок. Такие примеры необходимы ребенку в период дошкольного детства и обуславливают дальнейшее развитие личности растущего ребенка.

Ожидается, что результаты работы по данной проблеме подтвердит гипотезу, что совместная деятельность педагогов и родителей поможет сформировать культуру здоровья дошкольников и снизить заболеваемость, с целью дальнейшего достижения хороших результатов ребенка в школе. Внедрение и апробация интерактивных форм взаимодействия педагогов и родителей обеспечат расширение педагогических и психологических функций сотрудничества.

Результаты проекта будут представлены на муниципальном, республиканском и всероссийском уровне в рамках сотрудничества, обмена методическими наработками по созданию единого образовательно-оздоровительного пространства между детским садом и семьей.

Бюджет:

1. Оплата труда и консультационных услуг.

А. Оплата труда штатных сотрудников проекта (за квартал)

Должность

Коли-чество

Оплата труда

% занятости

Всего

Имеется

Требуется

рублей

рублей

рублей

Воспитатель

4

6200

21

1300

0

5.200

Инструктор по физкультуре

1

6700

20

1340

0

1340

Старший воспитатель

1

7600

30

2280

0

2280

Итого



8820

Б. Выплата гонораров консультантам и привлеченным специалистам.

Должность

Коли-чество

Оплата труда

% занятости

Всего

Имеется

Требуется

рублей

рублей

рублей

Врач-педиатр

1

13000

15

1900

0

1900

Итого


2. Основные прямые расходы.

A. Типографские расходы

Наименование

Количество

Стоимость

/1 шт./

Всего

Печать публикаций рекламного материала разъяснительного характера

150 буклетов

1буклет-20 рублей

3000 рублей

Приобретение стендов

1

3000 рублей

3000 рублей

Итого:



6000 рублей

Б. Офисные принадлежности

Наименование

Количество

Стоимость

/1 шт./

Всего

Канцелярские принадлежности

1000

Итого:

1000

Всего

Итого основных прямых расходов

7000

Полная стоимость проекта

17720

Имеется

0

Требуется

17720

Библиография:

1.Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. - М.: Аркти, 2011.

2.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская-М.,1993.

3.Козлова А.В., Денеулина Р..П. Работа ДОУ с семьей: Диагнгостика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова, Р..П. Денеулина- М.:ТЦ Сфера,2004.

3.Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений./Л.Свирская. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007.

4.Семейная академия: Вопросы и ответы./ Овчарова Р.В.- М.: Просвещение: Учеб., лит.,1996.

5.Горшенинник В.В., Самошкина И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007.










© 2010-2022